Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
ранних морях « тем более внутренних пресноводных водоемах. Поэтому сравнивать уровень концентр арии флота рыбной про мышленности можно только по трем бассейнам: Северному, За падному, Дальневосточному. Что касается Азовско-Черномор ского бассейна, то рыболовство в нем вплоть до начала 60-х годов велось только в Азовском- и Черном морях (не считая китобойного промысла флотилий «Слава» и «Советская Ук раина»).
Т а б л и ц а б
Группировка судов |
|
Численность флота |
Мощность флота (общая) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|||
по мощности главного |
I960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
1960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
||
двигателя, л. с. |
||||||||
|
|
|
|
Дальневосточный бассейн |
|
|
||
До |
ВО |
60 |
30,3 |
24,8 |
16,0 |
2,6 |
1,0 |
0,3 |
От |
31 ДО |
10,2 |
0,6 |
0,1 |
2,2 |
0,04 |
0,01 |
|
От |
51' до |
60 |
24,2 |
20,9 |
11,5 |
10,3 |
3,7 . |
1,2 |
От |
81до |
160 |
13,5 |
19,0 |
19,6 |
10,6 |
6,7 |
3.6 |
От >Ш1 до 300 |
13,5 |
16,0 |
15,2 |
21,9 |
11,9 |
5.7 |
||
Свыше |
300 |
8,3 |
18,7 |
37,6 |
52,4 |
76,7 |
89,2 |
|
|
|
|
|
Северный бассейн |
|
|
||
До |
20 |
S0 |
28,6 |
45,7 |
27,5 |
1,4 |
1,6 |
0,5 |
От |
31 до |
2,8 |
0,3 |
0,1 |
0,3 |
0,03 |
0,01 |
|
От |
51 до |
80 |
3,6 |
2,3 |
2,0 |
0,8 |
0,4 |
0,2 |
От |
в 11до ■150 |
14,6 |
6,5 |
8,5 |
5,7 |
2,3 |
1,5 |
|
От 461 до 300 |
20,8 |
15,6 |
15,2 |
17,0 |
10,8 |
5,8 |
||
Свьвше |
ЗОЮ |
29,6 |
29,6 |
46,7 |
74,8 |
84,9 |
92,0 |
|
|
|
|
|
Западный бассейн |
|
|
||
До |
20 |
50 |
60,5 |
52,0 |
1,2 |
5.8 |
2,2 |
0,02 |
От |
31' до |
8,1 |
1,8 |
0,4 |
1,7 |
0,3 |
0,01 |
|
От |
51 до |
80 |
10,2 |
13,4 |
3,2 |
6,4 |
3,6 |
0,21 |
От |
81 до 150 |
2,9 |
5,8 |
7,4 |
3,7 |
3,0 |
0,96 |
|
От 151 до 300 |
9,6 |
12,4 |
32,2 |
26,3 |
13,1 |
8,4 |
||
Свыше |
300 |
8,7 |
14,6 |
55,6 |
57,1 |
77,8 |
90,4 |
|
|
|
|
Азовско-Черноморский |
бассейн |
|
|
||
До |
30 |
50 |
50,2 |
50,3 |
8,9 |
5,6 |
3,8 |
0,2 |
От |
31 до |
6,3 |
0,4 |
0,6 |
1,5 |
0,1 |
0,02 |
|
От |
5й до |
80 |
6,9 |
5,0 |
5,8 |
3,4 |
1,6 |
0,4 |
От |
81 до ;150 |
28,8 |
32,9 |
37,3 |
26.7 |
19,9 |
4,9 |
|
От 151 до 300 |
4,7 |
4,8 |
9,5 |
7,8 |
5,9 |
2,5 |
||
Свыше |
300 |
3,1 |
6,6 |
38,6 |
55,0 |
68,7 |
92,0 |
|
|
|
|
|
Каспийский бассейн |
|
|
||
До |
20 |
50 |
48,4 |
60,7 |
14,0 |
7,9 |
10,5 |
1,7 |
От |
31 до |
10,1 |
4,2 |
1,4 |
5,4 |
2,3 |
0,3 |
|
От |
51i до |
80 |
19,6 |
13,3 |
26,2 |
18,8 |
15,7 |
11,9 |
От |
81 до 150 |
16,1 |
16,1 |
38,4 |
34,5 |
35,6 |
32,3 |
|
От 4б|1 до эоо |
3,9 |
2,5 |
10,4 |
17,6 |
22,8 |
41.0 |
||
Свыше |
300 |
1,9 |
2.5 |
10,4 |
17,6 |
22,8 |
41.0 |
1<8
В табл. 6 дана 'группировка самоходного флота главных бас сейновых управлений рыбной промышленности в зависимости от численности флота и мощности основных двигателей на 1 янва ря соответствующего года (в %).
