Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
С у щ е |
с т в у ю щ а я |
информационная - |
база пока |
не р а с |
п о л а г а е т |
д а н н ы м и |
для получения |
оперативной |
финан |
совой информации . Практически есть только один опе
ративный |
финансовый |
документ, |
регламентированный |
||||
государственной |
о т ч е т н о с т ь ю — э т о |
финансовое .донесе |
|||||
ние |
(ф. № |
1-ф и. ф. № |
2-ф) |
О д н а к о в нем имеются |
да |
||
леко не все показатели, необходимые для решения |
за |
||||||
дач |
оперативного |
анализа . |
Кроме |
того, . содержащаяся |
в финансовом донесении информация во многих случаях
является недостаточно достоверной. К тому |
ж е з а ч а |
стую предприятия не сообщают некоторых |
сведений, |
предусмотренных формой. Наконец, периодичность пред
ставления |
финансового |
донесения — один раз |
в ме |
||||
с я ц — не |
соответствует |
требованиям |
АСУФ, |
нуждаю |
|||
щейся |
в |
более |
частой |
информации |
по ряду |
|
показа |
телей. |
|
|
|
|
|
|
|
Следовательно, возникает задача преобразования или |
|||||||
з а м е н ы существующего |
финансового |
донесения |
опера |
||||
тивным документом, о т в е ч а ю щ и м требованиям |
АСУФ . |
||||||
Этот |
документ |
д о л ж е н |
представлять собой |
единую и |
единственную форму представления предприятием вход ной оперативной информации на О.ВЦ д л я подсистемы
финансов и о т р а ж а т ь в а ж н е й ш и е показатели |
финансо |
вой деятельности предприятия (подотрасли, |
отрасли) . |
Он м о ж е т служить как бы финансовым паспортом пред приятия, который, сохраняя нужные сведения, будет свое образным накопителем, необходимым при любой анали тической работе.
При подготовке макета входной информации д л я бло ка оперативной информации подсистемы финансов сле дует учитывать возможность получения сведений из дру гих подсистем АСУ, и п р е ж д е всего из подсистемы «Опе ративное управление» . В системе «АСУ-прибор» подси
стемой |
«Оперативное |
управление» |
аккумулируется |
||
значительный объем |
информации, |
имеющей |
прямую |
||
с в я з ь |
с ф и н а н с а м и |
и |
п р е д с т а в л я ю щ е й интерес |
д л я фи |
|
нансового аппарата . |
Кроме того., часть имеющихся в |
1 Форма № 5-ф «Краткий отчет о выполнении плана прибылей» хотя и называется срочной, по составляется предприятиями после 10-го числа и поступает в вышестоящие органы в середине месяца, следующего за отчетным. Поэтому для действительно оперативного анализа она не годится.
этой подсистеме данных может быть использована |
как |
|||||
входная |
информация для подсистемы |
финансов, |
необ |
|||
х о д и м а я |
д л я дальнейших |
преобразований . |
|
|
||
Показатели, используемые |
в в ы г о д н ы х ф о р м а х |
по |
||||
з а д а ч а м |
б л о к а оперативного |
анализа |
подсистемы, |
раз |
||
делены |
на у п р а в л я е м ы е |
и контролируемые . П о управля |
||||
е м ы м п о к а з а т е л я м О В Ц |
в ы д а е т информацию д л я |
их |
ко |
личественного и качественного анализа, а по контроли руемым — информация о т р а ж а е т с я в формах -только с точки зрения их в л и я н и я на у п р а в л я е м ы е п о к а з а т е л и . Контролируемые показатели нужны для анализа невы полнения или перевыполнения плана по управляемому
•показателю. С этих позиций |
они |
и представлены |
в ф о р |
|||||||||
мах, |
в ы д а в а е м ы х |
О В Ц финансовой |
службе . |
Периодич |
||||||||
ность |
поступления |
