Файл: Алексеев А.С. Определение производственной мощности строительной организации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
Трудность заключается в то.м, что в настоящее время причины внутрисменных потерь времени и само время чистой работы машин устанавливается, как правило, по средством проведения большого числа фотографии рабо чего дня, которые требуют больших затрат квалифици рованного труда. Значительное число строительных ор ганизаций не имеют поэтому возможности для проведе ния фотографий рабочего дня и, следовательно, не могут судить об уровне внутриеменного использования машин ного рабочего времени. Необходимо более интенсивно применять в строительстве новейшие автоматические средства учета использования времени машин, которые фиксируют любые виды простоев с указанием их причин и которые широко используются в других отраслях ма териального производства. Как показала практика, за траты на приобретение средств автоматического учета вполне себя окупают и дают возможность оперативнее использовать информацию об имеющихся резервах.’
Следовательно, как уже отмечалось, необходимо со здать такую систему учета, которая 'бы не только обеспе чивала достоверность информации, но и позволяла выя вить причины простоев.
Наряду с отмеченными выше показателями, которые характеризуют использование строительных машин и ме ханизмов по времени, т. е. их экстенсивную загрузку, при анализе использования производственной мощности при меняются также показатели, характеризующие интенсив ную загрузку машин, т. е. использование их по йроизводительностн и по мощности.
Изучение интенсивной нагрузки строительных машин и механизмов вызывается необходимостью установле ния причин, вызвавших недостаточную фондоотдачу, требуемую для достижения планового коэффициента использования мощности, в то время как экстенсивная запруэка парка машин обеспечена полностью.
Все сказанное свидетельствует о необходимости па раллельно с анализом использования строительных ма шин и механизмов по времени анализировать использо вание их по производительности.
Интенсивное использование строительных машин и механизмов может характеризоваться с помощью пока зателей эксплуатационной производительности их за оп ределенный период времени (час, смену, месяц, год), оп
120
ределяемых расчетным путем и сравниваемых с факти ческой производительностью.
Так, среднечасовая эксплуатационная производи тельность может быть определена для каждого вида ма шин путем расчета на основе ее технических данных и эксплуатационных условий или по укрупненным показа телям на основе данных проекта производства строи тельно-монтажных работ и Единых норм и расценок на строительно-монтажные работы.
Расчет среднечасовой эксплуатационной производи тельности строительных машин на основе их технических данных и эксплуатационных условий осуществляется по следующим формулам.
Среднечасовая эксплуатационная производительность Яч.э одноковшового экскаватора равна:
(III. 11)
•где QK — емкость ковша в м3;
Кн — коэффициент наполнения ковша грунтом; Кв — коэффициент использования рабочего времени
экскаватора (принимается равным 0,76 при ра боте в транспорт и 0,9 при работе в отвал);
Иц— продолжительность рабочего цикла в 'сек; Кр — коэффициент разрыхления грунта.
Среднечасовую эксплуатационную производитель ность бетономешалки и растворомешалки Ячб опреде ляют по формуле
(III. 12)
где <2б — емкость смесительного барабана в л; Кв.с — коэффициент выхода бетонной смеси или раст
вора; его величина зависит от объема пустот в заполнителях; для бетонов он принимается рав ным '0,65—0,70, а для растворов— 0,85—0,95;
п — число замесов за 1 ч.
Среднечасовую эксплуатационную производитель ность строительных кранов и подъемников Яч.к опреде ляют по числу подъемов за 1 ч:
Я,Ч. К - |
3600 я н. г |
(III. 13) |
121
где Я,.к — число подъемов кранов за 1 ч; |
грузоподъемно |
|
Ки.г — коэффициент использования |
||
сти крана; |
|
в сек, которое |
іц — время одного рабочего цикла |
||
определяется по формуле |
|
|
tu. = tn Ч---------Ь tp Л------ > |
(III. 14) |
|
сц |
ѵ2 |
|
где^п — время погрузки или отправки груза в сек;
tp— время разгрузки или расстроповки груза в сек-, Ѵі — скорость .подъема груза в м/сек-, ѵ2— скорость опускания груза в м/сек-,
h — высота подъема груза в м.
Время на погрузку и разгрузку груза t п и tp принима ется согласно действующим нормам или определяется хронометражиымн наблюдениями. Для определения про изводительности крана (подъемнііща) в натуральных по казателях (весовых единицах) число подъемов гру за в 1 ч следует умножить на -значение массы поднимае мого за один подъем груза.
