Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

строке слева направо как будто бы плавно. Но как по­ казывают наблюдения специ­ алистов, глаза двигаются скачками. И именно в момент остановок, так называемых фиксаций, происходит вос­ приятие текста. В момент скачка глаз ничего не видит. Из этого следует важный вы­ вод: глаза человека, читаю­ щего быстро, вовсе не двига­ ются быстрее, чем у того, кто читает медленно. Различие заключается в том, что быстрочитающий использует оста­ новку глаз эффективнее, успевая увидеть за одну фиксацию не одно, а несколько

21

5

20

2

ОО

 

13

23

9

14

12

24

10

1 19

17

со

7

18

25

6

 

3

15

4

II

22

р и с ,

i 6 .

образец

таблицы

Шульте для развития периферического зрения

слов.

Таким образом, медленно читающий человек «смотрит, но не видит». Как же успеть «увидеть» за одну фиксацию взора несколько слов. Оказывается, что люди с развитым периферическим зрением обладают такой способностью. При чтении страницы текста в этом случае глаза уже не скользят по строчке слева направо, а двигаются вертикаль­ но сверху вниз по воображаемой линии, проведенной посе­ редине страницы.

Для развития периферического зрения и привития на­ выка вертикального чтения может быть использован в ка­ честве тренировочных упражнений комплект из десяти так называемых таблиц Шульте (рис. 16). Каждая табли­ ца состоит из 25 клеток, в которых помещены в беспорядке цифры от 1 до 25. Размер таблицы 210X210 мм. При рабо­ те с таблицами ставится задача отыскать все цифры по порядку не более чем за 25 сек, фиксируя взгляд в центре таблицы и стараясь видеть ее всю целиком.

После освоения такого упражнения тренируются уже непосредственно на текстах. Для этого посередине стра­ ницы книги проводится вертикальная линия карандашом и дается установка считывать страницу вертикальным движением глаз за 15 сек. Так решается вторая часть за­ дачи — отработка движений глаз, при которых считывание


текста происходит крупными блоками. Однако с помощью рассмотренных упражнений обеспечивается только тре­ нировка периферических анализаторов: речедвигательного и зрительного, а также блокировка речеслухового ка­ нала. Если же рассматривать механизм чтения комп­ лексно, то указанные анализаторы можно считать след­ ственными факторами. В самом деле, и движением глаз, и работой речедвигательного анализатора управляют соот­ ветствующие отделы коры головного мозга. И именно в извилинах мозга следует искать причинные факторы, оп­ ределяющие в конечном счете скорость и эффективность чтения. К сожалению, сегодня мы еще очень мало знаем о механизме мозговых процессов, управляющих чтением. До сих пор неизвестно по каким законам производится от­ бор и обработка смысловых единиц текста при чтении. Что же известно?

Современные представления о работе мозга как семан­ тического, т. е. смыслового, устройства позволяют предпо­ лагать, что в мозгу человека существует специальный фильтр, который пропускает для дальнейшей обработки только осмысленные словосочетания. Бессмысленное сло­ восочетание, даже грамматически построенное правильно, не принимается для обработки. Примером такого словосо­ четания может служить фраза: «Зеленые идеи яростно спят». И наоборот, предложение, составленное с наруше­ нием грамматических правил, но осмысленное мозгом, вос­ принимается и обрабатывается. Пример такого предложе­ ния: «Моя твоя не понимай».

Из сказанного следует важный вывод о том, что, не­ смотря на сложность мозговых процессов переработки ин­ формации при чтении, существуют, очевидно, определен­ ные законы, по которым эти процессы осуществляются. Это дает основание построить условный алгоритм, т. е. правила, переработки информации при чтении.

На рис. 17 показан алгоритм чтения, который позволя­ ет значительно упорядочить процедуру считывания, усвое­ ния и запоминания текста. В самом деле, используя алго­ ритм, удается операцию узнавания элементов текста каждый раз подменять операцией сопоставления с соответ­ ствующим блоком алгоритма. При таком чтении произво­ дится операция сравнения, и принятая информация как бы укладывается в соответствующие ячейки—блоки алго­ ритма.


Наименование (книги, статьи)

Источник и его выходные данные (год, N, стр.)

