Файл: Брук С.И. Основы взаимозаменяемости и технические измерения учеб. пособие с элементами программир. обучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Движения подшипниковая,

В

=

0

30Д П

(см. рпс.

37). Отклонения диа­

метра подшипнпка

принимать

по

 

Dc.

 

 

 

 

Обозначение

 

1

 

2

 

 

 

3

4

5

ZM

 

+0,008

- 0 , 0 2 2

+0,010

- 0 , 0 2 9

+0,017

ч

 

+0,039

+0,001

+0,046

—0,001

+0,030

95.

Н аптп

предел[ьные

зиаче]1 И Я

В

МИЛЛ иметрах

дшшетрального

зазора

(z M

iг zg) в сопражении

нарзданого

коль ца

подшипнвска каченпя

Особовысоко го класса точ]яости (А) с отверстием кор пуса D — 1С 0 мм. Посад­

ка Глухая по цшипнпковая , D

=

0

 

ЮС) Г 1 П

(см. рис. 37). Отклонеи м диаметра

подшипника принимать по

Dc.

 

 

 

 

 

 

Обозначение

 

1

 

2

 

 

 

3

4

5

z M

 

—0,014

- 0 , 0 3 4

+0,027

+0,035

- 0 , 0 1 2

z 6

 

- 0 , 0 0 6

- 0 , 0 0 5

+0,050

+0,042

+0,038

96.

Б айти предел ьные

значен! я в миллиме!трах диамет зального за-

зора ( z M и z 6 в сопряженпи наружного кольца подшипника качения

Сверх-

высокого

кл э.сса точност)i (С)

с отве])стием корпуса

D = 85 .чм.

Посадка

Тугая

подппгапнковая, )L = 0

8 5 Т 1 п (см. рпс. 3'1).

Отклоненпя дпаметра

подшипника

принимать

по D c .

 

 

 

 

 

 

 

Обозначение

 

i

2

 

3

4

 

 

а

 

z M .

 

+0,012

—0,016

- 0 , 0 2 4

+0,016

- 0 , 0 2 8

 

 

 

+0,051

—0,002

+0,006

+0,040

+0,017

JVs 97. Н аптп предел ьные значенг[я в

миллиме трах диамет зального за-

зора (z M

н zd

в

сопряжен ни наружног э кольца подшинника качвния

Особо-

высокого

КЛюса£

точност

(А) с отверстием корпусза D =

150

, 1м.

Посадка

Напряженна)1 подшппип*,овая, D

= 0

1 5 0 Н 1 п ( ип.

рпс.

37).

Отклонения

дпаметра

по;цпппника пр инимать

по Dc.

 

 

 

 

 

 

Обозначение

 

1

2

 

3

4

 

 

5

 

 

+0,009

- 0 , 0 1 6

- 0 , 0 0 7

—0,017

- 0 , 0 3 6

Ч

 

+0,039

+0,021

+0,008

+0,018

+0,022

№ 98. Найти предельные значения в миллиметрах диаметрального за­ зора ( z M и ZQ) В сопряжении наружного кольца подшппника качения Сверх-' высокого класса точности (С) с отверстием корпуса D = 120 мм. Посадка

153


\

Плотная подшипниковая, D = 0 120Пщ (см. рис. 37). Отклонения диаметра подшипника принимать по D c .

Обозначение

J

2

3

4

 

 

—0,005.

- 0 , 0 0 6

—0,002

+0,003

—0,005

Z D

+0,029

.+0,032

+0X121

+0,016 •

+0,024

№ 99. Найтп предельные значения в миллиметрах диаметрального за­ зора ( z M л zg) в сопряжении паруячного кольца подшипника качения Особовысокого класса точности (А) с отверстием корпуса D — 70 мм. Посадка Скользящая подшипниковая, D = 0 70С 1 П (см. рис. 37). Отклонения диа­ метра подшипника принимать по Dc.

Обозначение

1

2

3

4

5

+0,003

- 0 , 0 1 0

- 0 , 0 4 3

0

+0.010

S 6

+0,028

+0,010

0

+0,043 '

+0,021

№ 100.

По каким значениям натягов или

зазоров проверяется расчет­

ным путем пригодность выбранной посадки подшипника качения?

 

1) -sg и z 6 ; 2) scP п z c p ; 3) s M и z M ; 4) s M , s c p

и s 6 ; 5) z M , z c p и z 6 .

101. Укажите исходные условия расчета среднего натяга посадки.

