Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
•рой показана 'группировка береговых рыбообрабатывающих предприятий в зависимости от объема условно-чистой продук
ции |
по |
рыбной |
промышленности |
союзного подчинения на |
1/1 |
1971 |
г. |
анализ группы |
рыбообрабатывающих пред |
Сравнительный |
приятий по валовой и условно-чистой продукции позволяет дать оценку тех изменений, которые происходят в связи с использо ванием этих двух группировок. Большая часть предприятий, от носящихся .по валовой продукции к одной группе, по показате
лю условно-чистой продукции оказалась в другой |
группе. Так, |
в группировке рыбообрабатывающих предприятий |
с объемом |
валовой продукции свыше 25 млн. руб. было 3,9% всех пред приятий. В группировке предприятий по условно-чистой продук ции в высшей группе с объемом производства свыше 25 млн. руб. оказалось лишь 2,3% от общего числа всех предприятий. Другие же предприятия перешли в группу е объемом условно чистой продукции от 20,1 до 25 млн. руб. И так почти в каждой группе.
Соответственно в зависимости от избранного способа труп- ■ пировок меняются и показатели, характеризующие экономиче скую эффективность укрупнения производства. Как по абсолют
ной, так и относительной величине показатели труда |
во |
всех |
|
интервальных группировках рыбообрабатывающих |
предприятий |
||
по условно-чистой продукции на 8—15% ниже по |
сравнению |
||
с соответствующими показателями аналогичных |
предприятии, |
||
сгруппированных по объему валовой продукции. |
Все это |
дает |
основание считать, что по показателю валовой продукции (с учетом отмеченных недостатков) оценивать уровень концентра ции производства и ее эффективности не следует.
Однако, несмотря на известные преимущества применения показателя условно-чистой продукции, он также не лишен недо статков. В условиях действующей системы ценообразования применение показателя условно-чистой продукции несколько затруднено, поскольку это связано с наличием экономиче ски необоснованных уровней рентабельности различных видов продукции, производимых на предприятиях. Ценностное выра жение условно-чистой продукции не всегда отражает действи тельные затраты труда на предприятиях, так как объем про изводства и производительность труда, рассчитанные при помо щи. применения показателя условно-чистой продукции, как 'Пра вило,' выше на тех предприятиях, где больше удельный вес руч ного труда (расходы на заработную плату) и выше рентабель ность производства. Широкое применение показателя условно чистой продукции в отраслях народного хозяйства затруднено также потому, что современная статистика не исчисляет услов но-чистую продукцию, так как нет методики ее определения.
Другой показатель, отражающий уровень концентрации про изводства н используемый нашей статистикой, — это стоимость
13
промышленно-производственных фондов. Данный показатель концентрации производства характеризует другую сторону про изводственной деятельности промышленных предприятий — сте пень их обеспеченности производственными фондами. На более крупных предприятиях и стоимость производственных фондов будет значительно выше, чем на предприятиях небольших. Сле довательно, стоимость основных производственных фондов при прочих равных условиях до некоторой степени характеризует уровень концентрации производства.
Однако с развитием научно-технического прогресса увели чиваются запасы прочности и надежности службы машин и обо рудования, постоянно сокращается расход используемого ме талла. Применение новой техники и технологии в строительствепозволяет создавать 'более дешевые конструкции машин и су дов. Следует отметить, что за последние годы сложилась устой чивая тенденция роста стоимости основных фондов в рыбной промышленности в связи с повышением с 1/VII 1967 г. оптовых цен (на 15—20%) на строительные материалы и средства про изводства. По расчетам пятилетнего плана развития рыбной промышленности на 1971—1975 гг. превышение стоимости вновь вводимых в эксплуатацию судов над стоимостью списываемых судов на равный объем производства составит: по добывающе му флоту — примерно в 2 раза; по рыбообрабатывающему — в 3 раза; по приемо-трансп-бртному — в 1,5 раза. Этот процесс ускорения и удешевления строительства, непосредственно свя занный с появлением первой формы морального износа, в ко нечном счете отражается на снижении стоимости промышленно производственных фондов. Следовательно, в условиях современ ной научно-технической революции меняется содержание данно го показателя концентрации производства.
