Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

возможность более точно судить о степени концентрация произ­ водства, чем по показателю численности работающих.

В настоящее время развитие рыбодобывающей промышлен­ ности идет по пути непрерывного увеличения производства на крупнотоннажных судах, причем -само понятие «большого» и «малого» промыслового судна становится относительным, оно меняется в результате научно-технического прогресса. Известно, что 20 лет назад промысловые суда типа Б'РТ и РТ считались крупными, а в настоящее время суда с такой мощностью (800— 1000 л. с.) считаются обычными, скорее относящимися к катего­ рии судов, имеющих средние размеры. В этой связи возникает необходимость уточнить (детализировать) построение интер­ вальных рядов, по которым в настоящее время ЦСУ СССР

группирует флот рыбной промышленности в зависимости от чис­ ленности судов и мощности их главного двигателя. Главным образом это относится к судам, имеющим мощность главного двигателя свыше 300 л. с. Нам представляется, что детализация этой интервальной группы позволит полнее выявить закономер­ ности процессов концентрации мощностей в рыбопромысловом

флоте. Это можно увидеть из данных табл. 9 на

1 января соот­

ветствующего года (в %).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 9

Группировка судов

 

Численность флота

Мощность флота'

 

 

 

 

 

 

по мощности главного

I960 г.

1966 г.

1970 г.

I960 г.

1966 г.

1970 г.

двигателя, л. с.

До 20

 

50

59,1

59,8

59,8

6,8

4.7

3.7

31—

5,5

1,2

2,9

1,7

0,3

0,4

61—

80

12,1

10,9

6,5

8,5

5,0

2,2

81— 1100

8.2

9,2

Ю,1

11,0

7,9

6,7

151—' 300

8,5

8,8

7,3

23,0

15,6

10,1

301—1000

5,0

7,3

8,6

20,2

23,3

25,8

1001—2000

0,4

0, G

0,8

4,5

5,0

4.9

Свыше

2000

1,1

2,2

4.0

24,3

38,2

46,2

Как видно из приведенных данных, доля численности рыбо­ промыслового флота с главными двигателями мощностью свы-

ше;‘2000 л. с. возросла с 1,1% в 1060 г. лишь до 4%)

в 1970 г.,

а мощность двигателей соответственно увеличилась

с 24,3 до

46,2%. Таким образом, интенсивный процесс концентрации мощ­ ностей в рыбопромысловом флоте был главным образом обус­ ловлен значительным поступлением крупнотоннажных судов ти­ па БМРТ «Пушкин», «Лесков», «Маяковский», имеющих мощ­ ность главного двигателя свыше 2000 л. с.

Скоропортящийся характер сырья, возрастающая удален­ ность районов промысла от береговых баз и как следствие это­ го — совмещение процессов добычи и обработки уловов непос­ редственно в море обусловливает пополнение рыбопромыслово-

22


го флота крупнотоннажными судами, оснащенными рефрижера­ торными трюмами и морозильными установками для выработки

•наиболее ценной свежемороженой продукции и других рыбных товаров улучшенного ассортимента. Основное ядро флота — крупные рефрижераторные суда типа «Скрыплев», «Грумант», БМРТ «Пушкин», «Лесков», «Маяковский», РТМ «Тропик», «Атлантик», плавучие консервные заводы типа «Андрей Заха­ ров» и т. д. Удельный вес различных типов судов в общей до­ быче по OGGP за 1955—1970 гг. показан в табл. 10 (в %).

Т а б л и ц а 10

Вылов рыбы

Тип судов

1960 г.

1955 г.

БМРТ и БКРТ

.

-

0,6

8,9

ШТР .................................

 

 

 

 

РТМ .................................

 

 

 

 

Р Т .....................................

 

 

 

 

36,3

15,1

ОРТ, СРТМ, С'РТ'Р

 

 

17,4

29,1

Р С - 3 0 0 ..........................

 

 

 

3,4

6,2

PiMC .................................

МРТ . . . .

 

0,8

МРТР,

 

3,7

0,7

Мотоботы........................

 

 

 

9,6

Прочий флот . . . .

 

1,3

0,8

Прочий

крупный

флот

37,3

28,8

Итого вылов флотом

 

100,0

100,0

Общий улов в СССР . .

Доли улова

флотом

в

 

 

общем улове .

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

 

 

 

 

 

Вылов рыбы

 

Тип судов

 

 

1965 г.

