Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 'состав системы условий модели 3, которая сводится к общей задаче линейного программирования, входят ограниче­ ния: по использованию в планируемом периоде численности до­ бывающих, обрабатывающих и приемо-транспортных судов; по сезонности работы добывающих и обрабатывающих судов и районам промысла; на вылов рыбы по видам и районам про­ мысла; на выпуск в планируемом периоде некоторых видов ры­

бопродукции с учетом видового состава сырья,

направляемого

в обработку, и способов разделки

(на основе директив

Госпла­

на СССР и заявок Министерства торговли СССР).

 

На базе решения модели 3 рассчитывают следующие плано­

вые показатели, характеризующие

размещение

океанического

флота по промысловым районам:

1) размещение

по

районам

промысла ДС\, ПБ и ПР, которое определяется набором основ­ ных переменных вектора решения модели; 2) размещение по районам промысла ДС2 и ТР, которое связано с планом разме­ щения ДСЬ ПБ и ПР\ 3) план производства рыбопродукции и полуфабрикатов добывающим и обрабатывающим флотом (по типам судов и районам промысла) в ассортименте с учетом ви­ дового состава сырья и полуфабрикатов, направляемых в об­ работку, и способов разделки; 4) стоимость рыбопродукции и полуфабрикатов, выпускаемых на судах, и ряд других экономи­ ческих показателей.

При решении рассматриваемой задачи предлагается прово­ дить многовариантные расчеты с помощью ЭВМ, используя первую или вторую форму критерия оптимальности с учетом соответствующих ограничений по объему основного ассортимен­ та выпускаемой продукции. Сопоставление и анализ результа­ тов расчётов даст возможность выбирать в каждой конкретной ситуации такой вид целевой функции и такую систему ограни­ чений модели, которые бы в наибольшей степени отвечали за­ дачам, стоящим в рассматриваемом периоде планирования.

Для определения большинства входных параметров моде­ ли-3 необходимо проведение дополнительных расчетов. Наибо­ лее сложным и трудоемким является вычисление структуры су­ точного выпуска рыбопродукции (в натуре и 'по стоимости) на ДСи ПБ и ПР по типам судов и районам промысла. Ниже опи­ сана линейная модель 2, с помощью которой определяют нор­ мативы направления сырья в обработку и суточный выпуск ры­ бопродукции по типам добывающих и обрабатывающих судов и промысловым районам.

Целевая функция модели —- максимум стоимости рыбопро­ дукции, выпускаемой на судне. В систему ограничений входят ограничения: по использованию суточной производительности технологических линий судна, требующие, чтобы количество сырца и полуфабрикатов, сдаваемого ДС2 на обрабатывающее судно, равнялось количеству сырца и полуфабрикатов, направ­ ляемого в обработку на этом судне (для ДС\ это ограничение

100


формулируется несколько иначе: количество добытой рыбы должно быть равно количеству обработанного сырца); на вы­ пуск некоторых видов рыбопродукции с учетом видового соста­ ва сырца и полуфабрикатов, направляемых в обработку, и спо­ собов разделки .(здесь принимаются во внимание спрос на ры­ бопродукцию, а также различные факторы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность судна); на сум­ марную суточную трудоемкость .выпуска ассортимента продук­ ции на технологических линиях с учетом коэффициентов пере­ выполнения норм выработки. На базе решения модели 2 опре­ деляется ряд выходных показателей, которые используются для формирования входных параметров дюдели 3 и расчета конеч­ ных плановых показателей.

В условиях хозяйственной реформы важное значение имеет совершенствование практических методов сравнительной эконо­ мическойоценки вариантов проектных, плановых и иных хозяй­ ственных решений, принимаемых в процессе управления флотом рыбной промышленности. Поэтому решение задачи планирова­ ния размещения добывающего, обрабатывающего и приемотранспортного флота должно базироваться на сравнительной экономической оценке основных организационных схем его ра­ боты в различных промысловых районах (см. блок 10 схемы). Приведем общее описание алгоритма сравнительной экономиче­ ской оценки основных организационных схем работы океаниче­ ского флота -в различных районах рыболовства, который вклю­ чает следующие три этапа:

