Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 156
Скачиваний: 2
\Блон 1
Пербичная исходная информация
t
Комплекс 1 алгоритмов для |
|Блок 2 |
-* -{ зв т -^ - |
Производная исходная ин- 1Блок 3 |
|||
расчета производных Входных пара |
|
формация модели 1 |
||||
метров модели-1 иплана |
добычи |
|
|
г |
|
|
зыбы промысловым флотом Мини |
/Модель планиаования аазмешения \Бпок В\ |
|||||
стерства {Вразрезе бассейнов) |
||||||
JL ( по районам промысла океанического Вобы- |
||||||
|
|
убающего флота (модель ■О |
||||
|
|
|
Вариант плана размещения по\Блок'Б |
|||
----(ЯШ |
" районам промысла онеаничеснога |
|||||
|
добывающего флота |
|
||||
Вариант плана добычи рыбы по Министер- \Бпок В |
|
|||||
ству (В разрезе бассейнов и союзка-республикан- |
|
|||||
сной промышленности) па типам судов и районам |
|
|||||
|
|
промысла |
|
|
|
|
|
|
Г |
Корректировка, |
\Влок В |
||
|
|
\ |
исходных данных |
э - |
||
|
|
|
|
|
||
Кботы (Варианты планов) Вылова рыбы для |
\Блок 9 |
|
||||
Себрыбы, Запрыбы, |
Азчеррыбы и Дапьрыбы |
|
|
|||
вобщик районах промысла |
|
|
|
|||
Производная исходная информация модели планирования |
разм е |
БлокЮ |
||||
щения по районам промысла добывающего, обрабатывающего и |
|
приемотранспортного флата Смадерь 3)
Комплекс моделей и I Блок!В. алгоритмов для аасчгта зканомических поназаталей.характеризующих основные организацион ные схемы работы добывающего обрабатывающего и приемотранспартнога флота Вразличных рай онах Мирового океана
I Блок 10.2 |
Модель для \ Бпан!0.3 |
Алгоритмырасче |
расчета нормативов нап- |
та производных |
роВпения сырья В абра - |
Входныхпараметров |
Вотку и суточного Выпус |
модели 3 |
ка продукции на судах ко . |
|
типам ипромысловым |
|
районам (модель 2) |
Модель планирования аазмешения по районам промысла I блок « \
'ВМУ\ добывающего, обрабатывающего и привмо-тралсаортного флата7 (модель 31 ___
4(3 — 1
Вариант плана размещения парайонам\Блок(2 промысла добывающего, обрабатывающего
и приемотранспартнаго флота
Комплекс Z алгоритмов для расчета\бла1ГШ плана производства продукции на судах по Министерству (вразрезе бассейнов)
X
Вариант плана производства правукции на судах па 'Мини-\блок1б стерству СВразрезе бассейнаВ)
\Бпок/б |
Блок /б |
> |
Анализ результатов pacyemof |
Карректиробка исходных данных |
|
-С |
Вариант плана произвобстВа продукции на судах и использования \Блок /7 флота по Министерству (Вразрезе бассейнов)
-96
ческого флота, плана добычи рыбы и производства рыбопро дукции на судах.
Схема планирования рассматривается в виде человеко-ма шинной системы. По характеру используемого комплекса моде лей планирование размещения флота является итеративным процессом, который состоит из двух основных элементов: реа лизации моделей и алгоритмов расчета входных и выходных параметров; переходов. Под переходом здесь понимается про цесс обработки информации, который приводит к получению соответствующих друг другу решений для пары моделей с дву сторонними связями.
При формировании данной схемы учитывалось, что процесс разработки плана рыбной промышленности (как и любой дру гой отрасли промышленности народного хозяйства СССР) пред ставляет собой функционирование сложившейся информацион но-логической системы имеющей, конечно, свои достоинства и недостатки. Вообще говоря, любая разработанная экономикоматематическая модель должна либо восполнить недостающий блок этой системы, либо полностью заменить этот блок, кото рый функционирует менее эффективно, чем внедряемая модель. Предполагается, что обязательным условием внедрения той или иной модели должна быть связь этой модели информационными потоками с комплексом плановых расчетов без нарушения орга низационно-технологической схемы разработки плана рыбной промышленности. Другими словами, модель должна органиче ски вписаться в действующую систему плановых расчетов и быть одним из ее элементов.
Вто же время учитывается, что внедрение любой модели мо жет потребовать определенной корректировки традиционных информационных потоков и технологии расчетов. Поэтому в разработках в основу был положен принцип, который можно сформулировать так: совершенствование системы традиционных плановых расчетов на базе экономико-математических методов
иЭВМ возможно лишь в условиях их органического совмеще ния при соответствующей перестройке методики и организации разработки плана рыбной промышленности на всех уровнях уп равления.
