Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 149

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2)минимально возможное число зубьев ведущего ко­ леса первой зубчатой пары (z\);

3)материал колес первой зубчатой пары с мини­ мальным значением коэффициента ау;

4)оптимальное значение передаточного отношения первой зубчатой пары (foopt) в зависимости от выбран­ ных значений z\, m, В, пи Сп , ау.

На основе использования рассмотренных методов в виде примера выполнен расчет надежности HB.

Размерности всех исходных и расчетных параметров зубчатой передачи, используемых в расчете надежности, в связи с традиционно сложившейся практикой приведе­ ны в системе МКГСС. Как известно, кроме единиц Меж­ дународной системы единиц (системы СИ), десятичных кратных и дольных от них, государственный стандарт допускает применение единиц, исторически сложивших­ ся и прочно вошедших в инженерную практику, и единиц, специфических для тех или иных областей измерений. Для пересчета получаемых результатов в систему СИ приводится табл. 4.5.

і •

. •

Т а б л и ц а 4.5

Обозначения и соотношения между единицами систем МКГСС и СИ

Обозначение

Физическая величина

Длина

Масса

Время Угловая скорость

/гловое ускорение Сила Момент силы

Момент инерции Плотность Давление

система

система

Соотношение между едини­

цами

си

МКГСС

 

M

M

 

кг

кг-с2м

1 кГ • с 2 /м=9,81 -кг

сс

1/с

1/с

 

 

 

 

1/с2

1/С2

 

 

 

 

H

кГ .

1 кГ=9,81

H

 

Н-м

кГ-м

1

к Г . м = 9 , 8 1

Н . м

к г - м 2

КГ•M•с2

1

к Г . м . с 2

= 9 , 8 1 кгм2

кг/мЗ

кг/мз

1

кг/м3 =9,81

Н/м 3

Н/м2

кг/м2

1 кГ/м 2 =9,81

Н / м 2

4.5. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ТИПОВОГО HB

Исходные данные для расчета

Навигационные системы и устройства, находящиеся в серийном производстве и эксплуатации, постоянно конст-

103


руктивно совершенствуются, тем самым показатели их надежности повышаются. Появляются статистические данные по постепенным (износовым) отказам, а также данные об изменении параметров при старении элемен­ тов, накапливается информация по реальным режимам работы элементов, уточняются коэффициенты нагрузки элементов и другие сведения, необходимые для оконча­ тельного расчета надежности сложной системы.

Ниже в качестве примера рассматривается уточнен­ ный расчет надежности типового электромеханического HB (7], предназначенного для вычисления пройденного самолетом пути в прямоугольных координатах х, у, ме­ тодом моделирования основных навигационных уравне­ ний. Рассматриваемый HB является восстанавливаемой системой и состоит из следующих типовых блоков: блока коммутации БК, счетчика Сч, датчика воздушной скорос­ ти ДВС, задатчика угла карты ЗУК и задатчнка ветра ЗВ.

В таком типоівом электромеханическом HB в большом количестве применены электромеханические и кинемати­ ческие элементы, которые в значительной мере подвер­ жены износу. При анализе и расчете надежности таких элементов учитываются не только внезапные, ио и посте­ пенные отказы.

Для получения исходных данных по постепенным от­ казам некоторых электромеханических и механических элементов проводились их испытания на надежность.

На надежность HB влияют различные факторы:

надежность элементов, входящих в устройство;

особенности принципиальной схемы;

конструктивное оформление устройства, предус­ матривающее удобство эксплуатации и ремонтопригод­ ность;

внешние условия работы (температура, влажность, вибрация, ударные перегрузки и т. п.);

квалификация обслуживающего персонала и т. д. Указанные факторы можно разделить на две основ­

ные группы:

— зависящие от внутренних свойств изделия (состав элементов, режимы их работы, конструктивное оформле­ ние изделия и-др.) ;

— зависящие от внешних условий (температура окру­ жающей среды, влажность, вибрация и т. д.).

