Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 116
Скачиваний: 0
Т а к ое положение вынудило отказаться от оперативного анализа рентабельности и от декадного факторного ана лиза выполнения п л а н а прибыли .
Месячный оперативный анализ прибыли проводится на основании 'сведений о фактическом уровне выполне
ния плана по |
этому п о к а з а т е л ю , |
'сообщаемых |
самими |
п р е д п р и я т и я м и |
« а второй день п о |
окончании |
отчетного |
месяца.. В «АСУ-прибор» такие сведения поступают в подсистему «Оперативное управление» с 1969 г. Сам факт представления этих сведений позволяет предполо
жить, что н а предприятиях есть возможность вне |
р а м о к |
|
ф о р м а л ь н о й отчетности иметь в оперативном |
п о р я д к е |
|
нужные, пусть и не совсем точные, сведения. |
|
|
М о ж н о ли пользоваться з а в е д о м о неточной, |
не |
впол |
не достоверной информацией? В известных |
пределах |
|
можно . Н е б о л ь ш а я неточность в количественных |
оцен |
ках в а ж н е й ш и х параметров вполне компенсируется быстротой получения сведений, необходимых д л я управ
ления. Но какую неточность считать |
небольшой? |
Где- |
|||
допустимый |
уровень |
недостоверности, |
точнее — какой |
||
уровень неточности можно считать допустимым? |
|
||||
Практическая значимость вопроса о существенности |
|||||
отклонении очевидна. Теоретически математическая |
ста |
||||
тистика р а с п о л а г а е т |
аппаратом |
д л я его решения, в |
ос |
||
нове которого л е ж и т |
нормальное |
распределение. О д н а к о |
|||
на практике |
воспользоваться |
имеющимися методами |
очень трудно из-за отсутствия достаточно представитель
ного динамического |
ряда . |
К тому ж е затраты |
времени |
||
на сбор и обработку исходных данных очень велики. |
|||||
Сказанное |
не отменяет |
необходимости |
добиваться |
||
корректного решения задачи, о допустимом |
уровне от |
||||
клонений. Но, |
когда |
этот |
вопрос встает в |
ходе |
р а з р а |
ботки системы, времени на его |
решение обычно не оста |
|||||
ется и приходится прибегать к |
так называемому методу |
|||||
экспертной |
оценки. Подробнее |
этот |
вопрос |
будет р а с |
||
смотрен в |
гл. 3. |
Здесь |
ж е .для |
нас |
в а ж н о подчеркнуть- |
|
неко'торые |
особенности |
организации |
информационной |
|||
б а з ы подсистемы |
финансов и |
практические |
трудности;, |
|||
в о з н и к а ю щ и е в связи с |
этим. |
|
|
|
Г Л А В А I I I
БЛОК ОПЕРАТИВНОГО А Н А Л И З А
1. Требования к оперативной информации
В процессе управления производством в а ж н у ю роль •играет оперативная информация . Своевременное полу чение органом управлення необходимых сведений'о ходе
выполнения |
плана позволяет принимать нужные |
меры |
|
по предотвращению и устранению отрицательных |
откло |
||
нений. По мере развития и внедрения |
автоматизирован |
||
ных систем |
управления производством |
объем оператив |
ной информации быстро возрастает, что, несомненно, повышает уровень «информационной вооруженности» и, следовательно, качество принимаемых решений. Вместе с тем стремительный рост объема оперативной информа ции зачастую является неоправданным . Это приводит к значительным материальным з а т р а т а м и к информа ционной избыточности.
Причиной такого положения, п о нашему мнению, яв ляется отсутствие общепризнанных критериев необхо димости и достаточности оперативной информации . Так, многие министерства ежедневно получают в р а м к а х АСУ от предприятий данные о выпуске, отгрузке и реализа ции товарной продукции. Эти сведения поступают на все
уровни |
управления |
отраслью, |
включая ее |
руководство, |
||||||||||
в виде |
обширных |
т а б у л я г р а м м |
и всякого |
рода |
таблиц . |
|||||||||
Используются |
ж е они |
работниками |
центрального |
аппа |
||||||||||
рата |
д л я |
принятия |
решений |
лишь |
в последней |
декаде |
||||||||
м е с я ц а |
и |
только в |
отношении, |
предприятий |
и |
объедине |
||||||||
ний |
(главков), |
существенно- |
не |
в ы п о л н я ю щ и х |
|
п л а н . |
||||||||
Это |
и |
естественно — ведь |
министерство |
не |
оператив |
|||||||||
ный штаб, а орган стратегического |
руководства |
|||||||||||||
отраслью, |
оно |
не |
может |
и |
не |
д о л ж н о заниматься |
ме |
|||||||
лочной, |
повседневной |
опекой |
подчиненных |
ему |
пред |
приятий.
