Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совершенствование технологии контроля и созда­ ние объективных средств контроля;

внедрение автоматизированного контроля режи­ мов технологического процесса;

— максимальное сокращение доводочных

операций

на сборке;

 

— правильный выбор режимов технологической при-

катки механизмов, блоков и системы в целом

и т. п.

Из перечисленных факторов рассмотрим более под­ робно правильный выбор режимов технологической прикатки, так как ему еще не уделяется достаточного вни­

мания на практике.

 

 

 

 

 

Технологическая

прикатка

изделий предназначена

для выявления

скрытых дефектов,

которые не удается

обнаружить на

этапе

изготовления

отдельных

узлов

и

блоков и которые могут вызвать выход из строя

изделия

через определенный промежуток времени.

 

 

Жесткий контроль

качества

сборки узлов, блоков

и

систем значительно способствует повышению надежнос­ ти. Однако он не гарантирует 100%-ную надежность изготовления, т. е. вероятность того, что после сборки, монтажа и регулировки изделия будут отсутствовать де­ фекты, приводящие к отказу во время эксплуатации. В ряде элементов механических цепей в первый период работы могут происходить отдельные затирания. Техно­ логическая прикатка способствует выявлению довольно значительных потенциальных дефектов и уменьшает воз­ можность затирания отдельных трущихся и вращающих­ ся механизмов.

Основная цель технологической прикатки — макси­ мальное снижение вероятности ранних повреждений во время эксплуатации — может быть достигнута при пра­ вильном выборе периода прикатки.

Практически для выявления скрытых дефектов наи­ более важными являются первые 40—60 ч работы систе­ мы в режиме длительного включения.

Во время прикатки необходимо обеспечить работу максимального числа звеньев системы и режим прикатки максимально приблизить к условиям эксплуатации.

Начало и конец прикатки системы должны фиксиро­ ваться в специальном журнале. Если во время прикатки наблюдаются отказы отдельных элементов, которые заме­ няются аналогичными, то после замены отказавших эле­ ментов прикатки продолжается и фиксируется общее 44 •


время работы. В случае, когда замена или исправление носят серьезный характер, регистрацию времени начала прикатки следует начать сразу.

В процессе прикатки необходимо фиксировать момен­ ты времени, в которые возникает каждая неисправность. Запись в журнале для каждого отказа должна отражать:

время работы до отказа;

причины и характер отказа;

условия, при которых произошел отказ;

последствия отказа;

точное число отказов за время прогона.

Все выявленные во время прикатки дефекты должны быть тщательно анализированы и квалифицированы как недостатки конструкции, технологии или производства и по результатам анализа отнесены к одному из перечис­ ленных видов.

5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Важнейшими факторами, определяющими надеж­ ность в области организации производства, являются:

— обеспечение требуемых условий труда (свет, чисто­ та рабочего места, инструмент должного качества и

т.п.);

наличие высококачественных средств проверки;

ритмичность сдачи продукции;

обеспечение входного контроля комплектующих элементов и материалов;

достаточная квалификация рабочих и ИТР;

строгое соблюдение технологического процесса.

В точном приборостроении, особенно при изготовлении таких систем, как HB, особое значение приобретает вли­ яние загрязненности приборов и элементов на их точ­ ность и надежность. Обычно на этот фактор производст­ ва обращается недостаточное внимание.

При загрязнении ухудшается точность, сокращается срок службы или вообще нарушается функционирование прибора или элемента точной механики. При изготовле­ нии интегрирующих двигателей частицы пыли, транспор­ тируемые воздухом, оседают в смазке. Смазка становит­ ся густой, загрязненной, в двигателе повышается напря­ жение трогания, и двигатель через 100—200 ч заклини­ вает. Обычно заклинивание интегрирующего двигателя наступает при загрязненности воздуха, составляющей 100—-150 пылинок, падающих свободно на 1 см2 за час.

145


Тот же интегрирующий двигатель, работающий в ус­ ловиях запыленности воздуха, составляющей 510 пы­ линок, падающих на 1 см2 за час, «вырабатывает» свой полный ресурс, т. е. работает примерно в 10 раз больше.

Источниками загрязнения интегрирующих двигателей являются внешняя среда (окружающая атмосфера), на­ рушение технологического процесса, неправильная кон­ струкция.

Допустимая загрязненность внешней среды при сбор­ ке точных приборов и механизмов определяется докумен­ тацией главного конструктора и поддерживается служ­ бами главного механика и администрацией сборочных цехов, которые обязаны систематически следить за ка­ чеством работы кондиционеров, вентиляции, состоянием зданий, не допускать перенаселенности помещений и т. п.

Тщательность технологического процесса изготовле­ ния деталей, их хранения и сборки определяется общей культурой предприятий, опытом исполнителей и контро­ лируется и поддерживается отделом главного технолога. В технологической документации и технологическом обо­ рудовании должна предусматриваться необходимая очистка деталей и узлов от посторонних частиц на всех этапах технологического процесса.

Большое значение для устранения загрязнений в ин­ тегрирующих двигателях имеет систематическое совер­ шенствование конструкции деталей и узлов.

Наличие кондиционированных помещений еще не полностью решает задачи устранения влияния внешней среды. Необходимо устранять или свести до минимума в кондиционированных помещениях производство таких работ, как сверление, доводка, притирка, пайка и т. п.

Рассмотрим более подробно влияние конструкции на степень загрязненности.

Характерным примером может служить потенциометр (рис. 5.9), широко применяемый в HB. Потенциометр изготавливается по следующей схеме. На каркас 1 плот­ но, виток к витку, наматывается провод 2. Каркас и провод скрепляются между собой лаком 3. После про­ сушки верхний слой скрепляющего лака и лак, покрыва­ ющий провод, снимаются скребком, гидроабразивной струей или полированием.

