Файл: Цвылев Р.И. Информационный аспект долгосрочного планирования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.07.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 0
технической революции сделали особенно актуальной проблему травильного маневрирования ресурсами не только в масштабах предприятий, отраслей, но и в мас штабе всего народного хозяйства.
Как подчеркнуто в докладе А. Н. Косыгина на XXIV съезде КПСС, «особое внимание во всех звеньях хозяй
ственной системы —будь то предприятие, |
объединение, |
министерство или Гооплан — необходимо |
уделять опти |
мальности принимаемых решений» [5]. |
|
Очевидно, создание оптимального народнохозяйствен ного плана и совершенствование управления экономикой должно стать в настоящих условиях основным направле нием развития методов социалистического хозяйствова ния. Одним из важных элементов системы оптимального планирования и управления экономикой является долго срочный план развития страны на 10—15 лет. Формиро вание долгосрочного плана — сложный процесс приня тия многих важных предплановых решений, основыва ющихся на оборе и переработке самой разнообразной информации.
В этой связи информационный аспект приобретает большое значение для правильного понимания планово го процесса на стадии долгосрочного планирования.
а) Основные этапы формирования долгосрочного плана. Необходимость программно-целевой стадии
Планирование в его общем значении |
определяется |
как процесс организации целесообразной |
человеческой |
деятельности и выражается в установлении целей и оп ределении средств и методов достижения этих целей. Из этого следует, что планирование представляет собой процесс принятия решений для выбора того или иного
курса поведения. Составление |
плана — это выбор опре |
|||
деленной стратегии из набора |
альтернативных стра |
|||
тегий для преобразования в нужном |
направлении ок |
|||
ружающей среды. |
Основная плановая |
'задача |
заклю |
|
чается, очевидно, |
в том, чтобы, |
манипулируя |
имеющи |
мися показателями и сведениями, выявить с максималь ной точностью все последствия предполагаемых решений и выбрать наиболее выгодный с точки зрения поставлен ной цели курс действия. Для этого предварительно соби раются необходимые сведения о предполагаемой среде,
18
в которой намереваются действовать и данные о которой следует учитывать в действиях. Предполагаемая среда может существовать, например, в текущий момент, од нако по разным причинам, в том числе особенно из-за отсутствия надежных информационных связей (коммуни каций), не всегда представляется возможным получить о ней достаточно всесторонние и надежные сведения.
Кроме того, трудности получения надежных данных могут возникать из-за отдаленности предполагаемой среды во временном интервале от текущего момента. Та кой временной интервал может предшествовать некото рой точке текущего момента (прошлые события), или следовать за ней (будущие события). В последнем слу чае речь идет о прогнозных событиях. Данные о прогноз ных событиях или прогноз о предполагаемой среде бу дущего играют важную роль не только на первоначаль ных этапах формирования долгосрочного плана, но и на последующих этапах окончательной отработки плана, который корректируется с помощью полученных прог нозных данных. Во многих случаях такую коррекцию целесообразно проводить также и на стадии реализации плана. Остановимся подробнее на вопросе о соотноше нии прогноза и плана.
Современная теория и практика планирования делит все прогнозы по функциональному признаку на две ос новные группы: 1) поисковый (исследовательский) прогноз, рассматривающий гипотетические последствия прогнозируемых тенденций, и 2) нормативный прогноз (или целеполагание), определяющий предполагаемые действия и процессы, исходя из установленных целей и задач и при учете данных активного прогноза [98]. Нор мативный прогноз нередко квалифицируется как «самосбывающийся прогноз», и его появление обычно связы вается с ростом производственных и научно-технических
возможностей |
за последнее десятилетие8. |
Такой рост |
|
возможностей |
создавал ситуацию выбора и необходи |
||
мость оптимального сочетания |
различных возможностей |
||
|
ѵ ѵ \ Ч \ \ \ Ч \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ 4 \ \ \ \ 4 |
4 \ 4 W ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ |
ЧЧЧЧЧЧЧЧЧ ЧЧЧЧЧЧ |
8 Примером такого самосбывающегося прогноза может служить известный прогноз развития реактивных пассажирских самолетов, сде ланный в 1957—'1958 гг. Международной организацией гражданской авиации. Считается, что этот прогноз сыграл решающую роль в ре шении авиатранспортных компаний перейти к повсеместному'коммер ческому использованию самолетов с реактивным двигателем [20].
19
(целей). Кроме того, появление йорматйвнаго прогноза естественным образом связывается с возрастающей не обходимостью все большего управления и регулирова
ния развитием человеческого общества. |
планов включа |
|||
Процесс составления долгосрочных |
||||
ет в |
себя взаимодействие |
(с обратными |
связями) |
|
между |
поисковым и нормативным прогнозами.' Такое |
|||
взаимодействие, по-видимому, |
обеспечивает |
составле |
ние наиболее достоверного варианта плана, так как при этом одновременно учитываются как инерционные тен денции в объекте планирования, так и возможности ак тивного преобразования самого объекта планирования. Одновременно осуществляются, таким образом, два про цесса: нормативный прогноз с развертыванием основных плановых целей в дерево целей и определением системы способов и средств достижения этих целей, а также поис ковый прогноз, распадающийся на несколько последова тельных этапов. На первых этапах поискового прогноза составляются специализированные прогнозы (экономиче ский, технологический, демографический и другие), за тем определяется список основных проблем, с которыми столкнется в будущем общество, и степень обеспеченно сти его различными ресурсами в будущем. Указанные два основных прогнозных процесса, представленные на рис. 2, как бы взаимно контролируют друг друга и обеспечи вают в конечном счете (через итеративные процессы) на хождение наиболее правильных плановых решений. В из вестном смысле план опирается на нормативный прог ноз, правильность которого контролируется поисковым прогнозом не только на стадии его составления, но и на стадии реализации (см. раздел 3 данной главы).