Вэтой связи следует подчеркнуть важность первоочередно го решения в отрасли следующих вопросов совершенствования
существующей системы планирования и оценки производства: 1) создание и внедрение единого отраслевого метода планиро вания и оценки рыбопромышленного производства (включая методику увязки технико-экономического и перспективного пла нирования и прогнозирования развития отрасли); 2) разработ ка и внедрение, единой отраслевой методики планирования, уче та и калькулирования себестоимости продукции; 3) внедрение нормативного метода планирования и учета затрат по факторам с использованием методов факторного анализа; 4) разработка
7-720 |
97 |
организационно-правовых .вопросов проведения расчетов плавов на ЭВМ и их использования на различных уровнях управления в условиях ОА'СУ (например, имеется в виду упорядочение функций органов управления при осуществлении централизо ванных плановых расчетов и т. п.).
Таким образом, дальнейшая разработка, внедрение и разви тие комплексов плановых задач должны идти по пути создания интегрированной системы планирования рыбной промышленно сти, которая будет включать плановых работников, совокуп ность методов1 разработки плана, организацию собственно про цесса планирования, средства вычислительной техники, оргтех ники, связи и обслуживающих их специалистов. Центральное место в системе должен занимать человек — плановый работ ник, принимающий решения.
Перейдем к общему описанию представленных в схеме мо делей.
Добывающий флот по своему составу, 'назначению и формам организации промысла неоднороден. В зависимости от техно логических схем переработки сырца добывающие суда можно подразделить на: 1) суда с законченным технологическим цик лом обработки сырца (ППР, БМРТ, РТМ типа «Атлантик» и «Тропик» и т. д.); 2) суда с незаконченным технологическим циклом обработки сырца .(СРТР, ОРТ, PC и т. д.).
Обозначим первую группу судов через ДСЬ вторую — ДС2. Добывающие суда первой группы могут работать автономно ■или в экспедиционном варианте (при взаимодействии с приемотранспортными судами — ТР). Возможность автономной схемы организации работы ДС2 ограничена .районами промысла, рас положенными сравнительно близко к береговой обрабатываю щей, базе. В основном их деятельность связана с обеспечением сырцом или полуфабрикатом обрабатывающих судов — плаву чих баз (ПБ) и производственных рефрижераторов (ПР). Для эффективной работы последних в большинстве промысловых районов целесообразно привлечение приемо-транспортных су дов..Отсюда и возникает существенное различие в организации работы ДС\ и ДС2, что требует комплексного подхода при раз работке моделей совместного планирования работы добываю щего, обрабатывающего и приемо-транспортного флота.
Модель 1. Рассматривается задача планирования размеще ния по районам промысла океанического добывающего флота и расчета плана добычи рыбы по министерству в разрезе бассей нов Северного, Западного, Азовско-Черноморского и Дальне восточного. В модели используется целевая функция — макси мум добычи рыбы и нерыбных объектов в течение планируемо
1 Эти методы должны включать как экономико-математические методы, и модели, так и традиционные опособы планово-экономических расчетов, оп
ределенным образом взаимосвязанные и дополняющие друг друга. |
/ |
98 |
; |
го периода. Добывающие суда Северного, Западного, АзовскоЧерноморского и Дальневосточного бассейнов имеют общие промысловые районы в Атлантическом и Индийском океанах. Поэтому для определения квот вылова рыбы каждым-из этих главков в общих районах задача реализуется совместно для всех указанных главков.
В данной модели, .которая сводится к общей задаче линейно го программирования, имеются следующие ограничения: по про гнозам возможных годовых уловов рыбы, по видам, районам промысла; по использованию численности добывающих судов (по типам) в течение планируемого периода; по сезонности про мысла отдельных видов рыб по районам промысла; по верхней и нижней 'границам объема вылова некоторых массовых видов рыб (в данных ограничениях в первом приближении учитыва ются заявки Министерства торговли COOP); по общим.объемам вылова рыбы некоторыми типами судов в течение планируемого периода и др.
В этой модели предполагается, что многогранное множество условий детерминировано. Разработан алгоритм определения совокупности оптимальных 'вариантов плана размещения добы вающего флота по районам промысла с учетом вероятностнош характера прогноза возможных годовых уловов рыбы, что дает возможность более полно моделировать реальные условия рабо ты промысловых судов. Для определения совокупности опти мальных планов задачи используется метод статистических ис пытаний в сочетании с пересчетом оптимального решения мо дели-1, полученного при математических ожиданиях значений прогнозов годовых уловов рыбы из интервалов их возможных изменений,1
На базе основных переменных вектора решения модели-1 оп ределяют варианты годовых планов добычи рыбы по главкам (квоты вылова в общих промысловых районах). Выходные по казатели модели 1 используются в качестве входных парамет ров модели планирования размещения добывающего, обрабаты вающего и приемо-транспортного флота :(модели-3).
Модель 3. Рассматривается задача планирования размеще ния по районам промысла океанического добывающего, обраба тывающего и приемо-транспортного флота по бассейнам и ми нистерству в целом. Цель, которая ставится при реализации мо дели, заключается в следующем: расставить на планируемый период по районам промысла добывающий, обрабатывающий и приемо-транспортный флот таким образом, чтобы достигался максимум производства рыбопродукции на судах (в натуре или по стоимости в зависимости от выбранной формы целевой функ ции модели).
1 Ше й н и с Л. 3. Некоторые вопросы .расчета на ЭВ|М. вариантов раз мещения промыслового флота в условиях неопределенности. — «Рыбное хо зяйство», 1969, № 10, с. 88—90.
7* |
99 |