Файл: Афанасьев В.Г. Пульные соглашения на международных воздушных линиях учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 96
Скачиваний: 0
самолета может быть определена как произведение его пуль ной емкости на данном пульном участке на расстояние этого участка. Участковое пулыюе расстояние — расстояние межд\ конечными пунктами пульного маршрута. Оно согласовыва ется между Сторонами по каждому пульному участку н ука зывается в приложении к пульному соглашению.
Пульная производительность измеряется в пульных пассажирокилометрах (ппкм). Она определяется отдельно по каждому рейсу и каждому пульному участку и суммируется за весь пульный период. Определение пульной производи тельности обязательно в том случае, если распределение пуль ных доходов ведется пропорционально ей.
Кроме перечисленных условий пула, которые согласовы ваются между партнерами на каждый пульный период и за писываются в соответствующем приложении к соглашению, на каждый пульный период согласовываются также пульные ставки, по которым вносятся доходы в пул. и формула рас пределения доходов из пула.
Внесение доходов в пул. Пульные ставки
Вопрос о внесении доходов в пул является главнейшим вопросом пульного соглашения. От того, как он будет решен, во многом зависит экономическая эффективность пула. Суть в том, что вносятся не фактические доходы от эксплуатации пульной авиалинии, а некий средний доход, определенный на основе средней пульной ставки. Пульной же ставкой называ ется согласованная между партнерами часть дЬхода от еди
ницы перевозки, подлежащая внесению в пул. |
За |
единицу |
|||||
перевозки |
принимается |
пассажир (1 |
чел.), груз |
(1 кг) |
и |
||
платный |
багаж (1 |
кг). Отсюда различают пульные ставки |
|||||
за 1 пассажира, за |
1 кг груза и 1 кг платного багажа. |
|
|||||
Пульная ставка |
устанавливается |
отдельно |
по |
каждой |
|||
пульной авиалинии |
и |
в большинстве |
пулов—-отдельно |
т.- |
каждой категории загрузки. Пульная ставка согласовывается на каждый пульный период и указывается в приложении к соглашению о п„..е.
В практике существующих пулов средняя пульная ставка., как правило, на 20—30 процентов ниже опубликованного та рифа на данной авиалинии. Разница между фактическим до ходом и доходом, предназначенным для внесения в пул со гласно пульным ставкам, остается у партнера и образует так называемый невнесенный доход. Если же фактический доход окажется ниже дохода, определенного пульными ставками, то партнер вынужден довносить в пул разницу.
2* |
19 |
В зависимости от категории загрузки пульные ставки можно разделить на следующие:
—ставка I кл.;
—экономического класса;
—«инклюзив-тур» (ИТ);
—за 1 кг груза;
—за 1 кг платного багажа.
Пульная ставка J класса- устанавливается для внесения доходов от пассажиров, перевозимых по тарифу I кл. Как известно, пассажирский тариф I кл. является самым высо ким, и количество пассажиров, перевозимых по этому тарифу, сравнительно невелико. Поэтому в большинстве пулов ставка I кл. не выделяется, а устанавливается единая ставка за пе ревозку 1 пассажира.
Пульная ставка I кл. рассчитывается, исходя из базового тарифа I кл. на данном участке, минус согласованный про цент на покрытие расходов. В основном пульная ставка 1 кл. незначительно отличается от базового тарифа I кл.
Пульная ставка экономического класса — это ставка для внесения в пул доходов от перевозки пассажиров по тарифу экономического класса. Экономическая пульная ставка, как и ставка туристическая, являются самыми распространен ными. Они также рассчитываются исходя из базового тарифа экономического и, соответственно, туристического классов. Но следует иметь в виду, что между пульной ставкой туркласса и базовым тарифом того же класса — самая большая раз ница, так как с тарифа туристического класса применяются различные скидки и льготы. Для компенсации таких скидок устанавливается пульная ставка, которая намного меньше базового тарифа туристического класса.
Пульная ставка экономического класса является основной ставкой, по которой производится расчет доходов, вносимых в пул.
Пульная ставка ИТ. На авиалиниях, где большое количе ство перевозок осуществляется по тарифу «инклюзив-тур», устанавливается отдельная пульная ставка для внесения в пул доходов от перевозок по ИТ. Как правило, пульная ставка по ИТ равна фактическому доходу от таких перевозок или не значительно разнится с ним. Отдельная пульная ставка по ИТ применяется довольно редко. Чаще всего в пульном со глашении устанавливается пассажирская ставка по экономи ческому классу и оговаривается, что доходы от пассажиров по ИТ вносятся в пул по фактической стоимости.
Пульные ставки по грузу. В пульных соглашениях, пре дусматривающих внесение в пул доходов от грузовых перево
20
зок, устанавливаются пульные ставки за перевозку 1 кг гру за. Пульная ставка по грузу, в основном, равна грузовому та рифу с учетом скидок и надбавок за перевозки грузов весом до 45 кг и свыше 45 кг. Ставки по грузам, которые перево зятся со скидкой 50 процентов тарифа, чаще всего устанав ливаются по фактической стоимости перевозки.
Пульная ставка по грузу может быть как единой для всех категорий грузов, так и дифференцированной — для различ ных их весовых характеристик. Обычно устанавливается пульная ставка для грузов весом до 45 кг (легковесныйгруз), для грузов свыше 45 кг (нормальный груз) и грузов весом 200 кг 1 место (тяжеловесный груз). Пульная ставка по грузу в пулах социалистических стран устанавливается в клиринго вых рублях в отличие от пассажирских пульных ставок, уста навливаемых в неторговых рублях.