1970 г.

 

 

 

 

 

БМРТ и БКРТ . . .

20,2

29,1

1ШР .................................

 

 

 

 

4,2

РТМ . ..........................

5,1

10,1

Р Т .........................

 

 

........

 

7,0

4,5

ОРТ, GPTM, СРТ.Р . .

22,2

20,8

Р С -ЗО О ..........................

 

 

 

9,3

8,7

PMC . . . . . .

 

0,2

2,8

МРТР,

МРТ .

- . .

п,7

Мотоботы . . . .

 

 

14,1

9,5

Прочий флот .

флот

Г, 5

Прочий

крупный

21,2

9,1

Итого вылов флотом

 

100 0

100,0

Общий улов в СССР . .

 

 

Дола

улова

флотом

в

 

 

общем улове ,

 

 

--- .

23


О степени 'концентрации производства на этих судах можно судить из следующего примера. Так, Б'МРТ, имея на борту 105 ■человек судовой команды и рабочих, может добыть и перерабо­ тать 60—80 тыс. ц в год, тогда как для добычи и обработки та­ кого количества рыбы на береговых заводах требуется 500—600 рабочих.

Выработка валовой продукции на одного человека на БМРТ составляет примерно около 30 тыс. руб. в год. Это зна­ чит, что производительность труда на больших морозильных траулерах в стоимостном измерении в 2 раза выше, чем в сред­ нем по рыбной, промышленности СССР. Постепенное перемеще­ ние промыслового 'флота в отдаленные районы 'рыболовства

•способствовало появлению и широкому развитию •экспедицион­ ной организации промысла.

В отличие от автономной работы, когда промысловые суда добывали, обрабатывали рыбу и преимущественно сами достав­ ляли рыбопродукцию в порт назначения, при экспедиционной организации промысла приемо-транспортные суда во многом обеспечивают эффективное использование промыслового флота (своевременная передача добывающими судами сырца и рыбо­ продукции на обрабатывающие и приемо-транспортные суда, а также получение от них различного снабжения). Характерно, что увеличение численности обрабатывающего и приемо-транс­ портного флота одновременно сопровождалось интенсивным ро­ стом его концентрации, т. е. пополнением судов с большой мощ­ ностью главных двигателей и большей грузоподъемностью. Это видно из данных табл. 10.

Очень высокий уровень концентрации в обрабатывающем флоте. К началу 1970 г. на долю крупных производственных рефрижераторов (мощностью 50 т/судо-сутки и более) приходи­ лось 79,5% численности, 93,1% мощности и 99,4% общей грузо­ подъемности. Следует отметить, что принятая ЦСУ СССР ин­ тервальная группировка обрабатывающего флота рыбной про­ мышленности слабо применима для характеристики его концен­ трации.

Большинство обрабатывающих баз, таких как '«Пионерок», «Рыбацкая Слава», «Северодвинск», «Севастополь», имеют мощности главных двигателей 5000—7000 л. с. и поэтому учет

их

в интервальной • группировке «свыше 300 л. с.» практиче­

ски

не характеризует размеры этих судов. Поэтому представ­

ляется целесообразным ввести интервальную группировку боль­ ших размеров (от 1000 до 8000 л. с.), чтобы можно было судить о размере существующих и поступающих судов обрабатываю­ щего флота.

Аналогичное явление характерно и для приемо-транспорт­ ного флота. Доля численности приемо-транспортного флота мощностью главных' двигателей свыше 300 л. с. возросла с

24


'12,8% в 1960 г. до 25,1% в 1970 г., а мощности двигателей гг грузоподъемности соответственно увеличились с 63 до 87,3% из с 83,9 до 91,1%. К наиболее крупным приемо-транспортным су­

дам

следует

отнести суда типа «Ветер» (9600 л. с.), «Прибой»-

(8775 л. с.),

«Сибирь» (7200 л. с.), «Матрос Кошка» (6720 л. с.)

и т.

д.

 

Удельный ,вес этой группы судов в общей численности прие­ мо-транспортного флота из года в год повышается, что способ­ ствует усилению процессов концентрации в этой категории фло­ та рыбной промышленности.

