Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 1
которого потребитель может поднять линзу камеры и на столько увеличить изображение текста, что его можно бу дет легко прочесть. По желанию потребитель может полу чить копию нужного ему реферата или копию статьи, по мещенной в микрофише.
Примером другой системы, реализующей некоторые но вые достижения, является одна из последних разработок информационных систем, получившая название «Анализ центра принятия решений» (АЦПР) . Эта система основа на на использовании специальных консультантов. В ее основу положен принцип, по которому главная функция руководства состоит в принятии решений, и любая система информации должна быть организована таким образом, чтобы содействовать этому. Первым шагом консультанта должен быть анализ характера процесса принятия реше ний руководством, и этот процесс изображается графиче ски на схеме.
В заключение необходимо остановиться еще на одной тенденции в развитии информационных систем для руко водства в США, связанной с функционированием так на зываемых центров анализа информации. Впервые понятие центра анализа информации было сформулировано наибо лее четко в 1963 г. Неудовлетворительное информацион ное обслуживание явилось причиной создания нового ти па учреждений, основной задачей которых является сбор и обобщение фактических данных и регулярное опублико вание их в сборниках, критических обзорах и других изда ниях, предоставляя таким путем эти данные в распоряже ние потребителей.
Выдавая руководителям сжатую и качественную ин формацию в готовом виде, центры анализа информации способствуют повышению производительности труда руко водителя. Американские специалисты надеются, что раз витие и своевременное создание центров анализа инфор мации окажет решающее влияние на формы научно-тех нических связей в ближайшее десятилетие, так как эти службы являются посредником между потребителями и классическими изданиями научно-технической литерату ры. Создаваемые для удовлетворения потребностей сравни тельно узкого круга специалистов, и в первую очередь ру ководителей, центры информации, разрастаясь, становятся действенным и эффективным средством информационного обслуживания этой категории потребителей.
Повышение эффективности научноинформационной деятельности
Г Л А В А 7
Как было показано в предыдущих главах, основ ное назначение систем информационного обеспечения ру ководителей— предоставлять им необходимую информа цию в соответствии с их запросами. Рост источников науч но-технической информации неизбежно приводит к тому, что количество информации, которую приходится изучать руководителям, увеличивается, несмотря на использование системы ее отбора. В этих условиях все больщее значение приобретают вопросы организации процессов, связанных с изучением документов посредством чтения, а также ор ганизация некоторых других видов научно-информацион ной деятельности. Повышение эффективности информаци онных систем в последние годы является одним из главных направлений совершенствования общегосударственной си стемы научно-технической информации [27, 28]. Однако, как справедливо указывает М. Л. Колчинский, эффектив ность информационных процессов, которые являются со ставной частью деятельности ученого, инженера, не может быть повышена, если они сами не будут озабочены их ра ционализацией [29].
Таким образом, совершенствование информационного обеспечения руководителей не может решаться только раз витием информационных систем, но должно предполагать также рационализацию процесса научно-информационной деятельности самих потребителей — руководящих работ ников.
В связи с изложенным представляется целесообразным рассмотреть некоторые направления совершенствования научно-информационной и организационной деятельности, а именно повышение скорости чтения и использование маг нитофонной техники.
Обучение быстрому чтению
Изучение документов посредством чтения — важнейший способ восприятия информации.
Создание информационно-поисковых систем различного класса преследует цель рационализировать выдачу потре бителю информации в соответствии с его запросом. Однако параллельно с решением этой проблемы нас должно инте ресовать, как потребитель эту информацию будет исполь зовать, воспринимать, перерабатывать, запоминать. Вос приятие информации посредством чтения еще долгое время будет занимать ведущую роль в информационных процессах, реализуемых человеком. Таким образом, пробле му обучения быстрому чтению можно рассматривать как одну из проблем информатики, решение которой возможно при участии некоторых наук: физиологии, психологии, пе дагогики [31].
Чтение — древнейший вид познавательной деятельно сти человека, но вместе с тем в механизме чтения многое еще не познано. В самом деле, процесс чтения неразрывно связан с актами мышления. Но, как отмечают большинст во исследователей, современные сведения о процессах мы шления очень бедны, приблизительны и недостоверны. В связи с этим представляется целесообразным рассмот реть только те стороны процесса чтения, которые поддают ся сегодня изучению имеющимися средствами. Для изу чения процесса чтения будем рассматривать его как част ный случай процессов приема и переработки информации человеком, которые достаточно давно и глубоко изучаются в инженерной психологии.
Организм человека можно представить в виде сложной кибернетической системы, которая воспринимает информа цию, перерабатывает ее и хранит необходимые сведения в блоках памяти головного мозга. Это дает нам основание, строить обобщенную кибернетическую модель одного из важнейших процессов восприятия информации — процесса чтения. Структурная схема такой модели представлена на рис. 15. Как известно, кибернетика исследует два вида про цессов: переработку информации и управление. Рассмат ривая процесс чтения в системе «человек — текст», можно увидеть, что она представляет собой типичную кибернети ческую систему. В самом деле, в процессе чтения, показан ном на рис. 15, можно выделить три этапа.
Рис. 15. Структурная модель процесса чтения
1.Восприятие информации (перцепция) осуществля ется блоком зрительного анализатора.
2.Переработка (трансформация) полученной информа ции осуществляется с участием блоков речевого и слухово го анализатора и центральной нервной системы. В резуль тате переработки информации формируется определенное решение, например читать дальше или вернуться обратно для повторного чтения. Механизм выработки решения представляет собой наиболее сложную часть процесса чте ния. Достаточно сказать, что он предполагает выполне ние таких важных процессов, как осмысление прочитанно го. Очевидно, что на характер решения, быстроту его при нятия влияет не только полученная информация, но и внутренняя информация, которая поступает из памяти и содержит полученные ранее сведения, а также инструкции,
представляющие собой как бы предпрограммы действия.