Пульные ставки по платному багажу. Пульные ставки по платному багажу, если они предусмотрены данным Соглаше нием, могут быть установлены, исходя из базового тарифа за 1 кг платного багажа, а также из фактического дохода за пе ревозку платного багажа. Чаще всего они устанавливаются в виде определенного процента относительно доходов от пас сажирских перевозок. Например, в одном из Соглашений ус тановлено, что доходы от перевозки платного багажа вносят ся в пул в размере 1,6 проц, от доходов за пассажирские пе ревозки.
Экономическое обоснование пульных ставок
Пульные ставки устанавливаются для каждого летнего и зимнего периодов на основе наименьшего среднего дохода, полученного за соответствующий период предшествующего года каждым из партнеров. При этом учитывается прогноз ка наименьший средний доход в предстоящем периоде.
Такой прогноз можно составить на основе анализа конъ юнктуры рынка авиаперевозок, количества авиакомпаний, эксплуатирующих данные и смежные авиалинии, официаль ных тарифов, существующих на данных участках в рамках ИАТА, а также учета тарифной политики авиакомпаний, тен денции к увеличению или снижению тарифов, динамики пе ревозок за предыдущие годы, наличия официальных льготных тарифов и предполагаемых конфиденциальных скидок.
Кроме прогнозирования при определении пульных ставок, должны учитываться расходы по эксплуатации авиалиний, комиссионные и сверхкомиссионные по продаже перевозок.
При определении наименьшего среднего дохода не учиты ваются служебные пассажиры авиакомпаний и пассажиры,
следующие по бесплатным билетам или со скидкой более, чем 75 прои.
При установлении пульных ставок к среднему наимень шему прогнозируемому доходу применяется скидка, частично для того, чтобы покрыть пропорциональные расходы (рас ходы по продаже билетов, бортовому питанию, автоматиче скому страхованию пассажиров и т. д.). Такая скидка уста навливается в пределах 20—35 проц, и согласовывается на каждый пульный период.
Путем прогнозирования с учетом перечисленных факторов может быть определено среднее количество пассажиров в предстоящем периоде. При этом учитывается динамика пере возок за прошедшие периоды и обоснованная перспектива развития перевозок на пульной линии.
Пульная ставка может быть определена как отношение прогнозируемого наименьшего среднего дохода, за вычетом установленного процента на покрытие расходов, к прогнози руемому среднему количеству пассажиров на пульном уча
стке |
по формуле: |
|
|
|
|
С„. |
JXmin пр (1 ^р) |
( 1 ) |
|
|
м, |
|
||
|
|
"чр |
|
|
где |
Сп. р — расчетная пульная ставка, |
руб/чел.; |
|
|
Дтіп пр — минимальный прогнозируемый доход, руб.; |
про |
|||
|
kp — коффициент, |
учитывающий |
согласованный |
|
|
цент на покрытие расходов, |
(k может колебаться |
||
|
в пределах от 0,2 до 0,35); |
пассажиров на |
пуль |
|
|
Л/пр — прогнозируемое количество |
|||
|
ном участке. |
|
|
|
Если опубликованный тариф в течение пульного периода изменяется, пульные ставки также должны быть пересмот рены партнерами.
В случае, если фактический средний доход после вычета согласованного процента (20—35 проц.) оказывается расхо
дящимся |
с установленной пульной |
ставкой более, |
чем на |
5 проц, |
партнеры согласовывают |
новую пульную |
ставку. |
Причем партнер при несомненном доказательстве такой раз ницы может потребовать урегулирования пульной ставки за соответствующий период и задним числом.
Кроме описанного выше определения пульной ставки по наименьшему прогнозируемому .доходу, она может устанав ливаться и по средней доходной ставке.
Средняя доходная ставка может быть определена как от ношение суммы фактических доходов от перевозки пассажи ров данной категории загрузки к количественному выраже
22
нию пассажиров этой категории загрузки, перевезенных за пульный период, по формуле:
т |
_ |
ЕДф.к |
^ср.к |
' |
( 2) |
|
|
N K |
где d,ср.к • средняя доходная ставка по категории загрузки,
руб/пасс;
Дф. к — фактический доход от данной категории загрузки, руб;
NK— перевезенная загрузка данной категории. Соответственно, доходная ставка по каждой категории загрузки будет:
и |
II |
^сту
^CT j
(3)
’
(4)
(5)
’
Д фі — фактический доход, полученный за пульный период от перевозки пассажиров I кл.;
Дф у— ог перевозки пассажиров экономического класса; Дфз — от перевозки пассажиров по льготным тарифам
(инклюзив-тур и др.);
Nf — количество пассажиров I кл.;
Ny — количество пассажиров экономического класса; Nj — количество пассажиров, перевезенных по льготным
тарифам.
Аналогично определяется средняя доходная ставка от пе ревозки 1 кг платного багажа и груза.
Пульная ставка по категориям перевозки Сп. к определя ется уменьшением средней доходной ставки на согласованный
процент для покрытия расходов. |
Она может быть выражена |
|
формулой: |
|
|
Сп. І(:=^СР fc(l |
^p) • |
(6) |
Пульная ставка платного багажа Сп. б в большинстве ис следуемых пульных Соглашений принимается 1,6 процента от осредненной пассажирской пульной ставки и может быть вы ражена формулой:
Сп. 6 = 0,016-2 (Сд/ + Сп У+ Спj) • А^пасс^осрі |
(7) |
где Сп/ — пульная ставка I кл.; |
|
СПу — пульная ставка экономического класса; |
|
Сп/ — пульная ставка ИТ; |
|
/Ѵпасс — общее количество пассажиров; |
пульной |
kocv— коэффициент осреднения пассажирской |
|
ставки (принимается Äocp=0,4—0,5); |
2u |
|