данных |
по |
контролируемым |
пока |
|||||||
з а т е л я м может |
быть |
более |
редкой, |
чем |
по |
у п р а в л я е |
||||||
мым. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р а з л и ч а т ь показатели |
по |
их |
функциональной |
роли в |
||||||||
подсистеме |
особенно |
в а ж н о |
именно |
в оперативной ин |
||||||||
формации . |
Н а |
н а ш |
взгляд, |
в |
текущей |
(ежедекадной, |
||||||
ежедневной) |
информации |
о |
ходе выполнения |
месячных |
планов д о л ж н ы быть представлены только (или почти
только) у п р а в л я е м ы е показатели |
(выполнение |
п л а н о в |
по реализации, прибыли, п л а т е ж а м |
в бюджет |
и д р . ) , |
информирующие вышестоящий орган о состоянии управ
ляемого объекта. |
О д н а к о |
в |
течение |
месяца |
вмешатель |
||||
ство |
органа управления |
в |
хозяйственную |
|
деятельность |
||||
подведомственного |
ему предприятия |
(объединения) мо |
|||||||
ж е т |
допускаться |
только |
в |
исключительных |
ситуациях. |
||||
Причины возникновения такой |
ситуации |
всегда |
доста |
||||||
точно серьезны и |
д о л ж н ы |
быть |
известны |
органу |
управ |
ления вне рамок АСУФ . Соответственно и их устра
нение, |
к а к |
п р а в и л о , — в н е |
компетенции |
финансистов. |
||||||
Р о л ь подсистемы финансов |
в этих ситуациях |
з а к л ю ч а е т с я |
||||||||
в том, |
чтобы |
в ы я в и т ь уровень, |
которого |
достигла |
кри |
|||||
тическая ситуация в отношении выполнения |
финансовых |
|||||||||
планов . Этим |
уровнем д о л ж н ы |
определяться |
меры, |
при |
||||||
н и м а е м ы е |
д л я |
устранения |
значительных |
отрицательных |
||||||
отклонений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
В |
оперативной |
информации |
о выполнении |
месячных |
||||||
п л а н о в н у ж н ы |
к а к |
у п р а в л я е м ы е , так и |
контролируемые |
|||||||
показатели, чтобы наиболее полно выявить |
причины |
от |
||||||||
клонений |
от плановых заданий . |
|
|
|
|
|
2. Оперативный анализ выполнения плана реализации
В условиях хозяйственной реформы объем реализо ванной .продукции стал в а ж н е й ш и м показателем п л а н а и одним из главных критериев эффективности производ
ственно-хозяйственной деятельности. Велика |
р о л ь |
реа |
|
л и з а ц и и |
и к а к фондообразующего п о к а з а т е л я . |
|
|
В ходе р е ф о р м ы изменилось не только значение это |
|||
го показателя, но и организационные формы |
управления |
||
с а м и м процессом р е а л и з а ц и и продукции . В прошлом |
по |
||
к а з а т е л ь |
«Выручка от реализации, продукции» фигури |
||
р о в а л в техпроімфіинплане предприятия лишь |
ка к расчет |
ный показатель к финансовому плану и на предприятиях
практически никого, к р о м е финансовых |
работников, |
не |
|||
интересовал. Д а и- финансисты |
о б р а щ а л и внимание |
не |
|||
столько на само выполнение планового |
объема |
реализа |
|||
ции, сколько |
на поступление выручки от р е а л и з а ц и и |
на |
|||
расчетный счет предприятия в суммах, |
обеспечивающих |
||||
выполнение |
платежных обязательств |
(по заработной |
|||
плате, бюджету, поставщикам, банку)., |
|
|
|
||
Поскольку |
в новых условиях |
хозяйствования |
показа |
тель реализации стал утверждаться в народнохозяйст венном плане, п л а н и р о в а н и е м его во всех звеньях про мышленности стала з а н и м а т ь с я преимущественно пла
новая с л у ж б а |
(при участии финансового а п п а р а т а ) . |
