Файл: Алексеев А.С. Определение производственной мощности строительной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

3200

"■ к

100 = 3 6 ,6 % .

8760

Аналогично определяют и коэффициент использова­ ния планового фонда времени. Он будет измеряться вы­ раженным в процентах отношением фактической продол­ жительности рабочего времени одной среднесписочной машины или группы одноименных машин в часах Тч.ф к

продолжительности рабочего

времени,

установленной

режимом работы но плану

при

определении величины

производственной мощности:

 

 

Ки.п =: b j L

100.

(Ш.7)

 

*П. ф

 

Этот коэффициент называют еще коэффициентом ис­

пользования машин по времени.

 

 

Так, для упомянутых выше

экскаваторов коэффициент исполь­

зования планового фонда времени составит

 

3200

п =

---------- 100 = 9 7 ,6 % .

и- п

3280

Таким образом, установление величины коэффициен­ тов использования календарного и планового фондов времени позволяет судить о степени использования каж­ дого вида машин и механизмов по времени. Низкое ис­ пользование, например, планового фонда времени будет означать, что строительно-монтажная организация рабо­ тала не на полную .мощность. Необходимо установить причины этого и наметить конкретные мероприятия для их устранения. Возможно также, что фактическое вре­ мя использования м.ашин окажется больше планового фонда времени. Это означает, что при определении пла­ нового фонда времени была допущена неточность, кото­ рую необходимо учеть на будущее, поскольку при пра­ вильном определении планового фонда времени исполь­ зования машин его величина будет всегда больше, чем фактически отработанное машиной время.

Однако при анализе использования строительных машин по времени следует иметь в виду несовершенство существующей системы первичного учета работы машин. Этот учет ведется в сменных рапортах машинистов (мо­ тористов), в которых почти не отражаются простои ма­ шин, в результате чего в большинстве строительно-мон­ тажных организаций отчетные данные об использовании

5* З ак . 473

115


машин по времени оказываются неточными и завышен­ ными.

Следовательно, строительно-монтажные организации, которым предстоит рассчитывать свою производственную

мощность и анализировать уровень

ее

использования,

должны будут провести значительную работу по

совер­

шенствованию системы учета времени

работы

машин.

Система учета времени

работы строительных

машин

должна быть построена

таким. образом,

чтобы

можно,

было судить о том, на каком лз объектов

и по

каким

'конкретным причинам

происходит недостаточное ис­

пользование строительных машин и механизмов

во вре­

мени. Это позволит улучшить использование строитель­ ной техники и повысить у строительно-монтажных орга­ низаций коэффициент использования их производствен­ ной мощности.

Другим показателем, также характеризующим исполь" збвание строительных машин по времени, является коэф­ фициент сменности работы машин Кем, который являет­ ся расчетной величиной, необходимой для планирования числа часов рабочего времени машины в течение года. Коэффициент сменности планируется с учетом сменности работы строительных организаций и фактической смен­ ности работы парка машин.

Фактический коэффициент сменности работы машин

Кем определяют по формуле

 

 

Кем = Мі+ -2М2 + ЗМз- ,

(III.8)

Mj + М2 + A f 3

v

'

где Mi — число машин, работающих в одну смену; М2— то же, в две смены; Мз — то же, в три смены.

Пример. Из 60 машин, находившихся в распоряжении строи­

тельной организации,

30 работали в

одну

смену,

2 0 — в две и 10 —

в три смены.

 

 

 

 

 

Фактический коэффициент

сменности

в этом

случае составит

і\ ліі -—■

30 + 2 .2 0

+ 3 -10

1 0 0 '

, „„

30 + 20

"

-—■—1.67 •

с

+ 10

 

60

 

При расчетах коэффициента сменности за определен­ ный период (месяц, квартал, год) величины Ми Мь Мз, должны быть усреднены, т. е. должно быть получено -среднесписочное количество машин, работавших соответ­ ственно ів одну, две или три смены, за месяц, квартал или -год, причем среднесписочное количество машин опреде­ ляется согласно Инструкции ЦСУ СССР для заполнения

116


формы № 1-нт (отроит.). Ком, рассчитанный по приве­ денной выше формуле, будет характеризовать среднюю сменность работавших машин. Для определения Кем ра­ боты среднесписочного парка строительных машин может быть рекомендована формула

К™ = Ч7ГЖ-

'

(ПІ.9)

где Чм.см — число машино-смен, отработанных машина­ ми за определенный период;

Д— число рабочих дней в соответствующем пе­ риоде;

М— среднесписочное число машин за соответст­ вующий период времени.

Пример. Число машино-смен, отработанных в течение месяца всеми машинами, составило 1920, число рабочих дней — 20, а сред­ несписочное количество машин за месяц — 60.

В этом случае коэффициент сменности для парка строительных машин за месяц составит

KCM= J ^ _ =1)6.

