Файл: Брежнев В.И. Эксплуатация водопроводных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В табл .

6 приведена

техническая характеристика

погружных

насосов Э Ц В .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6. Техническая

характеристика

погружных насосов ЭЦВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поперечные

Внутренний

 

Произво­

 

 

 

К. п. д. в

Мощность

размеры насо­

Насос ЭЦВ

дитель­

Напор в

сного

агрега­

диаметр обсад­

ность в

м оод. cm,

% (не ме­

электро­

та

(насос,

ной

колонны

 

лі*/ч

 

 

 

 

нее)

двигателя

электродвига­

в мм (не

 

 

 

 

 

 

 

в кат

тель,

кабель)

менее)

 

 

 

 

 

 

 

 

в мм

 

 

5-10-30

10

 

30

 

 

56

2

 

114

 

122

5-10-50

 

50

 

 

.56

2,8

 

114

 

122

5-10-75

10

 

75

 

 

57

4

 

114

 

122

5-10-100

100

 

 

57

5,5

 

114

 

122

6-16-50

16

 

50

 

 

64

4

 

142

 

150

6-16-75

16

 

75

 

64

5,5

 

142

 

150

6-16-110

16

110

 

64

8

 

142

 

150

6-16-160

16

160

 

 

64

П

 

142

 

150

8-25-45

25

 

45

 

 

64

5,5

 

186

 

197

8-25-100

25

100

 

.

64

11

 

186

 

197

8-40-65

40

 

65

 

66

11

 

186

 

197

8-40-120

40

 

120

<

 

66

22

 

186

 

197

8-40-165

40

 

165

 

66

32

 

186

 

197

10-63-65

63

 

65

 

 

68

22

234

 

249

10-120-60

120

 

60

 

 

71

32

234

 

249

10-120-80

160

 

80

 

 

71

45

234

 

249

12-160-65

 

65

 

 

72

45

281

 

301

12-160-100

280

100

 

 

72

65

281

 

301

14-280-90

 

90

 

 

75

125

328

 

353

16-500-45

500

 

45

 

 

74

90

375

 

402

16-500-90

 

 

90

 

 

75

180

375

 

402

П р и м е ч а й

и е. В настоящую

техническую характеристику включена только

часть на­

сосов; перечень насосов, выпускаемых промышленностью, значительно

шире.

 

 

а) Монтаж глубинных и погружных насосов

 

 

 

Глубинные

насосы

АТН

 

 

 

 

 

 

 

Насосы АТ Н состоят из трех основных

узлов: насоса,

элект­

родвигателя, напорных труб с приводным

валом.

 

 

Р а б о ч а я

часть

насоса

АТ Н (рис. 15) состоит из рабочих ко­

лес 6, насаженных на вал / насоса, закрепленных при помощи распорных конусных втулок 7. Рабочие колеса находятся под

направляющими а п п а р а т а м и 4. Н а п р а в л я ю щ и е

аппараты

и ра­

бочие колеса заключены в чугунный корпус 5.

Отдельные

кор­

пуса скрепляются

м е ж д у собой при помощи шпилек. В верхней

и нижней частях

корпуса насоса имеются н а п р а в л я ю щ и е под­

шипники с резиновыми в к л а д ы ш а м и . К нижней части

присоеди­

няется в с а с ы в а ю щ а я труба с приемным клапаном и

предохра­

нительной сеткой,

к верхней — напорные трубы, в середине ко-

29



Рис. 15. Насос ATH

1

-

вал

насоса;

 

2

— всасываю­

щая

труба; 3 — напорная труба-

4

направляющий

аппарат;5

 

пус

насоса;

6

рабочие

ко­

 

 

леса; 7

втулка

 

Рис. 16. Электродвигатель к насо­ су АТН

1 — радиальный подшипник; 2 —

опорный

корпус

двигателя;

3 —

масленка;

4 —

регулировочная

гайка;

5

колпак;

6 —

двига­

тель;

7

упорный

радиальный

подшипник; 8 — сальниковое уст­ ройство; 9 — заливочная трубка; 10 — уровнемер

30

торых проходит трансмиссионный вал от вертикального электро­

двигателя, расположенного

на поверхности земли

в

павильоне

(см. рис. 13). Эти валы имеют резьбу и соединяются

м е ж д у со­

бой удлиненной стальной муфтой.

Чем выше требуется

напор,

тем больше устанавливается рабочих колес. В настоящее

время

иасосы АТН выпускаются с числом рабочих колес от 3 до 22.

Напорные трубы с приводными в а л а м и монтируют

из

звень­

ев. М е ж д у звеньями

устанавливают

н а п р а в л я ю щ и е

подшипники

с запрессованными

в них

резиновыми в к л а д ы ш а м и .

 

Звенья со­

единяются м е ж д у собой с помощью фланцев или на резьбе. При фланцевом соединении применяют прокладки из прессованного

картона, стыки стягивают болтами,

причем между

к а ж д ы м

стыком устанавливают н а п р а в л я ю щ и е

подшипники с

резиновы­

ми в к л а д ы ш а м и .

 

 

При резьбовом соединении н а п р а в л я ю щ и е кронштейны уста­ навливают через звено. Места приводных валов, находящиеся в подшипниках, шлифуют для обеспечения меньшего сопротивле­ ния и большей долговечности.' Приводные валы должны быть строго вертикальны.

