Файл: Лосавио Г.С. Эксплуатация автомобилей при низких температурах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ва. Газовые горелки инфракрасного излучения с помощью шлан­ гов присоединяются к газовому стояку.

Передвижная установка с газовыми

горелками инфракрасного

излучения состоит из баллона со сжиженным газом

(пропан-бу­

тан), укрепленного на тележке

и оборудованного

регулятором

давления газа

(редуктором); газовых горелок инфракрасного из­

лучения типа ГИИіВ-1, ГИИВ-2

или

«Звездочка»,

специальных

приспособлений

для крепления

горелок

на автомобиле, резино­

тканевых гибких рукавов (шлангов) для присоединения горелок к баллонам.

При использовании передвижных установок для разогрева мас­ ла в картере газовые горелки инфракрасного излучения распола­ гаются непосредственно под днищем картера.

Стационарные установки используются для предпускового разогрева или межсменного подогрева двигателей (без слива во­ ды из системы охлаждения), а также для подогрева других агре­ гатов автомобиля. Передвижные установки используются в основ­ ном для предпускового разогрева масла в отдельных агрегатах ав­

томобиля (в картерах переднего и заднего

мостов, в коробках пе­

редач и др.).

 

 

 

 

Для разогрева

двигателей

автомобилей,

работающих

в отрыве

от автохозяйств,

могут быть

использованы

установки,

состоящие

из горелок, инфракрасного излучения и баллонов со сжиженным газом, смонтированных на автомобиле. Во всех случаях применя­ ются газовые горелки инфракрасного излучения, которые могут ра­

ботать как на природном, так и на сжиженном

газе. При переходе

с природного газа на сжиженный или наоборот

необходимо заме­

нять форсунку. Эту работу может выполнять только слесарь, до­ пущенный к ремонту газового оборудования.

Исследование эффективности газовых горелок. Опытно-про-г мышленные установки для разогрева автомобильных двигателей газовыми горелками инфракрасного излучения были испытаны ВНИИГазом и НИИАТом при участии автора-на Автокомбинате № 1 Главмосавтотранса. Результаты испытаний спаренных горе­ лок Г'ИИВ-1 в режиме предпускового разогрева холодного двига­ теля ЯАЗ-204 автомобиля МАЗ-205 при температуре —16°С и ско­ рости ветра 2,5 м/сек представлены на рис. 35. Система охлажде­ ния двигателя заполнена антифризом. Как видно, за время пред­ пускового разогрева двигателя в течение 4 ч стенки цилиндров на­

гревались до

18qC,

масло в картере — до 45°С,

антифриз

в

рубаш­

ке блока—до

31°С,

воздух во впускном трубопроводе — до 18°С,

масло в коробке передач — до 0°С.

 

 

 

Результаты испытаний спаренных горелок

ГИИВ-1

в

режиме

межсменного подогрева автомобиля МАЗ-205 при температуре на­ ружного воздуха —19°С и скорости ветра 2,2 м/сек представлены на рис. 36. Капот двигателя закрыт утеплительным чехлом, систе­ ма охлаждения заправлена антифризом. Продолжительность подо­ грева от начальной температуры двигателя —в°С до установив-

89.



Рис. 33. .Изменение

теплового

состояния

автомобиля MA3-I20G лріг

предпусковом

разогреве

двумя

базовыми

горелками

ГИИіВ-1:

 

 

 

1

масло

в картере;

2 — а н т и ф р и з

в нижнем бач«

ке

радиатора; 3 — воздух у всасывающего патруб»

ка; 4— головка блока

двигателя; 5 — коробка пе­

редач; 6— наружный

воздух

 

шихся положительных температур во всех зонах двигателя 20—• 45°С составила 4—5 ч. Результаты испытаний позволяют заклю­ чить, что применение газовых горелок с общей теплопроизводительностью 8000 ккал/ч в режиме предпускового разогрева холод­ ного двигателя рационально в зоне умеренного климата (до —20°С). Для Северной зоны режим предпускового разогрева хо­ лодного двигателя не может быть рекомендован вследствие слиш­ ком длительного периода разогрева (более 4-—5 ч).

Использование горелок ГИИВ-1 в режиме межсменного подо­ грева двигателей может быть признано вполне рациональным для

зоны с умеренным климатом. В данном случае горелки

имеют да­

же некоторый запас производительности.