Как видно из данных табл. 6, наиболее высокими темпами росла концентрация мощностей в рыбодобывающей промыш ленности Северного бассейна. На 1 января 1970 г. крупные суда здесь составляли 46,7% по численности и 92% по мощности всего флота.
Относительно высокий по сравнению с другими бассейнами . уровень концентрации в Северном бассейне объясняется боль шой и устойчивой сырьевой базой Баренцева моря, районов Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики, где ведут про мысел суда этого бассейна. Кроме того, в незамерзающей Коль ской губе может круглогодично базироваться флот. К тому же в Северном бассейне доля колхозного рыболовства в общих уловах наименьшая из пяти бассейнов и составила в 1974 г. только 7,5%. Именно это и обусловило высокую степень концен трации .рыбной промышленности в Мурманске.
Однако следует отметить, что в настоящее время в этом бассейне наблюдается наиболее высокий удельный вес мораль но устаревшего крупнотоннажного флота (в основном судов ти па РТ), что отрицательно влияет на эффективность использо-' вания всех основных фондов промыслового флота бассейна. Достаточно отметить, что в такой крупной рыбодобывающей организации, как Мурманский траловый флот, на долю мораль но устаревших судов типа РТ в 1970 г. приходилось около 70% всей численности фло-та. Себестоимость добычи 1 ц рыбы суда ми типа РТ превышала на 30—35% среднюю себестоимость по всему траловому флоту. Большинство таких судов, имея сравни тельно небольшой радиус плавания (400—500 миль), практиче ски лишены возможности осваивать дальние районы промысла.
В последнем десятилетии высокими темпами шла концентра ция в Дальневосточном, Западном и Азовско-Черноморском бассейне. На 1 января 1970 г. крупные суда здесь составляли 37,6—55,6% по численности и 89,2—92% по мощности всего флота. Изменения в материально-технической базе рыбодобы вающей промышленности указанных бассейнов были вызваны необходимостью развития активного рыболовства и освоения сырьевых ресурсов в отдаленных океанических районах для более рационального использования природных рыбных ресур сов Мирового океана. Мощный рыболовный флот сделал воз можным освоение новых отдаленных от портов базирования районов рыболовства и более рациональное использование рыб ных богатств, находящихся во всей толще воды. Достаточно указать, что средняя удаленность рыболовного флота от портов
базирования |
увеличилась |
с 2647 миль в 1965 г. до 4860 миль |
в 1970 г., т. е. |
более чем в |
1,5 раза. |
2* |
19 |
Флот рыбной промышленности пополняется крупнотоннаж
ными добывающими |
судами. Рост концентрации производства |
в рыбодобывающем |
флоте характеризуется данными табл. 7 |
(в %). Доля численности рыбопромыслового флота с главными
двигателями мощностью свыше 300 л. |
с. возросла с |
6,5% |
в |
|||||
1960 г. до 13,4% |
в 1970 т., а мощность двигателей у этой группы |
|||||||
судов соответственно увеличилась с 49,0 до 76,9%. |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
.7 |
|
Группировка судов |
|
Численность флота |
Мощность флота (обшая)| |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||
по мощности главного |
I960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
I960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
||
двигателя, л. с. |
||||||||
До 20' |
|
59,1 |
59,8 |
59,8 |
6,8 |
4,7 |
3,7 |
|
21— 50 |
5,6 |
1,2 |
2,9 |
1,7 |
0,3 |
0,4 |
||
S1— 80 |
12,1 |
10.9 |
6,5 |
8,5 |
5,0 |
2,2 |
||
91—-ISO |
8,2 |
9,2 |
10,1 |
11,0 |
7,9 |
6,7 |
||
451—000 |
8,5 |
8,8 |
7,3 |
23,0 |
15,6 |
10,1 |
||
Свыше |
300 |
6,5 |
10,1 |
13,4 |
49,0 |
66,5 |
76,9 |
|
И того. |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Однако в рыбодобывающей промышленности СССР еще ве лика численность мелкого флота мощностью главных двигате лей от 20 до 81 л. с. На 1 января 1970 г. доля мелкого флота мощностью главных двигателей до 81 л. с. составляла 69,2% и только 6,3% РТ мощности всего рыбопромыслового флота. Такая значительная численность мелкого флота в рыбной про мышленности СССР вызвана большим-участием его на промыс лах во внутренних пресноводных водоемах, крупных озерах, ре
ках, водохранилищах, в прибрежном морском |
рыболовстве, |
а также в колхозном рыболовстве. |
(свыше 65%)) |
Характерно, что значительный удельный вес |
уловов на промысле в Каспийском бассейне мелким рыболовец ким .колхозным флотом 'обусловливается невысоким уровнем концентрации в добывающем флоте этого бассейна. Так, доля численности рыбопромыслового флота 'мощностью двигателей свыше 300 л. с. в этом бассейне возросла с 1,8% в 196.0 г. до 26,1 % в 1970 -г., а мощность главных двигателей у этой груп пы судов соответственно увеличилась с 16,3 до 63,5%). Заметим, что эти показатели, характеризующие уровень концентрации в рыбопромысловом флоте, значительно уступают тем же пока зателям других бассейнов, в которых государственный лов осно ван на крупной материально-технической базе.
