Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 157
Скачиваний: 2
В 'состав системы условий модели 3, которая сводится к общей задаче линейного программирования, входят ограниче ния: по использованию в планируемом периоде численности до бывающих, обрабатывающих и приемо-транспортных судов; по сезонности работы добывающих и обрабатывающих судов и районам промысла; на вылов рыбы по видам и районам про мысла; на выпуск в планируемом периоде некоторых видов ры
бопродукции с учетом видового состава сырья, |
направляемого |
||
в обработку, и способов разделки |
(на основе директив |
Госпла |
|
на СССР и заявок Министерства торговли СССР). |
|
||
На базе решения модели 3 рассчитывают следующие плано |
|||
вые показатели, характеризующие |
размещение |
океанического |
|
флота по промысловым районам: |
1) размещение |
по |
районам |
промысла ДС\, ПБ и ПР, которое определяется набором основ ных переменных вектора решения модели; 2) размещение по районам промысла ДС2 и ТР, которое связано с планом разме щения ДСЬ ПБ и ПР\ 3) план производства рыбопродукции и полуфабрикатов добывающим и обрабатывающим флотом (по типам судов и районам промысла) в ассортименте с учетом ви дового состава сырья и полуфабрикатов, направляемых в об работку, и способов разделки; 4) стоимость рыбопродукции и полуфабрикатов, выпускаемых на судах, и ряд других экономи ческих показателей.
При решении рассматриваемой задачи предлагается прово дить многовариантные расчеты с помощью ЭВМ, используя первую или вторую форму критерия оптимальности с учетом соответствующих ограничений по объему основного ассортимен та выпускаемой продукции. Сопоставление и анализ результа тов расчётов даст возможность выбирать в каждой конкретной ситуации такой вид целевой функции и такую систему ограни чений модели, которые бы в наибольшей степени отвечали за дачам, стоящим в рассматриваемом периоде планирования.
Для определения большинства входных параметров моде ли-3 необходимо проведение дополнительных расчетов. Наибо лее сложным и трудоемким является вычисление структуры су точного выпуска рыбопродукции (в натуре и 'по стоимости) на ДСи ПБ и ПР по типам судов и районам промысла. Ниже опи сана линейная модель 2, с помощью которой определяют нор мативы направления сырья в обработку и суточный выпуск ры бопродукции по типам добывающих и обрабатывающих судов и промысловым районам.
Целевая функция модели —- максимум стоимости рыбопро дукции, выпускаемой на судне. В систему ограничений входят ограничения: по использованию суточной производительности технологических линий судна, требующие, чтобы количество сырца и полуфабрикатов, сдаваемого ДС2 на обрабатывающее судно, равнялось количеству сырца и полуфабрикатов, направ ляемого в обработку на этом судне (для ДС\ это ограничение
100
формулируется несколько иначе: количество добытой рыбы должно быть равно количеству обработанного сырца); на вы пуск некоторых видов рыбопродукции с учетом видового соста ва сырца и полуфабрикатов, направляемых в обработку, и спо собов разделки .(здесь принимаются во внимание спрос на ры бопродукцию, а также различные факторы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность судна); на сум марную суточную трудоемкость .выпуска ассортимента продук ции на технологических линиях с учетом коэффициентов пере выполнения норм выработки. На базе решения модели 2 опре деляется ряд выходных показателей, которые используются для формирования входных параметров дюдели 3 и расчета конеч ных плановых показателей.
