Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
строке слева направо как будто бы плавно. Но как по казывают наблюдения специ алистов, глаза двигаются скачками. И именно в момент остановок, так называемых фиксаций, происходит вос приятие текста. В момент скачка глаз ничего не видит. Из этого следует важный вы вод: глаза человека, читаю щего быстро, вовсе не двига ются быстрее, чем у того, кто читает медленно. Различие заключается в том, что быстрочитающий использует оста новку глаз эффективнее, успевая увидеть за одну фиксацию не одно, а несколько
21 |
5 |
20 |
2 |
ОО |
|
||||
13 |
23 |
9 |
14 |
12 |
24 |
10 |
1 19 |
17 |
|
со |
7 |
18 |
25 |
6 |
|
||||
3 |
15 |
4 |
II |
22 |
р и с , |
i 6 . |
образец |
таблицы |
Шульте для развития периферического зрения
слов.
Таким образом, медленно читающий человек «смотрит, но не видит». Как же успеть «увидеть» за одну фиксацию взора несколько слов. Оказывается, что люди с развитым периферическим зрением обладают такой способностью. При чтении страницы текста в этом случае глаза уже не скользят по строчке слева направо, а двигаются вертикаль но сверху вниз по воображаемой линии, проведенной посе редине страницы.
Для развития периферического зрения и привития на выка вертикального чтения может быть использован в ка честве тренировочных упражнений комплект из десяти так называемых таблиц Шульте (рис. 16). Каждая табли ца состоит из 25 клеток, в которых помещены в беспорядке цифры от 1 до 25. Размер таблицы 210X210 мм. При рабо те с таблицами ставится задача отыскать все цифры по порядку не более чем за 25 сек, фиксируя взгляд в центре таблицы и стараясь видеть ее всю целиком.
После освоения такого упражнения тренируются уже непосредственно на текстах. Для этого посередине стра ницы книги проводится вертикальная линия карандашом и дается установка считывать страницу вертикальным движением глаз за 15 сек. Так решается вторая часть за дачи — отработка движений глаз, при которых считывание
текста происходит крупными блоками. Однако с помощью рассмотренных упражнений обеспечивается только тре нировка периферических анализаторов: речедвигательного и зрительного, а также блокировка речеслухового ка нала. Если же рассматривать механизм чтения комп лексно, то указанные анализаторы можно считать след ственными факторами. В самом деле, и движением глаз, и работой речедвигательного анализатора управляют соот ветствующие отделы коры головного мозга. И именно в извилинах мозга следует искать причинные факторы, оп ределяющие в конечном счете скорость и эффективность чтения. К сожалению, сегодня мы еще очень мало знаем о механизме мозговых процессов, управляющих чтением. До сих пор неизвестно по каким законам производится от бор и обработка смысловых единиц текста при чтении. Что же известно?
Современные представления о работе мозга как семан тического, т. е. смыслового, устройства позволяют предпо лагать, что в мозгу человека существует специальный фильтр, который пропускает для дальнейшей обработки только осмысленные словосочетания. Бессмысленное сло восочетание, даже грамматически построенное правильно, не принимается для обработки. Примером такого словосо четания может служить фраза: «Зеленые идеи яростно спят». И наоборот, предложение, составленное с наруше нием грамматических правил, но осмысленное мозгом, вос принимается и обрабатывается. Пример такого предложе ния: «Моя твоя не понимай».
Из сказанного следует важный вывод о том, что, не смотря на сложность мозговых процессов переработки ин формации при чтении, существуют, очевидно, определен ные законы, по которым эти процессы осуществляются. Это дает основание построить условный алгоритм, т. е. правила, переработки информации при чтении.
На рис. 17 показан алгоритм чтения, который позволя ет значительно упорядочить процедуру считывания, усвое ния и запоминания текста. В самом деле, используя алго ритм, удается операцию узнавания элементов текста каждый раз подменять операцией сопоставления с соответ ствующим блоком алгоритма. При таком чтении произво дится операция сравнения, и принятая информация как бы укладывается в соответствующие ячейки—блоки алго ритма.
Наименование (книги, статьи)
Источник и его выходные данные (год, N, стр.)
