Файл: Экономические стимулы в действии (опыт и проблемы) [коллективная монография]..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 7

Результаты реализации зернофуражных культур в совхозах, переведенных и не переведенных на полный хозрасчет

Совхозы, переведенные на полный хозрасчет

Всего Наимено­ реали­

зовано

вания

(д)

Фактиче­ Прей­ ская це­ ску­ на реа­ рантная лизации цена

1 Ц

1 Ц

(руб.)

(руб.)

Хабаровский

край

овес

408

7,14

7,5

ячмень

1215

6,63

7,5

Амурская

 

 

 

область

8110

7,47

7,5

овес

ячмень

6796

7,35

7,5

Совхозы, не переведенные на полный хозрасчет

Всего

Фактиче­

 

ская це­ Прейску­

реали­

на реа­

рантная

зовано

лизации

цена 1 ц

(д)

1 ц

(руб.)

 

(руб.)

 

1001

4,90

5,0

721

4,52

5,0

8024

4,91

5,0

5018

4,94

5,0

Следует отметить, что на Дальнем Востоке перевод совхозов на полный хозрасчет началоя только в 1969 г., то есть спустя два года после принятия положений. И в первую очередь переводились хозяйства наиболее рентабельные. Так, первые девять совхозов, переведен­ ные на полный хозрасчет, в Амурской области имели в 5,5 раза больше основных фондов сельскохозяйствен­ ного назначения на 100 га сельскохозяйственных угодий и вносили в 3 раза больше минеральных удобрений по сравнению с остальными совхозами. Разрыв в примене­ нии минеральных удобрений, в оснащенности основными фондами между двумя типами совхозов наблюдался также в Хабаровском и Приморском краях. В 1971 г. на хозрасчет была переведена следующая группа сов­ хозов с более низким уровнем рентабельности, в резуль­ тате произошло определенное усреднение экономических условий производства, и в общем они оказались при­ мерно одинаковыми. Но и в равных условиях производ­ ства общей массы хозрасчетных и нехозрасчетных сов­ хозов показатели хозрасчетных совхозов в 1971 г. в силу того, что экономические стимулы повышения эффективности сельскохозяйственного производства на­ чали работать в полную силу, оказались выше.

145


Т а б л и ц а 8

Сравнительные экономические показатели совхозов Дальнего

Востока, переведенных и не переведенных на полный

 

 

 

 

хозрасчет (1971

г.)

 

 

 

 

 

На

100 га с|х уго-

Валовая

Мине­

Сово-

 

 

дий (тыс

руб.)

ральных

куп.

Наименования

 

 

продук­

удобре­

рента­

 

 

ция на 1

 

 

валовой

О С Н О В Н Ы Х

чел.-день

ний

на 1

бель­

 

 

продукции

фондов

(руб.) И

га паш­

ность

 

 

ни

(ц)

(%)

Приморский

край

 

 

 

 

 

 

Совхозы

на полном

17,7

. 36

18,7

2,2

 

15,8

хозрасчете

 

 

Все остальные

16,9

36

13,3

2,2

 

5,4

Хабаровский

«рай

 

 

 

 

 

 

Совхозы

на полном

19,6

46

13,6

3,1

 

15,0

хозрасчете

 

 

Все остальные

14,9

43

12,1

1,1

 

Амурская

область

 

 

 

 

 

 

Совхозы

на полном

13,1

18

20,3

2,0

 

26,9

хозрасчете

 

 

Все остальные

10,4

18

16,8

1,9

 

6,9

Как видно из таблицы, в среднем по всем совхозам, переведенным на полный хозрасчет, по сравнению с ос­ тальными хозяйствами — выше фондооснащенность и производительность труда, больше получено валовой продукции и значительно выше уровень рентабельности.

Перевод совхозов на полный хозяйственный расчет значительно расширил финансовую самостоятельность предприятий. Для этих хозяйств сохранилось бюджет­ ное финансирование непроизводственных объектов. В 1972 г. удельный вес бюджетных средств по центра­ лизованным вложениям в хозяйствах Хабаровского края, работающих в новых условиях, составил 36%, в нехозрасчетных совхозах — 63%. Наряду с сокращением бюджетных ассигнований увеличен размер фонда укреп­ ления и расширения хозяйства, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства.

Значительно повысилась значимость фонда материаль­ ного поощрения, сумма его в среднегодовом расчете на работника увеличилась с 7 до 52 руб., а удельный вес в фонде заработной платы — с 0,5 до 3,7%.

146


Но увеличение (размеров премий из фонда материаль­ ного поощрения не является самоцелью, оно должно стимулировать рост производства, его доходность. Заслу­ живает внимания опыт совершенствования порядка об­ разования фонда материального поощрения в хозрасчет­ ных совхозах.

По ныне действующему положению его размер опре­ деляется одним фондообразующим показателем — вели­ чиной прибыли. Но известно, что массу прибыли можно увеличить не только путем повышения качества продук­ ции, снижения ее себестоимости, но и за счет повышения цен, а также при несовершенной их системе, путем уве­ личения производства высокорентабельных продуктов, в ущерб производству менее рентабельной, но столь же необходимой обществу продукции. Такое положение нередко наблюдается на практике. В условиях Дальнего Востока хозяйства прежде всего заинтересованы в про­

изводстве зерна

и сои, рентабельность

(по отношению

к себестоимости)

которых

в совхозах

в

среднем

за

1968— 1972 гг. составила

соответственно

58 и

97%.