 

 

В рассмотренном режиме межсменного подогрева

двигателей

(с заполненной антифризом системой охлаждения)

горелки были

расположены на уровне площадки под двигателем

на

расстоянии

от его передней стенки 500—600мм. Такая схема имеет некоторые недостатки, так как известно, что максимальное использование тепла газовых инфракрасных излучателей возможно только при минимальных расстояниях между, горелкой и нагреваемым телом, которое не должно превышать 10—15 мм. Увеличение этого рас­ стояния ведет к снижению экономичности использования газа и к росту его расхода. Следовательно, требуется повышение произво­ дительности горелки, а значит, увеличение ее размеров, веса, сто­

имости.

 

 

 

 

 

(

 

 

Рнс. 36. Изменение теплового состоя- t'C

 

 

 

 

ния автомобиля

іМАЗ-005 при .меж- 40

ч /

2,

 

 

сменном .подогреве д в у м я

газовыми

30

 

 

 

.—

 

~

горелками Г-ИИВ-1 !:

20

/

J

1 — антифриз

в нижнем бачке

радиатора;

 

Г

тере; 5 — коробка

передач; 6 — н а р у ж н ы й - / ^

 

 

 

2 — головка

блока

двигателя;

3 — воздух

_

 

 

 

 

у всасывающего патрубка; 4 — масло в кар-

"

 

-

/5

 

воздух

 

 

_2ß

 

,6

 

/

4

5

6

7

8

3

W


Однако свободно расположенная перед двигателем горелка не может быть установлена ближе, чем на расстоянии 500—600 мм от него, так как она должна обогревать рассредоточенные в под­ капотном пространстве поверхности — нижнюю часть радиатора, нижний патрубок, двигателя (в том числе и масляный картер). Кроме того, приближение горелки к подогреваемым поверхностям может вызвать повреждение резиновых, пластмассовых прокладок и деталей, шин, электроизоляции и пр. (температура у поверхно­ сти излучателя достигает 900°С).

Вынужденное увеличение расстояния между горелкой и объек­ том подогрева не обеспечивает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что замедляет процесс подготовки автомобиля к вы­ ходу на линию. Потери тепла при отдаленном расположении го­ релки достаточно велики и устойчивость процесса горения значи­ тельно ухудшается. Потери тепла становятся еще более значитель­ ными в связи с обдувом горелки, особенно при скоростях ветра бо­

лее 3—4 м/сек.

 

 

 

 

 

 

 

 

В то же время у свободно расположенной

горелки есть важ­

ные эксплуатационные преимущества.

Отпадает

необходимость

применения дополнительных

устройств

для

направления

потока

тепла, появляется возможность использовать

горелку

для

подо­

грева любых автомобилей и любых типов двигателей

(в том числе

и с воздушной

системой

охлаждения),

легко осуществляется

контроль за процессом ее горения и др.

 

 

 

 

 

 

Эффективность процесса разогрева и подогрева двигателя мо­

жет быть существенно улучшена, если поток

тепла

 

от

газовых

инфракрасных

излучателей

будет направлен

непосредственно к

специальному жидкостному

подогревателю

(рис. 37),

включенному

в систему охлаждения двигателя. Такой подогреватель состоит из теплообменника 2, имеющего форму пирамиды с прямоугольным днищем и закрытого направляющим кожухом, и газовой горелки / малой производительности типа «Звездочка». Горелка расположе­ на под днищем теплообменника и укреплена на кожухе полозковым соединением. Установка кожуха вокруг теплообменника по­ зволяет защитить от ветра излучающую панель горелки и, следо­ вательно, устраняет возможность рассеивания тепла, продуктов сгорания, направляемых вдоль стенок теплообменника. Все это резко повышает ветроустойчивость газовой горелки и к.п.д. ис­ пользования тепла при сгорании газа. Кроме того, направляющий кожух защищает от разрушения инфракрасными лучами резино­ вые детали и окрашенные поверхности автомобиля.

Испытания жидкостного подогревателя с газовой горелкой «Звездочка» (производительностью 2100 ккал/ч) в режиме меж­ сменного подогрева (при температуре наружного воздуха 0°С) по­ казали, что температура блока цилиндров поднялась с 65 до 75°С, воды в нижнем бачке радиатора и воздуха во впускном трубопро­ воде — с 37 до 43°С. Температура масла в картере двигателя при этом упала за первые 2 ч стоянки с 68 до 28°С и стабилизирова-

91


Р и с .Si?. Жиідкостіный іпадопреватель с газовой горелкой

«Звездочка»:

 

/ — газовая горелка; 2 — теплообменник

 

 

лась на этом уровне. Температура масла в

коробке передач

так­

же упала с 20 до 6°С и стабилизировалась на этом уровне.

