Файл: Падалко Л.П. Математические методы оптимального планирования развития и эксплуатации энергосистем учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.2

 

 

Работа

 

 

Нумерация

Продолжи -

 

 

 

 

тельность

п.п.

 

 

 

работ

 

 

 

 

 

 

работы, дни

1

Доставка

на трассу

механизмов для

 

 

 

вырубки просек

 

 

0—1

2

2

Вырубка

просеки

 

 

1—2

30

3

Доставка

экскаваторов на трассу

0—3

0

4

Рытье котлованов под фундаменты

3—4

25

5

Доставка

на трассу

механизмов для

0—5

2

б

монтажа фундаментов

 

на трассу

Вывозка

фундаментов

0—6

20

7

Монтаж

фундаментов

 

6—7

21

8

Укладка

заземлений

 

 

6—8

20

9

Вывозка

опор

 

 

2—9

10

10

Доставка

механизмов для монтажа

2—10

2

 

опор

 

 

 

11

Установка опор

 

арматуры,

11—12

22

12

Вывозка

изоляторов,

 

9—13

 

13

провода

 

 

 

7

Доставка

механизмов

для монтажа

9—14

2

 

проводов

 

 

 

14

Монтаж

проводов

 

 

12—15

24

с о в м е щ е н н ый сетевой график, полученный в результате

объединения, или, как иначе говорят,

«сшивания», час­

тичных

графиков . К а к видно, при «сшивании»

появились

новые

работы, ка к действительные,

так и

фиктивные.

Критический путь п о к а з а н утолщенными линиями и ра­

вен 144 дням- В состав критического пути -вошли

такие

работы, к а к 0—1, 1—2, 2—3, 3—4, 4—6, 6—7, 7—9,

9—

11,

11—12,

12—15.

 

Р и с . 4.14.

191


П у с ть директивный срок равен 121 дню . Следователь ­ но, требуется сокращение критического пути на 23 дня . С этой целью необходимо проанализировать работы, на­ ходящиеся на 'критическом пути, и выявить возможно ­ сти сокращения их продолжительности . Сократить про­

должительность выполнения работ можно

за

счет

увели­

чения числа смен от одной до двух. Р а б о

т у

0—1

м о ж н о

Р н с. 4.15.

не учитывать, т а к ка к ее продолжительность весьма ма­ ла . Продолжительность работы 67 можно сократить не более чем на один день, та к ка к иначе критический путь переместится (критической окажется работа 65). Ос­

тается

возможность в а р ь и р о в а т ь продолжительностями

работ

1—2, 3—4,

9—11, 11—12,

12—15.

Д л я решения

вопроса о том, продолжительность ка­

ких работ следует с о к р а щ а т ь

в первую очередь, необхо­

димо

знание их стоимостных характеристик, показываю ­

щих зависимость стоимости от времени выполнения ра­

боты.

Тогда в первую очередь необходимо

будет сокра ­

щ а т ь

продолжительность тех работ, где это сокращение

приведет либо к минимальному увеличению

затрат,

л и б о

к максимальному снижению их. Следует

отметить,

что

у к а з а н н ы е стоимостные характеристики специфичны, они

192

з а в и с ят от х а р а к т е р а выполняемой работы . Д л я одних работ сокращение продолжительности можно получить за 'счет увеличения числа работающих в одну смену, д л я

других работ — только за счет привлечения

дополни­

тельных

механизмов . Сокращение

продолжительности

р я д а

работ м о ж н о получить

только

за

счет

увеличения

смен,

так

к а к ограниченность

рабочего

места

не позво ­

ляет использовать дополнительные механизмы и людей . Поэтому, приступая к оптимизации сетевого графика,, следует тщательно проанализировать специфику к а ж д о й работы и выявить в о з м о ж н ы е пути сокращения ее про­ дол жите л ыгости.

Б у д е м предполагать, что увеличение сменности в о з ­ можно при наличном составе механизмов за счет при­ влечения со стороны дополнительной рабочей силы. П о ­ нятно, что объем общих трудозатрат при этом не изме ­

нится и

стоимость

выполненных работ

останется

п р е ж ­

ней. О д н а к о фактически дело обстоит

не совсем

т а к .

Д а н н ы е

практики

(свидетельствуют, что

производитель ­

ность труда в вечерней и особенно ,в ночной смене ниже* чем в дневной смене. Н а п р и м е р , ремонтные работы на электростанциях в вечерние смены требуют увеличения т р у д о з а т р а т на 10%, а в ночные смены — на 20—25%. Это в ы з ы в а е т необходимость либо привлечения дополни­ тельной рабочей силы сверх нормальной, либо увеличе ­ ния продолжительности работ.

Следует

отметить, что

мнение о резком,

снижении

производительности

труда

при

увеличении

' сменности

п р и н а д л е ж и т

работникам

тех

организаций,

где такие

работы применяются

редко и л и ш ь с целью компенсации

возникшего отставания работ. Сооружение линии элект­

ропередачи относится, по-видимому, именно к

таким

р а ­

ботам.

 

 

 

 

Таким образам, будем полагать, что производитель­

ность труда во второй смене п о н и ж а е т с я и что для

ком­

пенсации

снижения

этой производительности

требуется

большее

увеличение

з а т р а т на тех работах,

где з а н я т о

большее число рабочих. Поэтому в первую очередь це­ лесообразно организовать вторую смену на тех работах,

где требуется

привлечение меньшего

числа рабочих.

Кстати, этому

выводу благоприятствует

необходимость

учета дефицитности квалифицированной

рабочей силы.

