Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

жимами управления 'банковскими и другими аналогич­ ными системами дают возможность отработать в конеч­ ном счете наилучший план функционирования этих сис­ тем, на основе которого при необходимости можно будет построить информационную систему и адекватную ей организационную структуру управления.

В общественных же системах, где главным и реша­ ющим «элементом» является человек, дело обстоит слож­ нее. Здесь многие процессы еще недостаточно исследова­ ны, строгость описания процессов не достигла такого уровня, чтобы их легко можно было перевести на ма­ шинную обработку и провести соответствующий экспери­ мент, хотя отдельные элементы этих процессов изучены неплохо и в некоторых случаях математически описаны. Сложность выбора наиболее приемлемого плана функ­ ционирования тех или иных общественных систем объ­ ясняется скорее всего не столько отсутствием необходи­ мой строгости его описания, сколько многовариант­ ностью возможных планов, меняющихся в зависимости от различных условий. Вместе с тем многие обществен­ ные процессы, как правило, требуют множественных критериев оценки ввиду множественного характера са­ мих целей и способов их достижения.

В результате этого формирование плана функциони­ рования для общественных процессов не только должно идти от описания самого объекта планирования, но и должно осуществляться, что весьма важно, в рамках не­ которых априорных правил и процедур, предусматрива­ ющих возможность формирования многих вариантов плана, определяемых вариантностью целей и стратегий. Возникает необходимость в создании некоторой авто­ номной системы накопления и переработки данных. Та­ кая система должна облегчить и упорядочить не только процесс описания объекта планирования, но и поиок наи­ более приемлемого плана функционирования. Речь идет, таким образом, о создании информационной системы планирования.

Кроме того, и это важно отметить, процесс совершен­ ствования управления и планирования значительно об­ легчится и ускорится, если будет создана такая органи­ зационная структура, которая в максимальной степени будет способствовать оптимизации самого процесса обу­ чения. В этом, очевидно, будет ее главное назначение.

10

Эта организационная структура должна обладать доста­ точной гибкостью и способностью к частичным пере­ стройкам в связи с изменениями среды.

6) Проектирование систем для планирования

Проектирование управляющей или планирующей сис­ темы должно всегда начинаться с изучения процессов, протекающих в объекте планирования. Иначе говоря, предварительно должны быть изучены проблемы, кото­ рые призвана решить проектируемая система. Выявле­ ние особенностей объекта планирования позволите даль­ нейшем перейти к формулированию адекватной про­ цедуры и правил составления плана (схемы принятия ре­ шений по составлению плана). Полученное описание процесса планирования задаст, в конечном счете, пере­ чень требуемых данных, порядок их получения, хранения и распределения в системе планирования, что позволит спроектировать информационную систему переработки и передачи плановых сообщений, а позднее перейти к конструированию соответствующей организационной структуры, реализующей принятый тип планирования и управления \

Следует отметить, что все предложения по совершен­ ствованию систем планирования, как правило, содержат в той или иной форме предложения по совершенствова­ нию организационных структур, реализующих в полной мере предлагаемый тип управления и планирования [17j.

Весь описанный процесс проектирования организации или системы по составлению планов представляется в виде логической последовательности, представленной на рис. 1.

Таким образом, существуют два основных исходных условия конструирования организационных структур для планирования, а именно: 1) конкретное изучение особен­ ностей объекта планирования; 2) научные знания, с по­ мощью которых могут создаваться любые наиболее со­ вершенные структуры. Наличие этих условий позволяет

ч \ \ \ Ч \ Ч Ч \ NVN.444N.N S W S \ N 4 \ X 4 N

4 См. докторскую диссертацию Ю. Р. Леіібкннда. Проблемы раз­ работки системы комплексного народнохозяйственного планирования.

М„ нзд. ЦЭМИ АН СССР, 1972.

U


Рис. 1

выявить основные процедуры обработки и накопления данных и увязать в дальнейшем эти процедуры в неко­ торую, логически последовательную систему обработки и передачи плановых сообщений, если речь идет о созда­ нии информационной системы для нужд планирования. На базе информационной системы проектируется орга­ низационная структура по составлению и реализации плана.

Такой тип проектирования информационных систем и структур, разумеется, наиболее применим для новых, возникающих объектов (например, для строящихся пред-, приятий). В подавляющем же большинстве случаев ин­ формационные потоки и организационные структуры не являются плодом комплексного проектирования, осу­ ществляемого по указанной логической схеме. В этих случаях проектирование организационных структур и информационных систем должно, очевидно, считаться с фактом существования уже сложившихся организаций и идти по линии лишь их модификации и совершенствова­ ния. В таких случаях целесообразным будет выявить от­ дельные проблемы управления с целью их рационализа­

12

ции и с последующим изменением информационной сис­ темы и организационной структуры. Сложившаяся прак­ тика совершенствования планирования и управления полностью подтверждает правильность такого подхода.

