Файл: Брежнев В.И. Эксплуатация водопроводных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 115

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Искусственными заземлителями являются погруженные

в-

землю стальные трубы, уголковая сталь, металлические

стержни

и т. п. Схема искусственного заземления приведена на

рис.

12.

Заземлители и з а з е м л я ю щ и е проводники, расположенные в земле, не окрашивают . Открыто проложенные проводники окра­

шивают в черный цвет.

 

 

 

 

 

 

Соединение з а з е м л я ю щ и х проводников между собой

выпол­

няется

посредством

сварки,

а

присоединение

к з а з е м л я е м ы м

корпусам

аппаратов,

машин

и

т. п. — сваркой или

надежным

болтовым

соединением.

 

 

 

 

 

 

При

приемке в эксплуатацию з а з е м л я ю щ и х

устройств

д о л ж ­

на иметься следующая документация:

 

 

 

 

а)

исполнительные чертежи и схемы заземляющего

устрой­

ства с указанием расположения

подземных

коммуникаций;

б)

акты на подземные работы по у к л а д к е

элементов

зазем ­

л я ю щ и х устройств;

 

 

 

 

 

 

 

в)

протоколы приемо-сдаточных испытаний

з а з е м л я ю щ е г о

устройства по нормам и в объеме, предусмотренном

ПУЭ .

Д л я определения

технического состояния

заземляющего уст­

ройства необходимо периодически производить внешний осмотр видимой части устройства; осмотр с проверкой наличия цепи м е ж д у заземлителем и заземляемым элементом; измерять со­ противление заземляющего устройства и полное сопротивление фаза - нуль; проверять надежность соединения естественных заземлителей; выборочно вскрывать грунт д л я осмотра элементов устройства, находящегося в земле.

Измерение сопротивления з а з е м л я ю щ и х устройств в водо- проводно-канализационных сооружениях производят прибором М.С-08 М-1103 после монтажа, а затем не р е ж е одного раза в год. Результаты измерений оформляют протоколом. Заключение после измерений заносят в паспорт заземляющего устройства.

Наличие цепи между заземлителем и заземленными элемен­ тами проверяют прибором М-372.

5.ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ О Б С Л У Ж И В А Н И И

ОБ О Р У Д О В А Н И Я НАСОСНЫХ СТАНЦИИ

Машинист насосной станции всегда должен помнить, что ни » при каких обстоятельствах нельзя касаться токоведущих частей.

При поражении током или других несчастных случаях от­ ключение от тока одного агрегата или всей станции в целом про­ изводит дежурный машинист без разрешения руководства, но с

обязательным последующим

извещением

его

и фиксируется .

записью в ж у р н а л е дежурства .

 

 

 

Д е ж у р н ы й машинист отключает и включает

электродвига­

тели единолично. При ручном

управлении

он производит вклю-

23


чение и выключение в диэлектрических перчатках, стоя па рези­ новом коврике. В сырых местах вместо резиновых ковриков д о л ж н ы быть предусмотрены деревянные решетки на изоляторах.

Диэлектрические перчатки перед использованием пеобходчло проверить по клейму, на котором указан срок периодического испытания, и скручиванием удостовериться в отсутствии в них

проколов. Пользоваться перчатками с истекшим сроком

испыта­

ния или с проколами запрещается .

 

 

 

 

Машинист, обслуживающий насосные станции, во нзбежанче

зам-атывания в р а щ а ю щ и м и с я частями и деталями

агрегатов

свисающих концов

одежды

должен быть одет

в

соответствую­

щий .ка.М'бинезон.

Ж е н щ и н ы

обязаны

р а б о т а т ь

комбинезоне

или шароварах . Волосы д о л ж н ы быть заправлены

под

головные

платки.

 

 

 

 

 

 

Перед пуском агрегата дежурный машинист

обязан прове­

рить его исправность. П р и

сильной

вибрации,

угрожающей на­

сосу или электродвигателю, недопустимом повышении темпера­ туры подшипников, появлении дыма или огня нз электромотора или его пускорегулирующеіі аппаратуры агрегат необходимо вы­

ключать. З а п р е щ а е т с я

при включенном

агрегате

зачищать

и

об­

тирать

кольца ротора

электромотора,

а т а к ж е

смазывать,

чи­

стить

отдельные детали электромотора

или насоса.

