Файл: Борисов А.М. Сельскохозяйственные погрузочно-разгрузочные машины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Усилие зачерпывания груза ковшом. Зачерпывание груза во многом определяет производительность погрузчика напорного действия. Обоснованный выбор параметров ковша позволяет обеспечить наибольший коэффициент его заполнения и наилуч­ шее использование сцепных свойств агрегата. Зачерпывание погружаемого материала ковшом погрузчика осуществляется следующими основными способами (рис. 7): однократным вне­ дрением ковша в погружаемый материал с последующим пово­ ротом и подъемом ковша и ступенчатым внедрением и подъемом ковша.

Наиболее простым и распространенным способом зачерпы­ вания является первый способ (рис. 7, а) с однократным вне­ дрением ковша. Однако при таком способе зачерпывания, свя-

Рнс. 7. Схема зачерпывания груза ковшом погрузчика напорного действия

занном с глубоким внедрением ковша в штабель и преодоле­ нием значительных сопротивлений отрыву груза от штабеля, требуется большое напорное усилие трактора.

Использование кинетической энергии агрегата при внедре­ нии ковша на высоких скоростях ведет, как правило, к полом­ кам погрузчика или трактора.

Второй способ зачерпывания

(рис.

7,6)—ступенчатый

дает

наилучшие

результаты

при

зачерпывании, однако приво­

дит

в некоторых

случаях

к увеличению

продолжительности

цикла.

При зачерпывании погружаемого материала могут быть вы­ делены для простоты расчета два самостоятельных движения: внедрение ковша под воздействием напорного (тягового) уси­ лия агрегата и поворот ковша (запрокидывание).

В общем случае сопротивление внедрению ковша в погру­ жаемый материал при движении ковша параллельно опорной плоскости может быть разложено на: сопротивление внедрению передней режущей кромки лезвия ковша и передних кромок боковых стенок Рп; сопротивление от трения внутренних по­ верхностей ковша (днища и боковых стенок) о зачерпываемый материал Рв ; сопротивление от трения наружных поверхностей ковша о штабель погружаемого материала Р„. Сопротивления

16


внедрению ковша (кгс) могут быть определены по следующим формулам:

 

 

Рп = kkyBa,

 

 

 

 

 

(2)

где

k — коэффициент,

зависящий

от рода

сыпучего груза

 

(для песка

£ = 3204-500

кгс/м2 ;

для

щебня —

 

k = 600ч-1000

кгс/м2 );

 

 

 

 

 

 

£i = 1,1ч-1,2 коэффициент,

учитывающий увеличение

сопротив­

 

ления на кромках боковых стенок;

 

 

 

 

В — ширина режущей кромки ковша, м;

 

 

 

а — глубина

горизонтального

внедрения ковша в по­

 

гружаемый материал, м;

 

 

 

 

 

 

 

Р в =

k2P(l + sin^jx,

 

 

 

(3)

где

k2 = 1,04ч- 1,1 коэффициент,

учитывающий

трение о

 

 

боковые стенки ковша;

 

 

 

 

Р = 0,5Ba2Ttga> вес груза в ковше;

 

 

 

 

 

ср угол естественного

откоса

погружае­

 

 

мого материала;

 

 

 

 

 

fj. = 0,4 -г- 1,2 коэффициент трения ковша о груз;

 

-у — объемный

вес материала, кгс/м3 ;

 

 

Р= JGr

+ Р( 1 + sin2?) +

GCT - L ] A3 |i,

 

 

где

k3 — коэффициент,

учитывающий влияние

нагрузки от

веса

 

груза Р, грузозахватного

устройства

 

Gr , стрелы

GC T

 

на основание штабеля (при полностью опущенном

ков­

 

ше /г3 = 1, при поднятом k3

= 0, при обычных

условиях

h= 0,24-0,3).

Втом случае, если при внедрении ковш опирается на рабо­ чую площадку не всем днищем, а только режущей кромкой, то

сопротивлением от

трения

днища

ковша

о штабель

Ри можно

пренебречь.

