Файл: Мергелов Г.С. Автоматизированная система управления финансами отрасли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а к ое положение вынудило отказаться от оперативного анализа рентабельности и от декадного факторного ана­ лиза выполнения п л а н а прибыли .

Месячный оперативный анализ прибыли проводится на основании 'сведений о фактическом уровне выполне­

ния плана по

этому п о к а з а т е л ю ,

'сообщаемых

самими

п р е д п р и я т и я м и

« а второй день п о

окончании

отчетного

месяца.. В «АСУ-прибор» такие сведения поступают в подсистему «Оперативное управление» с 1969 г. Сам факт представления этих сведений позволяет предполо­

жить, что н а предприятиях есть возможность вне

р а м о к

ф о р м а л ь н о й отчетности иметь в оперативном

п о р я д к е

нужные, пусть и не совсем точные, сведения.

 

 

М о ж н о ли пользоваться з а в е д о м о неточной,

не

впол ­

не достоверной информацией? В известных

пределах

можно . Н е б о л ь ш а я неточность в количественных

оцен­

ках в а ж н е й ш и х параметров вполне компенсируется быстротой получения сведений, необходимых д л я управ ­

ления. Но какую неточность считать

небольшой?

Где-

допустимый

уровень

недостоверности,

точнее — какой

уровень неточности можно считать допустимым?

 

Практическая значимость вопроса о существенности

отклонении очевидна. Теоретически математическая

ста­

тистика р а с п о л а г а е т

аппаратом

д л я его решения, в

ос­

нове которого л е ж и т

нормальное

распределение. О д н а к о

на практике

воспользоваться

имеющимися методами

очень трудно из-за отсутствия достаточно представитель ­

ного динамического

ряда .

К тому ж е затраты

времени

на сбор и обработку исходных данных очень велики.

Сказанное

не отменяет

необходимости

добиваться

корректного решения задачи, о допустимом

уровне от ­

клонений. Но,

когда

этот

вопрос встает в

ходе

р а з р а ­

ботки системы, времени на его

решение обычно не оста­

ется и приходится прибегать к

так называемому методу

экспертной

оценки. Подробнее

этот

вопрос

будет р а с ­

смотрен в

гл. 3.

Здесь

ж е .для

нас

в а ж н о подчеркнуть-

неко'торые

особенности

организации

информационной

б а з ы подсистемы

финансов и

практические

трудности;,

в о з н и к а ю щ и е в связи с

этим.

 

 

 


Г Л А В А I I I

БЛОК ОПЕРАТИВНОГО А Н А Л И З А

1. Требования к оперативной информации

В процессе управления производством в а ж н у ю роль •играет оперативная информация . Своевременное полу­ чение органом управлення необходимых сведений'о ходе

выполнения

плана позволяет принимать нужные

меры

по предотвращению и устранению отрицательных

откло­

нений. По мере развития и внедрения

автоматизирован ­

ных систем

управления производством

объем оператив­

ной информации быстро возрастает, что, несомненно, повышает уровень «информационной вооруженности» и, следовательно, качество принимаемых решений. Вместе с тем стремительный рост объема оперативной информа ­ ции зачастую является неоправданным . Это приводит к значительным материальным з а т р а т а м и к информа ­ ционной избыточности.

Причиной такого положения, п о нашему мнению, яв­ ляется отсутствие общепризнанных критериев необхо­ димости и достаточности оперативной информации . Так, многие министерства ежедневно получают в р а м к а х АСУ от предприятий данные о выпуске, отгрузке и реализа ­ ции товарной продукции. Эти сведения поступают на все

уровни

управления

отраслью,

включая ее

руководство,

в виде

обширных

т а б у л я г р а м м

и всякого

рода

таблиц .

Используются

ж е они

работниками

центрального

аппа­

рата

д л я

принятия

решений

лишь

в последней

декаде

м е с я ц а

и

только в

отношении,

предприятий

и

объедине­

ний

(главков),

существенно-

не

в ы п о л н я ю щ и х

 

п л а н .

Это

и

естественно — ведь

министерство

не

оператив­

ный штаб, а орган стратегического

руководства

отраслью,

оно

не

может

и

не

д о л ж н о заниматься

ме­

лочной,

повседневной

опекой

подчиненных

ему

пред­

приятий.


Т а к им образом, неотложной задачей при разработкеАСУ является формулирование требований к оператив ­

ной информации

на основе

ее классификации: по

уров­

н я м , которые з а н и м а ю т

в хозяйственной иерархии

о б ъ е к т

и субъект

управления;

in о

периодичности

(-ежедневно,,

еженедельно, ежедекадно, ежемесячно) и по

д а т а м

пред­

ставления .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При решении этой задачи следует исходить из прак­

тической

ценности

информации .

