Файл: Борисов А.М. Сельскохозяйственные погрузочно-разгрузочные машины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 160

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ника, имеющих различную длину резки и влажность, установ­ лено, что коэффициент сопротивления, соответствующий крити­ ческим скоростям, равен 0,35—0,50. Коэффициент сопротивле­ ния зависит от длины резки частиц. Большим длинам резки соответствуют малые значения k, верхний предел соответствует частицам с малой длиной резки. В остальных случаях берут средние значения коэффициента k.

Мощность пневмотранспортеров типа швырялок. Общий ба­ ланс мощности составляют с учетом основных факторов, влия­ ющих «а процесс транспортирования. Мощность, необходимая для перемещения материала, сообщается ротору вентилятора, работу которого рассмотрим более подробно.

Движение материала в роторе вентилятора следует рассмат­ ривать по отдельным элементам. Из множества факторов, ко­ торые оказывают существенное влияние на процесс транспор­ тирования внутри рабочего органа, рассмотрим основные: физи­ ко-механические и аэродинамические свойства продукта, место подачи его в рабочий орган, скорость подачи, конструктивные особенности ротора. Однако все они влияют на потребную мощ­ ность рабочего органа по-разному и в ряде случаев исключают действие друг друга.

Основные затраты мощности идут на сообщение материалу и воздуху кинетической энергии и на перемещение их внутри рабочего органа. Вход материала в рабочий орган также свя­ зан с потерей мощности. При подаче материала в ту часть ро­ тора, где его окружная скорость значительна, происходит удар.

Чтобы выразить

потери энергии

при ударе, рассмотрим

про­

цесс удара.

В зависимости

от

физико-механических

свойств

материала

потеря

изменяется.

Так, при не упругом и

не

впол­

не упругом ударе (большинство сельскохозяйственных матери­ алов обладает невысокой упругостью) происходит значительная потеря кинетической энергии на деформацию материала. Чтобы определить потери кинетической энергии ротора, рассмотрим удар для системы, состоящей из ротора и материала. Обычно при

подаче материала на лопасти ротора окружная скорость

пер­

вого очень мала или равна нулю.

 

Известно, что кинетическая энергия вращающегося

тела

равна произведению момента инерции на половину квадрата угловой скорости:

Т = — /со».

2

В нашем случае ротор вентилятора вращается с угловой скоростью со. При встрече с отдельными частицами материала угловая скорость ротора уменьшается. Для определения угло­ вой скорости ротора после встречи с частицами материала вос­ пользуемся теоремой об изменении главного момента количе­ ства движения системы материальных точек в приложении к

125


мгновенным силам. За начало координат возьмем центр вра­ щения ротора.

Рассмотрим действие удара на ротор:

 

/ 1 К 1 - ^ - - S ' r ,

(46)

где 1\ — момент инерции ротора;

 

cooi —угловая скорость ротора в начале удара;

 

oi —угловая скорость ротора в конце удара;

 

S' — ударный импульс;

 

г расстояние от центра вращения ротора до места

встре­

чи лопасти ротора с частицей.

 

Частица после удара о лопасть приобретает окружную ско­ рость и движется вместе с нею. Применим к движению части­ цы теорему об изменении главного момента количества дви­ жения системы материальных точек в приложении к мгновен­ ным силам относительно оси вращения ротора. Так как частица

до

удара с лопастью «е имеет окружной

скорости, т. е. угло­

вая

скорость ©02

равна нулю, то для частицы в

конце

неупруго­

го удара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лш 2 = s'or'

 

 

 

 

(47)

где h — момент

инерции

частицы относительно

оси

вращения

 

 

ротора;

 

 

 

 

 

 

 

 

0)2 — угловая скорость частицы в конце удара;

 

 

 

 

S'0

— реактивный ударный импульс.

 

 

 

 

 

 

На основании принципа равенства действия и противодей­

ствия

(5' = 5Q) правые

части выражений

(46)

и

(47)

 

равны.

Поэтому для случая неупругого и не вполне упругого

удара,

когда угловые скорости ротора и частицы в конце удара

равны

(coi = (02), получаем выражение угловой скорости

ротора

в кон­

це удара:

 

 

 

 

 

 

 

Зная угловую скорость ротора в начале и конце удара, мож­ но определить и потерю его кинетической энергии. Потеря ки­ нетической энергии для вращающегося тела в общем виде

В нашем 'случае

 

 

& = \ h <

1 —

(48)

 

(/1 +

h)1

Таким образом, по формуле (48) можно определить потерю кинетической энергии ротора при ударе о частицы. Из формулы (48) видно, что при прочих равных условиях потеря кинетиче-

126


скои энергии прямо пропорциональна моменту инерции части­ цы. Так как момент инерции 1% характеризуется массой части­ цы и ее расстоянием от центра вращения ротора, то потерю ки­ нетической энергии можно выразить в зависимости от секундной производительности ротора:

 

 

h

= ho +

" W o »

где

I2q — момент инерции

частицы

относительно осей, проходя­

 

т0

щих через ее центр тяжести;

 

— масса частицы.

 

 

 

Масса частицы или отдельной порции материала, приходя­

щаяся на одну лопасть ротора.

 

где

qu

— производительность ротора, кг/с;

 

z0

— число лопастей ротора;

об/мин.