Адтор

Основное содержание

Фактографические данные

Особенности излагаемого материала, которые кажутся вам спорными

Новизна излагаемого материала и возможность его использова ния в практической работе

Рис. 17. Интегральный алгоритм чтения

Разумеется, не все, что читается, поддается алгоритми­ зации. Чтение — это творческий процесс, каждый раз пре­ следующий разные цели и совершающийся, очевидно, по гибким программам. Не следует забывать о том, что чело­ веческий разум поражает именно своей способностью из­ влекать и использовать информацию для самых неожидан­ ных целей. Тем не менее, применение алгоритма в значи­ тельной степени организует процесс чтения. При этом ускоряется обработка простых единиц текста и остается больше времени для решения творческих задач в процессе чтения.

Иначе говоря, при овладении методом быстрого чтения приобретается способность выбирать программы умствен­ ных действий в зависимости от цели чтения.

Проведенные под руководством одного из авторов ис­ следования и эксперименты показали, что путем занятий по специальной программе в течение полутора-двух меся-

цев, работая два раза в неделю 1,5—2 ч, удается повысить скорость чтения практически любого здорового человека в 2 3 раза [33, 34]. Проверки результатов (через год) по­ казывают устойчивость приобретаемого навыка быстрого чтения.

В заключение приводим десять правил быстрого чте­ ния, которые могут служить практическим руководством при овладении техникой быстрого чтения.

Правило первое. Никаких регрессий. Регрессиями на­ зываются возвратные движения глаз для повторного чте­ ния слова, фразы, предложения. При чтении научно-тех­ нического текста любой сложности текст читается один раз. Возвратные движения глаз недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно об­ ратиться к повторному чтению, если возникнет необходи­ мость.

Правило второе. Читайте по алгоритму. Знайте алго­ ритм чтения и помните постоянно содержание и смысл его блоков. Сформируйте свой алгоритм чтения на основе приведенного на рис. 17 в соответствии с особенностями своей профессиональной деятельности. Читая текст, укла­ дывайте в блоки алгоритма считываемую информацию.

Впроцессе чтения ищите ответ на вопросы, поставленные

вблоках алгоритма.

Заполняйте ответами ячейки-блоки и храните их там до окончания чтения. По окончании чтения проверьте запол­ нение блоков алгоритма.

Правило третье. Читайте без артикуляции. Только уп­ ражнение с постукиванием специального ритма прививает навык чтения без артикуляции. Знайте, что чтение без артикуляции сопровождается подавлением речедвижений и усилением наглядно-образного компонента мышления.

Правило четвертое. Движение глаз по центру страницы сверху вниз — самое экономичное и эффективное. Трени­ руйтесь на специальных таблицах, развивайте перифери­ ческое зрение. Читайте, проводя карандашом черту посе­ редине страницы. Начинайте с узких газетных колонок, затем переходите к более широким. Помните, только вер­ тикальное движение глаз обеспечит быстрое чтение.

Правило пятое. Будьте внимательны. Быстрое чтение требует повышенного внимания. Вырабатывайте навык образования непроизвольного внимания через произ­ вольное.


Правило шестое. Старайтесь понять прочитанное в мо­ мент чтения. Знайте, что в понимании прочитанного — ключ к его запоминанию. То, что осталось непонятно на странице, забудется, когда вы перейдете к следующей.

Правило седьмое. Для надежного запоминания прочи­ танного повторите то, что прочли сразу по окончании чте­ ния. Запоминайте не слова и фразы, а мысли и идеи. Толь­ ко осмысленное запоминание продуктивно. Знайте, что не­ произвольное запоминание так же, как и произвольное, эффективно. Если вы знаете, зачем читаете — нужное за­ помнится само собой. Не напрягайте память. Если не вспомнили забытое в течение 3 мин — еще раз посмотрите в текст.

Правило восьмое. Знайте, что есть пять способов чте­ ния. Умейте каждый раз использовать один из них.

1. Углубленное чтение — чтение незнакомого сложно­ го материала, требующее глубокого анализа и осмысления.

2. Обычное чтение — не требует большого внимания и понимания, например чтение художественной литературы.

3. Быстрое чтение — чтение с максимальной скоро­ стью научно-популярной и специальной литературы при одновременном понимании и запоминании прочитанного с использованием приемов и навыков быстрого чтения.

4. Чтение-скольжение — вид избирательного чтения, при котором глаза скользят по всему тексту, но фиксиру­ ют только места, вызывающие интерес читателя.

5. Чтение-сканирование — вид избирательного чтения, при котором глаза скользят не по всему тексту, а только по той его части, где может быть искомая информация. Например, поиск нужных фактографических данных в справочнике, иностранного слова в словаре, номера теле­ фона в справочной книге.

