Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которого потребитель может поднять линзу камеры и на­ столько увеличить изображение текста, что его можно бу­ дет легко прочесть. По желанию потребитель может полу­ чить копию нужного ему реферата или копию статьи, по­ мещенной в микрофише.

Примером другой системы, реализующей некоторые но­ вые достижения, является одна из последних разработок информационных систем, получившая название «Анализ центра принятия решений» (АЦПР) . Эта система основа­ на на использовании специальных консультантов. В ее основу положен принцип, по которому главная функция руководства состоит в принятии решений, и любая система информации должна быть организована таким образом, чтобы содействовать этому. Первым шагом консультанта должен быть анализ характера процесса принятия реше­ ний руководством, и этот процесс изображается графиче­ ски на схеме.

В заключение необходимо остановиться еще на одной тенденции в развитии информационных систем для руко­ водства в США, связанной с функционированием так на­ зываемых центров анализа информации. Впервые понятие центра анализа информации было сформулировано наибо­ лее четко в 1963 г. Неудовлетворительное информацион­ ное обслуживание явилось причиной создания нового ти­ па учреждений, основной задачей которых является сбор и обобщение фактических данных и регулярное опублико­ вание их в сборниках, критических обзорах и других изда­ ниях, предоставляя таким путем эти данные в распоряже­ ние потребителей.

Выдавая руководителям сжатую и качественную ин­ формацию в готовом виде, центры анализа информации способствуют повышению производительности труда руко­ водителя. Американские специалисты надеются, что раз­ витие и своевременное создание центров анализа инфор­ мации окажет решающее влияние на формы научно-тех­ нических связей в ближайшее десятилетие, так как эти службы являются посредником между потребителями и классическими изданиями научно-технической литерату­ ры. Создаваемые для удовлетворения потребностей сравни­ тельно узкого круга специалистов, и в первую очередь ру­ ководителей, центры информации, разрастаясь, становятся действенным и эффективным средством информационного обслуживания этой категории потребителей.

Повышение эффективности научноинформационной деятельности

Г Л А В А 7

Как было показано в предыдущих главах, основ­ ное назначение систем информационного обеспечения ру­ ководителей— предоставлять им необходимую информа­ цию в соответствии с их запросами. Рост источников науч­ но-технической информации неизбежно приводит к тому, что количество информации, которую приходится изучать руководителям, увеличивается, несмотря на использование системы ее отбора. В этих условиях все больщее значение приобретают вопросы организации процессов, связанных с изучением документов посредством чтения, а также ор­ ганизация некоторых других видов научно-информацион­ ной деятельности. Повышение эффективности информаци­ онных систем в последние годы является одним из главных направлений совершенствования общегосударственной си­ стемы научно-технической информации [27, 28]. Однако, как справедливо указывает М. Л. Колчинский, эффектив­ ность информационных процессов, которые являются со­ ставной частью деятельности ученого, инженера, не может быть повышена, если они сами не будут озабочены их ра­ ционализацией [29].

Таким образом, совершенствование информационного обеспечения руководителей не может решаться только раз­ витием информационных систем, но должно предполагать также рационализацию процесса научно-информационной деятельности самих потребителей — руководящих работ­ ников.

В связи с изложенным представляется целесообразным рассмотреть некоторые направления совершенствования научно-информационной и организационной деятельности, а именно повышение скорости чтения и использование маг­ нитофонной техники.


Обучение быстрому чтению

Изучение документов посредством чтения — важнейший способ восприятия информации.

Создание информационно-поисковых систем различного класса преследует цель рационализировать выдачу потре­ бителю информации в соответствии с его запросом. Однако параллельно с решением этой проблемы нас должно инте­ ресовать, как потребитель эту информацию будет исполь­ зовать, воспринимать, перерабатывать, запоминать. Вос­ приятие информации посредством чтения еще долгое время будет занимать ведущую роль в информационных процессах, реализуемых человеком. Таким образом, пробле­ му обучения быстрому чтению можно рассматривать как одну из проблем информатики, решение которой возможно при участии некоторых наук: физиологии, психологии, пе­ дагогики [31].

