Файл: Алексеев А.С. Определение производственной мощности строительной организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
|
3200 |
"■ к |
100 = 3 6 ,6 % . |
8760 |
Аналогично определяют и коэффициент использова ния планового фонда времени. Он будет измеряться вы раженным в процентах отношением фактической продол жительности рабочего времени одной среднесписочной машины или группы одноименных машин в часах Тч.ф к
продолжительности рабочего |
времени, |
установленной |
|
режимом работы но плану |
при |
определении величины |
|
производственной мощности: |
|
|
|
Ки.п =: b j L |
100. |
(Ш.7) |
|
|
*П. ф |
|
|
Этот коэффициент называют еще коэффициентом ис |
|||
пользования машин по времени. |
|
|
|
Так, для упомянутых выше |
экскаваторов коэффициент исполь |
зования планового фонда времени составит
|
3200 |
п = |
---------- 100 = 9 7 ,6 % . |
и- п |
3280 |
Таким образом, установление величины коэффициен тов использования календарного и планового фондов времени позволяет судить о степени использования каж дого вида машин и механизмов по времени. Низкое ис пользование, например, планового фонда времени будет означать, что строительно-монтажная организация рабо тала не на полную .мощность. Необходимо установить причины этого и наметить конкретные мероприятия для их устранения. Возможно также, что фактическое вре мя использования м.ашин окажется больше планового фонда времени. Это означает, что при определении пла нового фонда времени была допущена неточность, кото рую необходимо учеть на будущее, поскольку при пра вильном определении планового фонда времени исполь зования машин его величина будет всегда больше, чем фактически отработанное машиной время.
Однако при анализе использования строительных машин по времени следует иметь в виду несовершенство существующей системы первичного учета работы машин. Этот учет ведется в сменных рапортах машинистов (мо тористов), в которых почти не отражаются простои ма шин, в результате чего в большинстве строительно-мон тажных организаций отчетные данные об использовании
5* З ак . 473 |
115 |
машин по времени оказываются неточными и завышен ными.
Следовательно, строительно-монтажные организации, которым предстоит рассчитывать свою производственную
мощность и анализировать уровень |
ее |
использования, |
||
должны будут провести значительную работу по |
совер |
|||
шенствованию системы учета времени |
работы |
машин. |
||
Система учета времени |
работы строительных |
машин |
||
должна быть построена |
таким. образом, |
чтобы |
можно, |
|
было судить о том, на каком лз объектов |
и по |
каким |
||
'конкретным причинам |
происходит недостаточное ис |
|||
пользование строительных машин и механизмов |
во вре |
мени. Это позволит улучшить использование строитель ной техники и повысить у строительно-монтажных орга низаций коэффициент использования их производствен ной мощности.
Другим показателем, также характеризующим исполь" збвание строительных машин по времени, является коэф фициент сменности работы машин Кем, который являет ся расчетной величиной, необходимой для планирования числа часов рабочего времени машины в течение года. Коэффициент сменности планируется с учетом сменности работы строительных организаций и фактической смен ности работы парка машин.
Фактический коэффициент сменности работы машин
Кем определяют по формуле |
|
|
Кем = Мі+ -2М2 + ЗМз- , |
(III.8) |
|
Mj + М2 + A f 3 |
v |
' |
где Mi — число машин, работающих в одну смену; М2— то же, в две смены; Мз — то же, в три смены.
Пример. Из 60 машин, находившихся в распоряжении строи
тельной организации, |
30 работали в |
одну |
смену, |
2 0 — в две и 10 — |
|
в три смены. |
|
|
|
|
|
Фактический коэффициент |
сменности |
в этом |
случае составит |
||
і\ ліі -—■ |
30 + 2 .2 0 |
+ 3 -10 |
1 0 0 ' |
, „„ |
|
30 + 20 |
" |
— |
-—■—1.67 • |
||
с |
+ 10 |
|
60 |
|
При расчетах коэффициента сменности за определен ный период (месяц, квартал, год) величины Ми Мь Мз, должны быть усреднены, т. е. должно быть получено -среднесписочное количество машин, работавших соответ ственно ів одну, две или три смены, за месяц, квартал или -год, причем среднесписочное количество машин опреде ляется согласно Инструкции ЦСУ СССР для заполнения
116
формы № 1-нт (отроит.). Ком, рассчитанный по приве денной выше формуле, будет характеризовать среднюю сменность работавших машин. Для определения Кем ра боты среднесписочного парка строительных машин может быть рекомендована формула
К™ = Ч7ГЖ- |
' |
(ПІ.9) |
где Чм.см — число машино-смен, отработанных машина ми за определенный период;
Д— число рабочих дней в соответствующем пе риоде;
М— среднесписочное число машин за соответст вующий период времени.
Пример. Число машино-смен, отработанных в течение месяца всеми машинами, составило 1920, число рабочих дней — 20, а сред несписочное количество машин за месяц — 60.
В этом случае коэффициент сменности для парка строительных машин за месяц составит
KCM= J ^ _ =1)6.
