Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лон 1

Пербичная исходная информация

t

Комплекс 1 алгоритмов для

|Блок 2

-* -{ зв т -^ -

Производная исходная ин- 1Блок 3

расчета производных Входных пара­

 

формация модели 1

метров модели-1 иплана

добычи

 

 

г

 

зыбы промысловым флотом Мини­

/Модель планиаования аазмешения \Бпок В\

стерства {Вразрезе бассейнов)

JL ( по районам промысла океанического Вобы-

 

 

убающего флота (модель ■О

 

 

 

Вариант плана размещения по\Блок'Б

----(ЯШ

" районам промысла онеаничеснога

 

добывающего флота

 

Вариант плана добычи рыбы по Министер- \Бпок В

 

ству (В разрезе бассейнов и союзка-республикан-

 

сной промышленности) па типам судов и районам

 

 

 

промысла

 

 

 

 

 

Г

Корректировка,

\Влок В

 

 

\

исходных данных

э -

 

 

 

 

 

Кботы (Варианты планов) Вылова рыбы для

\Блок 9

 

Себрыбы, Запрыбы,

Азчеррыбы и Дапьрыбы

 

 

вобщик районах промысла

 

 

 

Производная исходная информация модели планирования

разм е­

БлокЮ

щения по районам промысла добывающего, обрабатывающего и

 

приемотранспортного флата Смадерь 3)

Комплекс моделей и I Блок!В. алгоритмов для аасчгта зканомических поназаталей.характеризующих основные организацион­ ные схемы работы добывающего обрабатывающего и приемотранспартнога флота Вразличных рай­ онах Мирового океана

I Блок 10.2

Модель для \ Бпан!0.3

Алгоритмырасче­

расчета нормативов нап-

та производных

роВпения сырья В абра -

Входныхпараметров

Вотку и суточного Выпус­

модели 3

ка продукции на судах ко .

 

типам ипромысловым

 

районам (модель 2)

Модель планирования аазмешения по районам промысла I блок « \

'ВМУ\ добывающего, обрабатывающего и привмо-тралсаортного флата7 (модель 31 ___

4(3 — 1

Вариант плана размещения парайонам\Блок(2 промысла добывающего, обрабатывающего

и приемотранспартнаго флота

Комплекс Z алгоритмов для расчета\бла1ГШ плана производства продукции на судах по Министерству (вразрезе бассейнов)

X

Вариант плана производства правукции на судах па 'Мини-\блок1б стерству СВразрезе бассейнаВ)

\Бпок/б

Блок /б

>

Анализ результатов pacyemof

Карректиробка исходных данных

Вариант плана произвобстВа продукции на судах и использования \Блок /7 флота по Министерству (Вразрезе бассейнов)

-96


ческого флота, плана добычи рыбы и производства рыбопро­ дукции на судах.

Схема планирования рассматривается в виде человеко-ма­ шинной системы. По характеру используемого комплекса моде­ лей планирование размещения флота является итеративным процессом, который состоит из двух основных элементов: реа­ лизации моделей и алгоритмов расчета входных и выходных параметров; переходов. Под переходом здесь понимается про­ цесс обработки информации, который приводит к получению соответствующих друг другу решений для пары моделей с дву­ сторонними связями.

При формировании данной схемы учитывалось, что процесс разработки плана рыбной промышленности (как и любой дру­ гой отрасли промышленности народного хозяйства СССР) пред­ ставляет собой функционирование сложившейся информацион­ но-логической системы имеющей, конечно, свои достоинства и недостатки. Вообще говоря, любая разработанная экономикоматематическая модель должна либо восполнить недостающий блок этой системы, либо полностью заменить этот блок, кото­ рый функционирует менее эффективно, чем внедряемая модель. Предполагается, что обязательным условием внедрения той или иной модели должна быть связь этой модели информационными потоками с комплексом плановых расчетов без нарушения орга­ низационно-технологической схемы разработки плана рыбной промышленности. Другими словами, модель должна органиче­ ски вписаться в действующую систему плановых расчетов и быть одним из ее элементов.

Вто же время учитывается, что внедрение любой модели мо­ жет потребовать определенной корректировки традиционных информационных потоков и технологии расчетов. Поэтому в разработках в основу был положен принцип, который можно сформулировать так: совершенствование системы традиционных плановых расчетов на базе экономико-математических методов

иЭВМ возможно лишь в условиях их органического совмеще­ ния при соответствующей перестройке методики и организации разработки плана рыбной промышленности на всех уровнях уп­ равления.

Вэтой связи следует подчеркнуть важность первоочередно­ го решения в отрасли следующих вопросов совершенствования

существующей системы планирования и оценки производства: 1) создание и внедрение единого отраслевого метода планиро­ вания и оценки рыбопромышленного производства (включая методику увязки технико-экономического и перспективного пла­ нирования и прогнозирования развития отрасли); 2) разработ­ ка и внедрение, единой отраслевой методики планирования, уче­ та и калькулирования себестоимости продукции; 3) внедрение нормативного метода планирования и учета затрат по факторам с использованием методов факторного анализа; 4) разработка

7-720

97


организационно-правовых .вопросов проведения расчетов плавов на ЭВМ и их использования на различных уровнях управления в условиях ОА'СУ (например, имеется в виду упорядочение функций органов управления при осуществлении централизо­ ванных плановых расчетов и т. п.).

