Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
2)минимально возможное число зубьев ведущего ко леса первой зубчатой пары (z\);
3)материал колес первой зубчатой пары с мини мальным значением коэффициента ау;
4)оптимальное значение передаточного отношения первой зубчатой пары (foopt) в зависимости от выбран ных значений z\, m, В, пи Сп , ау.
На основе использования рассмотренных методов в виде примера выполнен расчет надежности HB.
Размерности всех исходных и расчетных параметров зубчатой передачи, используемых в расчете надежности, в связи с традиционно сложившейся практикой приведе ны в системе МКГСС. Как известно, кроме единиц Меж дународной системы единиц (системы СИ), десятичных кратных и дольных от них, государственный стандарт допускает применение единиц, исторически сложивших ся и прочно вошедших в инженерную практику, и единиц, специфических для тех или иных областей измерений. Для пересчета получаемых результатов в систему СИ приводится табл. 4.5.
і • |
. • |
Т а б л и ц а 4.5 |
Обозначения и соотношения между единицами систем МКГСС и СИ
Обозначение
Физическая величина
Длина
Масса
Время Угловая скорость
/гловое ускорение Сила Момент силы
Момент инерции Плотность Давление
система |
система |
Соотношение между едини |
цами |
||
си |
МКГСС |
|
M |
M |
|
кг |
кг-с2м |
1 кГ • с 2 /м=9,81 -кг |
сс
1/с |
1/с |
|
|
|
|
1/с2 |
1/С2 |
|
|
|
|
H |
кГ . |
1 кГ=9,81 |
H |
|
|
Н-м |
кГ-м |
1 |
к Г . м = 9 , 8 1 |
Н . м |
|
к г - м 2 |
КГ•M•с2 |
1 |
к Г . м . с 2 |
= 9 , 8 1 кгм2 |
|
кг/мЗ |
кг/мз |
1 |
кг/м3 =9,81 |
Н/м 3 |
|
Н/м2 |
кг/м2 |
1 кГ/м 2 =9,81 |
Н / м 2 |
4.5. РАСЧЕТ НАДЕЖНОСТИ ТИПОВОГО HB
Исходные данные для расчета
Навигационные системы и устройства, находящиеся в серийном производстве и эксплуатации, постоянно конст-
103
руктивно совершенствуются, тем самым показатели их надежности повышаются. Появляются статистические данные по постепенным (износовым) отказам, а также данные об изменении параметров при старении элемен тов, накапливается информация по реальным режимам работы элементов, уточняются коэффициенты нагрузки элементов и другие сведения, необходимые для оконча тельного расчета надежности сложной системы.
Ниже в качестве примера рассматривается уточнен ный расчет надежности типового электромеханического HB (7], предназначенного для вычисления пройденного самолетом пути в прямоугольных координатах х, у, ме тодом моделирования основных навигационных уравне ний. Рассматриваемый HB является восстанавливаемой системой и состоит из следующих типовых блоков: блока коммутации БК, счетчика Сч, датчика воздушной скорос ти ДВС, задатчика угла карты ЗУК и задатчнка ветра ЗВ.
В таком типоівом электромеханическом HB в большом количестве применены электромеханические и кинемати ческие элементы, которые в значительной мере подвер жены износу. При анализе и расчете надежности таких элементов учитываются не только внезапные, ио и посте пенные отказы.
Для получения исходных данных по постепенным от казам некоторых электромеханических и механических элементов проводились их испытания на надежность.
На надежность HB влияют различные факторы:
—надежность элементов, входящих в устройство;
—особенности принципиальной схемы;
—конструктивное оформление устройства, предус матривающее удобство эксплуатации и ремонтопригод ность;
—внешние условия работы (температура, влажность, вибрация, ударные перегрузки и т. п.);
—квалификация обслуживающего персонала и т. д. Указанные факторы можно разделить на две основ
ные группы:
— зависящие от внутренних свойств изделия (состав элементов, режимы их работы, конструктивное оформле ние изделия и-др.) ;
— зависящие от внешних условий (температура окру жающей среды, влажность, вибрация и т. д.).
104
эстав элементов электрической и кинематической HB (рис. 4. 6) по блокам приведен в табл. 4. 6 и 4. 7.