м20-60

Сопоставление фактического коэффициента сменности с его планируемой величиной имеет большое значение. Это объясняется тем, что на величину фактического ко­ эффициента сменности значительное влияние оказывает уровень организации производства и, следовательно, чем лучше организован процесс строительного производства, тем выше будет коэффициент сменности. Снижение фак­ тического коэффициента сменности работы парка строи­ тельных машин по сравнению с его планируемой величи­ ной будет означать, что строительно-монтажная орга­ низация имеет недостатки -в организации производствен­ ного процесса, которые необходимо своевременно выя­ вить и устранить.

Однако, придавая большое значение анализу коэффи­ циента сменности, необходимо иметь в виду, что он все же не всегда объективно отражает уровень.использова­ ния строительных машин и механизмов, поскольку при этом не учитываются различные внутрисменные про­ стои. Поэтому большое практическое значение имеет правильное определение коэффициента внутрисменного использования строительных машин и механизмов.

Коэффициент внутрисменного использования Ки.в строительных машин и механизмов может быть определен

117

на основании данных систематических наблюдений нормативно-исследовательских станций или оперативных данных других систем учета о внутрисменных потерях рабочего времени, вызванных организационно-техниче­ скими неполадками и другими 'причинами, за исключени­ ем потерь, входящих в рабочее время машин. При этом рабочее время машин включает продолжительность сле­ дующих процессов: выполнения операций технологиче­ ского процесса производства работ; передвижения ма­ шины своим ходом по фронту работ в пределах одного строительного объекта или с одного объекта на другой (в пределах одной строительной площадки); технологи­ ческих перерывов в работе машин; подготовки машин к работе в начале смены и сдачи ее в конце смены и тех­ нического обслуживания машин в течение смены. Следо­ вательно, при составлении плана сменного режима рабо­ ты машин необходимо учитывать, что кроме непосредст­ венного рабочего времени у машин могут быть различ­ ного рода простои, вызванные, например, метеорологиче­ скими условиями, организационно-техническими неполад­ ками и другими причинами.

В табл. III. 3 приведены примерные плановые режи­

мы работы экскаваторов п башенных кранов в

течение

смены.

 

 

 

исполь­

Планируемый коэффициент внутрисменного

зования машин ЯЦіВ составит:

 

 

 

для экскаваторов

 

 

 

 

7 ч. 35 м. _

455

м. _„ „„

 

8 ч. 15 м.

495

м.

’ ’

 

для башенных кранов

 

t

 

 

 

 

 

 

-1ч- -40м- =

495

=

0,93.

 

8 ч. 15 м.

м.

 

 

Таким образом, как видно из приведенного в табл. Ш.З примера, коэффициент -внутриомениошиспользова­ ния строительных машин и механизмов может быть оп­ ределен отношением рабочего времени машин в течение смены к общей установленной продолжительности смены:

КИ. В= Ц ^ ,

(ШЛО)

■* см

 

118


где /Си.в — коэффициент внутрисменного использования

строительных машин и механизмов; Тр.см — время работы машин в течение смены;

Тсм — продолжительность.рабочей смены.

Если, например, время работы машины, установленное при проведении фотографии рабочего дня, составляет 5,5 ч, а продол­ жительность рабочей смены — 8,2 ч (при пятидневной рабочей не­ деле), то коэффициент внутрисменного использования данной ма­ шины составит

I l f ЮС) = 67% .

Значение Кп.п указывает на низкий уровень внутрисменного использования машины (33% внутг.риоменных простоев) и на необ­ ходимость выявления причин простоев и их устранения.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а III.3

 

 

Сменные режимы работы машин

 

 

 

 

 

 

 

Режим работы в ч.—мни.

 

 

 

 

 

 

экскаваторов

башенных

 

 

 

 

 

 

кранов

Продолжительность смены . .

8 - 1 5

8 - 1 5

 

В

т о 'М

ч н о л е

 

 

 

Подготовительно-заключительное вре­

0— 15

 

мя ..............................................................................

 

 

 

 

 

0— 15

Выполнение

операций

технологическо­

5— 35

 

го процесса производства работ . . .

5 - 5 0

Передвижение своим ходом по фрон­

 

 

ту работ в пределах одного строитель­

 

 

ного объекта

или с одного

объекта на

 

 

другой в пределах

одной

строительной

0 - 3 5

0—25

п л о щ а д к и ..............................................................

 

 

 

 

Технологические

перерывы . . . .

0— 30

0— 35

Техническое

обслуживание . . . .

0—25

0—20

В'ремя на отдых

и личные надобности

0 - 1 5

0— 15

В с е г о

рабочее

время машин . . .

7— 35

7 - 4 0

Просто и

івследствие

неблаігоприятныос

0— 15

0— 15

метеорологических

у с л о в и й ........................

Простои,

вызванные

организационно-

 

 

техшгческими

неполадками

іи другшш

0— 25

0— 20

причинами . . . . .

.............................

119