В условиях хозяйственной реформы важное значение имеет совершенствование практических методов сравнительной эконо мическойоценки вариантов проектных, плановых и иных хозяй ственных решений, принимаемых в процессе управления флотом рыбной промышленности. Поэтому решение задачи планирова ния размещения добывающего, обрабатывающего и приемотранспортного флота должно базироваться на сравнительной экономической оценке основных организационных схем его ра боты в различных промысловых районах (см. блок 10 схемы). Приведем общее описание алгоритма сравнительной экономиче ской оценки основных организационных схем работы океаниче ского флота -в различных районах рыболовства, который вклю чает следующие три этапа:
1. Расчет экономических показателей, характеризующих основные организационные схемы работы океанических судов. В общем случае в каждом промысловом районе экономические показатели определяются для следующих схем взаимодействия
добывающих, обрабатывающих и приемо-транспортных |
судов: |
||||
а) |
Д С Х—берег, |
б) Д С Х—ТР—берег, в) ДС2—ПБ—берег, |
|||
г) |
ДС2—ПБ—ТР— берег, |
д) ДС2—ПР—берег, |
е) ДС2—ПР— |
||
ТР—берег; |
|
|
|
|
|
|
2. Для каждого района промысла составляется список пред |
||||
почтительности |
возможных |
схем организации |
работы |
судов, |
основанный на сравнении соответствующих экономических по казателей, рассчитанных на первом шаге. Под списком пред почтительности схем взаимодействия, например, различных ти пов ДС] и ТР в данном промысловом районе понимается упоря доченный по одному из критериев список номеров «цепочек» ДС,—берег и Д С Х—ТР—берег;
3. Используя указанные списки предпочтительности и учи тывая ' ряд других обстоятельств, сопутствующих каждой кон кретной задаче планирования размещения добывающих, обра батывающих и приемо-транспортных судов, формируется рас ширенная матрица условий модели 3.
Рассматриваемая задача принадлежит к классу задач по со
101
поставлению вариантов плановых решений. Поэтому ,в качестве одного из -основных показателей сравнительной экономической эффективности использования производственных фондов океа нического флота применимы удельные приведенные затраты:
Z = S + £„K,
где 5 — текущие затраты на 1 д рыбопродукции;
К— удельные капиталовложения;
— нормативный коэффициент эффективности капиталовложений.
Однако использование лишь одного показателя minZ в каче стве критерия выбора при сравнении основных организацион ных схем работы океанического флота не даст полную экономи ческую оценку принимаемых плановых решений. -Направления размещения и использования производственных фондов флота должны способствовать и обеспечению роста рентабельности производства. Поэтому считаем целесообразным применить в данной задаче еще и показатель абсолютной эффективности ис пользования производственных фондов флота — рентабельность производства рыбопродукции на -судах. Совместное применение двух показателей — общей и сравнительной экономической эф фективности, дополняющих друг друга, позволит проводить до статочно комплексную -оценку основных организационных схем
•работы океанического флота в различных промысловых райо нах.
Перейдем к -описанию экономнко-математических моделей 1; 2 и 3. Введем обозначения.
|
S=il, |
2, |
3, 4 —номера бассейнов (.Северного, Западного, |
Азовско- |
|||
|
t=l, |
2, . . ., |
|
Чер-номорско-го, Дальневосточного); |
|
. |
|
|
nii—.номера типов добывающих судов |
с законченным |
|||||
i=ffti+l, пц+ 2, . . . . |
технологическим циклом обработки |
сырца (ДС\); |
|||||
от —номера типов добывающих судов с незаконченным |
|||||||
|
|
|
|
|
технологическим циклом обработки сырца с учетом |
||
|
t= 1, |
2, |
• ■•, |
видов лова (ДС2); |
|
|
|
. • |
q — номера вариантов .работы ДС\ |
|
|
||||
^=1, |
2, |
. , |
|
/1 — номера типов плавбаз (Я5); |
|
|
|
d = h + 1, /i+ 2, . . |
|
I —номера типов -производственных рефрижераторов |
|||||
|
|
|
|
|
(ПР)\ |
|
(ТР); |
|
g = 1, 2.........v — номера типов .приемо-транапо-ртны-х судов |
||||||
|
' к='\, 2, |
. . ., |
р— номера промысловых районов; |
|
|
||
|
/= 1, 2, |
. . ., п —номера видов рыб; |
|
|
■ и =4, 2, . . ., л — номера видов рыбопродукции;
т = 1, 2, . . . . ф — номера видов разделки сырца - (полуфабриката), ■направляемого в обработку;
/—множество номеров видов рыб, для которых' вво дятся -плановые границы вылова;
L — множество номеров типов, -добыва-ющих судов, для
которых |
вводятся, |
плановые границы |
.вылова |
■рыбы; |
номеров |
типов судов, для |
которых |
L c —множество |
вводятся ограничения .по сезонности нромыслй;
102
i t -П
Ч,- — множество номеров промысловых .районов, в кото рых для •некоторых типов судов вводятся плано вые границы вылова рыбы;
|
'*'/> |
Wj, Ч'й, |
Tg.—множество номеров возможных районов работы |
||||||
|
|
|
|
соответственно ДС,, |
ПБ, |
ПР (автономно или экс- |
|||
|
|
|
|
педиционно, т. е. с |
перегрузкой |
рыбопродукции |
|||
1с |
2с |
~ |
- |
иа |
^ |
’ |
|
|
|
Чг£- , |
We , |
|
Чг^, |
¥ ' — множество номеров районов промысла, по которым |
|||||
|
|
|
|
учитывается сезонность |
работы |
соответственно |
|||
|
|
|
|
Д С и ДС2, |
ПБ, ПР, |
ТР. |
|
|
Множество номеров 'видов рыбопродукции, для которых вво дятся плановые границы выпуска в натуральном выражении:
Я1 = {ч} — виды рыбопродукции;
Я 3 = {/ч! —то же, с учетом направляемого в обработку видового состава сырья;
П3 — {v т)}—то же, с учетом видов разделки;
Я 4 = ( / 44} — то же, с учетом видового состава сырья, направляемого в об работку, и видов разделки.