После определения среднечасовой производительности строительных машин и механизмов по приведенным вы ше формулам или на основании Единых норм и расценок на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы с учетом поправочных коэффициентов на условия производства работ необходимо установить сменную производительность машин Ясм-
Сменная производительность машин определяется умножением среднечасовой эксплуатационной произво дительности на продолжительность рабочей смены в ч и на планируемый коэффициент внутрисменного использо вания машин по времени.
Так, сменную производительность (выработку) одно
ковшового экскаватора можно определить |
по |
формуле |
|
Лси., = |
я ч. э Т сыК І в , |
|
( I I I . 15) |
где Ясм.э — сменная производительность |
экскаватора |
||
в м3\ |
|
|
|
Пч.о — среднечасовая |
эксплуатационная |
производи |
|
тельность экскаватора в мъ/ч\ |
|
рабочей |
|
Тем — установленная продолжительность |
|||
смены в ч\ |
|
|
|
^и.в — планируемый |
коэффициент внутрисменного |
использования экскаватора по времени.
122
Производительность автомобиля-самосвала за одну рабочую смену в тможно определить по формуле
бОГем Qa /СЕ.в * и . г |
(III. 16) |
Ягм. С - |
|
где Ясм.с — сменная производительность |
автосамосвала |
в т; Том — установленная продолжительность рабочей
смены в ч\
Qa — грузоподъемность автосамосвала в тс;
/(и.в — планируемый коэффициент использования автосамосвала по времени в течение смены (принимается 0,95);
Л’и.г — коэффициент использования грузоподъемно сти автосамосвала (для большинства грузов он принимается равным 1);
£ц— время одного цикла в мин, определяемое по формуле
k = tn + tp + — 60, |
(ІИ. 17) |
V
здесь tn— время погрузки автосамосвала в мин\ tp— время разгрузки в мин\
I— расстояние перевозки груза в км\
V— скорость движения автоеамоевала в км/ч. Время на погрузку и разгрузку автосамосвала и ско
рость его движения |
принимают |
согласно утвержден |
ным нормативам, а |
расстояние |
перевозки — соответст |
венно проекту производства работ.
На основе полученных данных может быть определен показатель среднегодовой производительности машин в натуральном выражении умножением планового годово го фонда времени работы данного вида машин в ч или рабочих сменах на их эксплуатационную среднечасовую или сменную производительность:
Я год — Тпл (ч) Пч Ки. в
или
Ягод = Гпл (СЫ) Ясм , (III. 18)
где ЯГОд — среднегодовая производительность машины в
натуральных показателях; 7пл(ч) — плановый годовой фонд времени работы ма
шины в ч; 7*пл(см)— плановый годовой фонд времени работы
машины в сменах;
123
Пч== среднечасовая эксплуатационная |
производи |
тельность машины в натуральных |
показате |
лях; |
|
Псм — сменная производительность машины в нату ральных показателях;
Ки.о— планируемый коэсрфициент внутрисменного использования машины по времени.
Некоторым строительно-монтажным организациям вышестоящие органы утверждают среднегодовые нормы ■выработки машин в натуральных показателях, иля так называемые директивные нормы выработки. Эти дирек тивные нормы выработки во многих случаях не являются максимальными, т. е. фактическая среднегодовая произ водительность машин часто оказывается в строительной организации выше установленной ей директивной нормы выработки. Это объясняется в значительной степени тем, что директивные нормы выработки машин устанавлива ются не для отдельной конкретной строительной органи зации, а для их совокупности, например для главного управления и строительных организаций области, края или республики. Это свидетельствует о том, что при ана лизе использования производственной мощности, когда определяется уровень использования строительных ма шин и механизмов по производительности, не всегда можно сопоставлять фактически достигнутую произво дительность с установленными директивными нормами выработки машин. Более правильно сопоставлять фак тическую среднегодовую производительность машин с той среднегодовой производительностью, которая была установлена при определении величины производствен ной мощности непосредственно самой строительно-мон тажной организацией и которая более полно учитывает конкретные условия производства. Отсюда следует, что коэффициент интенсивного использования строительных машин и механизмов (использования их по производи тельности) может быть определен отношением фактиче ской выработки в натуральном выражении за год к рас четной среднегодовой производительности по формуле
лф |
|
||
/Свн = |
год |
(III. 19) |
|
ргод |
|||
Г |
|
124
где Km — коэффициент интенсивного использования строительных машин и механизмов (исполь зования их по производительности);
//год — фактическая среднегодовая выработка одной среднесписочной машины в натуральных по казателях; '
Ягод — расчетная среднегодовая производительность одной машины в натуральных показателях.