м20-60
Сопоставление фактического коэффициента сменности с его планируемой величиной имеет большое значение. Это объясняется тем, что на величину фактического ко эффициента сменности значительное влияние оказывает уровень организации производства и, следовательно, чем лучше организован процесс строительного производства, тем выше будет коэффициент сменности. Снижение фак тического коэффициента сменности работы парка строи тельных машин по сравнению с его планируемой величи ной будет означать, что строительно-монтажная орга низация имеет недостатки -в организации производствен ного процесса, которые необходимо своевременно выя вить и устранить.
Однако, придавая большое значение анализу коэффи циента сменности, необходимо иметь в виду, что он все же не всегда объективно отражает уровень.использова ния строительных машин и механизмов, поскольку при этом не учитываются различные внутрисменные про стои. Поэтому большое практическое значение имеет правильное определение коэффициента внутрисменного использования строительных машин и механизмов.
Коэффициент внутрисменного использования Ки.в строительных машин и механизмов может быть определен
117
на основании данных систематических наблюдений нормативно-исследовательских станций или оперативных данных других систем учета о внутрисменных потерях рабочего времени, вызванных организационно-техниче скими неполадками и другими 'причинами, за исключени ем потерь, входящих в рабочее время машин. При этом рабочее время машин включает продолжительность сле дующих процессов: выполнения операций технологиче ского процесса производства работ; передвижения ма шины своим ходом по фронту работ в пределах одного строительного объекта или с одного объекта на другой (в пределах одной строительной площадки); технологи ческих перерывов в работе машин; подготовки машин к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены и тех нического обслуживания машин в течение смены. Следо вательно, при составлении плана сменного режима рабо ты машин необходимо учитывать, что кроме непосредст венного рабочего времени у машин могут быть различ ного рода простои, вызванные, например, метеорологиче скими условиями, организационно-техническими неполад ками и другими причинами.
В табл. III. 3 приведены примерные плановые режи
мы работы экскаваторов п башенных кранов в |
течение |
|||
смены. |
|
|
|
исполь |
Планируемый коэффициент внутрисменного |
||||
зования машин ЯЦіВ составит: |
|
|
|
|
для экскаваторов |
|
|
|
|
7 ч. 35 м. _ |
455 |
м. _„ „„ |
|
|
8 ч. 15 м. |
495 |
м. |
’ ’ |
|
для башенных кранов |
|
t |
|
|
|
|
|
|
|
-1ч- -40м- = |
495 |
= |
0,93. |
|
8 ч. 15 м. |
м. |
|
|
Таким образом, как видно из приведенного в табл. Ш.З примера, коэффициент -внутриомениошиспользова ния строительных машин и механизмов может быть оп ределен отношением рабочего времени машин в течение смены к общей установленной продолжительности смены:
КИ. В= Ц ^ , |
(ШЛО) |
■* см |
|
118
где /Си.в — коэффициент внутрисменного использования
строительных машин и механизмов; Тр.см — время работы машин в течение смены;
Тсм — продолжительность.рабочей смены.
Если, например, время работы машины, установленное при проведении фотографии рабочего дня, составляет 5,5 ч, а продол жительность рабочей смены — 8,2 ч (при пятидневной рабочей не деле), то коэффициент внутрисменного использования данной ма шины составит
I l f ЮС) = 67% .
Значение Кп.п указывает на низкий уровень внутрисменного использования машины (33% внутг.риоменных простоев) и на необ ходимость выявления причин простоев и их устранения.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а III.3 |
|
|
|
Сменные режимы работы машин |
|
||||
|
|
|
|
|
|
Режим работы в ч.—мни. |
|
|
|
|
|
|
|
экскаваторов |
башенных |
|
|
|
|
|
|
кранов |
|
Продолжительность смены . . |
8 - 1 5 |
8 - 1 5 |
|||||
|
В |
т о 'М |
ч н о л е |
|
|
|
|
Подготовительно-заключительное вре |
0— 15 |
|
|||||
мя .............................................................................. |
|
|
|
|
|
0— 15 |
|
Выполнение |
операций |
технологическо |
5— 35 |
|
|||
го процесса производства работ . . . |
5 - 5 0 |
||||||
Передвижение своим ходом по фрон |
|
|
|||||
ту работ в пределах одного строитель |
|
|
|||||
ного объекта |
или с одного |
объекта на |
|
|
|||
другой в пределах |
одной |
строительной |
0 - 3 5 |
0—25 |
|||
п л о щ а д к и .............................................................. |
|
|
|
|
|||
Технологические |
перерывы . . . . |
0— 30 |
0— 35 |
||||
Техническое |
обслуживание . . . . |
0—25 |
0—20 |
||||
В'ремя на отдых |
и личные надобности |
0 - 1 5 |
0— 15 |
||||
В с е г о |
рабочее |
время машин . . . |
7— 35 |
7 - 4 0 |
|||
Просто и |
івследствие |
неблаігоприятныос |
0— 15 |
0— 15 |
|||
метеорологических |
у с л о в и й ........................ |
||||||
Простои, |
вызванные |
организационно- |
|
|
|||
техшгческими |
неполадками |
іи другшш |
0— 25 |
0— 20 |
|||
причинами . . . . . |
............................. |
119