Таким образом, дальнейшая разработка, внедрение и разви­ тие комплексов плановых задач должны идти по пути создания интегрированной системы планирования рыбной промышленно­ сти, которая будет включать плановых работников, совокуп­ ность методов1 разработки плана, организацию собственно про­ цесса планирования, средства вычислительной техники, оргтех­ ники, связи и обслуживающих их специалистов. Центральное место в системе должен занимать человек — плановый работ­ ник, принимающий решения.

Перейдем к общему описанию представленных в схеме мо­ делей.

Добывающий флот по своему составу, 'назначению и формам организации промысла неоднороден. В зависимости от техно­ логических схем переработки сырца добывающие суда можно подразделить на: 1) суда с законченным технологическим цик­ лом обработки сырца (ППР, БМРТ, РТМ типа «Атлантик» и «Тропик» и т. д.); 2) суда с незаконченным технологическим циклом обработки сырца .(СРТР, ОРТ, PC и т. д.).

Обозначим первую группу судов через ДСЬ вторую — ДС2. Добывающие суда первой группы могут работать автономно ■или в экспедиционном варианте (при взаимодействии с приемотранспортными судами — ТР). Возможность автономной схемы организации работы ДС2 ограничена .районами промысла, рас­ положенными сравнительно близко к береговой обрабатываю­ щей, базе. В основном их деятельность связана с обеспечением сырцом или полуфабрикатом обрабатывающих судов — плаву­ чих баз (ПБ) и производственных рефрижераторов (ПР). Для эффективной работы последних в большинстве промысловых районов целесообразно привлечение приемо-транспортных су­ дов..Отсюда и возникает существенное различие в организации работы ДС\ и ДС2, что требует комплексного подхода при раз­ работке моделей совместного планирования работы добываю­ щего, обрабатывающего и приемо-транспортного флота.

Модель 1. Рассматривается задача планирования размеще­ ния по районам промысла океанического добывающего флота и расчета плана добычи рыбы по министерству в разрезе бассей­ нов Северного, Западного, Азовско-Черноморского и Дальне­ восточного. В модели используется целевая функция — макси­ мум добычи рыбы и нерыбных объектов в течение планируемо­

1 Эти методы должны включать как экономико-математические методы, и модели, так и традиционные опособы планово-экономических расчетов, оп­

ределенным образом взаимосвязанные и дополняющие друг друга.

/

98

;


го периода. Добывающие суда Северного, Западного, АзовскоЧерноморского и Дальневосточного бассейнов имеют общие промысловые районы в Атлантическом и Индийском океанах. Поэтому для определения квот вылова рыбы каждым-из этих главков в общих районах задача реализуется совместно для всех указанных главков.

В данной модели, .которая сводится к общей задаче линейно­ го программирования, имеются следующие ограничения: по про­ гнозам возможных годовых уловов рыбы, по видам, районам промысла; по использованию численности добывающих судов (по типам) в течение планируемого периода; по сезонности про­ мысла отдельных видов рыб по районам промысла; по верхней и нижней 'границам объема вылова некоторых массовых видов рыб (в данных ограничениях в первом приближении учитыва­ ются заявки Министерства торговли COOP); по общим.объемам вылова рыбы некоторыми типами судов в течение планируемого периода и др.

В этой модели предполагается, что многогранное множество условий детерминировано. Разработан алгоритм определения совокупности оптимальных 'вариантов плана размещения добы­ вающего флота по районам промысла с учетом вероятностнош характера прогноза возможных годовых уловов рыбы, что дает возможность более полно моделировать реальные условия рабо­ ты промысловых судов. Для определения совокупности опти­ мальных планов задачи используется метод статистических ис­ пытаний в сочетании с пересчетом оптимального решения мо­ дели-1, полученного при математических ожиданиях значений прогнозов годовых уловов рыбы из интервалов их возможных изменений,1

На базе основных переменных вектора решения модели-1 оп­ ределяют варианты годовых планов добычи рыбы по главкам (квоты вылова в общих промысловых районах). Выходные по­ казатели модели 1 используются в качестве входных парамет­ ров модели планирования размещения добывающего, обрабаты­ вающего и приемо-транспортного флота :(модели-3).

Модель 3. Рассматривается задача планирования размеще­ ния по районам промысла океанического добывающего, обраба­ тывающего и приемо-транспортного флота по бассейнам и ми­ нистерству в целом. Цель, которая ставится при реализации мо­ дели, заключается в следующем: расставить на планируемый период по районам промысла добывающий, обрабатывающий и приемо-транспортный флот таким образом, чтобы достигался максимум производства рыбопродукции на судах (в натуре или по стоимости в зависимости от выбранной формы целевой функ­ ции модели).

1 Ше й н и с Л. 3. Некоторые вопросы .расчета на ЭВ|М. вариантов раз­ мещения промыслового флота в условиях неопределенности. — «Рыбное хо­ зяйство», 1969, № 10, с. 88—90.

7*

99