В ходе

р а з р а б о т к и

«АСУ-финансы»

приборостроения

данные

вопросы

ре­

ш а л и с ь на

основании

логического

подхода, п о д с к а з а н ­

ного опытом

и

знаниями

специалистов — практиков

и.

•разработчиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и ш л о с ь

столкнуться и- с трудностями

психологиче­

ского порядка: десятилетиями в сознании работниковукоренялось стремление знать к а к м о ж н о больше об уп­ р а в л я е м о м объекте. Это побуждает работников а п п а р а ­

та

п р е д ъ я в л я т ь

к

оперативной и н ф о р м а ц и и

з а в ы ш е н ­

н ы е

требования

в

отношении к а к ее объема,

так и ча ­

стоты представления . Избыток информации, как прави ­ ло, выявлялся и устранялся в іходе опытной эксплуата ­ ции.

П р и определении состава показателей автоматизиро ­ ванной системы управления финансами в блоке - опера ­ тивного анализа первостепенное значение придавалось-

получению оперативной информации в сроки,

п о з в о л я ю ­

щие у п р а в л я ю щ е м у органу своевременно оценить

ситу­

ацию

и при

необходимости вмешаться в нее. С а м о п о ­

нятие

оперативности п о д р а з у м е в а е т

поступление

инфор­

м а ц и и

таким

образом,

чтобы она-

не

более чем

на

1—2

дня

отставала от

того

периода,

к

которому

относится..

Н а п р и м е р ,

д л я

ежедекадной

 

информации

 

т а к и м и

д а т а м и

д о л ж н ы

быть

11 — 12

-е,

21—22-е

и

 

1—2-е-

числа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обработку полученной информации и выдачу соот­ ветствующих сведений функциональной службе следует

проводить в короткий,

не б о л е е

суток, срок.

 

 

 

Ч т о касается периодичности, оперативной и н ф о р м а ц и и

о финансовых

показателях,

то,

к а к н а м представляется,,

д л я

руководства, отраслью

чаще,

чем р а з в две недели»

она

не н у ж н а . Д л я среднего звена

управления

этот

срок

может б ы т ь

сокращен

д о

ІІ0

дней. -Оперативные

д а н ­

н ы е д о л ж н ы

поступать

р а н ь ш е

бухгалтерской

или

с т а -



тистическоії

отчетности,

что дает возможность

органу

управления

как можно

р а н ь ш е принять м е р ы по

устра­

нению отрицательных отклонений от плана . В противном

случае ее представление

теряет

смысл.

Н а п р и м е р ,

информация о выполнении месячного пла­

н а поступает

не позднее

2—3-го

числа. Естественно', она

не может быть полностью достоверной, но этот пробел

компенсируется

оперативностью

возможных

решений,

сигналом дл я принятия которых послужила

информа ­

ция. П р а к т и ч е с к а я

ценность

таких

данных

в том и за­

ключается, что они позволяют принимать

соответству­

ющие меры до поступления бухгалтерской

 

отчетности.

Действительно,

Финансовому

управлению

в а ж н е е

знать

2 ф е в р а л я

о выполнении

главком

плана

р е а л и з а ц и и ,

с к а ж е м на

99,5%,

чем узнать

из

бухгалтерской

отчет­

ности 20-го

числа

о выполнении

плана

на

 

99,8%. По­

этому в оперативном анализе можно считать допусти­ мой некоторую погрешность при формировании исход­ ных данных и их обработке .

При определении требований к достоверности инфор­ мации допускается в ряде случаев получение некоторых сведений и расчетным путем, если он не дает слишком больших отклонений. Так, в настоящее время практи­ чески нельзя иметь точные данные о полученной при­ были без бухгалтерского баланса, потому что неизвестна

себестоимость продукции. Н о существует

несколько мето­

д о в оперативного учета себестоимости.

Во всех этих ме­

тодах есть определенная погрешность. Если она не слиш­

ком велика, то

расчетным

показателем

себестоимости,

а следовательно,

и п о к а з а т е л е м прибыли

м о ж н о пользо ­

ваться в

оперативном

управлении.

 

Периодичность и

сроки

поступления информации по

з а д а ч а м

первой

очереди «АСУ-финансы»

определялись

« е только исходя из требований подсистемы к оператив­ ности управления, но и с учетом ограниченных возмож ­ ностей совершенствования существующей информаци ­

онной базы на начальном этапе

внедрения. Это обуслов­

л и в а л о с ь

тем, что

р а з р а б о т к а

автоматизированной

си­

стемы управления

финансами

отрасли осуществлялась

н а уровне

главк (объединение) — министерство

бе з долж ­

ного совершенствования форм

и способов движения

ин­

ф о р м а ц и и

внутри

предприятий,, составляющих

основное

производственное звено отрасли.