104

эстав элементов электрической и кинематической HB (рис. 4. 6) по блокам приведен в табл. 4. 6 и 4. 7.

50-

Обозна­

чение

блока

БК

Сч д в е ЗВ ЗУК

-

Электродоигатели

Сельсины

Реле

Потенцио­ метры Трансформа-1 иторыдроссели,

- I g

Резисторы

Конденсато­ ры

^ 3

 

 

 

 

3É -

 

 

 

§•1 ! §

Р

Элементы

Рис.

4. 6. Удельные веса групп

элементов

в %

 

 

в типовом

электромеханическом HB

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4.6

Состав

элементов

электрической

схемы

 

 

 

 

Наименование

элемента

 

 

электро­ двигатель

сельсин

реле

потенцио­ метр

трансфор­ матор и дроссель

полупро­ воднико­ вый диод

резистор

конденса­ тор

коммути­ рующий элемент

6

3

7

10

3

39

78

8

44

2

—.

4

1

1

5

10

57

4

3

7

1

 

 

 

 

 

 

1

Итого

9

• 4

7

18

3

49

142

12

50

В качестве нагрузки для исполнительного двигателя в устройстве применяются потенциометры типа ПТП и СКП, сельсины типа СТСМ, СМСМ и др.

105


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4.7

Состав

элементов кинематической

схемы

 

 

 

 

Наименование • элемент а

 

 

Обозначение блока

ось

зубчатое

подшипник

фрикцион

шайба

 

колесо

скольжения

пружинная

БК

26

58

 

52

1

 

27

Счетчик

16

32

 

32

2

 

2

д в е

6

12

 

12

 

1

 

 

 

И т о г о

48

102

 

96

3

 

30

Исходные данные,

необходимые

для расчета

надеж­

ности зубчатых

передач, приведены

в табл. 4.8 — по вне­

запным отказам

и в табл. 4.9 — по постепенным

отказам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

4.8

Состав Элементов

кинематических

схем

блоков

HB

 

^Обозначение

блока

Привод

 

Зубчатая

передача

 

 

 

 

 

 

 

(тип

Тип

Наименование

 

двига­

редук­

 

теля)

тора

 

элемента

 

 

 

I J

специальный

| !

о подшипникскольжения

фрикцион шайбапру­

 

ДИД-0,5ТА

ДИ-6-1500

унифицированныйРЦ

зубчатое колесо

жинная

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

и

 

 

 

Нагрузка

 

Тип потен­

 

 

 

циометра

 

 

Сельсин 5735 Чувствительный механизм

СКП специ­ альный

птп

Сельсин СГСМ

Сельсин СМСМ

БК

4

4

58

26

52

1

27

3

1

1

1

1

д в е

1

1

12 6

12

2

1 1

— — — — —2

Сч

2

2

32

16

32

2

 

 

 

 

 

В табл. 4. 9 приняты

обозначения:

 

 

 

 

 

 

in и иг—частота вращения соответственно веду­

 

 

щего и ведомого

колес

первой,

считая

 

 

от двигателя, пары колес зубчатой пе­

 

 

редачи;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*

Z\ и Z2—число

зубьев

соответственно

 

ведущего

 

 

и ведомого колес первой, считая от дви­

 

 

гателя,

пары

колес

зубчатой

 

передачи;

 

m—модуль

зубчатого

зацепления

 

первой

 

 

пары

колес;

 

 

 

 

 

 

 

106


Т а б л и ц а 4.9'

Исходные данные для расчета надежности зубчатых передач

 

 

Двигатель с редуктором

 

 

 

Обозна­

Обозна­

 

 

тип

 

m

 

чение

чение

тип

обмин

£

 

блока

узла

редук­

К

 

 

 

 

 

тора

5

мм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У OK

ДИД-0.5ТА

13000

РЦ1-1А

6500

0,3

12

 

