Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.07.2024

Просмотров: 121

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

технической революции сделали особенно актуальной проблему травильного маневрирования ресурсами не только в масштабах предприятий, отраслей, но и в мас­ штабе всего народного хозяйства.

Как подчеркнуто в докладе А. Н. Косыгина на XXIV съезде КПСС, «особое внимание во всех звеньях хозяй­

ственной системы —будь то предприятие,

объединение,

министерство или Гооплан — необходимо

уделять опти­

мальности принимаемых решений» [5].

 

Очевидно, создание оптимального народнохозяйствен­ ного плана и совершенствование управления экономикой должно стать в настоящих условиях основным направле­ нием развития методов социалистического хозяйствова­ ния. Одним из важных элементов системы оптимального планирования и управления экономикой является долго­ срочный план развития страны на 10—15 лет. Формиро­ вание долгосрочного плана — сложный процесс приня­ тия многих важных предплановых решений, основыва­ ющихся на оборе и переработке самой разнообразной информации.

В этой связи информационный аспект приобретает большое значение для правильного понимания планово­ го процесса на стадии долгосрочного планирования.

а) Основные этапы формирования долгосрочного плана. Необходимость программно-целевой стадии

Планирование в его общем значении

определяется

как процесс организации целесообразной

человеческой

деятельности и выражается в установлении целей и оп­ ределении средств и методов достижения этих целей. Из этого следует, что планирование представляет собой процесс принятия решений для выбора того или иного

курса поведения. Составление

плана — это выбор опре­

деленной стратегии из набора

альтернативных стра­

тегий для преобразования в нужном

направлении ок­

ружающей среды.

Основная плановая

'задача

заклю­

чается, очевидно,

в том, чтобы,

манипулируя

имеющи­

мися показателями и сведениями, выявить с максималь­ ной точностью все последствия предполагаемых решений и выбрать наиболее выгодный с точки зрения поставлен­ ной цели курс действия. Для этого предварительно соби­ раются необходимые сведения о предполагаемой среде,

18


в которой намереваются действовать и данные о которой следует учитывать в действиях. Предполагаемая среда может существовать, например, в текущий момент, од­ нако по разным причинам, в том числе особенно из-за отсутствия надежных информационных связей (коммуни­ каций), не всегда представляется возможным получить о ней достаточно всесторонние и надежные сведения.

Кроме того, трудности получения надежных данных могут возникать из-за отдаленности предполагаемой среды во временном интервале от текущего момента. Та­ кой временной интервал может предшествовать некото­ рой точке текущего момента (прошлые события), или следовать за ней (будущие события). В последнем слу­ чае речь идет о прогнозных событиях. Данные о прогноз­ ных событиях или прогноз о предполагаемой среде бу­ дущего играют важную роль не только на первоначаль­ ных этапах формирования долгосрочного плана, но и на последующих этапах окончательной отработки плана, который корректируется с помощью полученных прог­ нозных данных. Во многих случаях такую коррекцию целесообразно проводить также и на стадии реализации плана. Остановимся подробнее на вопросе о соотноше­ нии прогноза и плана.

Современная теория и практика планирования делит все прогнозы по функциональному признаку на две ос­ новные группы: 1) поисковый (исследовательский) прогноз, рассматривающий гипотетические последствия прогнозируемых тенденций, и 2) нормативный прогноз (или целеполагание), определяющий предполагаемые действия и процессы, исходя из установленных целей и задач и при учете данных активного прогноза [98]. Нор­ мативный прогноз нередко квалифицируется как «самосбывающийся прогноз», и его появление обычно связы­ вается с ростом производственных и научно-технических

возможностей

за последнее десятилетие8.

Такой рост

возможностей

создавал ситуацию выбора и необходи­

мость оптимального сочетания

различных возможностей

 

ѵ ѵ \ Ч \ \ \ Ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ 4 \ \ \ \ 4

4 \ 4 W ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ

ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧ

8 Примером такого самосбывающегося прогноза может служить известный прогноз развития реактивных пассажирских самолетов, сде­ ланный в 1957—'1958 гг. Международной организацией гражданской авиации. Считается, что этот прогноз сыграл решающую роль в ре­ шении авиатранспортных компаний перейти к повсеместному'коммер­ ческому использованию самолетов с реактивным двигателем [20].

19



(целей). Кроме того, появление йорматйвнаго прогноза естественным образом связывается с возрастающей не­ обходимостью все большего управления и регулирова­

ния развитием человеческого общества.

планов включа­

Процесс составления долгосрочных

ет в

себя взаимодействие

(с обратными

связями)

между

поисковым и нормативным прогнозами.' Такое

взаимодействие, по-видимому,

обеспечивает

составле­

ние наиболее достоверного варианта плана, так как при этом одновременно учитываются как инерционные тен­ денции в объекте планирования, так и возможности ак­ тивного преобразования самого объекта планирования. Одновременно осуществляются, таким образом, два про­ цесса: нормативный прогноз с развертыванием основных плановых целей в дерево целей и определением системы способов и средств достижения этих целей, а также поис­ ковый прогноз, распадающийся на несколько последова­ тельных этапов. На первых этапах поискового прогноза составляются специализированные прогнозы (экономиче­ ский, технологический, демографический и другие), за­ тем определяется список основных проблем, с которыми столкнется в будущем общество, и степень обеспеченно­ сти его различными ресурсами в будущем. Указанные два основных прогнозных процесса, представленные на рис. 2, как бы взаимно контролируют друг друга и обеспечи­ вают в конечном счете (через итеративные процессы) на­ хождение наиболее правильных плановых решений. В из­ вестном смысле план опирается на нормативный прог­ ноз, правильность которого контролируется поисковым прогнозом не только на стадии его составления, но и на стадии реализации (см. раздел 3 данной главы).

