Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 151
Скачиваний: 0
Когда значение |
Г с р остается |
без изменения, |
величина |
Тп в новой системе |
координат, |
учитывающей |
наработку |
TG элемента, смещается в сторону начала отсчета. После |
|||
того как наработка |
элемента превысит значение Г 0 + Г 2 , |
отказы элемента не будут подчиняться экспоненциально му закону и надежность элемента резко снизится.
Переход от экспоненциального закона отказов к за кону, характерному для периода износа, наблюдается
Рис. 4.6. Зависимость сум марной вероятности безот казной работы Pa(t) —при 7*С р>Г и учете начальной работы Го:
2 —•Р„(Го + 0 |
РП(Т0) |
•3-е' -и |
|
РЛТа) |
|
при наработке от Г п — 3,5а до Тп — За. Несмотря на ма лость величин вероятностей постепенных отказов от дельных элементов для наработок Ти — 4а и меньше, их влияние на величину надежности всей системы, состоя щей из большого числа соединенных последовательно элементов, довольно значительно.
Надежность системы, состоящей из N элементов, в течение времени t с учетом постепенных и внезапных от казов определяется формулой
|
/°W=exp |
N |
-t N |
|
|
|
|
(4.62) |
|||
|
s * |
|
Рщ(Т,) |
|
|
||||||
|
|
|
|
- |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
(-1 |
|
Pul (Ті + |
t) |
|
||
где |
Х, = |
; |
|
интенсивность |
внезапных |
отказов |
і-то |
||||
|
ср i |
Ц |
|
|
|||||||
|
|
|
элемента; |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
Ті — наработка /-го элемента. |
|
|
|
|
|||||
Если |
|
наблюдается |
процесс |
стабилизации |
интенсив |
||||||
ности постепенных отказов, надежность |
|
системы |
после |
||||||||
периода стабилизации с учетом формулы |
(4. 54) |
выража |
|||||||||
ется |
так: |
|
|
JV |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(4.63) |
||
|
|
|
/ > „ ( / ) = е х р |
•t |
\ ' ср I |
|
п I |
|
|||
|
|
|
|
|
1-1 |
|
|
|
|
93
Когда система состоит из k групп с числом N элемен тов одинаковой надежности в группе, вероятность безот казной работы системы с учетом внезапных и постепен ных отказов в соответствии с формулой (4. 44)
Р(0 = ехр |
П - [0,5 - Ф(г)]^ . |
(4.64) |
і=і |
1-1 |
|
Полученные формулы могут быть использованы для расчета надежности элементов навигационных вычисли тельных устройств с учетом как внезапных, так и посте пенных отказов.
Учитывая широкое использование в кинематических схемах электромеханических HB мелкомодульных зуб чатых передач и их значительное влияние на надежность HB в целом, ниже приводим анализ конструктивных осо бенностей применяемых в типовых HB этих передач и метод расчета показателей их надежности, в основу ко торого положены закономерности, исследованные неко торыми авторами (А. Д. Невский, Л. Ç. Голоден, А. А. Калев).
Определение показателей надежности мелкомодуль ных зубчатых передач. Большое разнообразие применяе мых в HB типовых элементов по виду отказов можно разделить на две группы: элементы, имеющие внезапные и постепенные отказы, и элементы, имеющие только вне запные отказы.
К элементам первой группы относятся главным обра зом мелкомодульные зубчатые передачи, широко приме няемые в электромеханических HB. Учитывая, что при расчете надежности системы мелкомодульные зубчатые передачи рассчитываются с учетом постепенных и вне запных отказов, рассмотрим общие требования и особен ности конструкций таких передач.
В конструкции HB применяются мелкомодульные зубчатые передачи (редукторы) с эвольвентным зацепле нием, которые в зависимости от характера выполняемых функций можно разделить на три группы: отсчетные, от- счетно-силовые и силовые. Наибольшее распространение получила первая группа зубчатых передач, которые на зываются кинематическими.