1.Обеспечение необходимой прочности соединения. 2. Обеспечение до­

пускаемой величины^пнтенсивности радиальной, нагрузки для выбранной посадки. 3. Обеспечение прочности кольца. 4. Сохранение зазора по телам качения. 5. Обеспечение предусмотренных условий сборки.

JVS 102. Укажите исходные условия расчета наименьшего натяга посадки. См. ответы к вопросу № 101.

103. Укажите исходные условия расчета наибольшего натяга посадкп. См. ответы к вопросу № 101.

104. Укажите принятую размерность величины интенсивности ради­

альной нагрузки на посадочной поверхности

подшипника.

1) кГ; 2) кГ/см; 3) кГ/см2; 4) кГ-м; 5)

кГ-.ч/сек.

105. Как следует изменить посадку по внутреннему кольцу подшип­ ника качения при пустотелом вале?

1.Увеличить натяг. 2. Уменьшить натяг. 3. Не изменять. 4. Увеличить посадочный зазор. 5. Уменьшить посадочный зазор.

106. Как следует изменить посадку по наружному кольцу подшипника качения при тонкостенном корпусе?

См. ответы

к вопросу 105.

 

 

 

107.

По

какому

впду деформации

проверяется

напряжение

колец

подшипников; качения от

натяга посадки?

 

 

 

1)

сжатие"; 2) растяжение; 3) изгиб; 4) кручение; 5)

срез.

 

. №

108.

В каких случаях целесообразно

уменьшать

натяг посадки

цпр-

куляционно нагруженного кольца подшипника? Укажите неправильный ответ.

1. В узлах, требующих частой разборки. 2. В узлах дешевых и неответ­ ственных машин. 3. При посадке сдвоенных подшипников с предваритель­ ным натягом. 4. В посадках роликовых подпгипников по сравнению с шари­ ковым. 5. При больших погрешностях геометрической формы сопрягаемых деталей.

154


№ 109.

По какому значению зазора или натяга посадки подшипника

качения

определяется

допустимая

интенсивность радиальной нагрузки?

1) s6;

2) s M ; 3) s c p ; 4) z 6 ; 5) zM .

 

Л1 110.

Какое значение

зазора или натяга посадки лимитируется проч­

ностью колец подшипников

качения?

См.

ответы к вопросу

№ 109.

 

Л? 111.

По какому значению посадочного зазора или натяга определяется

допустимая

деформация

дорожки

качения?

См. ответы к вопросу № 109.

 

Л» 112. По какому значению зазора пли натяга посадки проверяется возможность проворачивания циркуляционно нагруженных колец подшип­

ников качения?

См.

ответы к вопросу № 109.

113. Подобрать путем расчета посадку внутреннего кольца подшип­

ника па массивный вал при циркуляционном нагруженин кольца и величине

радиальной

нагрузки

R

=

1000 кГ. Подшипник

средней серии;

d =

40,

D =

90, В =

23, г =

3. Динамический коэффициент посадки Кп

=

1. Коэф­

фициент неравномерности нагрузки FA

=

1.

 

 

 

 

 

1) Г п ;

2)

Т п ;

3)

Н„;

4)

П п ; 5)

С п .

 

 

 

 

 

 

 

№ 114. Подобрать путем расчета посадку внутреннего кольца подшип­

ника

на

полый

вал

при циркуляционном нагруженин кольца радиальной

нагрузкой

R =

200

кГ.

Размеры

подшипника: d — 60, D =

110,

В — 27,'

г =

4. Внутренний

диаметр отверстия

вала d\ =

30. Динамический коэф­

фициент пооадкл Кп =

1.

Коэффициент неравномерности нагрузки

FА =

1.

См. ответы к задаче № 113.

 

 

 

\

 

 

 

 

№ 115. Подобрать

путем расчета посадку внутреннего кольца подшип­

ника

на полый вал

при циркуляционном

нагруженин кольца

радиальной

нагрузкой

R = 1300 кГ. Размеры подшипника: d=70,

. 0 = 1 5 0 ,

В =

35,

г = 4 , 5 .

Диаметр

 

отверстия

вала

d i = 55.

Динамический

коэффициент

посадки

Л:п =

1,5.

Коэффициент неравномерности

нагрузки

Fa=l-

 

 

 

 

См.

ответы к задаче

№ 113.

