Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 152

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 4. 3

Значения коэффициента изнашиваемости

 

Материал зубчато'й пары колес

мм

 

а

 

 

Ч ' О б / М И Н ' К г / М

Сталь

ЭИ474

0,5 • НО-1 0

Сталь

4X13 —бронза КМцЗ-1

2,45 • Ю - 1 0

Сталь

4X13 анодированный алюми­

3,62- 10-1 0

ний

В95Т

 

меняется в широких пределах, то в качестве значения п\ в выражении (4.68) следует использовать [4] среднюю квадратичную частоту вращения, определяемую из вы­ ражения

 

ß l = j / " n ^ ™ * + " L i n ^ n ^

-

( 4 > б 9 )

где ftimax

и

П\ m i n — частота

вращения

двигателя

соот­

 

 

ветственно на максимальной и мини­

 

 

мальной скорости

в об/мин;

 

^тах

и

Альвремя

работы двигателя

соответст­

 

 

венно ïl\ max H ïl\ ipin в об/мин.

 

Величина

предельно допустимого бокового

зазора в

зубчатом зацеплении Сп , возникаемого при износе зубча­ той пары колес, определяется исходя из заданной точ­ ности или прочности зубьев. Обычно величина Сп , пред­ шествующая разрушению зубьев, составляет

C„ = 0J5Snx,

(4.70)

где Sux — толщина зуба по постоянной хорде в мм. Значение Sax для некоррегированных зубчатых колес

может быть определено из выражения

где m—модуль

зубчатого

зацепления в мм;

 

ао — угол

профиля исходного контура

(угол

зацеп­

ления оо=20°) по ГОСТ 9587—68.

 

В табл. 4. 4 приведены

значения С п и Snx,

рассчитан­

ные по выражениям (4.70)

и (4.71) для ряда значений т .

Удельное давление и по линии касания

зубьев

опре­

деляется из выражения

(4.66). Составляющие ы с т и иг

4*

99



Т а б л и ц а 4.4

Расчетная таблица значений Са и 5 n J C

m

 

 

m

snx

с„

мм

MM

мм

мм

MM

мм

0,2

0,277

0,21

0,7

0,97

0,73

0,3

0,415

0,31

0,8

0,110

0,83

0,4

0,555

0,41

1,0

1,387

1,04

0,5

0,693

0,52

1,25

1,735

1,30

0,6

0,832

0,62

1,5

2,080

1,56

могут быть

найдены с учетом

 

принятых

размерностей

следующим образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

106

 

 

 

 

 

(4.72)

 

 

 

 

 

Вг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

ВГ2я

 

 

 

(4.73)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где Мет и МІ

- соответственно

статический и

 

 

 

 

 

инерционный

моменты нагрузки в

 

Виг,

 

 

г2т

кг • м;

 

 

 

 

 

 

 

 

2д-

-соответственно

ширина и радиус

 

 

2

 

 

 

делительной

окружности

ведомо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

го колеса первой зубчатой пары

 

 

 

z2

= inzi

в мм;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

—число зубьев ведомого колеса пер­

 

 

 

 

 

вой зубчатой пары;

 

 

 

 

 

 

Z\—число

 

зубьев

ведущего

колеса

 

 

 

 

 

первой зубчатой пары.

 

 

Величины М с т и Мг- определяются из выражений

 

 

 

 

 

ю -

8

мк

 

 

 

(4. 74)

 

 

 

 

 

•Ц-і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4.75)

где

МК

— момент нагрузки в г-см;

 

 

 

 

T]=T]ife

к. п. д. редуктора;

 

 

 

 

 

ni к. п. д. одной зубчатой

пары

колес,

равный

 

 

 

с учетом потерь в опорах 0,9;

 

 

 

k — количество зубчатых пар колес в редукторе;

 

і

— передаточное отношение

редуктора;

 

100


 

/ — момент

инерции

вращающейся массы

на

ве­

 

домом

валу

первой

зубчатой

пары

в

 

кг • м • с2 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

е — угловое

ускорение

ведомого

колеса

первой

 

зубчатой пары в 1/с2.

 

 

 

 

 

 

Значение /

определим следующим образом:

 

 

 

 

 

nDl.By

I

П.,

\2

 

ni.Rv

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(4.

76)

 

 

где m2 — масса

ведомого

колеса

z2 пер­

 

 

 

вой зубчатой пары в кг-с2 /м;

г2і

и D2i= (ziinm + 2m)—соопветственно

радиус

и диа­

 

 

 

метр

окружности выступов

ко­

 

 

 

леса

z2

в

мм;

 

 

 

г2

 

 

 

\ — плотность

материала

колеса

 

 

 

в г/см3 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

g—ускорение

силы

тяжести, рав­

 

 

 

ное 9,8 м/с2 .

 

 

 

 

 

Как показывают исследования, угловое ускорение е

ведомого колеса z2 зависит

от

бокового

зазора

между»

зубьями Си, угловой скорости колеса z2

и конструктив­

ных параметров первой зубчатой пары zu

m, іп. При этом

выражение для определения е может быть записано

в

виде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е = 1 , 7 7 . _ С н _ Л І І . _ | _ 9 Ц » ,

 

 

(4.77)

 

 

 

г im

\ in

 

J

 

 

 

 

где

( о = — -

угловая скорость ведомого

колеса

первой

 

30 • /„

зубчатой пары в

1/с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выражения

(4. 66) —(4. 68)

 

и (4. 72) —(4.77),

полу­

ченные в результате

проведенного

анализа, могут быть

использованы для определения средней наработки до от каза мелкомодульной зубчатой передачи.

Результаты испытания на надежность мелкомодуль­ ных зубчатых передач показывают, что распределение времени безотказной работы подчиняется нормальному

закону. С учетом

указанного предположения

 

Р ( 0 п = 0 , 5 - Ф ( 2 ) ,

где

P(t)n — вероятность безотказной рабо-

101


ты зубчатой передачи по посте­

пенным отказам;

г г»

- Л т

\ е~2 dz

нормированная

функция Лап­

/ 2 «

•>

 

 

 

 

 

ласа, значения

которой

опреде­

 

 

ляются из .приложения

3

наработка, для которой опре­ деляется P(t)u\

асреднее квадратичное отклоне­ ние наработки до отказа МЗП

от величин Гп ; приближенно можно принять а= (0,2—0,3) Тп.

Расчет надежности зубчатой передачи по внезапным отказам выполняется по известной методике [44], в осно­ ве которой лежит экспоненциальный закон распределе­ ния времени безотказной работы элементов. При этом

P(t)B = e

где Я(/)в вероятность безотказной работы зубчатой передачи по внезапным отказам; К — суммарная интен­ сивность отказов элементов зубчатой передачи.

Показатели надежности зубчатых передач с учетом внезапных и постепенных отказов определяются на основе'известных соотношений [18]:

P(t)=P(t)nP(t)

где 7"Ср и P(t) —соответственно средняя наработка до от­ каза и вероятность безотказной работы зубчатой переда­ чи с учетом действия внезапных и постепенных отказов.

Исследование влияния конструктивных параметров на надежность мелкомодульных зубчатых передач поз­ воляет сделать некоторые рекомендации для конструи­ рования зубчатых передач с учетом обеспечения их вы­ сокой надежности.

При конструировании мелкомодульных зубчатых пе­ редач необходимо выбирать:

1) минимально возможное значение модуля (m) зуб­ чатого зацепления колес;

102