Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
новых факторов в их динамическом взаимодействии и принять обоснованные решения по основной концепции народнохозяйственного плана, требуется, очевидно, их самостоятельная проработка по определенной процеду ре. В первых народнохозяйственных планах нашей страны число учитываемых факторов было невелико, цели носили очевидный характер (рост валовой продук ции с отраслевыми приоритетами), народнохозяйствен ные связи имели относительно 'устойчивый характер и в целом экономика была сравнительно более обособлен ной системой.
Положение изменилось на современном этапе разви тия народного хозяйства. Развертывающаяся научнотехническая революция ведет к расширению и углубле нию производственных связей между отраслями, к воз растанию взаимной зависимости между различными отраслями народного хозяйства. О масштабах меж отраслевых связей наглядно свидетельствует показатель соотношения прямой и полной фондоемкости продукции. Как правило, размер необходимых фондов в смежных отраслях намного превышает их размеры в отрасли, производящей данную продукцию. В 1966 г. это превыше ние в автомобильной промышленности СССР было в 4,2 раза, в текстильной промышленности — в 5—10, мяс ной— в 20 раз. Сложная взаимозависимость народно хозяйственных связей особенно наглядно проявляется в мультипликационном эффекте капиталовложений. Так, общая сумма сопряженных затрат (чисто производ ственных ина развитие систем обслуживания) по имею щимся подсчетам в 6 раз превышает прямые затраты на создание собственно автомобильного производства [23]. Таким образом, развитие современного производ ства сопровождается быстрым развитием интеграцион ных процессов, требующих межотраслевого, комплекс ного подхода к планированию и управлению народным хозяйством.
Вместе с тем научно-техническая революция сделала хозяйственные .связи более динамичными и, следователь но, менее устойчивыми. Неустойчивость хозяйственных связей в значительной степени объясняется возросшей вариантностью использования ресурсов в производствен ном и в конечном потреблении. Многовариантность технологических и производственных возможностей соз
24
дает ситуаций множественности выбора путей экономи ческого развития. В результате вариантность конечного потребления (определение целей) связывается с вариант ностью технологических и производственных возможно стей (составление ресурсных программ). Таким образом, народнохозяйственный план теперь все в большей степе ни нуждается в дополнении его специальной программно целевой стадией, в которой определялись бы социальноэкономические цели развития и намечались меры, обе спечивающие их достижение.
.Программно-целевая стадия планирования, в свою очередь, может быть разделена ца две части: фазу
стратегического планирования с циклом: |
прогноз— >- |
|
концепция социально-экономического |
развития стра |
|
ны—»-генеральные цели— »-стратегии |
достижения це |
|
лей— »-общая концепция долгосрочного |
плана и фазу |
программного планирования с циклом: стратегия дости жения целей— »-генеральные программы— »-выбор про граммы — »- увязка программ — >- сводная заявка на ре сурсы.
В фазе стратегического планирования определяются принципы и основная линия поведения объекта планиро вания по отношению к окружающей среде. При этом ис следуется прежде всего окружающая среда с целью вы явления скрытых опасностей для объекта планирования
(в международном аспекте), выявления |
новых проблем |
и возможностей для развития объекта |
планирования. |
В результате этого с учетом внутренних структурных изменений объекта намечаются новые линии действия объекта и необходимые мероприятия по дальнейшему изменению его структуры для реализации новых линий действия. Важно при этом отметить, что в ходе стра тегического планирования должны быть выявлены линии поведения с максимальным синергетическим эффектом,
под которым обычно понимается балансовое превышение
возможных выигрышей |
над потерями10. Происходит |
Ч Ѵ Ч \ \ 4 Ч \ > \ \ \ S W W N N W W W W W |
ЧЧЧЧЧЧччЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧчччччччч-чччЧѴ* |
10 Концепция синергетического эффекта, в конечном счете, исхо дит из общего представления о том, что некоторая целостность содер жит всегда новое качество, не сводимое к простой сумме качеств со ставляющих ее элементов. Как показывает опыт, воспроизведение ка чества некоторой целостности, даже если имеются все составляющие ее элементы, является далеко не простым делом. Понятие синергии аналогично понятию оимбиоза в биологии, когда эффект взаимодей ствия выше возможных изолированных действий (например, при ис пользовании человеко-машинных систем).
25
<4
TS
я
4
о
cd
H
и 9* 2 к c >*
О 0
»a
3
0,0 fr- O, X £
■и ca
£
DQ
CD
=1
д О
'S Ядг* #60п
У Я X
g o |
* |
га |
та |
о |
н |
U ч |
с |
о |
S
CQ <п
J3
ë fc
к -а
S e
л g - °
fi 5 к
У о u
2 S=5
s; th |
ca |
О *
та X
o' д \о с=£
g 2 «
§ X
™ X *
5 О,ш
ьо S
1X о
и£ 5
о
• X
хо с
о о
н
а о
СП
2 я
Й о о я
яе; соt=C
я |
0 .3 |
в |
со |
§ я X |
|
J |
^ |
С |
<■> |
г л |
X |
U |
CS |
4) У
Фо 5
в 0.2
£ ° §
вI 2о- О! ,
Ф \о о с та \0
CJ ч о
ca
О
ясч
X
Фя
3 2 « § 5 , 5
* ф ►2 ч
Л о
S
О
о.
с; -гн ca * • • <
К ±-
ч IJ
о-
Я о
оB«
X с
03 5
2 £
О
• t—•
та о ч я
ф
га
а н
3 g S
В о 1 Я а Я
1 § §
§ § .§ • X с *
г S га
n t -ч U о д
а , 3
о
ь
а
<
Ф
3
я
я
Фга
fr-
о
§
га
та
я
о
о ,
с
|
|
|
|
своего рода зондаж окружаю |
||||||||
|
о |
д |
|
щего мира с целью выявления |
||||||||
|
с£*ьо |
|
возможного |
|
стратегического |
|||||||
|
|
|
|
выигрыша от переключения на |
||||||||
|
|
|
|
личных |
ресурсов |
системы |
на |
|||||
\о |
|
|
|
новые |
направления |
деятельно |
||||||
|
|
|
сти. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О - |
|
|
|
|
|
такой зондаж |
||||||
|
|
|
|
Практически |
||||||||
|
|
|
|
осуществляется |
путем |
проек |
||||||
|
|
|
|
тирования |
так называемых |
|||||||
|
|
|
|
таблиц |
потенциальных возмож |
|||||||
|
|
|
|
ностей, |
отражающих наличные |
|||||||
|
|
|
|
ресурсные и другие возможно |
||||||||
та |
5 |
|
|
сти системы |
(в том числе про |
|||||||
5 2 |
|
|
изводственный, |
организацион |
||||||||
1 S |
|
|
||||||||||
o g |
|
|
ный опыт). Например, для про |
|||||||||
ги1 я |
|
|
мышленного |
объединения |
та |
|||||||
|
|
|
с |
кая таблица может иметь сле |
||||||||
|
|
|
|
дующую |
типовую |
|
форму |
|||||
■• |
|
|
я |
(табл. 1). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По |
строкам |
такой таблицы |
||||||||
|
Оф В |
|||||||||||
|
* XX |
обычно располагаются функци |
||||||||||
|
О) о С( |
|||||||||||
|
£ |
а |
>, |
ональные области, |
а |
по столб |
||||||
! |
я О, о |
|||||||||||
; та я о, |
||||||||||||
|
о, fr- |
п |
цам — перечень материальных, |
|||||||||
, |
X |
о »X |
||||||||||
о, |
|
людских |
и |
других |
ресурсов. |
|||||||
■У |
О £ |
|||||||||||
|
- |
с |
о |
Таблицы |
аналогичного |
типа |
||||||
|
га |
та |
н |
|||||||||
|
о |
о, |
о |
|||||||||
и |
Xfr- |
и |
составляются |
|
отдельно |
|
для |
|||||
|
|
|
|
всех намечаемых задач. На за |
||||||||
|
|
|
|
ключительном |
этапе |
анализа |
||||||
S S |
|
|
таблицы для |
намечаемых |
за |
|||||||
u CQ |
|
|
дач последовательно сравнива |
|||||||||
|
|
|
|
ются с основной таблицей уже |
||||||||
5 а |
|
|
имеющихся потенциальных воз^ |
|||||||||
|
|
можностей. В результате этих |
||||||||||
Ü 3 |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
сопоставлений отмечаются наи |
||||||||
|
|
|
|
более выигрышные линии по |
||||||||
|
|
|
|
ведения и определяется макси |
||||||||
|
|
|
|
мальный |
синергетический |
эф |
||||||
|
|
|
|
фект. Разумеется, большую |
||||||||
|
|
|
|
пользу принесет составление и |
||||||||
а |
|
|
|
анализ таких таблиц в долго |
||||||||
|
|
|
срочном |
планировании |
дея |
|||||||
f. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
|
|
|
тельности |
крупных |
|
систем, в |
27
частности, при долгосрочном планировании социальноэкономического развития страны или какого-либо боль шого экономического района.
Вторая фаза целевой стадии планирования— про граммное планирование— начинается с разработки кон кретных целевых программ (или операционных процес сов), которые различным образом могут способствовать достижению поставленной цели, если речь идет о много вариантной программе.
С точки зрения конечных целей развития социальноэкономической системы все программы можно разделить на целевые ,и ресурсные. Классификация программ мо жет быть произведена и по другим признакам — по за трагиваемым уровням социально-экономической сис темы, по фактору времени, по производственно-хозяйст венному признаку и т. д. Целевые программы строятся по'принципу «конечной продукции», соотносимой с постав ленными целями. Цели и нормативы ресурсных программ определяются на основе показателей целевых программ и прогнозов. Процесс последовательного формирования программ по этапам (ресурсы — элементы программы — подпрограммы) в настоящее время разрабатывается со ветскими экономистами. Предварительные результаты такой работы содержатся в [100]. В конечном счете, выра батываемые программы увязываются с перспективным планом, и таким образом обеспечивается их взаимная сбалансированность.
Как уже было отмечено, после сравнительной оценки и определения окончательного набора программ форму лируются заявки на потребные ресурсы, которые удов летворяются путем перераспределения намеченных ресур сов и производством новых. Детальные взаимосвязи це лей и ресурсов, опосредованные программами, наиболее точно отражаются специальной ресурсно-целевой матри цей [100].
Соотношение указанных фаз планирования хорошо иллюстрируется на примере развертывания комплексного перспективного плана «Социально-экономическое разви тие крупного города» в иерархическую систему взаимо увязанных подзадач и программ (рис. 3).
Как следует из приведенной схемы, область программ ного планирования при развертывании плана развития крупного города начинается с рассмотрения различных
28
Примерная схема развертывания долгосрочного плана на программно-целевой стадии
\\ //
Область стратегического планирования
Область программного
Примечание: пунктирная линия изображает любую возмогюіуіс программу, не показанную на схеме
Рис. 3
путей материального обеспечения реализации поставлен ных целей. Такое рассмотрение обычно сопровождается техническими, экономическими и другими расчетами, точность и полнота которых возрастают по мере движе ния вниз по иерархии и анализу все более конкретных
программ и систем и.
В третьей, завершающей фазе долгосрочного плани рования составляется сводный, сбалансированный план развития ресурсов, необходимых для осуществления по ставленных целей, в том числе принятых программ. При составлении такого плана создается комплекс межотрас левых и межрегиональных моделей, в том числе межот раслевой и межрегиональный балансы, а также народно хозяйственные оптимизационные макромодели. При раз работке сводного плана могут быть наложены ограниче ния по ресурсам на уже принятые программы.
Отметим далее, что программно-целевые методы пла нирования в капиталистических странах применяются для планирования деятельности отдельных фирм, а также для планирования развития вооружения, и в некоторых случаях — для планирования деятельности некоторых гражданских ведомств [26, 27]. Однако реализация этих методов в хозяйствах рыночного типа имеет, естественно, свои особенности. Например, заявки на ресурсы в капи талистических странах не трансформируются в сводный план, обязательный для всех экономических единиц. Обычно ресурсный план в таких случаях имеет характер программного бюджета (государственного или фирмен ного) В этом смысле бюджет следует рассматривать, естественно, не как директиву для производителей ресур сов, а как своего рода предположительный план закупок, составленный по некоторой рациональной процедуре.
Напротив, в социалистических странах с плановым народным хозяйством фаза программного планирования ведет, как известно, в дальнейшем к составлению свод-21
11 Такие конкретные программы, как правило, представляют со бой задачи исследования операций. Так, план создания сети обслу
живающих автостанций — это прежде всего задача исследования операций.
12 В программном бюджете расходы группируются по программ но-целевым категориям, а не по ресурсным и ведомственным кате гориям, как это делается в обычном бюджете (расходы на зарплату, оборудование и т. д.). Программно-целевой бюджет часто с помощью специальных матриц перехода трансформируется в обычный бюджет.
30