 

 

ковша Рс

 

Общее

сопротивление внедрению

будет равно

сумме рассмотренных

сопротивлений:

 

 

 

 

Рс = Рп +

Р. + Р«-

 

(4)

При этом общее сопротивление внедрению ковша не должно превышать силы сцепления Рк агрегата с поверхностью погру­ зочной площадки:

 

Рс<Рк,

 

 

Рк = Ga A>

 

(5)

&с =0,8ч-0,9 коэффициент

сцепления

для

гусеничного трак­

тора.

 

 

 

При определении оптимальной ширины ковша В в м сопро­

тивлением от трения днища

о штабель

Рн

можно пренебречь.


Принимаем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РС

= Р К .

 

 

 

(6)

Тогда

после

подстановок

в

формулу

(6)

соответствующих

значений из формул (3), (4) и (5) получаем

 

 

 

 

q

 

Одг^с

 

 

 

 

 

 

kk^a +

ft2a27(j. (1 +

sirfi tp) tg ер

 

 

При

повороте ковша в

процессе

зачерпывания происходит

упругое

сжатие

материала

перед передней

режущей

кромкой

и дальнейший сдвиг его по вертикальной

плоскости.

 

Для

расчета

механизма

запрокидывания

ковша

целесооб­

разно все силы сопротивления повороту ковша привести к одной

силе Р п О В , приложенной к передней кромке

ковша

перпенди­

кулярно радиусу его поворота.

 

 

Для определения

приведенной силы Р п о в

можно

воспользо­

ваться эмпирическими

зависимостями:

 

 

для сыпучих материалов Пов ~(1,6 -- 2,2) Р;

для слежавшихся материалов Л , о в ~ ( 3 - - 4 ) Р .

Расчет устойчивости погрузчика напорного действия с теле­ скопической рамой (вилочного). Такой расчет приводится для наиболее опасного случая, когда погрузчик находится на нак-

1

_ L j r

Рис. 8. Усилия, действующие на погрузчик с телескопической рамой

18


М,p - G p [ & + t f e s i n ( < x + p)]

лонной поверхности, рама его максимально выдвинута и накло­ нена вперед на угол (3 = 3-f-6° (рис. 8),

где

здесь

Мг

здесь

где

или

здесь

Мв — М г Мр — Ма Л 4 в е т •>1,15,

 

м гр

 

Мв = Ga r (а — Н sin а) восстанавливающий

момент,

кгс • м;

вес агрегата, кгс; расстояние от центра тяжести аг­

регата до линии опрокидывания (рис. 8), м;

Ярасстояние от центра тяжести аг­

регата

до опорной поверхности, м;

а уклон опорной поверхности,

град.;

= Gr[L-\-H-i_ sin (а. + (3)]—момент, создаваемый

 

весом ка­

ретки

с ковшом

(или

вилами),

кгс • м;

 

 

 

 

 

 

 

L — расстояние

от

линии

опрокиды­

вания погрузчика до центра тя­

жести

грузозахватного

устрой­

ства,

м;

 

 

 

 

 

 

# г — расстояние

от

центра

 

тяжести

ковша

до

опорной

 

поверхно­

сти,

м;

 

 

 

 

 

 

 

(3—угол

наклона

подъемной

рамы

вперед,

град.;

 

 

 

 

 

момент,

создаваемый весом

теле­

скопической

рамы,

кгс • м;

 

G p - i вес

телескопической

подъемной

рамы, кгс;

 

 

 

 

 

 

Ьрасстояние от центра тяжести те­

 

лескопической

подъемной

рамы

 

до линии

опрокидывания,

м;

# 2 — расстояние от

центра

тяжести

 

стрелы (рамы) до опорной плос­

J ш

кости, м;

 

 

 

 

- момент

инерционных

сил, вы­

 

 

званных

наклоном

подъемной

 

рамы на угол (3,

 

 

 

С [(Р + Gr ) г* + Gvr\]

2*р .

 

 

 

С = 1,05-'1,1- -коэффициент, учитывающий вли­ яние суммы моментов инерции движущихся масс погрузчика от­ носительно собственных центров тяжести;

19