Файл: Акимов Б.Н. Экономическая эффективность концентрации производства в рыбной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ранних морях « тем более внутренних пресноводных водоемах. Поэтому сравнивать уровень концентр арии флота рыбной про­ мышленности можно только по трем бассейнам: Северному, За­ падному, Дальневосточному. Что касается Азовско-Черномор­ ского бассейна, то рыболовство в нем вплоть до начала 60-х годов велось только в Азовском- и Черном морях (не считая китобойного промысла флотилий «Слава» и «Советская Ук­ раина»).

Т а б л и ц а б

Группировка судов

 

Численность флота

Мощность флота (общая)

 

 

 

 

 

 

по мощности главного

I960 г.

1966 г.

1970 г.

1960 г.

1966 г.

1970 г.

двигателя, л. с.

 

 

 

 

Дальневосточный бассейн

 

 

До

ВО

60

30,3

24,8

16,0

2,6

1,0

0,3

От

31 ДО

10,2

0,6

0,1

2,2

0,04

0,01

От

51' до

60

24,2

20,9

11,5

10,3

3,7 .

1,2

От

81до

160

13,5

19,0

19,6

10,6

6,7

3.6

От >Ш1 до 300

13,5

16,0

15,2

21,9

11,9

5.7

Свыше

300

8,3

18,7

37,6

52,4

76,7

89,2

 

 

 

 

Северный бассейн

 

 

До

20

S0

28,6

45,7

27,5

1,4

1,6

0,5

От

31 до

2,8

0,3

0,1

0,3

0,03

0,01

От

51 до

80

3,6

2,3

2,0

0,8

0,4

0,2

От

в 11до ■150

14,6

6,5

8,5

5,7

2,3

1,5

От 461 до 300

20,8

15,6

15,2

17,0

10,8

5,8

Свьвше

ЗОЮ

29,6

29,6

46,7

74,8

84,9

92,0

 

 

 

 

Западный бассейн

 

 

До

20

50

60,5

52,0

1,2

5.8

2,2

0,02

От

31' до

8,1

1,8

0,4

1,7

0,3

0,01

От

51 до

80

10,2

13,4

3,2

6,4

3,6

0,21

От

81 до 150

2,9

5,8

7,4

3,7

3,0

0,96

От 151 до 300

9,6

12,4

32,2

26,3

13,1

8,4

Свыше

300

8,7

14,6

55,6

57,1

77,8

90,4

 

 

 

Азовско-Черноморский

бассейн

 

 

До

30

50

50,2

50,3

8,9

5,6

3,8

0,2

От

31 до

6,3

0,4

0,6

1,5

0,1

0,02

От

5й до

80

6,9

5,0

5,8

3,4

1,6

0,4

От

81 до ;150

28,8

32,9

37,3

26.7

19,9

4,9

От 151 до 300

4,7

4,8

9,5

7,8

5,9

2,5

Свыше

300

3,1

6,6

38,6

55,0

68,7

92,0

 

 

 

 

Каспийский бассейн

 

 

До

20

50

48,4

60,7

14,0

7,9

10,5

1,7

От

31 до

10,1

4,2

1,4

5,4

2,3

0,3

От

51i до

80

19,6

13,3

26,2

18,8

15,7

11,9

От

81 до 150

16,1

16,1

38,4

34,5

35,6

32,3

От 4б|1 до эоо

3,9

2,5

10,4

17,6

22,8

41.0

Свыше

300

1,9

2.5

10,4

17,6

22,8

41.0

1<8


В табл. 6 дана 'группировка самоходного флота главных бас­ сейновых управлений рыбной промышленности в зависимости от численности флота и мощности основных двигателей на 1 янва­ ря соответствующего года (в %).

Как видно из данных табл. 6, наиболее высокими темпами росла концентрация мощностей в рыбодобывающей промыш­ ленности Северного бассейна. На 1 января 1970 г. крупные суда здесь составляли 46,7% по численности и 92% по мощности всего флота.