1. Расчет экономических показателей, характеризующих основные организационные схемы работы океанических судов. В общем случае в каждом промысловом районе экономические показатели определяются для следующих схем взаимодействия

добывающих, обрабатывающих и приемо-транспортных

судов:

а)

Д С Х—берег,

б) Д С ХТР—берег, в) ДС2ПБ—берег,

г)

ДС2—ПБ—ТР— берег,

д) ДС2—ПР—берег,

е) ДС2—ПР

ТР—берег;

 

 

 

 

 

2. Для каждого района промысла составляется список пред­

почтительности

возможных

схем организации

работы

судов,

основанный на сравнении соответствующих экономических по­ казателей, рассчитанных на первом шаге. Под списком пред­ почтительности схем взаимодействия, например, различных ти­ пов ДС] и ТР в данном промысловом районе понимается упоря­ доченный по одному из критериев список номеров «цепочек» ДС,—берег и Д С ХТР—берег;

3. Используя указанные списки предпочтительности и учи­ тывая ' ряд других обстоятельств, сопутствующих каждой кон­ кретной задаче планирования размещения добывающих, обра­ батывающих и приемо-транспортных судов, формируется рас­ ширенная матрица условий модели 3.

Рассматриваемая задача принадлежит к классу задач по со­

101


поставлению вариантов плановых решений. Поэтому ,в качестве одного из -основных показателей сравнительной экономической эффективности использования производственных фондов океа­ нического флота применимы удельные приведенные затраты:

Z = S + £„K,

где 5 — текущие затраты на 1 д рыбопродукции;

К— удельные капиталовложения;

— нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.

Однако использование лишь одного показателя minZ в каче­ стве критерия выбора при сравнении основных организацион­ ных схем работы океанического флота не даст полную экономи­ ческую оценку принимаемых плановых решений. -Направления размещения и использования производственных фондов флота должны способствовать и обеспечению роста рентабельности производства. Поэтому считаем целесообразным применить в данной задаче еще и показатель абсолютной эффективности ис­ пользования производственных фондов флота — рентабельность производства рыбопродукции на -судах. Совместное применение двух показателей — общей и сравнительной экономической эф­ фективности, дополняющих друг друга, позволит проводить до­ статочно комплексную -оценку основных организационных схем

•работы океанического флота в различных промысловых райо­ нах.

Перейдем к -описанию экономнко-математических моделей 1; 2 и 3. Введем обозначения.

 

S=il,

2,

3, 4 —номера бассейнов (.Северного, Западного,

Азовско-

 

t=l,

2, . . .,

 

Чер-номорско-го, Дальневосточного);

 

.

 

nii—.номера типов добывающих судов

с законченным

i=ffti+l, пц+ 2, . . . .

технологическим циклом обработки

сырца (ДС\);

от —номера типов добывающих судов с незаконченным

 

 

 

 

 

технологическим циклом обработки сырца с учетом

 

t= 1,

2,

• ■•,

видов лова (ДС2);

 

 

. •

q — номера вариантов .работы ДС\

 

 

^=1,

2,

. ,

 

/1 — номера типов плавбаз (Я5);

 

 

d = h + 1, /i+ 2, . .

 

I —номера типов -производственных рефрижераторов

 

 

 

 

 

(ПР)\

 

(ТР);

 

g = 1, 2.........v — номера типов .приемо-транапо-ртны-х судов

 

' к='\, 2,

. . .,

р— номера промысловых районов;

 

 

 

/= 1, 2,

. . ., п —номера видов рыб;

 

 

■ и =4, 2, . . ., л — номера видов рыбопродукции;

т = 1, 2, . . . . ф — номера видов разделки сырца - (полуфабриката), ■направляемого в обработку;

/—множество номеров видов рыб, для которых' вво­ дятся -плановые границы вылова;

L — множество номеров типов, -добыва-ющих судов, для

которых

вводятся,

плановые границы

.вылова

■рыбы;

номеров

типов судов, для

которых

L c —множество

вводятся ограничения .по сезонности нромыслй;

102


i t

Ч,- — множество номеров промысловых .районов, в кото­ рых для •некоторых типов судов вводятся плано­ вые границы вылова рыбы;

 

'*'/>

Wj, Ч'й,

Tg.—множество номеров возможных районов работы

 

 

 

 

соответственно ДС,,

ПБ,

ПР (автономно или экс-

 

 

 

 

педиционно, т. е. с

перегрузкой

рыбопродукции

~

-

иа

^

 

 

 

Чг£- ,

We ,

 

Чг^,

¥ ' — множество номеров районов промысла, по которым

 

 

 

 

учитывается сезонность

работы

соответственно

 

 

 

 

Д С и ДС2,

ПБ, ПР,

ТР.