 

Приводная часть насоса состоит из вертикального электро­

двигателя (рис. 16). На

чугунной станине

двигателя

находится

электромотор

с радиальным

подшипником

/ и упорным

ради­

альным подшипником 7,

который воспринимает осевую нагруз­

ку

насоса (вес рабочих

колес насоса

приводного

вала,

воды

и

т.. д . ) . Шарикоподшипники в р а щ а ю т с я в

масляных

ваннах, в

которые через

масленку

3 заливается

машинное масло

3.

 

В опорной

части мотора

имеется напорный патрубок,

к

кото­

рому присоединяются водоподъемные трубы. Сальниковое уст­ ройство 8 предназначено д л я устранения просачивания воды из водоподъемных труб. Д л я регулирования зазора между рабочи­ ми и направляющими аппаратами на верхней части трансмисси­ онного вала под колпаком 5 находится регулировочная гайка 4. В нижней части чугунной станины имеется заливочная трубка 9

для заполнения водой водоподъемных труб

перед

пуском

на­

соса.

 

 

 

 

 

 

 

Насос

должен

в р а щ а т ь с я

против часовой

стрелки,

если

смотреть

на него

сверху. Во

избежание вращения

насоса

при

его остановке по часовой стрелке в верхней части

электродвига­

теля смонтирован

контрреверс,

насаженный

на

трансмиссион­

ный вал при помощи шпонки. Вращение вала в обратную сторо­ ну может привести к развинчиванию в а л а в соединительных муфтах, вследствие чего рабочие колеса опускаются в нижнее положение, трутся о корпус насоса и выходят из строя.

Перед монтажом насос рекомендуется разобрать, рабочие колеса отбалансировать . После сборки насоса рабочие колеса должны проворачиваться легко, без заедания . Осевое смещение вала не должно выходить за пределы 6—8 м/м.

31


б)

Погружные насосы

АП

 

У

погружных

насосов

А П электромотор

расположен непо­

средственно под

рабочей

частью насоса.

Агрегат спускают в

скважину на напорных трубах на 3—4 м ниже предполагаемого

динамического

уровня в скважине . На поверхность земли

выхо­

дят напорная

 

труба и кабель с полихлорвинпловой

изоляцией.

По конструкции электродвигатели погружных насосов под­

разделяются

на сухие,

полусухие,

мокрые

и маслозаполненные.

В основном

распространены

мокрые электродвигатели,

 

наибо­

лее надежные в эксплуатации .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глубинные насосы погружного типа состоят из непосредст­

венно

насосов,- электродвигателей

и напорных труб

с

кабелями .

Электродвигатель имеет следующие основные части: статор,

ротор, упорный подшипник, верхнюю и нижнюю крышки

 

корпу­

са с подшипниками скольжения (рис. 17).

 

 

 

 

 

 

 

Погружной

насос почти

не

отличается от глубинного

насоса.

Перед монтажом ласос следует разобрать, очистить

и

 

промыть

водой. П е р е д

 

сборкой насоса с двигателем необходимо прове­

рить

размеры

верхней

крышки двигателя

и концы

з а л а

двига­

теля.

Н е л ь з я

 

допускать упора торцов вала двигателя и насоса.

З а з о р

между

 

ними должен

быть

1—0,5

м.

Соединение

двигате­

ля с

насосом

 

производится

 

при

помощи

стальной

втулки со

шпонкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед спуском в скважину собранного

агрегата

необходимо

проверить обмотку мотора и сопротивление.

 

 

 

 

 

 

После

сборки

насоса

и двигателя,

проверки

плавности

вра­

щения и

заливки

в корпус

мотора чистой

воды

насос

опускают

в скважину на заданную глубину, чтобы динамический

уровень

воды в ней был на 3—5

м

выше

всасывающего

патрубка

 

насо­

са. П р и

этом

необходимо

помнить, что

нельзя опробовать

или

запускать двигатель в работу, если корпус насоса не залнт чис­ той водой.

Во время опускания агрегата в скважину не допускаются тре­ ние кабеля о стенки обсадных труб, а т а к ж е его провисание. Ка­ бель крепят к напорным трубам через 3—5 м.

Пуск электродвигателя д о л ж е н производиться только с по­ мощью станции управления, которая поставляется комплектно с электродвигателем. З а п р е щ а е т с я включать электродвигатель не­ посредственно от сети.

В комплект станции управления входят: автоматический вы­ ключатель, плавкие предохранители, реле времени и минималь ­

ной нагрузки, амперметр и вольтметр, трансформатор тока

и ли­

нейный контактор.

 

Н а с о с д о л ж е н в р а щ а т ь с я по часовой стрелке, если на

него

смотреть сверху. Правильное направление вращения насоса ус­ танавливают путем переключения двух фаз и проверки давления воды по манометру.

32


Рис. 17. Электродвигатель

погружного васоса АП

1 — кабель; 2 — вал рото­ ра; 3 — шпонки; 4 — на­

жимные

кольца;

5 — ста­

тор;

6

— корпус

статора:

7—нижняя крышка

статора:

8 —

пробка для

выпуска

воды; 9 — втулка из нержа­ веющей стали; 10 — тексто­ литовая втулка; 11 — пята;

12

— концевая часть ротора

2

За к. 242

Рис. 18. Насос ЭЦВ

1 — направляющий

стержень

клапана; 2 — клапанная

коробка;

3 — вал насоса; 4 — вкладыши

радиальных

 

подшипников;

5

— »

электросиловой

кабель;

6

на­

правляющий

аппарат; 7

рабо­

чее колесо; 8 — шпонка;

9

дистанционная втулка; .10 — сед­

ло клапана; 11 — кольцо

седла;

12

манжеты

 

 

 

 

 

 

 

 

33