Чтение — древнейший вид познавательной деятельно­ сти человека, но вместе с тем в механизме чтения многое еще не познано. В самом деле, процесс чтения неразрывно связан с актами мышления. Но, как отмечают большинст­ во исследователей, современные сведения о процессах мы­ шления очень бедны, приблизительны и недостоверны. В связи с этим представляется целесообразным рассмот­ реть только те стороны процесса чтения, которые поддают­ ся сегодня изучению имеющимися средствами. Для изу­ чения процесса чтения будем рассматривать его как част­ ный случай процессов приема и переработки информации человеком, которые достаточно давно и глубоко изучаются в инженерной психологии.

Организм человека можно представить в виде сложной кибернетической системы, которая воспринимает информа­ цию, перерабатывает ее и хранит необходимые сведения в блоках памяти головного мозга. Это дает нам основание, строить обобщенную кибернетическую модель одного из важнейших процессов восприятия информации — процесса чтения. Структурная схема такой модели представлена на рис. 15. Как известно, кибернетика исследует два вида про­ цессов: переработку информации и управление. Рассмат­ ривая процесс чтения в системе «человек — текст», можно увидеть, что она представляет собой типичную кибернети­ ческую систему. В самом деле, в процессе чтения, показан­ ном на рис. 15, можно выделить три этапа.

Рис. 15. Структурная модель процесса чтения

1.Восприятие информации (перцепция) осуществля­ ется блоком зрительного анализатора.

2.Переработка (трансформация) полученной информа­ ции осуществляется с участием блоков речевого и слухово­ го анализатора и центральной нервной системы. В резуль­ тате переработки информации формируется определенное решение, например читать дальше или вернуться обратно для повторного чтения. Механизм выработки решения представляет собой наиболее сложную часть процесса чте­ ния. Достаточно сказать, что он предполагает выполне­ ние таких важных процессов, как осмысление прочитанно­ го. Очевидно, что на характер решения, быстроту его при­ нятия влияет не только полученная информация, но и внутренняя информация, которая поступает из памяти и содержит полученные ранее сведения, а также инструкции,

представляющие собой как бы предпрограммы действия.

3. Последним этапом является выдача принятого ре­ шения исполнительным органам — мышцам глаз (мыш­ цам рук). Этот этап и является управлением, в результате которого замыкается цепь преобразований: текст — чита­ тель — текст. Таким образом, перцепция, выработка реше­ ния и его выполнение образуют замкнутую систему, пред­ ставляющую собой кибернетический объект.

Как и в любом подобного рода объекте, здесь также имеются каналы обратной связи. Как известно, обратной связью в системах управления называют воздействие вы­ хода системы на ее вход. В нашем случае, как показано на рис. 15, канал обратной связи реализуется путем выдачи решения о результате изучения фрагмента текста каналу зрительного анализатора.

Итак, чтение представляет собой сложный психофизио­ логический процесс. Как следует из структурной модели процесса чтения, можно условно выделить три основных блока, участвующих в обработке информации при чтении.

Прежде всего это блок зрительного анализатора. Вос­ приятие текста производится посредством движений глаз. Затем информация обрабатывается в блоке речевого ана­ лизатора и, наконец, в блоке слухового анализатора.

Представление о том, что при чтении работают только глаза и мозг, не совсем верно. Как показал проф. Н. И. Жинкин [15], чтение есть одновременно процесс при­ ема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письмен­ ная речь принимается (считывается), но и усвоение про-


читанного непременно сопровождается речевыми процес­ сами. И именно от того, как эти процессы организованы, зависит скорость чтения. В самом деле, если при чтении возникает так называемая артикуляция — проговаривание того, что читается, то в этих случаях в переработке ин­ формации участвуют все три блока восприятия информа­ ции: зрительный, речевой, слуховой.