Гораздо труднее привлечь д л я работы 1—2

дополнитель­

но 250 человек, чем д л я работы 11—12

15

человек. Та-

13 Л . П. П а д а л к о

193


ким образом, не приводя каких-либо конкретных стои­ мостных характеристик д л я отдельных работ и руковод­ ствуясь вышеизложенными соображениями, будем в первую очередь с о к р а щ а т ь продолжительность тех ра­ бот, которые требуют меньшего количества рабочих. Та­ кой путь решения в силу принятых положений будет от­ вечать оптимальному-

Р и с . 4.16.

Итак, среди всех работ, находящихся на критическом пути, выбираем работу //—12 (установка опор), тре­ бующую для ее выполнения 15 рабочих и имеющую про­ должительность 22 дня . Д е л а я эту р а б о т у двухсменной, мы получим продолжительность ее, равную 11 дням. Критический путь теперь будет равен 144—11 = 133 дням.

Из оставшихся

односменных работ, находящихся

на

критическом

пути,

наименьшее количество рабочих тре­

бует

работа

6—7

 

— 22 человека. О д н а к о

продолжитель ­

ность

ее можно

с о к р а щ а т ь только на один

день, т а к

как

при большей величине критический путь будет проходить

через работу

6—8.

В дальнейшем потребуется

одновре­

менное

сокращение

двух работ:

67

и 6—8.

П р и

этом

затраты

людей будут составлять

22 + 2 = 24

человека.

С о к р а щ а е м

продолжительность этих

работ на

10

дней.

194


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нумерация

Продолжи­

п.п.

 

 

 

Работа

 

 

 

 

 

тельность

 

 

 

 

 

 

 

 

работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

работы, мес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

4

1

Составление

задания

на

проектиро­

0—1

1

вание

н согласование

 

площадки

2

Выбор

 

1-2

2

3

Проектирование

подстанции,

проект­

 

 

ное задание

 

 

систем

контроля

1—3

2

4

Проектирование

1-11

 

и

управления, 1-й этап

 

 

 

 

 

1

5

Оформление

заказов и получение

 

 

контрольно-измерительной

 

аппаратуры,

1-12

 

1-й этап

 

 

заказа

на

трансформа­

2

6

Оформление

1—13

1

торы

 

 

заказа

на

 

выключатели

7

Оформление

 

1 — 14

1

8

Проведение

изыскательских

работ

2—3

1,5

9

Проектирование подстанции, 2-й этап

3—4

3

10

Подготовка

документов

проекта

на

 

0,5

сооружение подстанции

 

 

 

 

 

3—5

11

Оформление

заказа

и получение

ма­

 

 

териалов

для

строительства

здания

 

1

подстанции

 

заказа

и

получение

 

3—7

12

Оформление

 

 

 

материалов для строительства

поме­

 

1

щения выключателей

на

специальные

3—8

13

Оформление

заказа

 

1

материалы для сооружения

подстанции

4—9 •

14

Согласование проекта

сооружения

 

0,5

подстанции

 

проекта

сооружения

5—6

15

Утверждение

 

 

подстанции

 

фундамента

здания

под­

6—7

3

16

Сооружение

 

 

станции

 

 

помещения

выключа­

7—10

1

17

Сооружение

 

 

телей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8—15

2

18

Получение

строительных

материалов

9—10

2

19

Строительство подстанции

и

начало

10—15

2,5

монтажа

оборудования

 

 

 

 

 

20

Проектирование

систем

контроля

и

11—15

1

управления, 2-й этап

 

 

 

 

 

 

21

Оформление

заказов

и

получение

 

 

контрольно-измерительной

аппаратуры,

12—15

2

2-й этап

 

трансформаторов

 

 

22

Получение

 

 

13—15

4

23

Получение

выключателей

 

 

 

14—15

2

13*

19о


 

 

 

 

Продолжение

табл. 4.3

 

1

 

2

3

 

•і

24

Установка контрольно-измерительной

 

 

 

аппаратуры

15—16

2

 

25

Завершение монтажа

оборудования

 

 

 

подстанции

15-17

2

 

26

Приемка

подстанции

комиссией,

0,5

 

испытание

 

17—18

В

результате

критический путь окажется р а в н ы м

133—

10 =

123 дням . Оставшиеся 2 дня до достижения

вре­

мени, равного директивному сроку, можно получить, со­

кратив продолжительность

работы 9—11.

Время

выполне­

ния всего комплекса

работ будет при этом равно 121 дню,

и в сетевом графике будут два критических пути: 0—1,

1—

2,

2—3,

3—4,

4—6,

6—7,

7—9,

9—11,

11—12,

12—15

и

0—1,

1—2,

2—3,

3—4,

4—6,

6—7,

7—9,

9—13,

13—12,

12—15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сетевой

график

сооружения

трансформаторной

под­

станции. Укрупненный перечень основных работ приве­

ден в

табл . 4.3. Сетевой г р а ф и к

п о к а з а н

на

рис- 4.16.

Схема

разработки

и оптимизации сетевого

графика

трансформаторной

подстанции та

же , что

и

для линии

электропередачи . Поэтому эти вопросы здесь ие рассмат ­

риваются.

В отличие от сетевого г р а ф и к а

линии электро ­

передачи,

о т р а ж а ю щ е г о только этап

осуществления

строительно - монтажных работ, сетевая модель подстан­

ции дает более укрупненную модель

ее

сооружения,

в к л ю ч а ю щ у ю такие основные этапы, ка к

изыскательские,

проектировочные, строительно - монтажные,

а т а к ж е мате­

ри алБНО-техническото с н а б ж е н и я .