 

Можно считать, что жидкостный газовый

подогреватель

при

использовании воды в системе охлаждения будет обеспечивать до­ статочно высокую температуру двигателя (порядка 40°С), во вся­ ком случае превышающую требуемые для нормального пуска зна­ чения (20—30°С). -Температура масла может упасть при этом до минус 5—10°С, но его можно подогреть той же горелкой перед са­ мым пуском двигателя до требуемого положительного значения. Этот вывод подтверждается экспериментом, проведенным при тем­ пературе наружного воздуха —Ю°С (рис. 38). В'данном* случае использовалась горелка со значительно меньшей тепловой произ­ водительностью (1500 ккал/ч), притом в более тяжелом режиме подогрева предварительно охлажденного двигателя до температу­ ры 0°С. Как видно, температура воды в нижнем бачке радиатора поднялась за первые 1,5 ч подогрева с 0 до 42—47°С и стабилизи­ ровалась на этом уровне; температура блока цилиндров поднялась за то же время до 32—38°С, температура воздуха, во впускном тру­ бопроводе и масла в картере двигателя — до 7—10°С. Масло в' ко­ робке передач сохраняло свою первоначальную температуру 0°С в течение всего межсменного подогрева.

Следует, однако, заметить, что подобный метод подогрева при­ меним лишь на тех автомобилях, где расстояние между радиато­ ром и блоком цилиндров достаточно велико для размещения теп­ лообменника с горелкой. Поэтому использование инфракрасного излучателя в качестве стационарного источника тепла в известной мере ограничено.

92

Рис. 3S. Изменение

теплового

состояния

двигателя Я A3-204

при разогреве его га­

зовой горелкой через жидкостный теплооб­ менник:

/ — вода в нижнем бачке радиатора; 2 — головка

блока двигателя; 3 — воздух у впускного трубо­ провода; 4 масло в картере; 5 — коробка пере­

дач; 6—наружный воздух

Газовая горелка (с теплообменником) представляется особен­ но перспективной при ее использовании в качестве переносного средства. Она может служить и как аварийный отопитель кабины водителя, и как печь для подогрева пищи, и как нагреватель от­ дельных деталей, которые нужно ремонтировать в пути.

Эксплуатация установок с газовыми горелками инфракрасного' излучения. Эксплуатация газовых горелок ведется операторами и водителями автохозяйств, прошедшими соответствующее обучениеили инструктаж. В автохозяйствах должны быть разработаны спе­

циальные

инструкции по эксплуатации

горелок.

' Перед

пуском в действие установки

с газовыми горелками ин­

фракрасного излучения после их расконсервации или кратковре­ менного перерыва в работе необходимо провести некоторые подго­ товительные мероприятия. ,В частности, следует проверить по схе­ ме наличие всех элементов газопровода, горелок, шлангов, газо­

баллонного

оборудования

и редукторов для

сжиженного газа-

осмотреть

весь газопровод

(стальные трубы,

фланцевые соедине­

ния и др:);

проверить положение всех кранов в системе и убедить­

ся в том, что они закрыты.

 

 

Пуск установки после длительного перерыва в использовании^ например по окончании летнего периода, осуществляется работни­ ками контор «Промгаз» по специальной инструкции. При этом со­ блюдается следующий порядок: открывают пробковый кран на вводе (или вентиль на баллоне); подносят зажженную спичку или: горящий запальник к излучателю горелки; открывают пробковый кран у горелки; по появлению голубого пламени убеждаются, чтогорелка зажжена; если горелка не разжигается, то следует немед­ ленно перекрыть подачу газа к ней и выяснить причины.

При использовании установки с газовыми горелками инфра­ красного излучения типа «Звездочка» и теплообменниками опера­ ции осуществляются в следующем порядке: извлекают горелку из--

шкафа и кладут ее на землю не ближе

1 м от шкафа; разжигают

горелку;

после стабилизации процесса

горения

(примерно через--

1 мин)

устанавливают горелку в теплообменник

автомобиля.

В процессе эксплуатации установки необходимо систематически" контролировать работу горелки. Не должно быть видимых языковпламени, горелка должна работать бесшумно и без вибраций. Все газовые горелки инфракрасного излучения, краны и газопроводы следует содержать в чистоте, а керамика горелок не должна иметь-

93.