Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
ке схемы на функционирование. В отличие от статичес кой методики в ее основе лежит принцип подачи специ ального сигнала в различные точки аппаратуры и на блюдение за ее реакцией.
Оптимальная методика поиска неисправностей долж на представлять собой логическую последовательность действий, позволяющих непрерывно и постепенно сужать границы области неисправности до тех пор, пока кон кретный участок неисправности не будет локализован.
Условно процесс-поиск можно разделить на четыре этапа.
Первый этап. Поиск неисправности всегда должен на чинаться с проверки работоспособности аппаратуры, поз воляющей хотя бы приблизительно локализовать место повреждения, т. е., используя внешние признаки нор мальной работы системы, техник убеждается в том, что в системе имеется неисправность. Отказом в данном слу чае следует считать всякое повреждение, которое нару шает нормальную работу системы и вызывает ухудшение ее основных тактико-технических данных, или полную по терю работоспособности при условии, что восстановление нормальной работы невозможно имеющимися в системе рабочими органами регулировки и настройки. Только функциональная проверка должна определить правиль ность работы аппаратуры ів комплексе и дать основные данные для локализации любой неисправности.
Второй этап. Необходимо убедиться в том, что в сис теме или блоке имеет место неисправность, носящая ха рактер действительного отказа, а не ложный отказ. При этом под ложным отказом следует понимать неисправ ность, вызванную неправильным положением ручек или переключателей или изменением режима работы.
Третий этап. Если проверка показала, что работоспо собность блока или системы нарушена и имеет место действительный отказ, необходимо сопоставить внешние признаки отказавшей системы как с реальными условия ми отказа, так и с различными неисправностями, кото рые могли их вызвать.
Четвертый этап. Поскольку всякий поиск причин от каза — постепенное сужение границ неисправности пу тем логических последовательных действий, необходимо выбрать наиболее рациональный метод поиска (приме нительно к конкретным внешним проявлениям отказа). Далее следует подробнее остановиться на сущности ос -
150
новных методов поиска {8, 42], предполагая, что наблю даемая неисправность действительно является отказом.
а) Метод проб и ошибок (последовательная замена элементов). Предположим, что процедура проверки ап паратуры, состоящей из п элементов (рис. 5. 11), всегда начинается с общей проверки. Такая проверка проводит ся каждый раз, как тдлько обнаружен отказавший эле мент. Обычно техник располагает следующей априорной информацией о неисправной аппаратуре:
Вход |
Выход |
Рис. 5.11. Схема поиска неисправности методом проб и ошибок
—если аппаратура неработоспособна, то в ней со держится хотя бы один неисправный элемент;
—отказы элементов в работе происходят независимо друг от друга;
—отказ одного элемента не нарушает функциониро вания всей аппаратуры, но приводит к появлению оши бочной информации;
—во время процедуры поиска неисправностей проис ходят дополнительные отказы;
—возможна только одна общая проверка работоспо собности аппаратуры и несколько частных проверок каж дого элемента.
На основании этой информации процедура поиска од ного неисправного элемента происходит следующим об разом. Сначала проверяется элемент / (см. рис. 5.11) и если он исправен, то проверяется элемент 2. Если эле мент 1 неисправен, его заменяют исправным и проводят общую проверку аппаратуры на функционирование. При ненормальном функционировании предполагают наличие в аппаратуре других неисправных элементов и проводят процедуры, аналогичные рассмотренным выше.
Если наличие неисправного элемента вероятно, но не достоверно (например, перед началом проверки или после обнаружения и устранения очередного отказа), то на очередном k-м шаге следует производить общую про-
151
верку аппаратуры на функционирование только в том случае, когда
ïlPj |
1 - Я * |
|
|
|
|
|
|
/ - А |
|
|
|
где Т0 — время на проведение |
|
общей |
проверки аппара |
туры на функционирование; |
|
||
Tk — время на проведение проверки k-ro элемента; |
|||
Ph — вероятность того, что |
среди |
(п—k) элементов |
нет отказавших.
I
ж |
ш |
Рис. 5. 12. Схема поиска неисправности методом средней точки:
/—1-я проверка: //—входной контрольный сигнал; ///—2-я про верка, если результат 1-й вне допуска; IV—2-я проверка, если результат 1-й вне допуска; V—выходной контрольный сигнал
Метод проб и ошибок очень прост, но время на после довательную замену элементов в сложной аппаратуре велико.
б) Метод средней точки. При этом методе каждая последующая проверка производится в средней точке оставшейся части системы. Вся система (рис. 5. 12) де лится на два участка: первый участок — элементы /—6, второй — элементы 7—12. Сначала испытание системы производится внутри первого участка и состоит в про верке исправности всех элементов от / до 6 путем подачи на вход элемента / контрольного сигнала с определен ными параметрами и наблюдении за выходным элемен том 6. В случае когда его реакция соответствует ожидае мой, причина неисправности находится внутри участка с элементами 7—12 системы. Далее этот участок деляг пополам для проверки в точке между элементами 9 и 10. Если же реакция элемента 6 была неверной, то участок
152
с элементами 1—6 делят пополам и производят проверку в точке между элементами 3 и 4.
Процедура поиска неисправности методом средней точки заканчивается, когда участок системы с неисправ ным элементом сужается до одного элемента.
В случае когда успешный поиск происходит только в одном направлении от точки А ко входу системы, исправ ление найденного отказавшего элемента (из /—6) еще не гарантирует нормального функционирования всей сис темы /—12, так как положительный результат любой из выполненных проверок (например, между точками 6 и Г или 3 и 4) может не зависеть от исправности элементов 7—12. Среди этих элементов также может быть неис правность.
Эта неопределенность легко устраняется общей про веркой всей системы, которая дает положительный ре зультат только в случае работоспособности элементов 7—12. При отрицательном результате общей проверки продолжается поиск неисправности системы в направле нии от точки А к выходу. В этом случае общая проверка производится после каждого обнаружения отказавшего элемента.
При методе средней точки уменьшается максималь ное число проверок, необходимое для поиска неисправ ности методом проб и ошибок. Этот метод целесообраз нее в том случае, если причиной неисправности системы бывает неисправность любого ее элемента, причем число неисправностей произвольное, а также если равны меж ду собой или неизвестны затраты времени на различные проверки.
В случае когда неисправная система состоит из не скольких неоднотипных блоков и значения вероятностей появления неисправностей в разных устройствах опреде лены и не равны между собой, описанная выше последо вательность поиска по методу средней точки уже не явля ется оптимальной. Более рациональным является деле ние системы на участки с равными значениями сумм вероятностей появления неисправностей в отдельных элементах.
Вероятность появления неисправностей в отдельных элементах (узлах или блоках) можно определить на ос новании статистических данных эксплуатации или рас четным путем.
153
2. Система планово-предупредительного ремонта (ППР) представляет собой комплекс организационнотехнических мероприятий, предназначенных для поддер жания изделия в состоянии полной работоспособности и предупреждения их преждевременного износа и выхода из строя. Планово-предупредительный ремонт предусмат ривает планирование и организацию ремонтов, опреде-
'///////// |
'/////////. |
Ѵ///////Л |
Тресурс
Рис. б. 13. Схема |
ремонтных |
циклов HB |
|
7"ц1 —1-й ремонтный цикл; |
Гц 2—2-й |
ремонтный цикл; ^ ц т - т - й |
|
ремонтный |
цикл |
|
ление вида ремонта, установление объема работ по каж дому из них и сроки проведения, а также организацию учета и отчетности.
Сущность системы ППР заключается в том, что пос ле определенного срока работы HB производят необхо димые виды ремонтных работ, чередование и периодич ность которых определяются назначением изделия, его конструктивными особенностями, условиями эксплуата ции и т. п.
Внедрение системы ППР обеспечивает:
—совершенствование организации ремонта;
—сокращение затрат на ремонт при повышенном ка честве ремонта;
—сокращение простоев изделий;
—предупреждение преждевременного физического износа изделия, повышение сроков службы деталей, уз лов, блоков и системы в целом;
—планирование изготовления и поставок ремонтных групповых комплектов;
—установление продолжительности межремонтных циклов;
—разработку технической документации по ремонту
сучетом внедрения прогрессивных технологических про цессов ремонта.
154
Важное место в системе ППР занимают профилакти ческое обслуживание HB, которое заключается в перио дическом контроле процесса изменения определенных па раметров элементов для исключения снижения их рабо тоспособности, а также проведение периодических регла ментных работ, предусматривающих, помимо внешнего осмотра, обязательную проверку инструментальных по грешностей счисления, введения смазки и т. п.
На рис. 5. 13 показана укрупненная структура техни ческого ресурса HB, включающая периодически повторя ющиеся ремонтные циклы. Каждый ремонтный цикл за вершается через период Гц капитальным ремонтом, за исключением последнего, который заканчивается списа нием изделия.
Г л а в а VI МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НАДЕЖНОСТИ
6. 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАДЕЖНОСТИ
Повышение надежности изделий имеет большое на роднохозяйственное значение и необходимо не только с технической, но и с экономической точки зрения.
Чем выше надежность изделия, тем меньше эксплуа тационные расходы. Работы, связанные с повышением надежности, требуют, как правило, дополнительных за трат. В связи с этим важно определить не только техни ческую целесообразность повышения надежности изде лий, но и их экономическую эффективность.
Повысить надежность можно проведением мероприя тий конструктивного, производственного и эксплуатаци онного характера.
Вопрос о методе повышения надежности необходимо решать после предварительной экономической оценки возможных результатов каждого мероприятия. Следова тельно, существует некоторое оптимальное значение на дежности, при котором общая стоимость разработки, из готовления и эксплуатации изделия минимальна.
В связи с этим весьма актуальной представляется разработка инженерной методики определения опти мальной надежности изделий по таким критериям, как вероятность безотказной работы при заданных ограниче ниях по стоимости, сроку окупаемости дополнительных капиталовложений и т. д.
Для восстанавливаемых |
систем, какими |
являются |
HB, можно повысить надежность на стадии производст |
||
ва следующими основными способами: |
|
|
1) уменьшением интенсивности отказов за |
счет: |
|
•— повышения надежности |
элементов, составляющих |
|
изделие; |
|
|
—упрощения схемы (уменьшения числа элементов),
—применения облегченных режимов работы;
—улучшения процесса производства;
156
2)резервированием;
3)повышением ремонтопригодности (сокращением среднего времени на отыскание и устранение неисправ ности) .
Все способы повышения надежности отображаются в какой-то степени в одном — в затрате средств на изделие, в стоимости изделия повышенной надежности. В связи с этим, исходя из конкретных способов повышения надеж ности, можно применить математическую модель стои мости, в которую могут входить различные параметры надежности.
Примером такой модели может служить функция К (Ль Р), т. е. функция стоимости изделия при повышенной его надежности от Р0 до Р. Исходя из физических сооб ражений, можно предположить, что функция К ( Л , Р) должна обладать следующими свойствами [30];
1) К{Ро, Л ) ^ 0 , так как стоимость — всегда положи тельная величина;
2) К(Ро, Р) |
не убывает по Р при фиксированном Р 0 и |
не возрастает |
по Р0 при фиксированном Р, потому что в |
большинстве случаев повышение надежности требует до полнительных затрат, т. е. эта функция является возрас тающей;
3) |
К(Р<з, 1) = оо, так как в реальных условиях |
проекти |
||
рования и производства получить абсолютную |
надеж |
|||
ность |
при |
конечных |
затратах невозможно; |
|
4) |
К(Ро, |
Ро)=Ко, |
где Ко—стоимость изделия с надеж |
ностью PQ.
Учитывая, что указанным условиям могут удовлетво рять многие математические функции і[34], рассмотрим лишь такую функцию, которая может быть применена в наших условиях, например
(6.1)
где %о и К — интенсивность отказов, соответствующая на дежности Ро и Р.
В частном случае экспоненциального закона распре деления отказов P = e~xt, где t — время эксплуатации, выражение (6. 1) принимает вид
(6.2)
157