 

 

Множество номеров 'видов рыбопродукции, для которых вво­ дятся плановые границы выпуска в натуральном выражении:

Я1 = {ч} — виды рыбопродукции;

Я 3 = {/ч! —то же, с учетом направляемого в обработку видового состава сырья;

П3 — {v т)}—то же, с учетом видов разделки;

Я 4 = ( / 44} — то же, с учетом видового состава сырья, направляемого в об­ работку, и видов разделки.

Модель планирования размещения океанического добываю­ щего флота по районам промысла (модель 1).

Сформируем исходные данные.

Условные обозначения параметра

Ajk. ц

ist Ц

*лк

аstijk

t f k , . сутки

,}ik , сутки

, единицы

N1

Наименование параметра

■Прогноз возможного годового улова рьгбы йго вида в л-м районе промысла

Общая норма вылова .рыбы за сутки промысла i-iм типом добывающего судна. 5-го бассейна, при йм варианте1 .работы в л-м районе промысла

Норма вылова /-го вида рыбы в общей норме

вылова рыбы за сутки промысла i-м типом добы­ вающего судна при йм варианте работы в к-м районе промысла s-ro бассейна

Максимальная продолжительность промыслово­ го времени (с учетом количества рейсообо.ротов в течение года) 'одного среднесписочного добываю­ щего судна Pro типа s-ro бассейна, в ь-.м районе ■промысла, принятом за базовый для этого, типа

судов

/

,

Период промыслового времени в общем

годо­

вом времени пребывания на промысле //*,

 

с уче­

том сезонности лова определенных объектов до­ бывающим судном йго тата при йм варианте в ft-м районе промысла

'Переводной коэффициент (среднесписочное ко­

личество добывающих судов йго типа s-ro бас­ сейна)

,103


Условные обозначения параметра

5*. 0 / . и

Of* .Of*. ч

Xjfe >сутки

Продолжение

Наименование параметра

Соответственно верхняя и яшшя.я' границы вы­ лова у-го вида, рыбы судами s-го бассейна (с уче­ том спроса, возможностей обработки и других факторов, связанных с планированием работы флота). Возможно также использование парамет­

ров Qj и Qj.

Соответственно верхняя и нижняя граниты вы­ лова рыбы i-м типом добывающего судна s-ro главка в £-м районе промысла (с учетом различ­ ных факторов 1производственно-козяпственной дея­ тельности флота). Возможно также н'слользоиа-

ние показателей Qf л

Расчетное количество времени пребывания на

•промысле в течение года судов /-го типа s-ro бас­ сейна .при /-м варианте работы в /г-м районе про­ мысла

1 Варианты работы добывающего судна отличаются друг от друга .раз­ личными объектами промысла. Например, БМРТ в Беринговом море: 1 вари­ ант—'Промысел сельди, II вариант — промысел окуня, угольной рыбы, палту­ са и прочих видов.

П р и м е ч а н и е . Параметры а';/* =г= <3 для /, принадлежащие перечню видового состава общей нормы вылова рыбы. При этом

При введенных обозначениях задача планирования расста­ новки океанического добывающего флота по министерству в разрезе бассейнов сводится к следующей линейной модели:

1 = 2 2 2 2 eM - * max-

i k s t

np-и -ограничениях по прогнозам возможных годовых уловов рыбы

i = 1, 2, . . . , п

2

2

2

aifb xik ^ Ajb

=

1, 2, . . . , р

i

s

t

k

при ограничениях по использованию добывающего флота

’S «

1,

2,

3, 4 \

2 2 ХЯ<*?*,*/* I =

1, 2,

.

. . , т / |

104