Модель планирования размещения океанического добываю щего флота по районам промысла (модель 1).
Сформируем исходные данные.
Условные обозначения параметра
Ajk. ц
ist Ц
*лк
аstijk
t f k , . сутки
,}ik , сутки
, единицы
N1
Наименование параметра
■Прогноз возможного годового улова рьгбы йго вида в л-м районе промысла
Общая норма вылова .рыбы за сутки промысла i-iм типом добывающего судна. 5-го бассейна, при йм варианте1 .работы в л-м районе промысла
Норма вылова /-го вида рыбы в общей норме
вылова рыбы за сутки промысла i-м типом добы вающего судна при йм варианте работы в к-м районе промысла s-ro бассейна
Максимальная продолжительность промыслово го времени (с учетом количества рейсообо.ротов в течение года) 'одного среднесписочного добываю щего судна Pro типа s-ro бассейна, в ь-.м районе ■промысла, принятом за базовый для этого, типа
судов |
/ |
, |
Период промыслового времени в общем |
годо |
|
вом времени пребывания на промысле //*, |
|
с уче |
том сезонности лова определенных объектов до бывающим судном йго тата при йм варианте в ft-м районе промысла
'Переводной коэффициент (среднесписочное ко
личество добывающих судов йго типа s-ro бас сейна)
,103
Условные обозначения параметра
5*. 0 / . и
Of* .Of*. ч
Xjfe >сутки
Продолжение
Наименование параметра
Соответственно верхняя и яшшя.я' границы вы лова у-го вида, рыбы судами s-го бассейна (с уче том спроса, возможностей обработки и других факторов, связанных с планированием работы флота). Возможно также использование парамет
ров Qj и Qj.
Соответственно верхняя и нижняя граниты вы лова рыбы i-м типом добывающего судна s-ro главка в £-м районе промысла (с учетом различ ных факторов 1производственно-козяпственной дея тельности флота). Возможно также н'слользоиа-
ние показателей Qf л
Расчетное количество времени пребывания на
•промысле в течение года судов /-го типа s-ro бас сейна .при /-м варианте работы в /г-м районе про мысла
1 Варианты работы добывающего судна отличаются друг от друга .раз личными объектами промысла. Например, БМРТ в Беринговом море: 1 вари ант—'Промысел сельди, II вариант — промысел окуня, угольной рыбы, палту са и прочих видов.
П р и м е ч а н и е . Параметры а';/* =г= <3 для /, принадлежащие перечню видового состава общей нормы вылова рыбы. При этом
При введенных обозначениях задача планирования расста новки океанического добывающего флота по министерству в разрезе бассейнов сводится к следующей линейной модели:
1 = 2 2 2 2 eM - * max-
i k s t
np-и -ограничениях по прогнозам возможных годовых уловов рыбы
i = 1, 2, . . . , п
2 |
2 |
2 |
aifb xik ^ Ajb |
= |
1, 2, . . . , р |
i |
s |
t |
k |
при ограничениях по использованию добывающего флота
’S « |
1, |
2, |
3, 4 \ |
2 2 ХЯ<*?*,*/* I = |
1, 2, |
. |
. . , т / | |
104