Адтор
Основное содержание
Фактографические данные
Особенности излагаемого материала, которые кажутся вам спорными
Новизна излагаемого материала и возможность его использова ния в практической работе
Рис. 17. Интегральный алгоритм чтения
Разумеется, не все, что читается, поддается алгоритми зации. Чтение — это творческий процесс, каждый раз пре следующий разные цели и совершающийся, очевидно, по гибким программам. Не следует забывать о том, что чело веческий разум поражает именно своей способностью из влекать и использовать информацию для самых неожидан ных целей. Тем не менее, применение алгоритма в значи тельной степени организует процесс чтения. При этом ускоряется обработка простых единиц текста и остается больше времени для решения творческих задач в процессе чтения.
Иначе говоря, при овладении методом быстрого чтения приобретается способность выбирать программы умствен ных действий в зависимости от цели чтения.
Проведенные под руководством одного из авторов ис следования и эксперименты показали, что путем занятий по специальной программе в течение полутора-двух меся-
цев, работая два раза в неделю 1,5—2 ч, удается повысить скорость чтения практически любого здорового человека в 2 — 3 раза [33, 34]. Проверки результатов (через год) по казывают устойчивость приобретаемого навыка быстрого чтения.
В заключение приводим десять правил быстрого чте ния, которые могут служить практическим руководством при овладении техникой быстрого чтения.
Правило первое. Никаких регрессий. Регрессиями на зываются возвратные движения глаз для повторного чте ния слова, фразы, предложения. При чтении научно-тех нического текста любой сложности текст читается один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно об ратиться к повторному чтению, если возникнет необходи мость.
Правило второе. Читайте по алгоритму. Знайте алго ритм чтения и помните постоянно содержание и смысл его блоков. Сформируйте свой алгоритм чтения на основе приведенного на рис. 17 в соответствии с особенностями своей профессиональной деятельности. Читая текст, укла дывайте в блоки алгоритма считываемую информацию.
Впроцессе чтения ищите ответ на вопросы, поставленные
вблоках алгоритма.
Заполняйте ответами ячейки-блоки и храните их там до окончания чтения. По окончании чтения проверьте запол нение блоков алгоритма.
Правило третье. Читайте без артикуляции. Только уп ражнение с постукиванием специального ритма прививает навык чтения без артикуляции. Знайте, что чтение без артикуляции сопровождается подавлением речедвижений и усилением наглядно-образного компонента мышления.
Правило четвертое. Движение глаз по центру страницы сверху вниз — самое экономичное и эффективное. Трени руйтесь на специальных таблицах, развивайте перифери ческое зрение. Читайте, проводя карандашом черту посе редине страницы. Начинайте с узких газетных колонок, затем переходите к более широким. Помните, только вер тикальное движение глаз обеспечит быстрое чтение.
Правило пятое. Будьте внимательны. Быстрое чтение требует повышенного внимания. Вырабатывайте навык образования непроизвольного внимания через произ вольное.
Правило шестое. Старайтесь понять прочитанное в мо мент чтения. Знайте, что в понимании прочитанного — ключ к его запоминанию. То, что осталось непонятно на странице, забудется, когда вы перейдете к следующей.
Правило седьмое. Для надежного запоминания прочи танного повторите то, что прочли сразу по окончании чте ния. Запоминайте не слова и фразы, а мысли и идеи. Толь ко осмысленное запоминание продуктивно. Знайте, что не произвольное запоминание так же, как и произвольное, эффективно. Если вы знаете, зачем читаете — нужное за помнится само собой. Не напрягайте память. Если не вспомнили забытое в течение 3 мин — еще раз посмотрите в текст.
Правило восьмое. Знайте, что есть пять способов чте ния. Умейте каждый раз использовать один из них.
1. Углубленное чтение — чтение незнакомого сложно го материала, требующее глубокого анализа и осмысления.
2. Обычное чтение — не требует большого внимания и понимания, например чтение художественной литературы.
3. Быстрое чтение — чтение с максимальной скоро стью научно-популярной и специальной литературы при одновременном понимании и запоминании прочитанного с использованием приемов и навыков быстрого чтения.
4. Чтение-скольжение — вид избирательного чтения, при котором глаза скользят по всему тексту, но фиксиру ют только места, вызывающие интерес читателя.
5. Чтение-сканирование — вид избирательного чтения, при котором глаза скользят не по всему тексту, а только по той его части, где может быть искомая информация. Например, поиск нужных фактографических данных в справочнике, иностранного слова в словаре, номера теле фона в справочной книге.