Поскольку в настоящее время все большее значение имеет эффективность процессов концентрации производства, важно не столько увеличение стоимости основных производственных фон дов вообще, сколько определение степени эффективного их ис пользования в процессе производства, постоянное повышение отдачи действующих производственных фондов. Лучшее исполь зование производственных фондов, т. е. увеличение активной части в стоимости производственных фондов обусловливает сни жение -общей стоимости производственных фондов.
На снижение общей стоимости производственных фондов,, особенно на рыбообрабатывающих предприятиях, воздействует ряд организационных факторов, таких, как рационализация внутрипроизводственного транспорта и прежде всего внедрение всякого рода непрерывных видов транспортировки. Большую роль играет совершенствование снабжения и складского хозяй ства, рационализация внутрипроизводственного оборудования, размещение вспомогательных хозяйств и административных служб. Наконец, существенное значение имеет и рациональное
14
кооперирование всех взаимосвязанных производств. Снижая об щую стоимость основных фондов на предприятии, эти процессы; ведут в целом к росту концентрации однородного производства’ и способствуют повышению его эффективности. Эти и многиедругие факторы в~тшГ или иной мере обусловливают уменьше ние общей стоимости производственных фондов, приходящихся на одно предприятие.
Таким образом, перечисленные стоимостные показатели: межотраслевого значения имеют свои достоинства и недостатки. В настоящее время не может быть предложен единый, универ сальный показатель, характеризующий уровень концентрации производства. Поэтому необходимо применять систему перечис ленных показателей в зависимости от поставленной задачи с- учетом достоинств и недостатков каждого из них.
Большое значение для характеристики уровня концентрациипроизводства имеет -использование натуральных показателей:, объем выпуска продукции в натуральном выражении, размер и количество орудий труда, объем добычи сырья и т. д. Натураль ные показатели по сравнению со стоимостными имеют извест ные преимущества: они позволяют более точно измерить уро вень концентрации однородного производства, поскольку сво бодны от динамики цен, часто не позволяющих иметь сопоста вимые данные о физическом объеме производства в стоимост ном измерении.
'Показатели, основанные, на натурально-вещественных изме рителях, позволяют с наибольшей достоверностью определитьуровень концентрации производства в разных отраслях и тем более определить изменение этого уровня в пределах одной отрасли, производящей разнородную продукцию. Поэтому при всей важности натуральных показателей, с помощью которых можно производить оценку уровня концентрации производства^ их следует рассматривать как дополнительные. Применение их имеет вспомогательное значение, позволяет проверить пра вильность применения стоимостных показателей, используемых для оценки уровня концентрации производства в данной от расли.
РАЗВИТИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА В ОТРАСЛЯХ РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ И ФОРМЫ КОНЦЕНТРАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
Укрупнение рыбодобывающих предприятий
Концентрация производства в рыбодобывающей отрасли промышленности характеризуется особенностями, вытекающимииз самой природы рыбной промышленности. Зависимость рыбодобывающей отрасли прежде всего от природных условий, пре-
15-
рыв'Истость производственного цикла, сезонность и территори альная разбросанность производства и, наконец, особенности эксплуатируемых водоемов (видовой состав сырьевых ресурсов, величина их запаса, подвижность объектов лова и т. д.) в зна чительной степени определяют тенденции и формы концентра ции в этой отрасли.
Флот рыбной промышленности представлен многими типами судов различного производственного назначения, которые мож но объединить в несколько групп. Первая группа — добываю-
.щие крупнотоннажные суда, которые одновременно добывают и обрабатывают рыбу (выпускают полуфабрикат и готовую рыбо-. продукцию). В эту группу входят морозильные, консервные1 траулеры, тунцеловные суда.
Современное крупное рыбодобывающее судно совмещает элементы обычного промыслового судна и берегового рыбоком бината. Это сложное комплексное инженерное сооружение, на сыщенное различными механизмами, машинами, технологиче ским и промысловым оборудованием, приборами и аппаратурой, от степени совершенства которых в конечном итоге зависят экс плуатационно-экономические показатели работы судна.