В настоящее время в теории планирования сложилась вполне определенная точка зрения о необходимости тес ного взаимодействия двух видов прогнозов9. В одном
9 Если нормативный прогноз рассматривать как ретроспективну систему, а поисковый прогноз как проспективную систему, которые соответственно описываются функциями f ( t ) = P ( t + 1), и f ( t)a=
— D(t—1)г при единичных временных запаздываниях стимула и реак ции, то их взаимодействие можно представить в виде взаимодействия
двух ■систем. Стимул |
(^+І|)а определяет вход f(t) Р, |
который |
после |
|
одного временного такта становится входной |
величиной (і)г |
в про |
||
спективной системе, |
определяя /(/+ 1 )а. Таким |
образом, |
выход |
|
(/ + 1), нормативным |
путем определяет вход |
(t)г в проспективную |
20
случае такое взаимодействие предполагается на стаДМй составления комплексных прогнозов [21], а в другом, предусматривается на стадии составления и реализации самого плана {22, стр. 21—23]. Идея широкого взаимодей ствия прогнозов с заданными плановыми целями содер жится в системе «радар», предложенной советским ис следователем В. Николаевым. По мере развертывания такого взаимодействия постепенно сужается горизонт поиска новой информации и уточняются поставленные цели, их структура [99]. В некоторых работах пред лагается процедура, согласно которой стратегичес кий план научно-технического развития сравнивается с параметрами прогноза и в случае рассогласования прог ноза с планом формулируются соответствующие задачи по корректированию стратегических планов. Такая си стема может функционировать непрерывно (в том числе и на стадии реализации плана) путем использования со ответствующих информационных систем. В задачи таких информационных систем будут входить отбор и обновле ние данных (в том числе прогнозируемых) для централь ного накопителя системы, непрерывное сопоставление принятого плана с прогнозируемыми тенденциями для коррекции принятых целей и стратегий, ранжирование технических проектов в соответствии с изменениями кри терия оптимизации и новыми данными, поступающими в систему, проведение различных других аналитических операций с использованием методов морфологического анализа, метода «затрат-эффективности» и т. д.
Как следует из схемы развертывания долгосрочного плана, конечным результатом взаимодействия двух ви дов прогноза является конкретизация долгосрочного плана, состоящая из: 1) описания предполагаемой ситуации в будущем (.внутренние и внешние условия существования страны), 2) дерева целей, 3) списка генеральных программ вместе с увязывающими их под программами, 4) характеристики основных видов ре сурсов по целям и срокам использования, сверста.цных в дальнейшем в сводные народнохозяйственные показа тели. Формированием концепции долгосрочного плана
систему, которая с учетом инерционных тенденций планируемого объекта выдает план (выход!) f (l +l )a для некоторого будущего вре мени (і+і) [10].
21
Общая схема разработки хониепцин долгосрочного плана
(или «форплана») заканчивается первая предваритель ная стадия планирования, которая на выходе в конечном счете дает вектор потребительских благ. Если исходить из того, что глобальный экономический критерий имеет два аспекта—внешний и внутренний, то на предваритель ной (целевой) стадии формируется внешний критерий экономики как общественной подсистемы.
После завершения целевой стадии начинается стадия составления проекта долгосрочного народнохозяйствен ного плана, а затем среднесрочных планов. Народнохо зяйственные планы, как известно, содержат подробный перечень основных показателей — совокупный продукт, национальный доход, фонды накопления и потребления и т. д. — в отраслевом и территориальном разрезе и имею
щих адресный характер. Народнохозяйственные |
планы |
||
могут рассчитываться |
по целому |
комплексу |
различ |
ного рода моделей, |
и в конечном |
счете можно со |
|
ставить оптимальный |
вариант народнохозяйственного |
плана на основе минимума затрат ресурсов для дости жения заданного полезного эффекта. Таким образом, внешний критерий при переходе к проекту народнохозяй ственного плана увязывается с внутренним критерием экономики и обе основные стадии планирования не яв ляются обособленными, а решают по существу две сопряженные экстремальные задачи получения макси мума полезного эффекта при заданных ресурсах и мини мума затрат ресурсов для достижения заданного полез ного эффекта. При этом важно отметить, что роль ресурс ного ограничителя при определении общественных потребностей возрастает по мере приближения к теку щему моменту.
Экономический смысл .введения специальной целевой стадии планирования сводится к созданию некоторой процедуры нахождения нормативного вектора требова ний, предъявляемых к экономической системе. Как по казывает опыт, нахождение такого вектора оказывается далеко не простым, особенно если речь идет об опреде лении общегосударственных потребностей на длитель ную перспективу с разбивкой по периодам.
Экономические планы все чаще приобретают харак тер социально-экономических планов, учитывающих большой комплекс разнообразных факторов, в том чис ле политических. Чтобы учесть и обозреть весь комплекс
I 23