Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 0
—Совершенствование технологии контроля и созда ние объективных средств контроля;
—внедрение автоматизированного контроля режи мов технологического процесса;
— максимальное сокращение доводочных |
операций |
на сборке; |
|
— правильный выбор режимов технологической при- |
|
катки механизмов, блоков и системы в целом |
и т. п. |
Из перечисленных факторов рассмотрим более под робно правильный выбор режимов технологической прикатки, так как ему еще не уделяется достаточного вни
мания на практике. |
|
|
|
|
|
|
Технологическая |
прикатка |
изделий предназначена |
||||
для выявления |
скрытых дефектов, |
которые не удается |
||||
обнаружить на |
этапе |
изготовления |
отдельных |
узлов |
и |
|
блоков и которые могут вызвать выход из строя |
изделия |
|||||
через определенный промежуток времени. |
|
|
||||
Жесткий контроль |
качества |
сборки узлов, блоков |
и |
систем значительно способствует повышению надежнос ти. Однако он не гарантирует 100%-ную надежность изготовления, т. е. вероятность того, что после сборки, монтажа и регулировки изделия будут отсутствовать де фекты, приводящие к отказу во время эксплуатации. В ряде элементов механических цепей в первый период работы могут происходить отдельные затирания. Техно логическая прикатка способствует выявлению довольно значительных потенциальных дефектов и уменьшает воз можность затирания отдельных трущихся и вращающих ся механизмов.
Основная цель технологической прикатки — макси мальное снижение вероятности ранних повреждений во время эксплуатации — может быть достигнута при пра вильном выборе периода прикатки.
Практически для выявления скрытых дефектов наи более важными являются первые 40—60 ч работы систе мы в режиме длительного включения.
Во время прикатки необходимо обеспечить работу максимального числа звеньев системы и режим прикатки максимально приблизить к условиям эксплуатации.
Начало и конец прикатки системы должны фиксиро ваться в специальном журнале. Если во время прикатки наблюдаются отказы отдельных элементов, которые заме няются аналогичными, то после замены отказавших эле ментов прикатки продолжается и фиксируется общее 44 •
время работы. В случае, когда замена или исправление носят серьезный характер, регистрацию времени начала прикатки следует начать сразу.
В процессе прикатки необходимо фиксировать момен ты времени, в которые возникает каждая неисправность. Запись в журнале для каждого отказа должна отражать:
—время работы до отказа;
—причины и характер отказа;
—условия, при которых произошел отказ;
—последствия отказа;
—точное число отказов за время прогона.
Все выявленные во время прикатки дефекты должны быть тщательно анализированы и квалифицированы как недостатки конструкции, технологии или производства и по результатам анализа отнесены к одному из перечис ленных видов.
5.3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
Важнейшими факторами, определяющими надеж ность в области организации производства, являются:
— обеспечение требуемых условий труда (свет, чисто та рабочего места, инструмент должного качества и
т.п.);
—наличие высококачественных средств проверки;
—ритмичность сдачи продукции;
—обеспечение входного контроля комплектующих элементов и материалов;
— |
достаточная квалификация рабочих и ИТР; |
— |
строгое соблюдение технологического процесса. |
В точном приборостроении, особенно при изготовлении таких систем, как HB, особое значение приобретает вли яние загрязненности приборов и элементов на их точ ность и надежность. Обычно на этот фактор производст ва обращается недостаточное внимание.
При загрязнении ухудшается точность, сокращается срок службы или вообще нарушается функционирование прибора или элемента точной механики. При изготовле нии интегрирующих двигателей частицы пыли, транспор тируемые воздухом, оседают в смазке. Смазка становит ся густой, загрязненной, в двигателе повышается напря жение трогания, и двигатель через 100—200 ч заклини вает. Обычно заклинивание интегрирующего двигателя наступает при загрязненности воздуха, составляющей 100—-150 пылинок, падающих свободно на 1 см2 за час.
145
Тот же интегрирующий двигатель, работающий в ус ловиях запыленности воздуха, составляющей 5—10 пы линок, падающих на 1 см2 за час, «вырабатывает» свой полный ресурс, т. е. работает примерно в 10 раз больше.
Источниками загрязнения интегрирующих двигателей являются внешняя среда (окружающая атмосфера), на рушение технологического процесса, неправильная кон струкция.
Допустимая загрязненность внешней среды при сбор ке точных приборов и механизмов определяется докумен тацией главного конструктора и поддерживается служ бами главного механика и администрацией сборочных цехов, которые обязаны систематически следить за ка чеством работы кондиционеров, вентиляции, состоянием зданий, не допускать перенаселенности помещений и т. п.
Тщательность технологического процесса изготовле ния деталей, их хранения и сборки определяется общей культурой предприятий, опытом исполнителей и контро лируется и поддерживается отделом главного технолога. В технологической документации и технологическом обо рудовании должна предусматриваться необходимая очистка деталей и узлов от посторонних частиц на всех этапах технологического процесса.
Большое значение для устранения загрязнений в ин тегрирующих двигателях имеет систематическое совер шенствование конструкции деталей и узлов.
Наличие кондиционированных помещений еще не полностью решает задачи устранения влияния внешней среды. Необходимо устранять или свести до минимума в кондиционированных помещениях производство таких работ, как сверление, доводка, притирка, пайка и т. п.
Рассмотрим более подробно влияние конструкции на степень загрязненности.
Характерным примером может служить потенциометр (рис. 5.9), широко применяемый в HB. Потенциометр изготавливается по следующей схеме. На каркас 1 плот но, виток к витку, наматывается провод 2. Каркас и провод скрепляются между собой лаком 3. После про сушки верхний слой скрепляющего лака и лак, покрыва ющий провод, снимаются скребком, гидроабразивной струей или полированием.