Однако такая многоступенчатая обработка информации не является обязательной и вовсе не обеспечивает лучше­ го усвоения прочитанного. Чтение с проговариванием на­ поминает движения ребенка, который учится ходить: осто­ рожно, неуверенно нащупывается каждый шаг. При та­ ком чтении затрудняется восприятие и осмысление целых больших кусков текста, выделение его логических элемен­ тов. Образно говоря, за деревьями не видят леса. С точки зрения физиологии медленный темп чтения можно объяс­ нить низкой пропускной способностью речеслухового ка­ нала.

 

Как

известно,

скорость

нашей

речи

невелика:

150

слов

в минуту — вот

предел,

выше

которого

теряется

разборчивость

речи;

150

слов в

минуту — это

и

скорость

чтения тех, кто читает с

артикуляцией.

 

 

 

 

Итак, артикуляция тормозит чтение и от нее необходи­

мо

избавиться.

Подавление

артикуляции позволяет ис­

ключить из участия в обработке информации при чтении один блок — слуховой и перейти на двухступенчатую обра­ ботку информации с помощью блоков зрительного и ре­ чевого. Возможен ли прием и усвоение информации в та­ ком режиме?

Да, возможен. Основанием для такого утверждения мо­ гут служить исследования, проведенные советским ученым проф. А. Н. Соколовым [50].

В психологии есть такой термин «внутренняя речь». Под этим понимается беззвучная мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, ре­ шаем в уме какие-либо задачи, молча читаем и пишем. Внутренняя речь, как следует из самого названия, есть речевой процесс, однако в отличие от внешней, громкой речи речедвижения здесь носят свернутый характер. Ина­ че говоря, внутренняя речь — это как бы кванты мысли, которыми пользуется человек при решении различных за­ дач. По своему характеру и природе она коренным обра­ зом отличается от внешней речи, хотя и связана с ней.


Исследования проф. А. Н. Соколова показали, что при чтении слова могут быть заменены наглядными образ­ цами, схемами или же целые группы слов могут быть за­ менены одним коротким словом, обобщающим смысл всей фразы.

Таким образом, быстрочитающие люди обладают спо­ собностью, не проговаривая читаемого текста, усваивать

его на уровне внутренней речи. В этом случае

внутренняя

речь выступает как «квантовый» механизм

мышления.

Как же научиться такому чтению?

 

В решении этой задачи есть два этапа. Первый — отучиться от проговаривания, если оно имеется, и второй — овладеть приемами чтения, при которых восприятие текс­ та происходит только зрительным путем, крупными ин­ формативными блоками.

Вначале о первом. Для подавления артикуляции мо­ жет использоваться метод центральных речевых помех. Суть этого метода заключается в том, что обучающийся при чтении текста про себя выстукивает карандашом спе­ циальный ритм.

Преимущество этой методики заключается в том, что путем многократных повторений упражнения с постукива­ нием удается закрепить навык чтения без артикуляции. Это происходит потому, что при выстукивании определен­ ного ритма в соответствующей зоне возбуждения коры го­ ловного мозга, управляющей артикуляцией, возникает эффект индуктивного торможения, и проговаривание ста­ новится невозможным. Метод механической задержки ар­ тикуляции, например, путем зажимания карандаша в зу­ бах или метод проговаривания слога, ла, ла, ла или цифр 14, 15 16 при чтении про себя не дают желаемого резуль­ тата. В этих случаях производится торможение только периферической части речедвигательного анализатора, а центральная (мозговая) часть, управляющая артикуля­ цией, остается свободной и упражнения не могут дать нужного эффекта. Итак, с помощью упражнения с посту­ киванием удается получить устойчивый навык чтения без

артикуляции,

который закрепляется достаточно прочно

и остается и

тогда, когда постукивание не производится.

Второй этап обучения дает навыки считывания круп­ ных информационных блоков. Для решения этой задачи прежде всего отрабатывается новая техника движений глаз. При традиционном чтении глаза передвигаются по