Файл: Афанасьев В.Г. Пульные соглашения на международных воздушных линиях учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 96

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

самолета может быть определена как произведение его пуль­ ной емкости на данном пульном участке на расстояние этого участка. Участковое пулыюе расстояние — расстояние межд\ конечными пунктами пульного маршрута. Оно согласовыва­ ется между Сторонами по каждому пульному участку н ука­ зывается в приложении к пульному соглашению.

Пульная производительность измеряется в пульных пассажирокилометрах (ппкм). Она определяется отдельно по каждому рейсу и каждому пульному участку и суммируется за весь пульный период. Определение пульной производи­ тельности обязательно в том случае, если распределение пуль­ ных доходов ведется пропорционально ей.

Кроме перечисленных условий пула, которые согласовы­ ваются между партнерами на каждый пульный период и за­ писываются в соответствующем приложении к соглашению, на каждый пульный период согласовываются также пульные ставки, по которым вносятся доходы в пул. и формула рас­ пределения доходов из пула.

Внесение доходов в пул. Пульные ставки

Вопрос о внесении доходов в пул является главнейшим вопросом пульного соглашения. От того, как он будет решен, во многом зависит экономическая эффективность пула. Суть в том, что вносятся не фактические доходы от эксплуатации пульной авиалинии, а некий средний доход, определенный на основе средней пульной ставки. Пульной же ставкой называ­ ется согласованная между партнерами часть дЬхода от еди­

ницы перевозки, подлежащая внесению в пул.

За

единицу

перевозки

принимается

пассажир (1

чел.), груз

(1 кг)

и

платный

багаж (1

кг). Отсюда различают пульные ставки

за 1 пассажира, за

1 кг груза и 1 кг платного багажа.

 

Пульная ставка

устанавливается

отдельно

по

каждой

пульной авиалинии

и

в большинстве

пулов—-отдельно

т.-

каждой категории загрузки. Пульная ставка согласовывается на каждый пульный период и указывается в приложении к соглашению о п„..е.

В практике существующих пулов средняя пульная ставка., как правило, на 20—30 процентов ниже опубликованного та­ рифа на данной авиалинии. Разница между фактическим до­ ходом и доходом, предназначенным для внесения в пул со гласно пульным ставкам, остается у партнера и образует так называемый невнесенный доход. Если же фактический доход окажется ниже дохода, определенного пульными ставками, то партнер вынужден довносить в пул разницу.

2*

19


В зависимости от категории загрузки пульные ставки можно разделить на следующие:

ставка I кл.;

экономического класса;

«инклюзив-тур» (ИТ);

за 1 кг груза;

за 1 кг платного багажа.

Пульная ставка J класса- устанавливается для внесения доходов от пассажиров, перевозимых по тарифу I кл. Как известно, пассажирский тариф I кл. является самым высо­ ким, и количество пассажиров, перевозимых по этому тарифу, сравнительно невелико. Поэтому в большинстве пулов ставка I кл. не выделяется, а устанавливается единая ставка за пе­ ревозку 1 пассажира.

Пульная ставка I кл. рассчитывается, исходя из базового тарифа I кл. на данном участке, минус согласованный про­ цент на покрытие расходов. В основном пульная ставка 1 кл. незначительно отличается от базового тарифа I кл.

Пульная ставка экономического класса — это ставка для внесения в пул доходов от перевозки пассажиров по тарифу экономического класса. Экономическая пульная ставка, как и ставка туристическая, являются самыми распространен­ ными. Они также рассчитываются исходя из базового тарифа экономического и, соответственно, туристического классов. Но следует иметь в виду, что между пульной ставкой туркласса и базовым тарифом того же класса — самая большая раз­ ница, так как с тарифа туристического класса применяются различные скидки и льготы. Для компенсации таких скидок устанавливается пульная ставка, которая намного меньше базового тарифа туристического класса.

Пульная ставка экономического класса является основной ставкой, по которой производится расчет доходов, вносимых в пул.

Пульная ставка ИТ. На авиалиниях, где большое количе­ ство перевозок осуществляется по тарифу «инклюзив-тур», устанавливается отдельная пульная ставка для внесения в пул доходов от перевозок по ИТ. Как правило, пульная ставка по ИТ равна фактическому доходу от таких перевозок или не­ значительно разнится с ним. Отдельная пульная ставка по ИТ применяется довольно редко. Чаще всего в пульном со­ глашении устанавливается пассажирская ставка по экономи­ ческому классу и оговаривается, что доходы от пассажиров по ИТ вносятся в пул по фактической стоимости.

Пульные ставки по грузу. В пульных соглашениях, пре­ дусматривающих внесение в пул доходов от грузовых перево­

20


зок, устанавливаются пульные ставки за перевозку 1 кг гру­ за. Пульная ставка по грузу, в основном, равна грузовому та­ рифу с учетом скидок и надбавок за перевозки грузов весом до 45 кг и свыше 45 кг. Ставки по грузам, которые перево­ зятся со скидкой 50 процентов тарифа, чаще всего устанав­ ливаются по фактической стоимости перевозки.

Пульная ставка по грузу может быть как единой для всех категорий грузов, так и дифференцированной — для различ­ ных их весовых характеристик. Обычно устанавливается пульная ставка для грузов весом до 45 кг (легковесныйгруз), для грузов свыше 45 кг (нормальный груз) и грузов весом 200 кг 1 место (тяжеловесный груз). Пульная ставка по грузу в пулах социалистических стран устанавливается в клиринго­ вых рублях в отличие от пассажирских пульных ставок, уста­ навливаемых в неторговых рублях.