В настоящее время в теории планирования сложилась вполне определенная точка зрения о необходимости тес­ ного взаимодействия двух видов прогнозов9. В одном

9 Если нормативный прогноз рассматривать как ретроспективну систему, а поисковый прогноз как проспективную систему, которые соответственно описываются функциями f ( t ) = P ( t + 1), и f ( t)a=

D(t—1)г при единичных временных запаздываниях стимула и реак­ ции, то их взаимодействие можно представить в виде взаимодействия

двух ■систем. Стимул

(^+І|)а определяет вход f(t) Р,

который

после

одного временного такта становится входной

величиной (і)г

в про­

спективной системе,

определяя /(/+ 1 )а. Таким

образом,

выход

(/ + 1), нормативным

путем определяет вход

(t)г в проспективную

20


случае такое взаимодействие предполагается на стаДМй составления комплексных прогнозов [21], а в другом, предусматривается на стадии составления и реализации самого плана {22, стр. 21—23]. Идея широкого взаимодей­ ствия прогнозов с заданными плановыми целями содер­ жится в системе «радар», предложенной советским ис­ следователем В. Николаевым. По мере развертывания такого взаимодействия постепенно сужается горизонт поиска новой информации и уточняются поставленные цели, их структура [99]. В некоторых работах пред­ лагается процедура, согласно которой стратегичес­ кий план научно-технического развития сравнивается с параметрами прогноза и в случае рассогласования прог­ ноза с планом формулируются соответствующие задачи по корректированию стратегических планов. Такая си­ стема может функционировать непрерывно (в том числе и на стадии реализации плана) путем использования со­ ответствующих информационных систем. В задачи таких информационных систем будут входить отбор и обновле­ ние данных (в том числе прогнозируемых) для централь­ ного накопителя системы, непрерывное сопоставление принятого плана с прогнозируемыми тенденциями для коррекции принятых целей и стратегий, ранжирование технических проектов в соответствии с изменениями кри­ терия оптимизации и новыми данными, поступающими в систему, проведение различных других аналитических операций с использованием методов морфологического анализа, метода «затрат-эффективности» и т. д.

Как следует из схемы развертывания долгосрочного плана, конечным результатом взаимодействия двух ви­ дов прогноза является конкретизация долгосрочного плана, состоящая из: 1) описания предполагаемой ситуации в будущем (.внутренние и внешние условия существования страны), 2) дерева целей, 3) списка генеральных программ вместе с увязывающими их под­ программами, 4) характеристики основных видов ре­ сурсов по целям и срокам использования, сверста.цных в дальнейшем в сводные народнохозяйственные показа­ тели. Формированием концепции долгосрочного плана

систему, которая с учетом инерционных тенденций планируемого объекта выдает план (выход!) f (l +l )a для некоторого будущего вре­ мени (і+і) [10].

21

Общая схема разработки хониепцин долгосрочного плана

(или «форплана») заканчивается первая предваритель­ ная стадия планирования, которая на выходе в конечном счете дает вектор потребительских благ. Если исходить из того, что глобальный экономический критерий имеет два аспекта—внешний и внутренний, то на предваритель­ ной (целевой) стадии формируется внешний критерий экономики как общественной подсистемы.

После завершения целевой стадии начинается стадия составления проекта долгосрочного народнохозяйствен­ ного плана, а затем среднесрочных планов. Народнохо­ зяйственные планы, как известно, содержат подробный перечень основных показателей — совокупный продукт, национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д. — в отраслевом и территориальном разрезе и имею­

щих адресный характер. Народнохозяйственные

планы

могут рассчитываться

по целому

комплексу

различ­

ного рода моделей,

и в конечном

счете можно со­

ставить оптимальный

вариант народнохозяйственного

плана на основе минимума затрат ресурсов для дости­ жения заданного полезного эффекта. Таким образом, внешний критерий при переходе к проекту народнохозяй­ ственного плана увязывается с внутренним критерием экономики и обе основные стадии планирования не яв­ ляются обособленными, а решают по существу две сопряженные экстремальные задачи получения макси­ мума полезного эффекта при заданных ресурсах и мини­ мума затрат ресурсов для достижения заданного полез­ ного эффекта. При этом важно отметить, что роль ресурс­ ного ограничителя при определении общественных потребностей возрастает по мере приближения к теку­ щему моменту.

Экономический смысл .введения специальной целевой стадии планирования сводится к созданию некоторой процедуры нахождения нормативного вектора требова­ ний, предъявляемых к экономической системе. Как по­ казывает опыт, нахождение такого вектора оказывается далеко не простым, особенно если речь идет об опреде­ лении общегосударственных потребностей на длитель­ ную перспективу с разбивкой по периодам.

Экономические планы все чаще приобретают харак­ тер социально-экономических планов, учитывающих большой комплекс разнообразных факторов, в том чис­ ле политических. Чтобы учесть и обозреть весь комплекс

I 23