К зубчатым передачам предъявляются высокие требо вания в отношении кинематической точности, плавности работы, боковых зазоров, контакта зубьев, момента тре-
94
ния и др. Специфика требований, предъявляемых к та ким передачам, определяет их характерные особенности конструкции: большие передаточные отношения при ма лых габаритах, высокие скорости вращения, малые мо дуль и вес, недостаточную жесткость зубчатых колес и др.
Работа зубчатых передач является реверсивной. В качестве исполнительных двигателей используются вы сокоскоростные маломощные электродвигатели, поэтому на валах кинематических цепей задаются строго ограни ченные моменты, превышение которых может привести
кзаклиниванию передач, особенно при малых величинах
взацеплениях боковых зазоров, требуемых с целью обес печения точности зубчатых передач. Величина бокового зазора, в значительной мере определяющая работоспо собность зубчатой передачи, с одной стороны, должна быть достаточной для компенсации погрешностей изго товления деталей и изменения их размеров в результате температурных воздействий, с другой — обеспечивать ми нимальную допустимую величину мертвого хода, опреде ляющую точность передач. Таким образом, величина бо кового зазора должна быть оптимальной для достижения плавности и легкости вращения зубчатой передачи, а так же требуемой точности.
Вряде случаев к мелкомодульным зубчатым переда чам предъявляются высокие требования к обеспечению минимального инерционного момента. Это требование имеет особое значение для реверсивных передач, зубча тые колеса которых максимально облегчают или изготав ливают из материалов, имеющих малую плотность. Та ким образом, конструкции мелкомодульных зубчатых редукторов значительно отличаются от конструкции зуб чатых передач средних и крупных модулей, применяемых
вмашиностроении.
Опыт эксплуатации и теоретические исследования вы сокоскоростных кинематических передач HB показывают, что в них имеют место интенсивный износ зубьев колес и связанные с ним постепенные отказы. В навигационных вычислителях наибольшее распространение получили понижающие редукторы, вследствие чего наиболее ин тенсивно изнашивается первая (считая от двигателя) зубчатая пара колес, вращающаяся с максимальной ско ростью.
При выборе материала для изготовления зубчатых колес следует учитывать скорость вращения передачи,
95
которая существенно влияет на износ зубьев, определяю щий, в свою очередь, точность зубчатой передачи. Точ ность изготовления мелкомодульных зубчатых колес рег ламентируется ГОСТ 9178—59. Наиболее широко приме няются в навигационных вычислителях степени точности 7, 8 и 9.
Учитывая особенности влияния различных погрешнос тей на окончательную точность передачи, в ГОСТе 9178—59 для каждой степени точности установлены че тыре группы норм на: кинематическую точность; плав ность работы; контакт зубьев; боковой зазор.
По нормам точности боковых зазоров устанавливают ся четыре вида сопряжений:
С — с нулевым боковым зазором;
Д, X, Ш — с предусмотренным боковым зазором. Сопряжения С применяются для тихоходных пере
дач, к которым предъявляются наиболее жесткие требо вания в отношении мертвого хода. Сопряжения Д, X, Ш применяются для зубчатых передач, у которых по усло виям эксплуатации необходим некоторый боковой зазор. К ним относятся передачи, у которых зубчатые колеса и корпус изготовлены из разных материалов и условия эксплуатации характеризуются перепадом температур; передачи, работающие на высоких скоростях и при значи тельной разности температур корпуса и колес. Надеж ность мелкомодульных зубчатых передач в навигацион ных вычислителях в значительной степени влияет на на дежность всей системы.
Существуют определенные закономерности износа эвольвентного профиля зубьев от трения скольжения, ко торые могут быть использованы для оценки уровня на дежности зубчатых передач. Ниже приводится метод рас чета средней наработки до отказа по постепенным и вне запным отказам, а также вероятности безотказной рабо ты зубчатой передачи [40, 41].