Пульные ставки по платному багажу. Пульные ставки по платному багажу, если они предусмотрены данным Соглаше­ нием, могут быть установлены, исходя из базового тарифа за 1 кг платного багажа, а также из фактического дохода за пе­ ревозку платного багажа. Чаще всего они устанавливаются в виде определенного процента относительно доходов от пас­ сажирских перевозок. Например, в одном из Соглашений ус­ тановлено, что доходы от перевозки платного багажа вносят­ ся в пул в размере 1,6 проц, от доходов за пассажирские пе­ ревозки.

Экономическое обоснование пульных ставок

Пульные ставки устанавливаются для каждого летнего и зимнего периодов на основе наименьшего среднего дохода, полученного за соответствующий период предшествующего года каждым из партнеров. При этом учитывается прогноз ка наименьший средний доход в предстоящем периоде.

Такой прогноз можно составить на основе анализа конъ­ юнктуры рынка авиаперевозок, количества авиакомпаний, эксплуатирующих данные и смежные авиалинии, официаль­ ных тарифов, существующих на данных участках в рамках ИАТА, а также учета тарифной политики авиакомпаний, тен­ денции к увеличению или снижению тарифов, динамики пе­ ревозок за предыдущие годы, наличия официальных льготных тарифов и предполагаемых конфиденциальных скидок.

Кроме прогнозирования при определении пульных ставок, должны учитываться расходы по эксплуатации авиалиний, комиссионные и сверхкомиссионные по продаже перевозок.

При определении наименьшего среднего дохода не учиты­ ваются служебные пассажиры авиакомпаний и пассажиры,


следующие по бесплатным билетам или со скидкой более, чем 75 прои.

При установлении пульных ставок к среднему наимень­ шему прогнозируемому доходу применяется скидка, частично для того, чтобы покрыть пропорциональные расходы (рас­ ходы по продаже билетов, бортовому питанию, автоматиче­ скому страхованию пассажиров и т. д.). Такая скидка уста­ навливается в пределах 20—35 проц, и согласовывается на каждый пульный период.

Путем прогнозирования с учетом перечисленных факторов может быть определено среднее количество пассажиров в предстоящем периоде. При этом учитывается динамика пере­ возок за прошедшие периоды и обоснованная перспектива развития перевозок на пульной линии.

Пульная ставка может быть определена как отношение прогнозируемого наименьшего среднего дохода, за вычетом установленного процента на покрытие расходов, к прогнози­ руемому среднему количеству пассажиров на пульном уча­

стке

по формуле:

 

 

 

 

С„.

JXmin пр (1 ^р)

( 1 )

 

м,

 

 

 

"чр

 

 

где

Сп. р — расчетная пульная ставка,

руб/чел.;

 

Дтіп пр — минимальный прогнозируемый доход, руб.;

про­

 

kp — коффициент,

учитывающий

согласованный

 

цент на покрытие расходов,

(k может колебаться

 

в пределах от 0,2 до 0,35);

пассажиров на

пуль­

 

Л/пр — прогнозируемое количество

 

ном участке.

 

 

 

Если опубликованный тариф в течение пульного периода изменяется, пульные ставки также должны быть пересмот­ рены партнерами.

В случае, если фактический средний доход после вычета согласованного процента (20—35 проц.) оказывается расхо­

дящимся

с установленной пульной

ставкой более,

чем на

5 проц,

партнеры согласовывают

новую пульную

ставку.

Причем партнер при несомненном доказательстве такой раз­ ницы может потребовать урегулирования пульной ставки за соответствующий период и задним числом.

Кроме описанного выше определения пульной ставки по наименьшему прогнозируемому .доходу, она может устанав­ ливаться и по средней доходной ставке.

Средняя доходная ставка может быть определена как от­ ношение суммы фактических доходов от перевозки пассажи­ ров данной категории загрузки к количественному выраже­

22


Nf
фу
N У
2 Д Ф/
N,
2Дф /

нию пассажиров этой категории загрузки, перевезенных за пульный период, по формуле:

т

_

ЕДф.к

^ср.к

'

( 2)

 

 

N K

где d,ср.к • средняя доходная ставка по категории загрузки,

руб/пасс;

Дф. к — фактический доход от данной категории загрузки, руб;

NK— перевезенная загрузка данной категории. Соответственно, доходная ставка по каждой категории загрузки будет:

и

II

^сту

^CT j

(3)

(4)

(5)

Д фі фактический доход, полученный за пульный период от перевозки пассажиров I кл.;

Дф у— ог перевозки пассажиров экономического класса; Дфз — от перевозки пассажиров по льготным тарифам

(инклюзив-тур и др.);

Nf — количество пассажиров I кл.;

Ny — количество пассажиров экономического класса; Nj — количество пассажиров, перевезенных по льготным

тарифам.

Аналогично определяется средняя доходная ставка от пе­ ревозки 1 кг платного багажа и груза.

Пульная ставка по категориям перевозки Сп. к определя­ ется уменьшением средней доходной ставки на согласованный

процент для покрытия расходов.

Она может быть выражена

формулой:

 

 

Сп. І(:=^СР fc(l

^p) •

(6)

Пульная ставка платного багажа Сп. б в большинстве ис­ следуемых пульных Соглашений принимается 1,6 процента от осредненной пассажирской пульной ставки и может быть вы­ ражена формулой:

Сп. 6 = 0,016-2 (Сд/ + Сп У+ Спj) • А^пасс^осрі

(7)

где Сп/ — пульная ставка I кл.;

 

СПу — пульная ставка экономического класса;

 

Сп/ — пульная ставка ИТ;

 

/Ѵпасс — общее количество пассажиров;

пульной

kocv— коэффициент осреднения пассажирской

ставки (принимается Äocp=0,4—0,5);

2u