К тому же видовой состав улова (преимущественно килька), способы лова (в основном на электроовет), существующие фор мы организации промысла — экспедиционная и автономная, от носительная близость к береговой рыбообрабатывающей базе объективно обусловили относительно малую концентрацию
20
мощностей на добывающих судах. В Каспийском бассейне из кильки на судах вырабатывают мороженую и соленую продук цию, а мелкие промысловые суда сдают рыбу в охлажденном виде на приемо-транспортные суда (ПТС) или сами доставля ют после ночного промысла на береговые базы. Особенно это относится к зимнему периоду лова, когда -весь флот бассейна ■сосредоточен в средней и южной частях Каспийского моря. Эти обстоятельства обусловливают относительно малую грузоподъ емность судов.
Для полной характеристики концентрации производства в рыбопромысловом флоте необходимо оценить ее уровень по по казателям численности экипажа, объема производства (товар ной продукции), а также стоимости основных фондов. Несмотря на некоторую условность применения этих показателей, харак теризующих уровень концентрации производства в рыбодобы вающей промышленности, о чем упоминалось, их анализ позво ляет более полно раскрыть развитие процессов концентрации производства в этой отрасли. Уровень концентрации производ ства в -рыбодобывающей промышленности по указанным пока зателям приведен в табл. 8 на 1 января соответствующего го да (в %).
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
8 |
|
Группировка |
Численность |
Объем товарной |
Стоимость основных |
|||||||
|
экипажа |
|
|
продукции |
|
фондов |
|
|||
судов по мощно |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
сти главного дви |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
гателя, |
л. с. |
I960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
I960 г. |
1966 г. |
1970 г. |
I960 г. |
1966 г. 1970 г. |
|
|
|
|||||||||
До 20 |
|
23,3 |
19,1 |
16,6 |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,3 |
0,2 |
0.2 |
■21,— ВО |
2,8 |
0,5 |
1,о |
0,1 |
0,1 |
— |
0,08 |
0,02 |
_ |
|
61— 80 |
8,4 |
6,1 |
3,1 |
5,4 |
4.3 |
3,2 |
3,8 |
2,3 |
1,1 |
|
'81'—160 |
7,2 |
6,5 |
6.3 |
7,3 |
5,8 |
3,4 |
6,1 |
4,7 |
4,1 |
|
1161—8100 |
13,4 |
п .з |
8,3 |
9,1 |
7,5 |
5,5 |
8,0 |
5,7 |
3,8 |
|
Свыше |
300 |
44,9 |
56,5 |
64,7 |
77,4 |
82,1 |
87,8 |
81,8 |
87,1 |
80,8 |
Данные табл. 8 свидетельствуют о высокой степени концен трации производства на крупном флоте. Так, доля численности экипажей рыбопромыслового флота мощностью двигателей свы ше 300 л. с. возросла с 44,9% -в 1960 г. до 77,4% в 4970 г., объем товарной продукции и стоимость -основных фондов у этой груп пы -судов соответственно увеличилась с 77,4 до 87,7% и с 81,8 до 90,8%. Следует отметить некоторую условность применения показателей объема товарной продукции и стоимости основных фондов, характеризующих уровень концентрации производства в рыбопромысловом флоте, так как стоимость товарной продук ции и основных фондов исчислена в действующих (-смешанных), а .не в сопоставимых ценах. Это несколько снижает точность расчетов, но тем не -менее применение этих показателей дает
21