Каи следует из приведенной на рис. 1 схемы, первым

иважным условием построения эффективной системы уп­ равления и планирования является всестороннее знание

ичеткое описание самого объекта управления. В отдель­ ных случаях представляется возможным дать такое опи­ сание процессов, протекающих в объекте планирования

иуправления, и даже провести на их модели машинный эксперимент. Тогда для выбора наиболее эффективной управляющей стратегии можно подключить специальный процессор оценки вновь поступающей информации. Для реализации выбранного курса, если таковой не имеет од­ нократного характера, в дальнейшем можно построить и информационную систему, в которой будут циркулиро­ вать данные требуемой номенклатуры. Непосредственное изучение самого объекта планирования — мощное сред­ ство совершенствования систем планирования.

Изучение закономерностей развития экономики стра­ ны обеспечивает условия для совершенствования методо­ логии составления долгосрочных планов экономического развития. Естественно, что усилия многих ученых сосре­ доточены в настоящее время на этом направлении совер­ шенствования систем планирования. Однако одновремен­

но возможен и другой подход, когда изучаются законо­ мерности построения самого планового процесса с при­ влечением достижений науки (например, теории приня­ тия решений, теории информации) и с учетом планового горизонта и специфики объекта планирования. Такой под­ ход вполне оправдан и может также способствовать со­ вершенствованию планового процесса и разработке но­ вых приемов планирования (например, программно-це­ левых методов планирования). Следует отметить, что в этой области теории планирования в последние годы соз­ дан серьезный научный задел (закономерности постро­ ения иерархии целей, методы оценки информации для принятия плановых решений и т. д.).

Нами в рамках системного подхода рассматриваются некоторые принципы построения в области долгосрочно­ го социально-экономического планирования. Системный подход предполагает процедуру построения планового

13


процесса, несколько отличную от общепринятой, тради­ ционной процедуры. Процедура системного типа пред­ полагает, что плановые действия не столько результат саморазвития данной экономической системы, сколько следствие реализации целей и норм, задаваемых извне общественной суперсистемой.

Первой и важнейшей фазой такого планового процес­ са является определение главных целей и задач и таксо­ номия поставленных целей и задач, когда последние ло­ гически расчленяются на совокупности взаимосвязанных элементов высокого и более низких порядков. На этой фазе важно найти нетрадиционные цели и задачи, кото­ рые обычно отсутствуют среди стандартных, традицион­ ных. Успех будет во многом зависеть не только от при­ нятой процедуры поиска, но и от интуиции и знаний са­

мого человека.

Мы далее исходим из того, что любой перспективный план, будь то план научно-технического роста страны в целом или отрасли, сопряжен с нормативным прогно­ зом, реальность которого определяется тем, что он

всегда

опирается

на систему

намеченных

конкретных

мероприятий. В этом смщсле

такой

план

как бы со­

здает

будущее

и образует

основу

для

управления

и целенаправленного регулирования общества или дру­ гого какого-либо объекта (отрасль, объединение пред­ приятий и т. д.). Поэтому какую бы автоматизирован­ ную систему управления мы ни создали, в конечном ито­ ге ее движение будет задаваться плановой системой, в которой решающую роль всегда играет человек и его оценки.

Таким образом, можно наметить два основных вида исходных условий для проектирования управляющих и плановых систем, а именно: 1) объект и процесс управ­ ления хорошо описываются, и представляется возможным провести предварительный машинный эксперимент для последующего отбора наиболее эффективной стратегии или плана поведения (в этом случае проводится своего рода имитация процесса обучения в ходе управления)

2) объект и процесс управления из-за своей сложности не могут быть исчерпывающе и точно описаны. Это озна­ чает, что может быть выработана лишь некоторая про­ цедура накопления и оценки данных для последующего выбора наиболее приемлемой с точки зрения поставлен­

14


ной цели стратегии поведения. На основе такой процеду­ ры затем может быть построена информационная систе­ ма, которая определит в значительной мере и сам кон­ тур управления. При разработке процедуры составления долгосрочного социально-экономического плана для все­ го народного хозяйства5 чаще всего имеют дело со вто­ рым видом походных условий конструирования плано­ вых систем. При этом процесс конструирования плано­ вой системы прослеживается не по всем этапам, а изу­ чаются лишь основные свойства объекта планирования и первоначальные этапы как определяющие во всем про­ цессе конструирования (этапы I и II на рис. 1).