 

 

Полы, лестницы и

площадки в помещениях

насосных

стан­

ций д о л ж н ы содержаться в чистоте и быть исправными. Л ю к и в полах во избежание несчастных случаев необходимо з а к р ы в а т ь специальными плотно з а к р ы в а ю щ и м и с я крышками . Открытые" быстровращающиеся узлы и детали агрегатов (шкивы, залы, контактные кольца, муфты и др.) д о л ж н ы быть ограждены . Сни­

мать пли ставить ограждения во время работы

агрегата

запре­

щается.

 

 

На рубильниках д о л ж н ы быть установлены

защитные

кожу­

хи. Включать и выключать их надо быстро н до

упора.

 

Входить в помещение, где размещены электрические распре­ делительные устройства, разрешается только в особых случаях (технический осмотр, аварийное положение) электрикам наибо­

лее высокой квалификации

и закрепленным за .данной

электро ­

установкой. В соответствии

с « П р а в и л а м и технической

эксплуа­

тации электроустановок»

(«Энергия»,

1969)

электрики

д о л ж ­

ны иметь квалификационную группу

не ниже

I V разряда д л я

установок напряжением выше 1000 в и

I I I р а з р я д

для

установок

напряжением до 1000 в. У входной двери должен

висеть

плакат

с изображением черепа с красной стрелой и надписью «Не вхо­

дить —

смертельно!». В машинном з а л е не должно быть

посто­

ронних

лиц.

 

При проведении на насосных станциях ремонтных работ де­

журный

машинист .и его помощник д о л ж н ы знать о всех

рабо­

тах, проводимых ремонтной бригадой во время их дежурства, и производить соответствующие записи в журнале . На ключе 24


управления или привода его выключателя должен быть вывешен плакат «Не включать — ремонт». Снять плакат может т о л ь к о тот, кто его повесил.

Д о начала работ необходимо проверить путем осмотра ис­ правность заземления на корпусах электродвигателей и другого

оборудования, где д о л ж н ы проводиться ремонтные

работы.

На местах выполнения ремонтных работ д о л ж н ы вывеши­

ваться специальные плакаты,

предупреждающие

о

ремонтных

работах.

 

 

 

Во время дежурства запрещается без разрешения лица, от­

ветственного за ремонт электрооборудования, д а в а т ь

н а п р я ж е ­

ние на электрооборудование;

включать электронасос

в работу

после окончания ремонта, предварительно не убедившись в ис­ правности всех его частей.

Д л я предотвращения возможности вращения рабочих колес насоса под напором воды при случайном открытии з а д в и ж е к на напорном водоводе (при отсутствии обратных клапанов на насо­

сах)

необходимо

такие задвижки

перевязывать

цепью

пли

за­

клинивать.

 

 

 

 

 

Д л я обеспечения нормального освещения мест ремонтных

ра­

бот применяют переносные л а м п ы

низкого напряжения .

Питание

этих

ламп может

осуществляться

от переносных

понизительных

трансформаторов

с напряжением

во вторичной обмотке

не выше

36в.

Ра б о т а ю щ и е электродвигатели создают неприятный монотон­ ный шум. Промышленностью выпускаются бесшумные электро­ двигатели, но только малой мощности, используемые в водопро­ водном хозяйстве лишь для установок з многоэтажных зданиях

для подкачки воды на верхние э т а ж и .

На насосных станциях, в том числе и на водопроводе Моск­ вы, .пока попользуются электродвигатели обычного исполнения.

Г л а в а III . В О Д О П Р О В О Д Н Ы Е

СТАНЦИИ

НА ПОДЗЕМНЫХ ИСТОЧНИКАХ

В О Д О С Н А Б Ж Е Н И Я

1. СХЕМА Р А С П О Л О Ж Е Н И Я С О О Р У Ж Е Н И Й

Подземные воды в большинстве случаев не требуют приме­ нения очистных сооружений. Поэтому при выборе источников водоснабжения д л я любого населенного пункта прежде всего необходимо путем соответствующих изысканий уточнить воз­ можность использования подземных вод. Вкусовые качества подземных вод обычно выше качества воды поверхностных исгочников. Температура подземной воды почти всегда постоянна независимо от времени года. Более 80% городов и населенных пунктов Р С Ф С Р использует д л я хозяйствѳяно-гштьѳвого водо­ снабжения подземные источники.