50-
Обозна
чение
блока
БК
Сч д в е ЗВ ЗУК
-
Электродоигатели |
Сельсины |
Реле |
Потенцио метры Трансформа-1 иторыдроссели, |
- I g |
Резисторы |
Конденсато ры |
^ 3 |
|
|
|
|
3É - |
|
|
|
§•1 ! §
Р
Элементы
Рис. |
4. 6. Удельные веса групп |
элементов |
в % |
|
||||
|
в типовом |
электромеханическом HB |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 4.6 |
|
Состав |
элементов |
электрической |
схемы |
|
||||
|
|
|
Наименование |
элемента |
|
|
||
электро двигатель |
сельсин |
реле |
потенцио метр |
трансфор матор и дроссель |
полупро воднико вый диод |
резистор |
конденса тор |
коммути рующий элемент |
6 |
3 |
7 |
10 |
3 |
39 |
78 |
8 |
44 |
2 |
—. |
— |
— |
— |
— |
— |
4 |
1 |
1 |
— |
— |
5 |
— |
10 |
57 |
— |
4 |
— |
— |
— |
3 |
— |
— |
7 |
— |
— |
— |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Итого |
9 |
• 4 |
7 |
18 |
3 |
49 |
142 |
12 |
50 |
В качестве нагрузки для исполнительного двигателя в устройстве применяются потенциометры типа ПТП и СКП, сельсины типа СТСМ, СМСМ и др.
105
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4.7 |
|
Состав |
элементов кинематической |
схемы |
|
|
|||
|
|
Наименование • элемент а |
|
|
|||
Обозначение блока |
ось |
зубчатое |
подшипник |
фрикцион |
шайба |
||
|
колесо |
скольжения |
пружинная |
||||
БК |
26 |
58 |
|
52 |
1 |
|
27 |
Счетчик |
16 |
32 |
|
32 |
2 |
|
2 |
д в е |
6 |
12 |
|
12 |
— |
|
1 |
|
|
|
|||||
И т о г о |
48 |
102 |
|
96 |
3 |
|
30 |
Исходные данные, |
необходимые |
для расчета |
надеж |
||||
ности зубчатых |
передач, приведены |
в табл. 4.8 — по вне |
|||||
запным отказам |
и в табл. 4.9 — по постепенным |
отказам. |
|||||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
4.8 |
|
Состав Элементов |
кинематических |
схем |
блоков |
HB |
|
^Обозначение
блока
Привод |
|
Зубчатая |
передача |
|
|||
|
|
|
|
|
|
||
(тип |
Тип |
Наименование |
|
||||
двига |
редук |
|
|||||
теля) |
тора |
|
элемента |
|
|||
|
|
I J |
специальный |
| ! |
о подшипникскольжения |
фрикцион шайбапру |
|
ДИД-0,5ТА |
ДИ-6-1500 |
унифицированныйРЦ |
зубчатое колесо |
жинная |
|||
|
|
|
|
|
Л |
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
Нагрузка |
|
||
Тип потен |
|
|
|
|
циометра |
|
|
Сельсин 5735 Чувствительный механизм |
|
СКП специ альный |
птп |
Сельсин СГСМ |
Сельсин СМСМ |
БК |
4 |
4 |
58 |
26 |
52 |
1 |
27 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
д в е |
—1 |
— 1 |
12 6 |
12 |
2 |
1 —1 |
— — — — —2 |
|||||
Сч |
2 |
2 |
32 |
16 |
32 |
2 |
|
|
|
|
|
|
В табл. 4. 9 приняты |
обозначения: |
|
|
|
|
|
||||||
|
in и иг—частота вращения соответственно веду |
|||||||||||
|
|
щего и ведомого |
колес |
первой, |
считая |
|||||||
|
|
от двигателя, пары колес зубчатой пе |
||||||||||
|
|
редачи; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* |
Z\ и Z2—число |
зубьев |
соответственно |
|
ведущего |
|||||||
|
|
и ведомого колес первой, считая от дви |
||||||||||
|
|
гателя, |
пары |
колес |
зубчатой |
|
передачи; |
|||||
|
m—модуль |
зубчатого |
зацепления |
|
первой |
|||||||
|
|
пары |
колес; |
|
|
|
|
|
|
|
106
Т а б л и ц а 4.9'
Исходные данные для расчета надежности зубчатых передач
|
|
Двигатель с редуктором |
|
|
|
||
Обозна |
Обозна |
|
|
тип |
|
m |
|
чение |
чение |
тип |
обмин |