3. Последним этапом является выдача принятого ре шения исполнительным органам — мышцам глаз (мыш цам рук). Этот этап и является управлением, в результате которого замыкается цепь преобразований: текст — чита тель — текст. Таким образом, перцепция, выработка реше ния и его выполнение образуют замкнутую систему, пред ставляющую собой кибернетический объект.
Как и в любом подобного рода объекте, здесь также имеются каналы обратной связи. Как известно, обратной связью в системах управления называют воздействие вы хода системы на ее вход. В нашем случае, как показано на рис. 15, канал обратной связи реализуется путем выдачи решения о результате изучения фрагмента текста каналу зрительного анализатора.
Итак, чтение представляет собой сложный психофизио логический процесс. Как следует из структурной модели процесса чтения, можно условно выделить три основных блока, участвующих в обработке информации при чтении.
Прежде всего это блок зрительного анализатора. Вос приятие текста производится посредством движений глаз. Затем информация обрабатывается в блоке речевого ана лизатора и, наконец, в блоке слухового анализатора.
Представление о том, что при чтении работают только глаза и мозг, не совсем верно. Как показал проф. Н. И. Жинкин [15], чтение есть одновременно процесс при ема и выдачи речи. Это означает, что при чтении письмен ная речь принимается (считывается), но и усвоение про-
читанного непременно сопровождается речевыми процес сами. И именно от того, как эти процессы организованы, зависит скорость чтения. В самом деле, если при чтении возникает так называемая артикуляция — проговаривание того, что читается, то в этих случаях в переработке ин формации участвуют все три блока восприятия информа ции: зрительный, речевой, слуховой.
Однако такая многоступенчатая обработка информации не является обязательной и вовсе не обеспечивает лучше го усвоения прочитанного. Чтение с проговариванием на поминает движения ребенка, который учится ходить: осто рожно, неуверенно нащупывается каждый шаг. При та ком чтении затрудняется восприятие и осмысление целых больших кусков текста, выделение его логических элемен тов. Образно говоря, за деревьями не видят леса. С точки зрения физиологии медленный темп чтения можно объяс нить низкой пропускной способностью речеслухового ка нала.
|
Как |
известно, |
скорость |
нашей |
речи |
невелика: |
||||
150 |
слов |
в минуту — вот |
предел, |
выше |
которого |
теряется |
||||
разборчивость |
речи; |
150 |
слов в |
минуту — это |
и |
скорость |
||||
чтения тех, кто читает с |
артикуляцией. |
|
|
|
||||||
|
Итак, артикуляция тормозит чтение и от нее необходи |
|||||||||
мо |
избавиться. |
Подавление |
артикуляции позволяет ис |
ключить из участия в обработке информации при чтении один блок — слуховой и перейти на двухступенчатую обра ботку информации с помощью блоков зрительного и ре чевого. Возможен ли прием и усвоение информации в та ком режиме?
Да, возможен. Основанием для такого утверждения мо гут служить исследования, проведенные советским ученым проф. А. Н. Соколовым [50].
В психологии есть такой термин «внутренняя речь». Под этим понимается беззвучная мысленная речь, которая возникает в тот момент, когда мы думаем о чем-либо, ре шаем в уме какие-либо задачи, молча читаем и пишем. Внутренняя речь, как следует из самого названия, есть речевой процесс, однако в отличие от внешней, громкой речи речедвижения здесь носят свернутый характер. Ина че говоря, внутренняя речь — это как бы кванты мысли, которыми пользуется человек при решении различных за дач. По своему характеру и природе она коренным обра зом отличается от внешней речи, хотя и связана с ней.
Исследования проф. А. Н. Соколова показали, что при чтении слова могут быть заменены наглядными образ цами, схемами или же целые группы слов могут быть за менены одним коротким словом, обобщающим смысл всей фразы.
Таким образом, быстрочитающие люди обладают спо собностью, не проговаривая читаемого текста, усваивать
его на уровне внутренней речи. В этом случае |
внутренняя |
речь выступает как «квантовый» механизм |
мышления. |
Как же научиться такому чтению? |
|
В решении этой задачи есть два этапа. Первый — отучиться от проговаривания, если оно имеется, и второй — овладеть приемами чтения, при которых восприятие текс та происходит только зрительным путем, крупными ин формативными блоками.
Вначале о первом. Для подавления артикуляции мо жет использоваться метод центральных речевых помех. Суть этого метода заключается в том, что обучающийся при чтении текста про себя выстукивает карандашом спе циальный ритм.
Преимущество этой методики заключается в том, что путем многократных повторений упражнения с постукива нием удается закрепить навык чтения без артикуляции. Это происходит потому, что при выстукивании определен ного ритма в соответствующей зоне возбуждения коры го ловного мозга, управляющей артикуляцией, возникает эффект индуктивного торможения, и проговаривание ста новится невозможным. Метод механической задержки ар тикуляции, например, путем зажимания карандаша в зу бах или метод проговаривания слога, ла, ла, ла или цифр 14, 15 16 при чтении про себя не дают желаемого резуль тата. В этих случаях производится торможение только периферической части речедвигательного анализатора, а центральная (мозговая) часть, управляющая артикуля цией, остается свободной и упражнения не могут дать нужного эффекта. Итак, с помощью упражнения с посту киванием удается получить устойчивый навык чтения без
артикуляции, |
который закрепляется достаточно прочно |
и остается и |
тогда, когда постукивание не производится. |
Второй этап обучения дает навыки считывания круп ных информационных блоков. Для решения этой задачи прежде всего отрабатывается новая техника движений глаз. При традиционном чтении глаза передвигаются по