В основу расчета надежности зубчатых передач по постепенным отказам положена зависимость
|
Са=аи(п1+п2)Тп, |
|
(4.65) |
|
где |
Са—предельный |
боковой |
зазор* |
возникающий |
|
при износе |
зубьев, |
в мм; |
|
|
а — коэффициент |
изнашиваемости |
материалов |
|
|
зубчатых колес в мм/ч • об/мин-кг/м; |
96
|
и — нормальное удельное |
давление |
на зуб по |
|||||
|
линии касания в кг/м; |
|
|
|
|
|||
П\ |
и П2 — частота вращения в единицу времени со |
|||||||
|
ответственно ведущей |
и ведомой |
шестерен |
|||||
|
в об/мин; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тп — наработка |
до |
отказа зубчатой |
передачи |
||||
|
в |
ч. |
|
|
|
|
|
|
Нормальное |
удельное давление |
по |
линии |
касания |
||||
зубьев определяется как |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
« = |
« с т + |
^ - , |
|
|
(4.66) |
|
где и с т |
и «г — удельное давление по линии касания |
зубь |
||||||
ев соответственно от статической |
и |
инерционной |
на |
грузки.
В выражении (4.66) учитывается только половина удельного давления от инерционной нагрузки. Это связа но с тем, что ведомое колесо зубчатой пары первую по ловину линии зацепления движется с положителоным ус корением и, следовательно, инерциальная нагрузка скла дывается со статической. А вторую половину линии оно движется с отрицательным ускорением, и инерциальная нагрузка вычитается из статической, т. е. только в тече ние половины зацепления зубчатой пары инерциальная нагрузка создает дополнительное давление по линии ка сания зубьев.
Статическое давление в зубчатых передачах навига-
ционно-вычислительных устройств, |
определяемое |
нагру |
зочным моментом, как правило, |
незначительно |
(0,1 — |
0,3 кгс/см2 ), и при больших передаточных отношениях им можно пренебречь.
Инерционные нагрузки по линии касания зубьев воз никают в связи с неравномерным вращением колес зуб чатой пары. Износ зубьев шестерен в процессе эксплуа тации приводит к появлению бокового зазора между не рабочими профильными поверхностями смежных зубьев сопрягаемых колес. Учитывая, что в зацеплении может находиться разное количество пар зубьев, нагрузка по линии касания зубьев за время фактического зацепления изменяется, причем пределы изменения указанной на грузки тем больше, чем меньше коэффициент перекры тия, характеризующий количество пар зубьев, одновре менно находящихся в зацеплении. Неравномерность на грузки по линии касания зубьев и наличие боковых зазо-
4 |
2912 |
97 |
ров приводят к неравномерному вращению зубчатых ко лес и, как следствие, к появлению инерционных нагрузок.
С увеличением бокового зазора эти нагрузки могут достичь такой величины, что может произойти поломка зубьев. Боковой зазор (С п ), соответствующий этому мо менту времени, называется предельным боковым зазо ром.
Удельное давление от инерционных нагрузок являет ся функцией квадрата угловой скорости ведущего вала зубчатой пары колес, поэтому его влияние на износ вто рой от двигателя зубчатой пары можно не учитывать. Изложенное выше позволяет считать, что износ зубьев колес с уменьшением числа их оборотов резко падает, поэтому постепенные отказы зубчатой передачи опреде ляются главным образом износом первой от двигателя зубчатой пары колес, а отказы остальных пар носят в основном внезапный характер. Поэтому расчет количест венных характеристик надежности зубчатых передач сле дует вести по постепенным отказам первой пары, зубча тых колес и внезапным отказам остальных пар и других элементов зубчатой передачи.
Расчет |
надежности первой зубчатой |
пары колес про- |
И З І В О Д И Т С Я |
с использованием выражения |
(4. 65). При этом |
средняя наработка на отказ зубчатой передачи по посте пенным отказам
Т„= |
. С " |
. . |
(4.67) |
|
au (ni + |
п2) |
|
Как показывают исследования, коэффициент изнаши ваемости а в выражении (4.67) зависит от износостой кости материалов, применяемых для изготовления зуб чатых колес, и может быть определен экспериментально. В табл. 4. 3 приведены значения коэффицента а для і.е- которых сочетаний матералов зубчатой пары колес.
При известных значениях параметров первой зубча той пары колес
« 2 = — , |
(4.68) |
где іа— передаточное отношение первой зубчатой пары колес.
Частота вращения ведущего вала П\ соответствует частоте вращения исполнительного двигателя. Если в процессе эксплуатации частота вращения двигателя нз-