В перспективе увеличение доли вылова может произойтй. только за счет усиления промысла .пелагических рыб, использо­ вания объектов более низкого трофического уровня (кальмары, и другие беспозвоночные). Состояние сырьевой базы, ее видо­ вой состав и условия рыболовства предопределяют требования, к качественным характеристикам добывающих, обрабатываю­ щих и транспортных судов на перспективу. Добывающий флот будет пополняться крупными траулерами-рыбозаводами, в том: числе консервными траулерами, морскими и океаническими сейнерами и сейнер-траулер ами с кормовой схемой траления; малыми сейнерами н малыми, траулерами с кормовой схемой: траления; специализированными добывающими судами.

Группа плавучих рыбоперерабатывающих баз, специализи­ рованных по районам промысла, видам перерабатываемой про­ дукции и организации промысла, будет пополнена универсаль­ ными плавучими базами для выработки мороженой и соленой пищевой продукции, консервов и .муки; тунцеловньши и други­ ми специализированными базами для переработки новых объек­ тов промысла. Транспортный рефрижераторный флот будет по­ полняться .крупнотоннажными, среднетоннажными и малотон­ нажными судами.

Основные направления качественного изменения типового состава крупнотоннажного тралового .флота на перспективу 1976—1980 гг. определились еще в текущем пятилетии. Наряду с массовым поступлением специализированных посольносвежьевых траулеров типа «Баренцево море» и рыболовецких судов типа «Рыбак» будет продолжено строительство универ­ сальных всети ротных морозильных траулеров БМРТ типа «Ме­ ридиан», РТМ «Атла-нтик III» и супертра-улеров типа' «Гори­ зонт», а также начнется поставка из ГДР и ПНР морозильных супертр.аулеров. Будет продолжено строительство больших кон­ сервных траулеров. По размерам и грузовместимости эти суда аналогичны существующим Б-КРТ типа «Наталья Ковшова»,, но будут превосходить их по энерговооруженности, скорости,, тяговому усилию, производительности технологического и про­ мыслового оборудования и уровню механизации и автомати­ зации.

25


В .период с 1976 по 1980 гг. будет продолжено пополнение обрабатывающего флота крупнотоннажными рыбоперерабаты­ вающими базами с -комплексным технологическим оборудовани­ ем. Предполагается -создание плавбаз переходного типа, близ­ ких по технологическому комплексу к современным -судам, с до­ полнением его линиями производства консервов из -сардины, ста-вриды, скумбрии и сайры до 70—100 т/с-утки. Одновременно предусматривается повышение степени разделки сырья, увели­ чение выпуска филе, производство полуфабриката медицинско­ го жира. .Главные размерения этих баз будут несколько увели­ чены, возрастет мощность главного двигателя и общая анерго: вооруженность судов, увеличится грузовместимость трюмов и запасов по топливу.

Из других типов обрабатывающих судов будут, по-видимо- му, вступать в строй малые производственные рефрижераторы, обслуживающие внутренние м-оря. Группа .крупнотоннажных судов по-прежнему будет составлять основное ядро транспорт­ ного рефрижераторного флота, обслуживающего океанические районы промысла. Эта группа будет пополняться судами типа «Берингов пролив», «Карл Либкнехт», а также -судами -с харак­ теристиками, близкими транспортным рефрижераторам типа «Сибирь», однако с расширенной функцией снабжения. -Пред­ полагается пополнение флота рыбной промышленности контей­ нернымирефрижераторными судами.

Укрупнение рыбообрабатывающих предприятий

Укрупненный процесс -концентрации производства характе­ рен и для рыбообрабатывающей отрасли. Планомерная концен­ трация производства в рыбообрабатывающей отрасли была на­ чата еще в восстановительный период. Так, если в 1909—1913 гг. на Северном Каспии насчитывалось 829 рыбообрабатывающих предприятий, на которых обрабатывали 4,4 млн. ц рыбы, то к 1929—1930 гг. этих предприятий стало 120 с обработкой сы-рья 4,6 млн. ц. Однако в довоенный период (до 1941 г.) в основном были -мелкие и средние рыбообрабатывающие предприятия (табл. Ы, данные в %).

Удельный вес рыбообрабатывающих предприятий с числен­ ностью рабочих до 500 человек составлял в 1939 г. 83,8%, и на них было занято 56,7% всех рабочих; крупных -предприятий было 16,2%. В 1970 г. удельный вес рыбообрабатывающих пред­ приятий с численностью рабочих 500 человек составлял уже 68,4%, и на них было занято только 28,6% рабочих. Крупных предприятий в этот период было 31,6%- При исследовании про­ блем концентрации производства особенно большой интерес

26