В то ж е время |
контроль за выполнением объема реали |
зованной продукции, оперативный учет выполнения пла на, координация сроков отгрузки готовых изделий, обес печение своевременного поступления выручки, а следо
вательно, |
и принятие |
оперативных м е р по |
устранению |
|||
нежелательных |
отклонений в процессе выполнения |
пла |
||||
на реализации |
остались |
з а финансовой "службой. |
Это |
|||
вполне закономерно: |
ведь |
реализация — это |
категория |
|||
ПО' своей |
экономической природе финансовая |
и сам про |
цесс реализации, начинающийся с момента отгрузки про
дукции |
покупателю |
и заканчивающийся |
поступлением |
|
средств, |
на счет предприятия в банке, полностью нахо |
|||
дится в* компетенции |
и в сфере воздействия |
финансовых |
||
работников . |
|
|
|
|
Хозяйственная практика |
последних лет показала, что |
|||
н и плановая, ни какая - либо |
д р у г а я с л у ж б а |
предприятия |
||
практически не имеют |
соответствующего опыта и средств |
во з д ей ст в и я, необходимых д л я оперативного управле ния процессом реализации . Поэтому на большинстве предприятий сложилось следующее распределение обя
занностей |
по управлению |
этим |
процессом |
м е ж д у |
раз |
||||||
личными |
службами |
заводоуправления: |
|
|
|
|
|||||
•составление |
плана |
реализации продукции |
на |
пяти |
|||||||
летку с распределением по годам — плановый |
отдел; |
||||||||||
составление |
годового |
п л а н а р е а л и з а ц и и |
|
продукции |
|||||||
с распределением |
по |
к в а р т а л а м |
— плановый |
|
отдел |
сов |
|||||
местно с |
финансовым; |
|
|
|
|
|
|
|
|||
составление |
оперативных |
месячных |
планов отгрузки |
||||||||
и реализации продукции — (финансовый |
отдел |
совместно |
|||||||||
с отделом |
сбыта; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
систематический |
|
учет |
и |
информация |
руководства |
предприятия о ходе выполнения оперативных месячных
планов отгрузки |
и р е а л и з а ц и и |
продукции в |
д е н е ж н о м |
в ы р а ж е н и и — финансовый отдел. |
|
|
|
Организация |
и оперативное |
управление |
процессом |
реализации (предъявление к платежу расчетных доку ментов, контроль п обеспечение своевременности и пол ноты их оплаты) возложены на финансовую службу, привлекающую п о мере надобности и другие отделы —• сбыта, юридический, бухгалтерию и др .
И з л о ж е н н ы й порядок нашел официальное п о д т в е р ж дение во вновь изданном «Типовом положении об орга низации финансовой работы на социалистических госу
дарственных производственных предприятиях |
(комбина- |
|||||||
та>х) и |
в хозяйственных |
организациях», |
утвержденном |
|||||
Министерством финансов |
С С С Р , |
Госпланом С С С Р , Гос |
||||||
строем |
С С С Р , Госбанком |
С С С Р |
и |
Стройбанком |
С С С Р |
|||
24 м а я |
1972 г. |
|
|
|
|
|
|
|
Т а к и м образом, и |
в новых условиях |
хозяйствования |
||||||
управление реализацией |
на всех стадиях этого процес |
|||||||
с а — от планирования |
до |
завершения, |
т. е. до поступ |
|||||
ления |
средств на счет предприятия в банке, остается |
пер |
||||||
вейшей |
обязанностью |
финансового |
аппарата . |
Выполне |
нием этой обязанности достигается осуществление пер вой функции финансов предприятий и отраслей народно го хозяйства — бесперебойное обеспечение процесса производства денежными средствами. Естественно, что
если |
на предприятиях управление процессом |
р е а л и з а ц и и |