Правило девятое. Будьте гибким чтецом. Помните, что

читать с разной скоростью также важно, как и уметь быст­ ро читать.

Правило десятое. Совершенствуйте свои способности в чтении. Только в постоянной практике — путь к прогрес­ су. Навыки быстрого чтения нелегко привить, но очень легко потерять.

Использование магнитофонной техники

Использование диктофона и магнитофона в ин­ формационной работе встречается у нас только в виде исключения. За рубежом в последнее время в информаци­ онном обслуживании ведущих работников оба эти вида аппаратов приобретают все большее значение. Появился даже специальный термин «акустическая информация», под которым понимается информация, записанная на маг­ нитофоне. Получают также распространение так назы­ ваемые магнитофонные кассеты деловой информации.

Преимущество магнитофонной техники заключается прежде всего в том, что потребитель информации может в процессе другой, менее творческой работы слушать за­ писанную информацию и таким образом экономить до­ вольно много времени. Хотя это и требует определенного навыка, но большинство ведущих работников обладают этой способностью и акустическая информация их удов­ летворяет.

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что акустиче­ ская информация предназначается определенному адреса­ ту. Подключение других работников к записи, предназна­ ченной для определенной должностной единицы, недопус­ тимо.

Несмотря на сравнительно широкий выбор магнитофо­ нов, за рубежом отдают предпочтение диктофонам, осо­ бенно кассетного исполнения. Преимуществом диктофонов является их меньшие размеры и вес по сравнению с боль­ шинством выпускаемых магнитофонов. Диктофоны более портативны. Кроме того, они легче управляются, чаще всего кнопкой на микрофоне, иногда на корпусе диктофо­ на; ленты заключены в кассеты, поэтому смена лент на­ много удобнее и быстрее. К диктофону прилагается вспо­ могательное оборудование (наушники, дистанционное ручное и ножное управление, приспособление для запи­ си телефонного разговора и т. д.), поэтому пределы их использования более широкие.

Внедрение акустической информации требует некото­ рой подготовки: выделения специальных работников для этой цели, соответствующей аппаратуры и оборудования, специальных студий или кабин для записи. Как считают зарубежные специалисты, нельзя предполагать, что аку­ стическая информация полностью заменит печатную. Зву-


ковая форма может стать важным дополнительным спосо­ бом доведения информации до потребителя.

За последние годы в Советском Союзе много сделано для механизации управленческого труда. Повышается ин­ терес и к использованию магнитофонной техники. Многое будет сделано в текущем пятилетии, но эффект окажется весьма незначительным, если диктофон останется, как это нередко бывает сейчас, чисто декоративным элементом интерьера. Одно из перспективных направлений использо­ вания магнитофонной техники — рационализация состав­ ления деловой корреспонденции.

Труд работников управления весьма специфичен. От 17 до 50% рабочего времени они тратят на составление документов. Исследования ленинградских специалистов оргтехники свидетельствуют, что на составление от руки текста в 100 слов уходит в среднем 14 мин. А при исполь­ зовании диктофона (при соответствующей подготовке) — всего 8 мин. Какой эффект может дать использование маг­ нитофонной техники говорит пример одной из ленинград­ ских организаций, где годовой экономический эффект от внедрения 30 диктофонов и двух систем дистанционной диктовки составил 1664 руб. Диктофоны в этой организа­ ции используются для подготовки писем, телеграмм, при­ казов, переводов, инструкций, а также для записи выступ­ лений, докладов, лекций, протоколирования совещаний и заседаний.

По данным ВНИИ стандартизации, в стране за год со­ ставляется 4 млрд. управленческих документов. Из них около 2 млрд. писем, почти половина которых — повторные.

На каждое письмо уходит в среднем 3—4 стандартных листа бумаги (черновик плюс копии), следовательно, на

все письма — 6—8

млрд. листов, или более 30 тыс. т бума­

ги. Использование

диктофонов ликвидирует черновик и

только на этом экономит 10 тыс. т. Система дистанцион­ ной связи с диктомашбюро позволит готовить ответы на письма уже в момент их рассмотрения. Если к тому же использовать типовые тексты писем и телеграмм, то от­

веты на запросы будут готовиться в 2—3

раза быстрее,

чем раньше. Еще одна выгода применения

звукозаписи

заключается в том, что диктофон приучает специалиста говорить точно, коротко и ясно. Проверенный результат таков: сокращается время совещаний, заседаний, опера­ тивок, исчезают речевые штампы, повторения, многословие.