Определив показатель интенсивнаго использования строительных машин и механизмов, можно судить- о сте пени их использования по производительности. В даль нейшем анализе, установив имеющиеся отклонения, так же как и при использовании машин по времени, необхо димо -выявить и изучить причины невыполнения пл-ано- вых норм выработки или установленной расчетной про изводительности машин.
При этом необходимо иметь в виду, что в существую щей в настоящее время отчетности данные о выработке машин в натуральном выражении имеются лишь по эк скаваторам, скреперам и землесосным -снарядам. Поэ тому необходимо прежде всего организовать такую си стему учета, которая позволяла бы иметь данные о фак тической производительности всех используемых строи тельных машин и механизмов. Так, в целях анализа сте пени использования башенных кранов по производитель ности могут быть использованы показатели их выработки в физических единицах конечной продукции строитель ной организации, например в кубических метрах объема зданий, в квадратных метрах жилой площади или в де нежном выражении, если организация выполняет различ ные виды строительства. Аналогично можно определить выработку машин, занятых на сооружении объектов транспортного строительства (шоссейных и железных дорог), нефте- и газопроводного строительства, строи тельстве линий электропередач и т. п. или на выполнении какого-либо отдельного вида работ (погрузочно-разгру зочных, штукатурных, малярных и т. д.).
. -Установление коэффициентов интенсивного Ка.и и эк стенсивного Кэ.а использования 'Строительных машин- и
механизмов позволяет определить 'интегральный коэф фициент использования строительных машин и механиз мов, который может быть найден по формуле
Кп. В = К э . и К и . н , |
( I I I . 2 0 ) |
125
где /Сн.іі — интегральный |
коэффициент |
использования |
строительных машин и механизмов; |
||
Кэ.и — коэффициент |
экстенсивного |
использования |
строительных машин и механизмов или коэф |
||
фициент использования планового фонда |
||
их времени; |
|
|
Кт — коэффициент |
интенсивного |
использования |
строительных машин и механизмов. |
Пример. Требуется |
определить |
интегральный коэффициент ис |
пользования башенного |
крана, если фактическая выработка одного |
|
среднесписочного крана |
составила 4 |
тыс. руб. вместо 5 тыс. руб. по |
плану, а среднее количество отработанных машино-часов |
в |
месяц |
|||||||
составило 288 вместо 384 по плану. |
|
|
|
|
|
||||
В этом случае |
коэффициент |
интенсивного |
|
использования |
ба |
||||
шенных кранов составит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кпн |
4 |
ты с. |
руб. |
или |
80% , |
|
|
||
5 |
ты с. |
руб. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
||||
а коэффициент экстенсивного |
их |
использования |
будет равен: |
|
|||||
Кэ II |
288 маш .-смен |
0 ,7 5 , |
или 75% . |
|
|
||||
384 |
маш. -смены |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||
Интегральный коэффициент |
использования |
|
башенных |
кранов |
|||||
составит |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/Сн„ |
= 0 ,7 5 -0 ,8 0 |
= 0 ,6 0 , |
или |
60% . |
|
|
|||
Коэффициент |
интегрального |
использования |
строи |
тельной техники даёт возможность одновременно харак теризовать совокупное использование ее как по -времени, так и по производительности и видеть имеющиеся резер вы для улучшения этого использования.
Все сказанное относится непосредственно к области анализа использования строительных машин и механиз мов. Однако поскольку наличие строительных машин и механизмов и уровень их использования являются ос новополагающими факторами, определяющими величину производственной мощности строительных организаций, то и проведение анализа степени использования этой мощности практически невозможно без анализа обеспе ченности строительно-монтажной организации машинами и механизмами того или иного вида и без анализа уров ня использования этих машин.
При анализе степени использования производствен ной мощности прежде всего необходимо определить соот ветствие фактической среднегодовой стоимости активной части основных производственных фондов той их стоимо
126