Получающееся монолитное кольцо, стянутое бандаж ной проволокой 4, приклеивается вместе с лакотканью 5 к корпусу 6, который крепится на посадочном месте вип-
146
тами. Оголенный до половины диаметра провод на участ ке 7 является токонесущей частью, по которой перемеща ется щетка 8. Однако как бы тщательно ни очищали про вод потенциометра от скрепляющего лака, постепенно микроскопические частицы лака отделяются от разру шенной поверхности и, электрически заряжаясь, прили пают к месту контактирования провода потенциометра и щетки. Это явление, открытое
С. А. Кондратюком и |
названное |
^mSs^J |
2 5 |
|
«пылением» |
потенциометра, ча |
|
|
|
стично можно устранить подбо |
|
|
||
ром лака. |
Подбором |
соответст- |
|
|
Рис. 5. 9. Конструкция потенцио метра:
/—каркас; 2—провод; 3—скрепляющий лак; 4—бандажная проволока; 5—лако- ткань; 6—корпус потенциометра; 7—ого ленный провод; 8—щетка; S—места
скопления пыли
Рис. 5.10. Схема закреп ления витков потенцио метра компаундной смо лой:
/—провод; 2—каркас; 3—кор
пус
вующих лаков, материалов провода и щетки удалось по высить срок службы таких потенциометров до 5000— 6000 летных часов.
Более существенно надежность таких потенциомет ров, как показала практика, повышается при создании новой конструкции потенциометров (рис. 5. 10), в кото рой каркас с навитым на нем проводом заливается ком-
паундными смолами |
только наполовину. |
Одна сторона |
каркаса (контактная) |
остается незалитой, |
следователь |
но, устраняется источник «пыления». |
|
Чтобы снизить степень загрязненности изделия, сле дует по возможности исключать такие элементы конст рукции, как резьбовые соединения, отверстия, резиновые детали, карманы и т. п. Детали должны быть предельно простыми по конструкции и удобными для изготовления
147
и контроля. Все штампованные детали должны быть вы полнены так, чтобы их можно было галтовать или обра батывать электрополированием.
Большое значение придается технологическим про цессам, обеспечивающем чистоту изготовления поверх ностей детали.
5. 4. ЭКСПЛУАТАЦИЯ HB
Эксплуатация включает в себя пользование навига ционным вычислителем, его техническое обслуживание, ремонт и хранение.
Основной задачей в период эксплуатации HB следует считать поддержание уровня надежности, свойственного данному вычислителю, путем снижения частоты отказов: полное или почти полное исключение постепенных отка зов и максимально возможное снижение случайных от казов.
Правила по техническому обслуживанию систем HB обычно излагаются в инструкции по эксплуатации каж дого типа HB и требуют известной подготовки, знания выработанных длительной практикой приемов и методов, ускоряющих и упрощающих настройку, знания особен ностей настраиваемых схем, умения составить план по иска причины отказа и выбрать оптимальный способ отыскания отказа.
Проблема поддержания высокой степени работоспо собности HB охватывает широкий круг вопросов, глав ными из которых являются быстрота обнаружения неис правности и планово-предупредительный ремонт.
1. Обнаружение неисправностей связано (в первую очередь) с установлением признаков неисправности бло ков или элементов системы. Для успешного решения этой задачи требуется тщательное изучение всей системы и ее особенностей.
Нормальная работа HB может определяться тремя объективными признаками:
а) характером погрешностей решения тестовых задач, позволяющим определять функциональный блок, в кото ром обнаружена неисправность:
б) показаниями |
встроенных |
измерительных прибо |
|
ров, дающих количественную или качественную |
оценку |
||
состояния системы; |
|
|
|
в) показаниями |
отдельных |
индикаторных |
лампочек |
или световых табло, информирующими об исправности
48
отдельных цепей питания, о начале работы отдельного блока и об отклонении определенных параметров от до пускаемых величин.
При возникновении в системе неисправностей возни кает задача построения оптимальной программы поиска неисправного элемента. При выборе процедуры поиска необходимо учитывать условия эксплуатации, которые предшествовали появлению неисправности.
Существуют четыре основных метода диагностики ап паратуры [8]:
а) визуальная проверка, которая выполняется до вольно просто, но не позволяет обнаружить скрытых не исправностей;
б) функциональная проверка, которую можно услов но разделить на следующие этапы:
— прямые измерения характеристик аппаратуры;
— косвенная оценка характеристик путем помеще ния испытуемого блока на испытательный стенд и изме рение общих характеристик испытательного стенда вмес те с диагностируемым блоком;
— замена предположительно отказавшего блока за ведомо исправным и проверка прямых характеристик ап паратуры;
в) контрольные измерения, которые состоят в контро ле напряжений или токов в различных точках схемы и отличаются от функциональной проверки тем, что при этом определяется электрическое состояние в данной точке схемы аппаратуры;
г) метод замены элементов, заключающийся в уда лении элемента (узла или блока), который может быть причиной возникновения неисправности, и установке на его место заведомо исправного элемента. Способ замены, который фактически является ремонтом, может быть ре комендован только в тех случаях, когда другими спосо бами не удается обнаружить причину неисправности.
Систематизированная методика диагностики неисправ ностей может быть представлена двумя видами. Один из
них — статическая методика, |
при которой измеряются |
|
напряжения, |
приложенные к |
электроприборам (транс |
форматорам, |
двигателям и т. д.), и сопротивлениям раз |
личных элементов и цепей схемы. Второй — динамичес кая методика, которая применяется в случае обнаруже ния неисправностей, приводящих к незначительным от клонениям режима от номинального, а также при провер-
I