есть |
компетенция преимущественно финансовой службы, |
|
т о н а |
последующих уровнях хозяйственной |
иерархии — |
б производственных |
объединениях |
(главках) |
и управле |
|||||||||||||
ниях центрального |
а п п а р а т а — этот |
процесс |
не |
м о ж е т |
||||||||||||
быть вне сферы внимания и ответственности |
финансовой |
|||||||||||||||
службы . О д н а к о в |
некоторых |
министерствах |
|
в |
связи |
с |
||||||||||
большим |
объемом |
финансовой |
работы |
(а |
иногда из-за |
|||||||||||
нежелания, принять на себя ответственность за |
выпол |
|||||||||||||||
нение п л а н а |
по |
основному |
показателю |
хозяйственной |
||||||||||||
деятельности) финансисты с о г л а ш а ю т с я |
со |
сложившейся |
||||||||||||||
в центральном аппарате практикой, когда |
повседневный |
|||||||||||||||
контроль и ответственность за выполнение |
п л а н а |
п о |
ре |
|||||||||||||
ализации |
продукция возложены |
на |
производственную |
|||||||||||||
службу . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•По н а ш е м у |
мнению, |
во |
всех звеньях |
хозяйственной |
||||||||||||
цепочки — от |
предприятия |
до |
министерства — основную |
|||||||||||||
роль в управлении процессом реализации должен |
играть |
|||||||||||||||
финансовый |
аппарат, выступающий в качестве своеобраз |
|||||||||||||||
ного дирижера, |
в оркестре, |
где в е д у щ и е партии |
испол |
|||||||||||||
н я ю т производственная, |
п л а н о в а я |
и |
сбытовая |
с л у ж б ы . |
||||||||||||
Финансисты |
не |
д о л ж н ы |
уклоняться от |
ведущей |
роли |
в |
||||||||||
управлении процессом р е а л и з а ц и и еще и потому, |
что |
ус |
||||||||||||||
пешное выполнение |
плана |
реализации — ф у н д а м е н т |
фи |
|||||||||||||
нансового |
благополучия |
предприятия, |
|
основа |
выполне |
ния планов по прибыли, рентабельности и другим финан
совым |
п о к а з а т е л я м . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
При |
|
проектировании |
системы |
«АСУ-прибор» |
б ы л о |
||||||||||
п р и з н а н о необходимым сформировать |
функциональный |
||||||||||||||
комплекс |
задач « Р е а л и з а ц и я » |
в |
подсистеме |
«Управление |
|||||||||||
финансовой |
деятельностью |
отрасли» |
наряду |
с |
решением |
||||||||||
р я д а з а д а ч |
по р е а л и з а ц и и |
в |
подсистеме |
оперативного |
|||||||||||
управления — в |
аспекте |
контроля за выполнением |
про |
||||||||||||
изводственной программы . |
В |
последней |
подсистеме на |
||||||||||||
к а п л и в а е т с я |
информация |
об |
отгрузке и реализации го |
||||||||||||
товой продукции |
(ежедневно) і |
об |
остатках |
н е р е а л и з о |
|||||||||||
ванной |
товарной |
продукции |
( е ж е д е к а д н о ) , |
о |
выпуске |
||||||||||
товарной |
продукции |
( е ж е д е к а д н о ) , |
об |
о ж и д а е м о м |
вы |
||||||||||
полнении |
планов |
по товарной |
продукции |
и ее |
р е а л и з а ц и и |
||||||||||
(раз в |
м е с я ц — 2 1 - г о |
и 23-го |
числа |
соответственно). |
|||||||||||
И с х о д я |
из этих |
конкретных |
условий |
и |
специфики |
финансовой службы, оказалось целесообразным в «АСУ-
финансы» решать задачу « Р е а л и з а ц и я » |
преимуществен |
||
но |
как аналитическую, р а с с м а т р и в а я процесс реализации |
||
•во |
взаимосвязи "определенных |
факторов, |
непосредствен |
но |
влияющих на этот процесс. |
К таким |
ф а к т о р а м 'отно- |
3 Г. С. Мергелов, С. В. Поляк |
65 |