Ко второй группе судов относятся среднетониажные и мало тоннажные добывающие суда, боты, которые занимаются выло вом рыбы и приготовлением полуфабриката в соленом и охлаж денном виде.
Третью группу составляют обрабатывающие суда — плаву чие базы с морозильным, посольным, консервным и рыбомуч ным оборудованием, плавучие рыбоконсервные заводы, китоба зы, посольные плавбазы с рефрижераторными трюмами, а так же производственные рефрижераторы. В эту группу включают плавучие базы, не имеющие рефрижераторных трюмов и специ ального технологического оборудования, которые в основном используются на вывозе полуфабриката соленой продукции из районов промысла.
Четвертая группа объединяет приемо-транспортные рефри жераторные суда, транспортные (сухогрузные) суда и танкер ный наливной флот океанического плавания.
Пятая группа включает суда вспомогательного и техниче ского флота, суда перспективной разведки, а также суда порто вого флота — буксиры, плавбункеровщики, баржи, плашкоуты, катера и другие суда, находящиеся в составе рыбных портов и портовых пунктов.
В анализе современного уровня.концентрации рыбодобыва ющего производства мы используем разработки ЦСУ СССР, полученные на основе группировок флота рыбной промыш ленности СССР по численности и мощности главного двигателя. В табл. 5 приведена группировка самоходного флота рыбной промышленности в зависимости от численности флота, мощно-
J6
сти основных двигателей на 1 |
января |
соответствующего |
года |
||||
(в |
%). |
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
|
|
|
|
|
|
|
||
Группировка судов |
Рост численности флота |
Рост мощности флота (обща-я) |
|||||
|
|
|
|
|
|
||
по мощности главного |
1960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
I960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
|
двигателя, л. с. |
|||||||
До |
160 |
85,7 |
82,5 |
80,2 |
28,9 |
17,7 |
16,3 |
От 1151 до 300 |
7,8 |
7,7 |
6,9 |
18,6 |
11,1 |
7,4 |
|
Свыше 300 |
6,5 |
9,8 |
12,9 |
52,5 |
71,2 |
79,3 |
Данные табл. 5 свидетельствуют о резко возросшем уровне, концентрации мощности в рыбодобывающей отрасли за послед-- ние 10 лет. Доля численности судов е главными двигателями мощностью свыше 300 л. с. возросла с 6,5% в I960 г. до 12,9% в 1970 г., а мощность двигателей у этой группы судов соответ ственно увеличилась с 52,5 до 77,6%. При этом проявляется устойчивая тенденция роста средней мощности главных двига телей при одновременном сокращении численности самоходного флота. Так, при увеличении средней мощности главных двига телей с 123,3 л. с. в 1960 г. до 273,4 л. с. в 1970 г., т. е. в 2,2 ра за, общая численность самоходного флота за этот период сокра тилась на 10%. Такое явление было обусловлено прежде всего ростом концентрации производства в добывающем флоте. При увеличении средней мощности главных двигателей со ПО л. с. в 1960 г. до 217,5 л. е. в 1970 г., или почти в 2 раза, общая чис ленность добывающего флота сократилась почти на 18%.
Рыбопромысловый флот размещен в пяти основных рыбо промышленных бассейнах (исключая внутренние водоемы, озе ра, реки). Каждый из этих бассейнов имеет определенную спе-' цифику организации промысловой работы, которая является следствием ряда условий. К этим условиям относятся: располо-. жение районов рыболовства относительно портов базирования флота; гидрологический, метеорологический и биологический характер этих районов; возможности производственной мощно сти береговой базы флота и состояние организационной работы портов, судоремонтных и рыбообрабатывающих предприятий.
По отдельным бассейнам рыбной промышленности наблюда ются значительные различия в уровне концентрации. Например, на уровень концентрации флота рыбной промышленности боль шое влияние оказывает соотношение государственного и кол хозного лова. Чем выше доля государственного лова в общих уловах бассейна, тем выше уровень концентрации флота рыб ной промышленности, и наоборот. На уровень концентрации флота оказывают влияние характер и районы рыболовства., В открытых морях и океанических пространствах, как правило, для рыболовства требуются более крупны
2—720