Остальные же продукты, производимые на Дальнем Востоке (за исключением птицеводства), низкорента­ бельны или убыточны.

Для стимулирования роста производства всех продук­ тов целесообразно образование фонда материального поощрения поставить в зависимость не только от вели­ чины прибыли, но и темпов роста производства продук­ ции.

Всовхозах «Поронайский» и «Соловьевский» Саха­ линской области с 1 января 1973 г. введен порядок формирования фонда материального поощрения за счет отчислений от фактически полученной прибыли по двум нормативам. По первому нормативу производятся отчисления (в процентах) от общей суммы прибыли за каждый процент прироста валовой сельскохозяйствен­ ной продукции сверх уровня, достигнутого за предшест­ вующие три года. По второму нормативу производятся прямые отчисления от общей суммы прибыли.

Вэтих хозяйствах по условиям эксперимента премии за экономию горючего, экономию средств на ремонте,

Доплаты за производство отдельных продуктов, сроки и качество работ, премии рабочим за сверхплановую продукцию и экономию затрат, доплаты и премии руко­

147


водителям и специалистам за перевыполнение плана реализации (производства) продукции, которые по «Типовому положению об оплате труда в совхозах» производятся из фонда заработной платы, выплачива­ ются из единого источника — фонда материального поощрения. В связи с этим доля данного фонда в при­ были увеличивается, но общий размер фонда Матери­ ального поощрения в первый год эксперимента не может превышать 20 — 25% планового фонда заработ­ ной платы.

Совхозы, расположенные в разных природно-экономи­ ческих условиях, имеют объективные различия в уровне рентабельности, поэтому положением предусмотрена возможность дифференциации норм отчислений от прибыли в фонд поощрения по хозяйствам треста (управления) и соответственно по подведомственным организациям в области (крае). Например, при приме­ нении единой нормы отчислений хозяйства молочное овощного производственного направления при ныне действующих ценах из-за более низкой рентабельности производства и более высокой его трудоемкости получат меньше прибыли по отношению к фонду заработной пла­ ты, чем совхозы птицеводческого направления. Так, в Хабаровском крае в молочно-овощном совхозе «Хаба­ ровский» в 1972 г. рентабельность производства соста­ вила 11,3%. На рубль заработной платы получено 32 коп. прибыли. На Березовской птицефабрике в этом же году совокупная рентабельность была равна 47,3%. На рубль заработной платы получено 1 руб. 90 коп. прибыли, или

в5,9 раза больше.

Объективные различия в рентабельности и трудоем­

кости производства вызывают необходимость в диффе­ ренциации норм отчислений в фонд материального поощрения от прибыли. Дифференцировать нормы сле­ дует по группам хозяйств одинаковой специализации и находящихся примерно в равных природно-экономичес­ ких условиях. Базой для ее проведения могут служить средние многолетние данные о рентабельности произ­ водства и его трудоемкости.

Для обеспечения эффективной работы совхозов Даль­ него Востока, которые будут переведены на полный хозяйственный расчет в текущем пятилетии, следует осуществить комплекс мероприятий, учитывающий

148

региональные особенности различных природных зон. Необходимость учета региональных особенностей связа­ на не только с чисто агротехническими условиями, что в свою очередь формирует и различный уровень затрат, но и, что особенно важно, с решением ряда экономичес-. ких проблем, обеспечивающих осуществление расширен­ ного воспроизводства заданными темпами. Различие природно-экономических условий зон и областей нахо­ дит свое конкретное выражение в показателях рента­ бельности производства, массы прибыли, накоплений, определяющих в конечном итоге темпы расширенного воспроизводства. Анализ работы совхозов РСФСР за 1970 — 1972 гг. показал, что если по совхозам РСФСР в среднем массу прибыли, приходящую-ся на одно хо­ зяйство, принять за 100%, то в совхозах Северного Кавказа этот показатель составит 165%, а в совхозах Дальнего Востока — только 63%. Такая дифференциа­ ция по массе прибыли определяет и различные возмож­ ности для осуществления расширенного воспроизводства.

Особенности природных условий накладывают свой отпечаток и на норматив рентабельности, обеспечиваю­ щий при прочих равных условиях выполнение заданных темпов расширенного воспроизводства. Обоснование таких нормативов представляет особую важность при решении вопроса о переводе совхозов на полный хозяй­ ственный расчет.

Обоснование необходимой рентабельности — цент­ ральная проблема обеспечения устойчивой базы раз­ вития сельскохозяйственного производства. При сущест­ вующих экономических взаимоотношениях между сель­ скохозяйственными предприятиями и государством не­ обходимая рентабельность должна основываться на уче-ч те реальных пропорций хозяйственной деятельности этих предприятий и интересов государства в выполне­ нии плана-заказа на производство и реализацию про­ дукции. Необходимая рентабельность должна возмес­ тить хозяйствам затраты на производство продукции, обеспечить прибыли в размере, достаточном для при­ роста производственных фондов в соответствии с пла­ нируемыми темпами увеличения продукции, а также увеличения фондов потребления, материального поощ­ рения и соответствующих отчислений в централизован­ ный фонд.

149