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 116. Подобрать путем расчета посадку наружного кольца подшип­ ника в корпус при циркуляционном нагруженин кольца радиальной силой R = 500 кГ. Размеры подшипника: d = 100, D — 180, В = 34, г = 4,5. Наружный диаметр корпуса 2? 2 = 240. Динамический коэффициент посадки Кп = 1. Коэффициент неравномерности нагрузки FA = 1.

1) Р,; 2) Г п ; 3) Т п ; 4) Н п ; 5) П п .

117. Подобрать путем расчета посадку наружного кольца подшипника

вкорпус при радиальном нагруженин кольца усилием R — 800 кГ. Размеры

подшипника: d = 120, D =

260, В =

55, г =

5,2. Наружный диаметр кор­

пуса D 2 =

300 мм. Динамический коэффициент посадки

Кп = 1,8. Коэф­

фициент неравномерности нагрузки Fa

=

 

 

См. ответы к задаче '№

116.

 

 

 

№ 118.

Подобрать неподвижную посадку

внутреннего

кольца шарико­

подшипника на вал пз условия прочности кольца. Посадочные диаметры

подпшпнпка: d =

120, D =

180.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

См. ответы к задаче № 113.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ms 119.

Рассчитать

наибольшее напряжение

а,

кГ/мм*,

возникающее

во внутреннем кольце шарикоподшипника

d =

55, D =

90 прп сопряжении

его с валом по Тугой подшипниковой посадке (Т п ) .

 

 

 

1)

5,2;

2)

10,1;

3)

16,8;

4)

24,3;

5)

37,5.

 

 

 

 

 

Л"° 120.

Рассчитать

наибольшее

напряжение

а,

кГ/мм*,

возникающее

во внутреннем кольце шарикоподшипника d =

180, D =

280 прп сопряже­

нии его с валом по Глухой подшипниковой посадке

п ).

 

1)

5,7;

2)8i4;

3)

13,5;

4)

18,1;

5)

25,4.

 

 

 

 

 

Л? 121.

Рассчитать

наибольшее

напряжение

о,

кГ/мм*,

возникающее

во внутреннем

кольце

шарикоподшипника d =

 

20,

D = 42,

Нормального

класса точности при1

сопряжении его с валом по Напряженной подшипнико­

вой посадке

п ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

155


1)

28,6;

2)

23,8;

3)

12,2;

4)

34,5;

5)

40,1.

 

122.

Рассчитать

наибольшее

напряженно о, кГ/мм2,

возникающее

во внутреннем

кольце

 

шарикоподшипника d — 12, D = 24,

Нормального

класса точности (Н) прп сопряжении его с валом по Глухой подшипниковой

посадке (Гп ).

 

 

 

 

 

 

 

1)

5,3;

2)

10,2;

3)

44,6;

4)

16,8;

5)

29,7.

123.

Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радиальный зазор £ по шарикам при сопряжении шарикопод­

шипника d == 60, D =

110, Нормального класса точности (И) с валом по Ту­

гой подшппниковой посадке (Т п ) .

1)

0,008;

2) 0,017;

3) 0.02S; 4) 0,036; 5) 0,045.

124.

Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радпальный зазор £ по шарикам при сопряжении шарикопод­

шипника d =

80, D =

200, Нормального

класса точности с валом по Глу-'

хой подшипниковой посадке (Гп ).

 

 

 

1)

0,014;

2)

0,028;

3)

0,038;

4)

0,007;

5)

0,020.

125. Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радиальный зазор £ по шарикам прп сопряжении шарикопод­

шипника d =

150, D =

225, Повышенного

класса точности (П) с валом

по Плотной подшппниковой посадке (Пп ).

 

 

1)

0,015;

2)

0,035;

3)

0,053;

4)

0,028;

5)

0,042.

126. Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радиальный зазор с, по шарикам при сопряжении шарикопод­

шипника d =

50, D —

110, Сверхвысокого класса точности (С) с валом по На­

пряженной подшипниковой посадке (Нщ).

 

1)

0,017;

2)

0,005;

3)

0,042;

4)

0,028;

5)

0,036.

127.

Определить, на какую

наибольшую величину может измениться

начальный радиальный зазор £ по шарикам при сопряжении шарикопод­

шипника Особовысокого

класса

точности

(A), d = 30, D = 62, с валом

по Плотной подшипниковой посадке (П1П ).

 

1)

0,023;

2)

0,037;

3)

0,004;

4)

0,016;

5)

0,010.

128. Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радпальный зазор £ по шарикам прп сопряжении шарикопод­

шипника Особовысокого

класса

точности

(A), d = 25,

D — 52, с валом

по

Скользящей

подшипниковой

 

посадке

(Сщ).

 

 

 

1)

0,005;

2)

0,018;

3)

0,25;

4)

0,002;

5)

0,013.

 

 

 

129.

Определить, на какую наибольшую величину может

измениться

начальный зазор

£ по шарикам при сопряжении шарикоподшипника d — 35,

D =

72, Нормального класса точности (Н) с корпусом по

посадке

для тонко­

стенных корпусов Р7 .

 

 

 

 

 

 

.

 

 

1)

0,016;

2)

0,037;

3)

0,024;

4)

0,010;

5)

0,048.

 

 

 

130.

Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радиальный зазор £ по шарикам при сопряжении шарикопод­

шипника d =

75,

D =

130, Повышенного

класса точности (Ы)

с корпусом

по Напряжению

подшипниковой

посадке

( Н п ) .

 

1)

0,007;

2)

0,0016;

.3)

0,024;

 

4)

0,035;

5)

0,046.

 

131.

Определить, на какую наибольшую величину может

измениться

радиальный

 

зазор £ по шарикам

при сопряжении шарикоподшипника d =

— 45, D =

100, Высокого класса точности (В) с корпусом по Тугой подшип­

никовой посадке

( Т п . )

 

 

 

 

 

 

 

 

1)

0,042;

2)

0,009;

3)

0,018;

4)

0,026;

5)

0,035.

 

132.

Определить, на какую наибольшую величину может измениться

начальный радиальный зазор £ по шарикам при сопряжении шарикопод­

шипника Особовысокого

класса

точности

(A), d — 35, D = 80, с корпусом

по Напряженной подшипниковой посадке (Нщ)-

1)

0,022;

2)

0,004;

3)

0,036;

4)

0,015;

5)

0,009.

№ 133. Рассчитать минимально необходимый натяг и подобрать соот­ ветствующую посадку шарикоподшипника на вал из условия предотвраще­ ния возможного проворачивания подшипника на валу. Размеры подшипника:

156 ~


d =

90,

D =

190, В = 43, г = 5,2. Класс точности подшнпшша

Повышен­

ный (П). Радиальная нагрузка на подшипник В. = 200 кГ. Характер

нагру­

жения внутреннего кольца подшипника циркуляционный.

 

 

 

1)

Н„;

2)

Т п ;

3) Гп ;

4) Н 1 п ;

5)

Т 1 п .

 

 

 

 

 

134. Рассчитать те же параметры, что п в № 133. Размеры подшипника:

d =

140,

D =

300,

В =

62, ?• =

3,2.

Класс

точности

подшипника

Особо-

высокий

(А). Радиальная

нагрузка на подшипник Л = 450 кГ.

Характер

нагруженпя

внутреннего

кольца

подшипника

циркуляционный.

 

 

 

1) Т п ; П п ; 3) Г 1 п ; 4) Т 1 п ; 5) Н 1 п .

 

 

 

 

 

135.

То же.

Размеры подшипника: d =

50, D =

110, В =

27,

= 4.

Класс точности подшипника Высокий (В). Радиальная нагрузка на подшип­

ник R

= 500 кГ.

Характер

нагружения внутреннего

кольца подшипника

циркуляционный.

 

 

 

 

 

См. ответы к

задаче

134.

 

 

136. Рассчитать

минимально необходимый натяг посадки

s M и подо­

брать

соответствующую

посадку шарикоподшипника в

корпус

механизма

из условия предотвращения проворачивания наружной посадочной поверх­

ности подшипника

в корпусе.

Размеры подшипника: d = 65, D =

140,

В = 38, /• =

4,5. Класс точности подшипника Повышенный (П). Радиальная

нагрузка на

подшипник Л. =

300 кГ. Характер нагружения

наружного

кольца подшипника

циркуляционный.

 

 

1) П п ; 2) Н п ; 3) Т п ; 4) Гп ; 5) Р 7 п .

 

 

№ 137.

То же. Размеры подшипника: d = 85, D = 180, В =

41, г =

5,2.

Класс точности подшипника Сверхвысокий (С). Радиальная нагрузка на под­ шипник Я = 150 кГ. Характер нагружения наружного кольца подшипника циркуляционный.

1) Н 1 П ; 2) Г 1 п ; 3) С 1 п ; 4) Т 1 п ; 5) П 1 п .