2. Особенности долгосрочного социально-экономического планирования

Как известно, вопросам дальнейшего совершенство­ вания планирования и управления народным хозяйством было уделено большое внимание на XXIV съезде партии. В этой связи особенно подчеркивалось возросшее значе­ ние долгосрочного планирования. В докладе Л. И. Бреж­ нева на XXIV съезде КПСС указано: «Назрела необходи­ мость совершенствования методов планирования. Оно должно опираться на более точное изучение обществен­ ных потребностей, на научные прогнозы наших экономи­ ческих возможностей, на всесторонний анализ и оценку различных вариантов решений, их непосредственных и долговременных последствий. Чтобы решить эту ответ­ ственную и сложную задачу, необходимо раздвинуть го­ ризонты экономического планирования... В этой связи встает вопрос о перспективном долгосрочном планирова­ нии развития народного хозяйства, опирающемся на прогнозы роста населения страны, потребностей народ­ ного хозяйства, научно-технического прогресса. При та­ ком подходе, обеспечивающем постоянную увязку долго­ срочных планов с пятилетиями и годовыми, могут эф­ фективнее решаться коренные проблемы нашего разви­ тия» [3].

5 Процедура в данном случае определяется как некоторая логи­ ческая последоівательность действий, когда описывается предполага­ емое действие, его время и исполнитель.

15

Такое внимание к долгосрочному планированию объ­ ясняется прежде всего субъективными условиями разви­ тия нашей экономики, вступившей в эпоху научно-тех­ нической революции. Под влиянием научно-технической революции происходят кардинальные изменения и в ме­ тодах управления общественным производством. Быстрое развитие и широкое применение в народном хозяйстве электронно-вычислительных машин положило начало становлению информационной технологии8, которая при­ звана создать новую систему управления и планирова­ ния производством [18]. Развитие информационной технологии привело к более глубокому пониманию характера производственной деятельности человека. В производственных процессах все возрастающее значе­ ние придается теперь информации. Согласно современ­ ным представлениям, материальные объекты подверга­ ются изменениям (обработке) системами, которые сами контролируются и стимулируются информационными потоками. В этом отношении не являются исключением и планирующие системы, нацеленные на преобразование окружающей среды и различных социально-экономиче­ ских объектов. Это означает также, что совершенствова­ ние планирующих систем должно идти не только по ли­ нии более глубокого изучения самих объектов планиро­ вания, но и, что не менее важно, более рационального построения информационных процессов в самой плани­ рующей системе.

Необходимость совершенствования планирования диктуется и новыми потребностями общественного раз­ вития, выдвигающими новые задачи перед народным хозяйством. Наша страна вступила в период развитого социалистического общества, приступила к строительст­ ву материально-технической базы коммунизма и созда­ нию новых, коммунистических отношений в обществе. На повестку дня поставлено решение многих социаль­ ных и экономических проблем, в результате чего повы­ сится материальный и культурный уровень жизни наро­ да, еще более возрастет престиж Советского государства.

6 Информационную технологию можно определить как систе переработки и накопления информации для достижения наилучших решений в организации и управлении социально-экономическим ком­ плексом любого вида.


Задачи общественного развития приобретают в нас­ тоящее время все 'более комплексный характер, охваты­ вая всесторонне общественный процесс. Директивами XXIV съезда КПСС по пятилетнему плану развития на­ родного хозяйства СССР на 1971—1975 гг. предусмотре­ на широкая программа социальных мероприятий, на­ правленная на повышение благосостояния всех слоев на­ селения, сближения уровней жизни городских и сельских жителей, на создание более благоприятных условий для труда и отдыха советских людей, для воспитания подрас­ тающего поколения. На современном этапе развития все большее значение приобретает исследованная К- Марк­ сом взаимосвязь между базисом и надстройкой [1]. Ныне уже нельзя решать многие экономические вопросы в от­ рыве от социальных и политических.

Экономическое планирование, таким образом, тесно увязывается с социальным планированием не только в масштабе страны, но и в масштабе отдельных регионов, областей и особенно предприятий, где. социальное пла­ нирование до последнего времени играло небольшую роль [97].

Это означает на практике, что долгосрочный план эко­ номического развития не может быть только экономиче­ ским планом, он должен учитывать весь сложный комп­ лекс социальных и политических проблем. Поэтому ког­ да мы говорим о долгосрочном плане развития, то име­ ем в виду комплексный план социально-экономического развития [6]. В. И. Ленин указывал, что дело не сводится только лишь к планомерной организации общественного производственного процесса для удовлетворения нужд всего общества и его членов. Такую организацию и пла­ нирование могут дать и капиталистические тресты. В. И. Ленин указывал, что целью социалистического уп­ равления и планирования является обеспечение «пол­ ного благосостояния и свободного всестороннего разви­ тия в с е х членов общества»7.

Вместе с тем'усложнение и дальнейшее переплетение социально-экономических связей, а также резкое увели­ чение технологических возможностей и возрастание сте­ пени взаимозаменяемости ресурсов в результате научно-

А Ч \ Ч \ \ \ Ч \ Ч \ \

7 В, И. Ленин. Полное собрание сочинений, т. 6,

стр. 232.

17

Гос. п блнчкся

наѵчно-технич йская библио ѳіщ ; СС-Р

ЭКЗЕМПЛЯР ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА