Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

новых факторов в их динамическом взаимодействии и принять обоснованные решения по основной концепции народнохозяйственного плана, требуется, очевидно, их самостоятельная проработка по определенной процеду­ ре. В первых народнохозяйственных планах нашей страны число учитываемых факторов было невелико, цели носили очевидный характер (рост валовой продук­ ции с отраслевыми приоритетами), народнохозяйствен­ ные связи имели относительно 'устойчивый характер и в целом экономика была сравнительно более обособлен­ ной системой.

Положение изменилось на современном этапе разви­ тия народного хозяйства. Развертывающаяся научнотехническая революция ведет к расширению и углубле­ нию производственных связей между отраслями, к воз­ растанию взаимной зависимости между различными отраслями народного хозяйства. О масштабах меж­ отраслевых связей наглядно свидетельствует показатель соотношения прямой и полной фондоемкости продукции. Как правило, размер необходимых фондов в смежных отраслях намного превышает их размеры в отрасли, производящей данную продукцию. В 1966 г. это превыше­ ние в автомобильной промышленности СССР было в 4,2 раза, в текстильной промышленности — в 5—10, мяс­ ной— в 20 раз. Сложная взаимозависимость народно­ хозяйственных связей особенно наглядно проявляется в мультипликационном эффекте капиталовложений. Так, общая сумма сопряженных затрат (чисто производ­ ственных ина развитие систем обслуживания) по имею­ щимся подсчетам в 6 раз превышает прямые затраты на создание собственно автомобильного производства [23]. Таким образом, развитие современного производ­ ства сопровождается быстрым развитием интеграцион­ ных процессов, требующих межотраслевого, комплекс­ ного подхода к планированию и управлению народным хозяйством.

Вместе с тем научно-техническая революция сделала хозяйственные .связи более динамичными и, следователь­ но, менее устойчивыми. Неустойчивость хозяйственных связей в значительной степени объясняется возросшей вариантностью использования ресурсов в производствен­ ном и в конечном потреблении. Многовариантность технологических и производственных возможностей соз­

24

дает ситуаций множественности выбора путей экономи­ ческого развития. В результате вариантность конечного потребления (определение целей) связывается с вариант­ ностью технологических и производственных возможно­ стей (составление ресурсных программ). Таким образом, народнохозяйственный план теперь все в большей степе­ ни нуждается в дополнении его специальной программно­ целевой стадией, в которой определялись бы социальноэкономические цели развития и намечались меры, обе­ спечивающие их достижение.

.Программно-целевая стадия планирования, в свою очередь, может быть разделена ца две части: фазу

стратегического планирования с циклом:

прогноз— >-

концепция социально-экономического

развития стра­

ны—»-генеральные цели— »-стратегии

достижения це­

лей— »-общая концепция долгосрочного

плана и фазу

программного планирования с циклом: стратегия дости­ жения целей— »-генеральные программы— »-выбор про­ граммы — »- увязка программ — >- сводная заявка на ре­ сурсы.

В фазе стратегического планирования определяются принципы и основная линия поведения объекта планиро­ вания по отношению к окружающей среде. При этом ис­ следуется прежде всего окружающая среда с целью вы­ явления скрытых опасностей для объекта планирования

(в международном аспекте), выявления

новых проблем

и возможностей для развития объекта

планирования.

В результате этого с учетом внутренних структурных изменений объекта намечаются новые линии действия объекта и необходимые мероприятия по дальнейшему изменению его структуры для реализации новых линий действия. Важно при этом отметить, что в ходе стра­ тегического планирования должны быть выявлены линии поведения с максимальным синергетическим эффектом,

под которым обычно понимается балансовое превышение

возможных выигрышей

над потерями10. Происходит

Ч Ѵ Ч \ \ 4 Ч \ > \ \ \ S W W N N W W W W W

ЧЧЧЧЧЧччЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧЧчччччччч-чччЧѴ*

10 Концепция синергетического эффекта, в конечном счете, исхо­ дит из общего представления о том, что некоторая целостность содер­ жит всегда новое качество, не сводимое к простой сумме качеств со­ ставляющих ее элементов. Как показывает опыт, воспроизведение ка­ чества некоторой целостности, даже если имеются все составляющие ее элементы, является далеко не простым делом. Понятие синергии аналогично понятию оимбиоза в биологии, когда эффект взаимодей­ ствия выше возможных изолированных действий (например, при ис­ пользовании человеко-машинных систем).

25


<4

TS

я

4

о

cd

H

и 9* 2 к c >*

О 0

»a

3

0,0 fr- O, X £

■и ca

£

DQ

CD

=1

д О

'S Ядг* #60п

У Я X

g o

*

га

та

о

н

U ч

с

о

S

CQ <п

J3

ë fc

к -а

S e

л g - °

fi 5 к

У о u

2 S=5

s; th

ca

О *

та X

o' д \о с=£

g 2 «

§ X

™ X *

5 О,ш

ьо S

1X о

и£ 5

о

• X

хо с

о о

н

а о

СП

2 я

Й о о я

яе; соt=C

я

0 .3

в

со

§ я X

J

^

С

<■>

г л

X

U

CS

4) У

Фо 5

в 0.2

£ ° §

вI 2о- О! ,

Ф \о о с та \0

CJ ч о

ca

О

ясч

X

Фя

3 2 « § 5 , 5

* ф ►2 ч

Л о

S

О

о.

с; -гн ca * • • <

К ±-

ч IJ

о-

Я о

о

X с

03 5

2 £

О

• t—•

та о ч я

ф

га

а н

3 g S

В о 1 Я а Я

1 § §

§ § .§ • X с *

г S га

n t -ч U о д

а , 3

о

ь

а

<

Ф

3

я

я

Фга

fr-

о

§

га

та

я

о

о ,

с

 

 

 

 

своего рода зондаж окружаю­

 

о

д

 

щего мира с целью выявления

 

с£*ьо

 

возможного

 

стратегического

 

 

 

 

выигрыша от переключения на­

 

 

 

 

личных

ресурсов

системы

на

 

 

 

новые

направления

деятельно­

 

 

 

сти.

 

 

 

 

 

 

 

 

О -

 

 

 

 

 

такой зондаж

 

 

 

 

Практически

 

 

 

 

осуществляется

путем

проек­

 

 

 

 

тирования

так называемых

 

 

 

 

таблиц

потенциальных возмож­

 

 

 

 

ностей,

отражающих наличные

 

 

 

 

ресурсные и другие возможно­

та

5

 

 

сти системы

(в том числе про­

5 2

 

 

изводственный,

организацион­

1 S

 

 

o g

 

 

ный опыт). Например, для про­

ги1 я

 

 

мышленного

объединения

та­

 

 

 

с

кая таблица может иметь сле­

 

 

 

 

дующую

типовую

 

форму

■•

 

 

я

(табл. 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По

строкам

такой таблицы

 

Оф В

 

* XX

обычно располагаются функци­

 

О) о С(

 

£

а

>,

ональные области,

а

по столб­

!

я О, о

; та я о,

 

о, fr-

п

цам — перечень материальных,

,

X

о »X

о,

 

людских

и

других

ресурсов.

У

О £

 

-

с

о

Таблицы

аналогичного

типа

 

га

та

н

 

о

о,

о

и

Xfr-

и

составляются

 

отдельно

 

для

 

 

 

 

всех намечаемых задач. На за­

 

 

 

 

ключительном

этапе

анализа

S S

 

 

таблицы для

намечаемых

за­

u CQ

 

 

дач последовательно сравнива­

 

 

 

 

ются с основной таблицей уже

5 а

 

 

имеющихся потенциальных воз^

 

 

можностей. В результате этих

Ü 3

 

 

 

 

 

 

сопоставлений отмечаются наи­

 

 

 

 

более выигрышные линии по­

 

 

 

 

ведения и определяется макси­

 

 

 

 

мальный

синергетический

эф­

 

 

 

 

фект. Разумеется, большую

 

 

 

 

пользу принесет составление и

а

 

 

 

анализ таких таблиц в долго­

 

 

 

срочном

планировании

дея­

f.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

тельности

крупных

 

систем, в

27


частности, при долгосрочном планировании социальноэкономического развития страны или какого-либо боль­ шого экономического района.

Вторая фаза целевой стадии планирования— про­ граммное планирование— начинается с разработки кон­ кретных целевых программ (или операционных процес­ сов), которые различным образом могут способствовать достижению поставленной цели, если речь идет о много­ вариантной программе.

С точки зрения конечных целей развития социальноэкономической системы все программы можно разделить на целевые ,и ресурсные. Классификация программ мо­ жет быть произведена и по другим признакам — по за­ трагиваемым уровням социально-экономической сис­ темы, по фактору времени, по производственно-хозяйст­ венному признаку и т. д. Целевые программы строятся по'принципу «конечной продукции», соотносимой с постав­ ленными целями. Цели и нормативы ресурсных программ определяются на основе показателей целевых программ и прогнозов. Процесс последовательного формирования программ по этапам (ресурсы — элементы программы — подпрограммы) в настоящее время разрабатывается со­ ветскими экономистами. Предварительные результаты такой работы содержатся в [100]. В конечном счете, выра­ батываемые программы увязываются с перспективным планом, и таким образом обеспечивается их взаимная сбалансированность.

Как уже было отмечено, после сравнительной оценки и определения окончательного набора программ форму­ лируются заявки на потребные ресурсы, которые удов­ летворяются путем перераспределения намеченных ресур­ сов и производством новых. Детальные взаимосвязи це­ лей и ресурсов, опосредованные программами, наиболее точно отражаются специальной ресурсно-целевой матри­ цей [100].

Соотношение указанных фаз планирования хорошо иллюстрируется на примере развертывания комплексного перспективного плана «Социально-экономическое разви­ тие крупного города» в иерархическую систему взаимо­ увязанных подзадач и программ (рис. 3).

Как следует из приведенной схемы, область программ­ ного планирования при развертывании плана развития крупного города начинается с рассмотрения различных

28

Примерная схема развертывания долгосрочного плана на программно-целевой стадии

\\ //

Область стратегического планирования

Область программного

Примечание: пунктирная линия изображает любую возмогюіуіс программу, не показанную на схеме

Рис. 3


путей материального обеспечения реализации поставлен­ ных целей. Такое рассмотрение обычно сопровождается техническими, экономическими и другими расчетами, точность и полнота которых возрастают по мере движе­ ния вниз по иерархии и анализу все более конкретных

программ и систем и.

В третьей, завершающей фазе долгосрочного плани­ рования составляется сводный, сбалансированный план развития ресурсов, необходимых для осуществления по­ ставленных целей, в том числе принятых программ. При составлении такого плана создается комплекс межотрас­ левых и межрегиональных моделей, в том числе межот­ раслевой и межрегиональный балансы, а также народно­ хозяйственные оптимизационные макромодели. При раз­ работке сводного плана могут быть наложены ограниче­ ния по ресурсам на уже принятые программы.

Отметим далее, что программно-целевые методы пла­ нирования в капиталистических странах применяются для планирования деятельности отдельных фирм, а также для планирования развития вооружения, и в некоторых случаях — для планирования деятельности некоторых гражданских ведомств [26, 27]. Однако реализация этих методов в хозяйствах рыночного типа имеет, естественно, свои особенности. Например, заявки на ресурсы в капи­ талистических странах не трансформируются в сводный план, обязательный для всех экономических единиц. Обычно ресурсный план в таких случаях имеет характер программного бюджета (государственного или фирмен­ ного) В этом смысле бюджет следует рассматривать, естественно, не как директиву для производителей ресур­ сов, а как своего рода предположительный план закупок, составленный по некоторой рациональной процедуре.

Напротив, в социалистических странах с плановым народным хозяйством фаза программного планирования ведет, как известно, в дальнейшем к составлению свод-21

11 Такие конкретные программы, как правило, представляют со­ бой задачи исследования операций. Так, план создания сети обслу­

живающих автостанций — это прежде всего задача исследования операций.

12 В программном бюджете расходы группируются по программ­ но-целевым категориям, а не по ресурсным и ведомственным кате­ гориям, как это делается в обычном бюджете (расходы на зарплату, оборудование и т. д.). Программно-целевой бюджет часто с помощью специальных матриц перехода трансформируется в обычный бюджет.

30