Относительно высокий по сравнению с другими бассейнами . уровень концентрации в Северном бассейне объясняется боль­ шой и устойчивой сырьевой базой Баренцева моря, районов Северо-Восточной и Северо-Западной Атлантики, где ведут про­ мысел суда этого бассейна. Кроме того, в незамерзающей Коль­ ской губе может круглогодично базироваться флот. К тому же в Северном бассейне доля колхозного рыболовства в общих уловах наименьшая из пяти бассейнов и составила в 1974 г. только 7,5%. Именно это и обусловило высокую степень концен­ трации .рыбной промышленности в Мурманске.

Однако следует отметить, что в настоящее время в этом бассейне наблюдается наиболее высокий удельный вес мораль­ но устаревшего крупнотоннажного флота (в основном судов ти­ па РТ), что отрицательно влияет на эффективность использо-' вания всех основных фондов промыслового флота бассейна. Достаточно отметить, что в такой крупной рыбодобывающей организации, как Мурманский траловый флот, на долю мораль­ но устаревших судов типа РТ в 1970 г. приходилось около 70% всей численности фло-та. Себестоимость добычи 1 ц рыбы суда­ ми типа РТ превышала на 30—35% среднюю себестоимость по всему траловому флоту. Большинство таких судов, имея сравни­ тельно небольшой радиус плавания (400—500 миль), практиче­ ски лишены возможности осваивать дальние районы промысла.

В последнем десятилетии высокими темпами шла концентра­ ция в Дальневосточном, Западном и Азовско-Черноморском бассейне. На 1 января 1970 г. крупные суда здесь составляли 37,6—55,6% по численности и 89,2—92% по мощности всего флота. Изменения в материально-технической базе рыбодобы­ вающей промышленности указанных бассейнов были вызваны необходимостью развития активного рыболовства и освоения сырьевых ресурсов в отдаленных океанических районах для более рационального использования природных рыбных ресур­ сов Мирового океана. Мощный рыболовный флот сделал воз­ можным освоение новых отдаленных от портов базирования районов рыболовства и более рациональное использование рыб­ ных богатств, находящихся во всей толще воды. Достаточно указать, что средняя удаленность рыболовного флота от портов

базирования

увеличилась

с 2647 миль в 1965 г. до 4860 миль

в 1970 г., т. е.

более чем в

1,5 раза.

2*

19



Флот рыбной промышленности пополняется крупнотоннаж­

ными добывающими

судами. Рост концентрации производства

в рыбодобывающем

флоте характеризуется данными табл. 7

(в %). Доля численности рыбопромыслового флота с главными

двигателями мощностью свыше 300 л.

с. возросла с

6,5%

в

1960 г. до 13,4%

в 1970 т., а мощность двигателей у этой группы

судов соответственно увеличилась с 49,0 до 76,9%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

.7

Группировка судов

 

Численность флота

Мощность флота (обшая)|

 

 

 

 

 

 

 

по мощности главного

I960 г.

1966 г.

1970 г.

I960 г.

1966 г.

1970 г.

двигателя, л. с.

До 20'

 

59,1

59,8

59,8

6,8

4,7

3,7

21— 50

5,6

1,2

2,9

1,7

0,3

0,4

S1— 80

12,1

10.9

6,5

8,5

5,0

2,2

91—-ISO

8,2

9,2

10,1

11,0

7,9

6,7

451—000

8,5

8,8

7,3

23,0

15,6

10,1

Свыше

300

6,5

10,1

13,4

49,0

66,5

76,9

И того.

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

Однако в рыбодобывающей промышленности СССР еще ве­ лика численность мелкого флота мощностью главных двигате­ лей от 20 до 81 л. с. На 1 января 1970 г. доля мелкого флота мощностью главных двигателей до 81 л. с. составляла 69,2% и только 6,3% РТ мощности всего рыбопромыслового флота. Такая значительная численность мелкого флота в рыбной про­ мышленности СССР вызвана большим-участием его на промыс­ лах во внутренних пресноводных водоемах, крупных озерах, ре­

ках, водохранилищах, в прибрежном морском

рыболовстве,

а также в колхозном рыболовстве.

(свыше 65%))

Характерно, что значительный удельный вес

уловов на промысле в Каспийском бассейне мелким рыболовец­ ким .колхозным флотом 'обусловливается невысоким уровнем концентрации в добывающем флоте этого бассейна. Так, доля численности рыбопромыслового флота 'мощностью двигателей свыше 300 л. с. в этом бассейне возросла с 1,8% в 196.0 г. до 26,1 % в 1970 -г., а мощность главных двигателей у этой груп­ пы судов соответственно увеличилась с 16,3 до 63,5%). Заметим, что эти показатели, характеризующие уровень концентрации в рыбопромысловом флоте, значительно уступают тем же пока­ зателям других бассейнов, в которых государственный лов осно­ ван на крупной материально-технической базе.

К тому же видовой состав улова (преимущественно килька), способы лова (в основном на электроовет), существующие фор­ мы организации промысла — экспедиционная и автономная, от­ носительная близость к береговой рыбообрабатывающей базе объективно обусловили относительно малую концентрацию

20


мощностей на добывающих судах. В Каспийском бассейне из кильки на судах вырабатывают мороженую и соленую продук­ цию, а мелкие промысловые суда сдают рыбу в охлажденном виде на приемо-транспортные суда (ПТС) или сами доставля­ ют после ночного промысла на береговые базы. Особенно это относится к зимнему периоду лова, когда -весь флот бассейна ■сосредоточен в средней и южной частях Каспийского моря. Эти обстоятельства обусловливают относительно малую грузоподъ­ емность судов.

Для полной характеристики концентрации производства в рыбопромысловом флоте необходимо оценить ее уровень по по­ казателям численности экипажа, объема производства (товар­ ной продукции), а также стоимости основных фондов. Несмотря на некоторую условность применения этих показателей, харак­ теризующих уровень концентрации производства в рыбодобы­ вающей промышленности, о чем упоминалось, их анализ позво­ ляет более полно раскрыть развитие процессов концентрации производства в этой отрасли. Уровень концентрации производ­ ства в -рыбодобывающей промышленности по указанным пока­ зателям приведен в табл. 8 на 1 января соответствующего го­ да (в %).

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

8

Группировка

Численность

Объем товарной

Стоимость основных

 

экипажа

 

 

продукции

 

фондов

 

судов по мощно­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сти главного дви­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гателя,

л. с.

I960 г.

1966 г.

1970 г.

I960 г.

1966 г.

1970 г.

I960 г.

1966 г. 1970 г.

 

 

До 20

 

23,3

19,1

16,6

0,6

0,2

0,1

0,3

0,2

0.2

■21,— ВО

2,8

0,5

1,о

0,1

0,1

0,08

0,02

_

61— 80

8,4

6,1

3,1

5,4

4.3

3,2

3,8

2,3

1,1

'81'—160

7,2

6,5

6.3

7,3

5,8

3,4

6,1

4,7

4,1

1161—8100

13,4

п .з

8,3

9,1

7,5

5,5

8,0

5,7

3,8

Свыше

300

44,9

56,5

64,7

77,4

82,1

87,8

81,8

87,1

80,8

Данные табл. 8 свидетельствуют о высокой степени концен­ трации производства на крупном флоте. Так, доля численности экипажей рыбопромыслового флота мощностью двигателей свы­ ше 300 л. с. возросла с 44,9% -в 1960 г. до 77,4% в 4970 г., объем товарной продукции и стоимость -основных фондов у этой груп­ пы -судов соответственно увеличилась с 77,4 до 87,7% и с 81,8 до 90,8%. Следует отметить некоторую условность применения показателей объема товарной продукции и стоимости основных фондов, характеризующих уровень концентрации производства в рыбопромысловом флоте, так как стоимость товарной продук­ ции и основных фондов исчислена в действующих (-смешанных), а .не в сопоставимых ценах. Это несколько снижает точность расчетов, но тем не -менее применение этих показателей дает

21