Получающееся монолитное кольцо, стянутое бандаж­ ной проволокой 4, приклеивается вместе с лакотканью 5 к корпусу 6, который крепится на посадочном месте вип-

146

тами. Оголенный до половины диаметра провод на участ­ ке 7 является токонесущей частью, по которой перемеща­ ется щетка 8. Однако как бы тщательно ни очищали про­ вод потенциометра от скрепляющего лака, постепенно микроскопические частицы лака отделяются от разру­ шенной поверхности и, электрически заряжаясь, прили­ пают к месту контактирования провода потенциометра и щетки. Это явление, открытое

С. А. Кондратюком и

названное

^mSs^J

2 5

«пылением»

потенциометра, ча­

 

 

стично можно устранить подбо­

 

 

ром лака.

Подбором

соответст-

 

 

Рис. 5. 9. Конструкция потенцио­ метра:

/—каркас; 2—провод; 3—скрепляющий лак; 4—бандажная проволока; 5—лако- ткань; 6—корпус потенциометра; 7—ого­ ленный провод; 8—щетка; S—места

скопления пыли

Рис. 5.10. Схема закреп­ ления витков потенцио­ метра компаундной смо­ лой:

/—провод; 2—каркас; 3—кор­

пус

вующих лаков, материалов провода и щетки удалось по­ высить срок службы таких потенциометров до 5000— 6000 летных часов.

Более существенно надежность таких потенциомет­ ров, как показала практика, повышается при создании новой конструкции потенциометров (рис. 5. 10), в кото­ рой каркас с навитым на нем проводом заливается ком-

паундными смолами

только наполовину.

Одна сторона

каркаса (контактная)

остается незалитой,

следователь­

но, устраняется источник «пыления».

 

Чтобы снизить степень загрязненности изделия, сле­ дует по возможности исключать такие элементы конст­ рукции, как резьбовые соединения, отверстия, резиновые детали, карманы и т. п. Детали должны быть предельно простыми по конструкции и удобными для изготовления

147


и контроля. Все штампованные детали должны быть вы­ полнены так, чтобы их можно было галтовать или обра­ батывать электрополированием.

Большое значение придается технологическим про­ цессам, обеспечивающем чистоту изготовления поверх­ ностей детали.

5. 4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ HB

Эксплуатация включает в себя пользование навига­ ционным вычислителем, его техническое обслуживание, ремонт и хранение.

Основной задачей в период эксплуатации HB следует считать поддержание уровня надежности, свойственного данному вычислителю, путем снижения частоты отказов: полное или почти полное исключение постепенных отка­ зов и максимально возможное снижение случайных от­ казов.

Правила по техническому обслуживанию систем HB обычно излагаются в инструкции по эксплуатации каж­ дого типа HB и требуют известной подготовки, знания выработанных длительной практикой приемов и методов, ускоряющих и упрощающих настройку, знания особен­ ностей настраиваемых схем, умения составить план по­ иска причины отказа и выбрать оптимальный способ отыскания отказа.

Проблема поддержания высокой степени работоспо­ собности HB охватывает широкий круг вопросов, глав­ ными из которых являются быстрота обнаружения неис­ правности и планово-предупредительный ремонт.

1. Обнаружение неисправностей связано (в первую очередь) с установлением признаков неисправности бло­ ков или элементов системы. Для успешного решения этой задачи требуется тщательное изучение всей системы и ее особенностей.

Нормальная работа HB может определяться тремя объективными признаками:

а) характером погрешностей решения тестовых задач, позволяющим определять функциональный блок, в кото­ ром обнаружена неисправность:

б) показаниями

встроенных

измерительных прибо­

ров, дающих количественную или качественную

оценку

состояния системы;

 

 

 

в) показаниями

отдельных

индикаторных

лампочек

или световых табло, информирующими об исправности

48


отдельных цепей питания, о начале работы отдельного блока и об отклонении определенных параметров от до­ пускаемых величин.

При возникновении в системе неисправностей возни­ кает задача построения оптимальной программы поиска неисправного элемента. При выборе процедуры поиска необходимо учитывать условия эксплуатации, которые предшествовали появлению неисправности.

Существуют четыре основных метода диагностики ап­ паратуры [8]:

а) визуальная проверка, которая выполняется до­ вольно просто, но не позволяет обнаружить скрытых не­ исправностей;

б) функциональная проверка, которую можно услов­ но разделить на следующие этапы:

— прямые измерения характеристик аппаратуры;

— косвенная оценка характеристик путем помеще­ ния испытуемого блока на испытательный стенд и изме­ рение общих характеристик испытательного стенда вмес­ те с диагностируемым блоком;

— замена предположительно отказавшего блока за­ ведомо исправным и проверка прямых характеристик ап­ паратуры;

в) контрольные измерения, которые состоят в контро­ ле напряжений или токов в различных точках схемы и отличаются от функциональной проверки тем, что при этом определяется электрическое состояние в данной точке схемы аппаратуры;

г) метод замены элементов, заключающийся в уда­ лении элемента (узла или блока), который может быть причиной возникновения неисправности, и установке на его место заведомо исправного элемента. Способ замены, который фактически является ремонтом, может быть ре­ комендован только в тех случаях, когда другими спосо­ бами не удается обнаружить причину неисправности.

Систематизированная методика диагностики неисправ­ ностей может быть представлена двумя видами. Один из

них — статическая методика,

при которой измеряются

напряжения,

приложенные к

электроприборам (транс­

форматорам,

двигателям и т. д.), и сопротивлениям раз­

личных элементов и цепей схемы. Второй — динамичес­ кая методика, которая применяется в случае обнаруже­ ния неисправностей, приводящих к незначительным от­ клонениям режима от номинального, а также при провер-

I