£ |
|
||
блока |
узла |
редук |
К |
|
|||
|
|
|
|
тора |
5 |
мм |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
У OK |
ДИД-0.5ТА |
13000 |
РЦ1-1А |
6500 |
0,3 |
12 |
|
УОПУ |
ДИД-0.5ТА |
13000 РЦ1-1А |
6500 |
0,3 |
12 |
|
БК |
|
|
|
|
|
|
|
|
МП |
ДИД-0.5ТХ |
13000 |
РЦ1-1А |
6500 |
0,3 |
12 |
|
УОПС ДИД-0; 5ТА |
13000 |
— 5200 |
0,3 |
12 |
||
Счетчик |
Узел В—3 ДИ-6-1500 |
2200 |
- |
275 |
0,25 |
10 |
|
|
Узел С-Ю ДИ-6-1500 |
2200 |
• |
275 |
0,25 |
10 |
марка ма териала колеса
*і
Сталь
ЭИ474
Сталь
ЭИ474
Сталь
ЭИ474
Сталь
ЭИ474
Сталь
ЭИ474
Сталь
ЭИ474
Зубчатая передача |
|
|
|
|
Нагрузка |
|
|
|
марка |
|
|
|
|
|
а |
|
материала |
|
8 |
|
ft |
наименование, |
|
|
<"п |
/ |
о |
||||
|
колеса |
мм |
тип |
ь- |
|||
|
z 2 |
|
|
|
|
|
*5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Бронза |
2 |
1 |
2465,25 |
6 |
Сельсин |
70 |
|
КМцЗ-П |
|
|
2465,25 |
6 |
СГСМ-1А |
80 |
|
|
|
|
СКП |
|||
|
|
|
|
2465,25 |
6 |
Сельсин |
70 |
24 |
Бронза |
2 |
1 |
2465,25 |
8 |
Сельсин |
70 |
|
КМцЗ-И |
|
|
2465,25 |
8 |
СМСМ-1А |
|
|
|
|
|
СКП |
80 |
||
24 |
Бронза |
2 |
1 |
3342 |
6 |
Потенциометр 185 |
|
|
КМцЗ-ІІ |
|
|
|
|
ПТП-12-А |
|
30 |
Бронза |
2,5 |
0,8 |
3822 |
6 |
СКП |
70 |
|
КМцЗ-П |
|
|
|
|
|
|
80 |
Текстолит |
8 |
1 |
192000 |
6 |
Стрелка |
0,1 |
|
птк |
|
|
|
|
|
|
80 |
Текстолит |
8 |
1 |
192000 |
б |
Стрелка |
0,1 |
|
птк |
|
|
|
|
|
|
д в е |
Узел |
ДИД-0.5ТА 13000 |
— 5200 0,3 12 |
Сталь |
30 |
Бронза |
2,5 0,8 3822 |
6 |
Синусно- |
70 |
|
отработки |
|
|
ЭИ474 |
|
КМцЗ-П |
|
|
косинусный |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
потенциометр |
|
о
В — ширина зубчатых колес; іп и /—передаточное отношение соответствен
но первой пары колес и всей зубчатой передачи;
k—число пар колес;
Мн — статический момент нагрузки.
Расчет основных показателей надежности электрических схем условного HB
В результате анализа статистических данных по отка зам элементов электрических схем установлено, что поток отказов этих элементов пуассоновский. Поэтому при рас чете надежности электрических схем принята методика, рассмотренная в разд. 4. 2.
Перед выполнением расчета надежности электричес ких схем определяют электрические и температурные ре жимы работы элементов устройства и вычисляют коэф фициенты нагрузки и поправочные коэффициенты интен сивности отказов элементов, что позволяет производить уточненный расчет надежности электрических схем с уче том фактических режимов работы элементов.
Расчет проводится поблочно, что позволяет оценить надежность отдельных блоков, удельный вес их отказов в суммарной интенсивности отказов и степень их влия ния на надежность устройства в целом.
Анализ полученных данных позволяет установить фактические значения коэффициентов электрической схе мы изделия (табл. 4. 10), а также выявить элементы, коэффициенты нагрузки которых превышают рекоменду емые (табл. 4.11).
Т а б л и ц а 4. 10
Фактические и рекомендуемые коэффициенты нагрузки электрических элементов
|
|
|
Коэффициент |
нагрузки |
Наименование элемента |
фактический |
рекомендуе |
||
мый |
||||
|
|
|
^н. ф |
^н. р |
Резисторы |
постоянные |
непроволочные |
0,004—0,5 |
0,7 |
МТ, ОМЛТ, МЛТ |
|
0,019—0,9 |
0,5 |
|
Резисторы |
постоянные |
проволочные |
||
ПКВ, П'ЭВ, ПТМН |
|
|
|
108