УОПУ

ДИД-0.5ТА

13000 РЦ1-1А

6500

0,3

12

БК

 

 

 

 

 

 

 

 

МП

ДИД-0.5ТХ

13000

РЦ1-1А

6500

0,3

12

 

УОПС ДИД-0; 5ТА

13000

5200

0,3

12

Счетчик

Узел В—3 ДИ-6-1500

2200

-

275

0,25

10

 

Узел С-Ю ДИ-6-1500

2200

275

0,25

10

марка ма­ териала колеса

Сталь

ЭИ474

Сталь

ЭИ474

Сталь

ЭИ474

Сталь

ЭИ474

Сталь

ЭИ474

Сталь

ЭИ474

Зубчатая передача

 

 

 

 

Нагрузка

 

 

марка

 

 

 

 

 

а

 

материала

 

8

 

ft

наименование,

 

<"п

/

о

 

колеса

мм

тип

ь-

 

z 2

 

 

 

 

 

*5

 

 

 

 

 

 

 

24

Бронза

2

1

2465,25

6

Сельсин

70

 

КМцЗ-П

 

 

2465,25

6

СГСМ-1А

80

 

 

 

 

СКП

 

 

 

 

2465,25

6

Сельсин

70

24

Бронза

2

1

2465,25

8

Сельсин

70

 

КМцЗ-И

 

 

2465,25

8

СМСМ-1А

 

 

 

 

СКП

80

24

Бронза

2

1

3342

6

Потенциометр 185

 

КМцЗ-ІІ

 

 

 

 

ПТП-12-А

 

30

Бронза

2,5

0,8

3822

6

СКП

70

 

КМцЗ-П

 

 

 

 

 

 

80

Текстолит

8

1

192000

6

Стрелка

0,1

 

птк

 

 

 

 

 

 

80

Текстолит

8

1

192000

б

Стрелка

0,1

 

птк

 

 

 

 

 

 

д в е

Узел

ДИД-0.5ТА 13000

5200 0,3 12

Сталь

30

Бронза

2,5 0,8 3822

6

Синусно-

70

 

отработки

 

 

ЭИ474

 

КМцЗ-П

 

 

косинусный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

потенциометр

 

о


В — ширина зубчатых колес; іп и /—передаточное отношение соответствен­

но первой пары колес и всей зубчатой передачи;

k—число пар колес;

Мн — статический момент нагрузки.

Расчет основных показателей надежности электрических схем условного HB

В результате анализа статистических данных по отка­ зам элементов электрических схем установлено, что поток отказов этих элементов пуассоновский. Поэтому при рас­ чете надежности электрических схем принята методика, рассмотренная в разд. 4. 2.

Перед выполнением расчета надежности электричес­ ких схем определяют электрические и температурные ре­ жимы работы элементов устройства и вычисляют коэф­ фициенты нагрузки и поправочные коэффициенты интен­ сивности отказов элементов, что позволяет производить уточненный расчет надежности электрических схем с уче­ том фактических режимов работы элементов.

Расчет проводится поблочно, что позволяет оценить надежность отдельных блоков, удельный вес их отказов в суммарной интенсивности отказов и степень их влия­ ния на надежность устройства в целом.

Анализ полученных данных позволяет установить фактические значения коэффициентов электрической схе­ мы изделия (табл. 4. 10), а также выявить элементы, коэффициенты нагрузки которых превышают рекоменду­ емые (табл. 4.11).

Т а б л и ц а 4. 10

Фактические и рекомендуемые коэффициенты нагрузки электрических элементов

 

 

 

Коэффициент

нагрузки

Наименование элемента

фактический

рекомендуе­

мый

 

 

 

^н. ф

^н. р

Резисторы

постоянные

непроволочные

0,004—0,5

0,7

МТ, ОМЛТ, МЛТ

 

0,019—0,9

0,5

Резисторы

постоянные

проволочные

ПКВ, П'ЭВ, ПТМН

 

 

 

108