 

п — частота вращения ротора,

Зная элементарную потерю кинетической энергии ротора при ударе, можно определить мощность в л. с, которая теряется ротором при ударе:

Л>у =

75

где п' — число соударений материала с лопастями в секунду.

Мощность Ny, затраченная на удар, в зависимости от физи­ ко-механических свойств материала расходуется или на сооб­ щение кинетической энергии частице или на деформацию мате­ риала.

Таким образом, потери мощности при ударе следует опреде­

лять из общих потерь кинетической

энергии двух тел (частицы

и ротора) с учетом коэффициентов

восстановления.

Потери, связанные с перемещением материала внутри кожу­ ха ротора, могут достигать значительной величины. Обычно в пневмотранспортерах-швырялках контур кожуха ротора имеет форму окружности, а не спирали. Кожух расположен концентрично с ротором. В данном случае материал, движущийся по

, торцовой стенке кожуха, испытывает действие центробежных •сил, которые и вызывают основные потери мощности ротора на трение.

Мощность Nt, л. с , затрачиваемая на преодоление сил тре-

.ния материала о торцовую стенку кожуха, Л/ т = 75 g

127


где f — коэффициент трения материала о кожух;

qu—производительность

ротора,

кг/с;

— радиус ротора, м;

 

 

шр угловая скорость ротора, рад/с;

Ф угол, в пределах

которого

перемещается материал, град.

Угол ф во многом зависит от места входа материала в ро­ тор.

При работе ротора имеют место и другие потери мощности, определять которые не всегда возможно. Одни из них зависят только от конструктивных параметров рабочего органа, другие связаны с физико-механическими свойствами материала и ра­ бочими режимами машины.

Для того чтобы можно было выразить полную потребную мощность, которую следует подвести к валу ротора с учетом всевозможных потерь, необходимо иметь в виду две основные группы затрат мощности. К первой группе следует отнести за­ траты, связанные с перемещением чистого воздуха без мате­ риала. Вторая группа затрат учитывает потери мощности на

перемещение только

материала.

 

 

 

В результате находим общую потребную мощность на валу

ротора

 

 

 

 

 

где Nt

— мощность,

потребная

для

перемещения

чистого воз­

Ne

духа;

 

 

 

 

— мощность,

потребная

для

перемещения

материала.

При определении мощности Mi в л. с. следует пользоваться расчетными формулами для вентиляторов, например:

 

 

75т]в

 

 

где дв —расход воздуха, м3 /с;

 

 

#о — полный напор, мм вод. ст.;

 

 

т ) в — к . п. д. вентилятора

при подаче

воздуха без

материа­

ла (значение

к. п. д.

вентиляторов-швырялок

следует

принимать в

1,5—2

раза ниже,

чем к. п. д.

вентиля­

торов для чистого воздуха).

Затраты мощности в л. с , связанные с перемещением мате­ риала, можно выразить удобной для практического использо­ вания формулой

N2 = * И ' Р ,

150£Т]И

где т)м — к. п. д. ротора при подаче материала.

128


Таким образом, общая мощность в л.с.

N = J ^ + ! ^ L .

(49)

75т)в 75т)м

Для подсчета мощности, потребной для транспортирования материала в'ентилятором-швырялкой, по формуле (49) необхо­ димо правильно выбрать к. п. д. ротора.

Определение основных параметров пневмотранспортеров. В

зависимости от назначения пневмотранспортеров, вида и физи­ ко-механических свойств погружаемого материала определение основных параметров их рабочих органов производится различ­ ными методами. Если для расчета пневмотранспортеров зерна можно использовать известные методы и существующие зави­ симости с соответствующими поправками, то применить их для определения основных параметров транепортеров-швырялок не представляется возможным.

При расчете параметров пневмотранспортеров, кроме задан­ ных производительности, расстояния транспортирования и т. п., приходится учитывать дополнительные требования, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства. В зависимо­

сти

от них выбирается тот

или

иной

тип

пневмоустановок

и их основных узлов. При

этом

необходимо

иметь в виду,

что

пневмотранспортеры

простейшего

типа,

оборудован­

ные

барабанными питателями, при прочих равных

условиях

имеют большую производительность, чем пневмонтраспортеры с

инжекторными

питателями

(рис. 64). Удельный

расход

мощ­

ности пневмотранспортеров в зависимости от расстояния

транс­

портирования

как с инжекторными,

так и с

барабанными пи­

тателями

с увеличением расстояния

подачи снижается (рис. 65).

Однако

у

пневмотранспортеров

с инжекторным

питателем ми­

нимальный удельный расход

мощности

имеет

место

при мень-

 

 

 

 

 

 

 

Ну}.й.сч/ти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0J

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v ,

m

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•л.с.ч/г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,0,05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,025 N—<

'

 

Г

 

R— У

 

 

 

 

 

 

 

 

l—ij 1

 

1

 

 

10

20

30

W

50

60 L.H

L О 10

20

30

 

40

50

50 L.M

Рис. 64.

Зависимость

производитель­

Рис. 65. Зависимость потребной мощ­

ности пневмотранспортеров Q от рас­

ности от

расстояния транспортирова­

стояния

транспортирования L:

 

 

 

 

 

ния:

 

 

1 — барабанный

(шлюзовый)

питатель;

1 — барабанный

 

(шлюзовый)

питатель;

2

инжекторный

питатель

 

 

2 — инжекторный

питатель

5—449

129