25


2. О Б О Р У Д О В А Н И Е В О Д Я Н Ы Х С К В А Ж И Н

И М О Н Т А Ж В О Д О П О Д Ъ Е М Н О Г О О Б О Р У Д О В А Н И Я

Д л я подъема воды из водяных скважин раньше применялись эрлифтные устройства, вакуум-сифоны, центробежные насосы с горизонтальной осью вращения . Однако в настоящее время эти методы подъема воды из скважин применяют в единичных слу­ чаях из-за малого коэффициента полезного действия или значи­ тельной глубины динамического уровня воды в скважинах .

Сейчас

наиболее

широко

используют

д л я подъема

воды

спе­

ц и а л ь н ы е

насосы с

вертикальной осью вращения, которые под­

 

 

 

 

 

разделяются

на

два

основных

вида:

 

на­

 

 

 

 

 

сосы

с

электродвигателем,

устанавливае ­

 

 

 

 

 

мым на поверхности земли в

специаль­

 

 

 

 

 

ном павильоне, и насосы с

электродвига­

 

 

 

 

 

телем, опускаемым в скважину вместе с

 

 

 

 

 

насосом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насосы

первого вида,

к

 

которым

 

от­

 

 

 

 

 

носятся

насосы

АТН, НА, А,

называются

 

 

 

 

 

глубиниьшй. Передача в р а щ е н и я

осуще­

 

 

 

 

 

ствляется с помощью длинного

трансмис ­

 

 

 

 

 

сионного

вала, состоящего

я з

отдельных

 

 

 

 

 

звеньев.

Применение

этих

 

насосов

воз ­

 

 

 

 

 

можно

только

в

условиях

 

н а д л е ж а щ е й

 

 

 

 

 

вертикальности

с к в а ж и н . Кроме того,

для

 

 

 

 

 

установки электродвигателей над сква­

 

 

 

 

 

жиной

требуется

устройство

павильона

 

 

 

 

 

(рис.

 

13).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нинамическии

Насосы

второго типа, к которым отно­

 

 

 

 

 

сятся

 

насосы

 

АП;

А П В ,

АПТ, А П П Т ,

 

 

 

 

 

Э Ц В ,

 

называются

погружными .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насосы

А П

 

используются

 

до

сего

 

 

 

 

 

времени

на

многих

городских

водопро­

 

 

 

 

 

водах,

но с

1962

г. они

не

 

выпускаются

 

 

 

 

 

промышленностью и заменены более со­

 

 

 

 

 

вершенными в конструктивном отноше-

Рис. 13.

Схема

установкинии

 

насосами

А П Т

(артезианский

по-

насоса АТН в скважине

гружной, Тула)

 

и А П П Т

(артезианский

д в и ^ е л ™ к а

корпус

 

 

 

 

антикоррозионный,

Т у л а ) .

емные трубы;

з

Насосы

Э Ц В

более

экономичны

по

панО С с'с1тю)й?Р 5-п5Ільте?сравнению

с

другими погружными

насо-

6 — фундамент

под н а с о с с а м И

;

более

совершенны

в

конструктив­

 

 

 

 

 

ном

отношении

 

и имеют

высокий

к.п.д.

Все

погружные

агрегаты

отличаются

друг от

друга

разным

конструктивным решением, главным образом подпятника, явля ­ ющегося наиболее ответственным узлом, воспринимающим ме­ ханическую и неуравновешенную гидравлическую нагрузки. По26


г р у ж и ые насосы могут быть использованы в пробуренных на­ клонно с к в а ж и н а х или д а ж е в скважине, искривленной дугооб­ разно. Эти насосы не требуют надземных павильонов. М о ж . і э ограничиться подземной камерой с устройством простого входа (рис. 14).