Т а к им образом, неотложной задачей при разработкеАСУ является формулирование требований к оператив
ной информации |
на основе |
ее классификации: по |
уров |
|||||||
н я м , которые з а н и м а ю т |
в хозяйственной иерархии |
о б ъ е к т |
||||||||
и субъект |
управления; |
in о |
периодичности |
(-ежедневно,, |
||||||
еженедельно, ежедекадно, ежемесячно) и по |
д а т а м |
пред |
||||||||
ставления . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При решении этой задачи следует исходить из прак |
||||||||||
тической |
ценности |
информации . |
В ходе |
р а з р а б о т к и |
||||||
«АСУ-финансы» |
приборостроения |
данные |
вопросы |
ре |
||||||
ш а л и с ь на |
основании |
логического |
подхода, п о д с к а з а н |
|||||||
ного опытом |
и |
знаниями |
специалистов — практиков |
и. |
||||||
•разработчиков. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
П р и ш л о с ь |
столкнуться и- с трудностями |
психологиче |
ского порядка: десятилетиями в сознании работниковукоренялось стремление знать к а к м о ж н о больше об уп р а в л я е м о м объекте. Это побуждает работников а п п а р а
та |
п р е д ъ я в л я т ь |
к |
оперативной и н ф о р м а ц и и |
з а в ы ш е н |
н ы е |
требования |
в |
отношении к а к ее объема, |
так и ча |
стоты представления . Избыток информации, как прави ло, выявлялся и устранялся в іходе опытной эксплуата ции.
П р и определении состава показателей автоматизиро ванной системы управления финансами в блоке - опера тивного анализа первостепенное значение придавалось-
получению оперативной информации в сроки, |
п о з в о л я ю |
||||||||||
щие у п р а в л я ю щ е м у органу своевременно оценить |
ситу |
||||||||||
ацию |
и при |
необходимости вмешаться в нее. С а м о п о |
|||||||||
нятие |
оперативности п о д р а з у м е в а е т |
поступление |
инфор |
||||||||
м а ц и и |
таким |
образом, |
чтобы она- |
не |
более чем |
на |
1—2 |
||||
дня |
отставала от |
того |
периода, |
к |
которому |
относится.. |
|||||
Н а п р и м е р , |
д л я |
ежедекадной |
|
информации |
|
т а к и м и |
|||||
д а т а м и |
д о л ж н ы |
быть |
11 — 12 |
-е, |
21—22-е |
и |
|
1—2-е- |
|||
числа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработку полученной информации и выдачу соот ветствующих сведений функциональной службе следует
проводить в короткий, |
не б о л е е |
суток, срок. |
|
|
||||
|
Ч т о касается периодичности, оперативной и н ф о р м а ц и и |
|||||||
о финансовых |
показателях, |
то, |
к а к н а м представляется,, |
|||||
д л я |
руководства, отраслью |
чаще, |
чем р а з в две недели» |
|||||
она |
не н у ж н а . Д л я среднего звена |
управления |
этот |
срок |
||||
может б ы т ь |
сокращен |
д о |
ІІ0 |
дней. -Оперативные |
д а н |
|||
н ы е д о л ж н ы |
поступать |
р а н ь ш е |
бухгалтерской |
или |
с т а - |
тистическоії |
отчетности, |
что дает возможность |
органу |
управления |
как можно |
р а н ь ш е принять м е р ы по |
устра |
нению отрицательных отклонений от плана . В противном
случае ее представление |
теряет |
смысл. |
|
Н а п р и м е р , |
информация о выполнении месячного пла |
||
н а поступает |
не позднее |
2—3-го |
числа. Естественно', она |
не может быть полностью достоверной, но этот пробел
компенсируется |
оперативностью |
возможных |
решений, |
||||||||
сигналом дл я принятия которых послужила |
информа |
||||||||||
ция. П р а к т и ч е с к а я |
ценность |
таких |
данных |
в том и за |
|||||||
ключается, что они позволяют принимать |
соответству |
||||||||||
ющие меры до поступления бухгалтерской |
|
отчетности. |
|||||||||
Действительно, |
Финансовому |
управлению |
в а ж н е е |
знать |
|||||||
2 ф е в р а л я |
о выполнении |
главком |
плана |
р е а л и з а ц и и , |
|||||||
с к а ж е м на |
99,5%, |
чем узнать |
из |
бухгалтерской |
отчет |
||||||
ности 20-го |
числа |
о выполнении |
плана |
на |
|
99,8%. По |
этому в оперативном анализе можно считать допусти мой некоторую погрешность при формировании исход ных данных и их обработке .
При определении требований к достоверности инфор мации допускается в ряде случаев получение некоторых сведений и расчетным путем, если он не дает слишком больших отклонений. Так, в настоящее время практи чески нельзя иметь точные данные о полученной при были без бухгалтерского баланса, потому что неизвестна
себестоимость продукции. Н о существует |
несколько мето |
д о в оперативного учета себестоимости. |
Во всех этих ме |
тодах есть определенная погрешность. Если она не слиш
ком велика, то |
расчетным |
показателем |
себестоимости, |
||
а следовательно, |
и п о к а з а т е л е м прибыли |
м о ж н о пользо |
|||
ваться в |
оперативном |
управлении. |
|
||
Периодичность и |
сроки |
поступления информации по |
|||
з а д а ч а м |
первой |
очереди «АСУ-финансы» |
определялись |
« е только исходя из требований подсистемы к оператив ности управления, но и с учетом ограниченных возмож ностей совершенствования существующей информаци
онной базы на начальном этапе |
внедрения. Это обуслов |
||||
л и в а л о с ь |
тем, что |
р а з р а б о т к а |
автоматизированной |
си |
|
стемы управления |
финансами |
отрасли осуществлялась |
|||
н а уровне |
главк (объединение) — министерство |
бе з долж |
|||
ного совершенствования форм |
и способов движения |
ин |
|||
ф о р м а ц и и |
внутри |
предприятий,, составляющих |
основное |
||
производственное звено отрасли. |
|
|