Правило девятое. Будьте гибким чтецом. Помните, что
читать с разной скоростью также важно, как и уметь быст ро читать.
Правило десятое. Совершенствуйте свои способности в чтении. Только в постоянной практике — путь к прогрес су. Навыки быстрого чтения нелегко привить, но очень легко потерять.
Использование магнитофонной техники
Использование диктофона и магнитофона в ин формационной работе встречается у нас только в виде исключения. За рубежом в последнее время в информаци онном обслуживании ведущих работников оба эти вида аппаратов приобретают все большее значение. Появился даже специальный термин «акустическая информация», под которым понимается информация, записанная на маг нитофоне. Получают также распространение так назы ваемые магнитофонные кассеты деловой информации.
Преимущество магнитофонной техники заключается прежде всего в том, что потребитель информации может в процессе другой, менее творческой работы слушать за писанную информацию и таким образом экономить до вольно много времени. Хотя это и требует определенного навыка, но большинство ведущих работников обладают этой способностью и акустическая информация их удов летворяет.
Вместе с тем необходимо иметь в виду, что акустиче ская информация предназначается определенному адреса ту. Подключение других работников к записи, предназна ченной для определенной должностной единицы, недопус тимо.
Несмотря на сравнительно широкий выбор магнитофо нов, за рубежом отдают предпочтение диктофонам, осо бенно кассетного исполнения. Преимуществом диктофонов является их меньшие размеры и вес по сравнению с боль шинством выпускаемых магнитофонов. Диктофоны более портативны. Кроме того, они легче управляются, чаще всего кнопкой на микрофоне, иногда на корпусе диктофо на; ленты заключены в кассеты, поэтому смена лент на много удобнее и быстрее. К диктофону прилагается вспо могательное оборудование (наушники, дистанционное ручное и ножное управление, приспособление для запи си телефонного разговора и т. д.), поэтому пределы их использования более широкие.
Внедрение акустической информации требует некото рой подготовки: выделения специальных работников для этой цели, соответствующей аппаратуры и оборудования, специальных студий или кабин для записи. Как считают зарубежные специалисты, нельзя предполагать, что аку стическая информация полностью заменит печатную. Зву-
ковая форма может стать важным дополнительным спосо бом доведения информации до потребителя.
За последние годы в Советском Союзе много сделано для механизации управленческого труда. Повышается ин терес и к использованию магнитофонной техники. Многое будет сделано в текущем пятилетии, но эффект окажется весьма незначительным, если диктофон останется, как это нередко бывает сейчас, чисто декоративным элементом интерьера. Одно из перспективных направлений использо вания магнитофонной техники — рационализация состав ления деловой корреспонденции.
Труд работников управления весьма специфичен. От 17 до 50% рабочего времени они тратят на составление документов. Исследования ленинградских специалистов оргтехники свидетельствуют, что на составление от руки текста в 100 слов уходит в среднем 14 мин. А при исполь зовании диктофона (при соответствующей подготовке) — всего 8 мин. Какой эффект может дать использование маг нитофонной техники говорит пример одной из ленинград ских организаций, где годовой экономический эффект от внедрения 30 диктофонов и двух систем дистанционной диктовки составил 1664 руб. Диктофоны в этой организа ции используются для подготовки писем, телеграмм, при казов, переводов, инструкций, а также для записи выступ лений, докладов, лекций, протоколирования совещаний и заседаний.
По данным ВНИИ стандартизации, в стране за год со ставляется 4 млрд. управленческих документов. Из них около 2 млрд. писем, почти половина которых — повторные.
На каждое письмо уходит в среднем 3—4 стандартных листа бумаги (черновик плюс копии), следовательно, на
все письма — 6—8 |
млрд. листов, или более 30 тыс. т бума |
ги. Использование |
диктофонов ликвидирует черновик и |
только на этом экономит 10 тыс. т. Система дистанцион ной связи с диктомашбюро позволит готовить ответы на письма уже в момент их рассмотрения. Если к тому же использовать типовые тексты писем и телеграмм, то от
веты на запросы будут готовиться в 2—3 |
раза быстрее, |
чем раньше. Еще одна выгода применения |
звукозаписи |
заключается в том, что диктофон приучает специалиста говорить точно, коротко и ясно. Проверенный результат таков: сокращается время совещаний, заседаний, опера тивок, исчезают речевые штампы, повторения, многословие.