•Рис. 14. Павильон над водяной смважниой, оборудованной погружным насосом

1 —. монтажный люк; 2 — щиток; 3 — кабель; 4 напорный водовод

27

В технологической характеристике к названию этих насосов обычно добавляют цифры (АТЫ-8, АТН-10, 8АП) , которые обо­ значают (в дюймах) наименьшие внутренние диаметры обсад­

ных труб для размещения в них насосов. Ц и ф р ы после букв

обо­

значают коэффициент

быстроходности, уменьшенный в 1Ü ра з и

округленный, и число

рабочих колес . Например, 6 А П В - 9 Х 7

сле­

дует читать так: насос артезианский, погружной, высоконапорный; 6 — минимальный диаметр обсадной трубы в дюймах; 9 — коэффициент быстроходности; 7 — количество рабочих секций у насоса; ЭЦВ-10-63-65 — насос электрический, центробежный, водяной, наименьший внутренний диаметр скважин — 10 дюй­ мов, или 250 мм, производительность 63 м3/ч, -напор 65 м.

Основные технические характеристики глубинных и погруж­ ных насосов приведены в табл. 4 и 5.

Т а б л и ц а

4.

Техническая

характеристика глубинных насосов АТН

 

 

 

Произво­

 

Масса на­

 

 

 

 

Насос АТН

Количест­

дитель­

 

Полный

соса

 

Число

Рекомендуе ­

во

колес

ность в

 

напор на­

электро­

оборотов

мая

мощность

 

 

 

If1/''

 

соса в .«

мотором п

в

1 мни

в

кет

 

 

 

 

 

кг

 

 

 

 

8-1-7

 

7

30

 

30

 

 

1450

 

7

8-1-11

 

11

30

 

45

 

1450

 

10

8-1-16

 

16

30

 

• 65

2451

 

1450

 

14

8-1-22

 

22

30

 

90

3430

 

1450

 

20

І0-І-4

 

4

70

 

30

1950

 

1450

 

14

10-11-6

 

6

70

 

45

 

1450

 

20

10-1-8

 

8

70

 

60

3950

 

1450

 

28

10-1-11

 

11

70

 

80

 

1450

 

40

10-1-13

 

13

70

 

100

5460

 

1450

 

40

14-1-3

 

3

170

 

50

6155

 

1450

 

75

14-1-6

 

6

170

 

100

10164

 

1450

 

75

Т а б л и ц а

5. Техническая характеристика

погружных

насосов

 

 

Насос

Производитель­

ность в м3

6АПВ-9Х7

5-7—10

6АП-9Х6

5—7,2—10

6АПВ-9Х 12

5—7,5—10

АП-9Х6

14—22—29

8АПВм-Юх6

14—22—30

8АПВм-10х7

14—22—30

ЮАПВм9X5

30 - 50—70

10АП-8Х6

30-50—70

10АПВм-9х6

30-50—70

10АПВм-9х7

30-50—70

14АП-8Х12

100—115-130

12АП-18Х2

115—165—215

 

 

 

 

-

 

 

ествосек-

 

 

 

 

 

1

 

юстьэлект орав кат

 

п

 

2

 

 

 

-

 

 

 

 

 

 

в

м

1 мин.

 

 

а

 

 

ta

 

 

а>

 

 

 

 

 

оборо

 

 

 

а

 

 

О.

N

Полный

напор

 

 

 

о

 

 

а

 

 

 

а

 

 

га

 

 

s

и

 

 

 

 

10

 

s

 

 

$S

°

s a Ч І

I f

S

 

 

я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь£ я

 

 

52-47—35

2930

2,5

 

 

 

7 140

80,8

52—47—33

2950

2,5 150

6

135

435

90—75-52

2950

2,5

 

12 140

88,3

108—86—55

2950

12200

6

182

1315

105-95—72

2950

12

6 190

235

125-Ш—83

2950

12

7 190

238

131—103—50

2950

— —

5 228

407

118—105—76

2950

35 250

6 205

2225

153—122-57

2950

35

6 288

411

183—45—70

2950

35

7 228

415

305—284—260

2950

147 350 12 250

1890

79-68-49

2950

60 300

2 285

2985

28