Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

от ее оптимального выражения, т. е. от формы, количе­ ства, своевременности, характера. В связи с этим пред­ ставляет интерес вопрос о полноте и оперативности поступления информации. Социологическое обследование, проведенное в одном из крупнейших ленинградских про­ мышленных объединений, показало, что из одиннадцати категорий ИТР только в двух категориях (техники-техно­ логи, программисты) достаточность поступления инфор­ мации отметила половина инженеров и техников (табл. 1). У остальных категорий ИТР эта доля специалистов состав­ ляет менее 50%. Особенно мала она у руководителей подразделений, начальников отделов, лабораторий и их за­ местителей (13%), а также у инженеров-технологов цехов

(18%)

и инженеров-технологов отделов (22%),

руководи­

телей

групп,

бюро (26%)- Подавляющее большинство

ИТР

отмечает

несвоевременность поступления

информа­

ции [40]. Особенно испытывают нужду в информации ру­ ководители. Подобную закономерность можно проследить и по табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Результаты обследования достаточности и своевременности поступления информации к ИТР

(в процентах к количеству обследованных)

Предмет

исследования

Достаточность по­

Начальники отделов,их заместители

Конструкто­ ры

Технологи

Экономисты

Нормиров­ щики

инженеры

Техники

 

 

 

 

 

Прочие

 

ступления

ин­

29

35

54

64

50

72

83

формации

. . .

Своевременность

 

 

 

 

 

 

 

поступления ин­

27

35

40

64

50

64

66

формации

. . .

Для построения эффективной информационной системы представляют интерес также данные о том, какое время занимают информационные процессы в бюджете времени руководителя. Разберем результаты некоторых исследова­ ний этого вопроса.

С целью оптимального информационного обеспечения работников управления различных уровней народного хозяйства Литовской ССР на семи предприятиях объеди-


нения «Сигма» путем самофотографирования был проведен анализ использования рабочего времени. Установлено, что

затраты на изучение информации

составляют в сред­

нем 5 %. Наиболее высокие затраты

у инженеров — око­

ло 7%

и у технологов — 5,5%,

а наименьшие у мастеров —

2,7%

и у экономистов 2%

[18].

 

По данным исследователя С. Звежинского, начальники отделов НИИ и К Б затрачивают на ознакомление с инфор­ мацией около 42 % времени, начальники секторов 29, руководители групп 26,6 %. Даже эти неполные данные показывают, что на информационные процессы руководите­ ли тратят много времени.

Итак, можно считать, что производительность труда руководителя в значительной степени зависит от того, как он организует свою работу и, в частности, информиро­ вание.

Оптимальное управление, получение оптимальной ин­ формации требуют предельного сокращения избыточности. Этого можно достичь за счет лучшей организации каналов и потоков информации, совершенствования ее приемников.

Сделать более надежными каналы связи, ускорить по ним передачу информации — значит обеспечить количест­ венную оптимальность информации. Однако оптимум ин­ формации предполагает ее рассмотрение прежде всего с качественной точки зрения. Огромное значение информации для практики выдвигает на первый план семантический (содержательный) и прагматический (ценностный) под­ ходы. Именно они выявляют качественную сторону инфор­ мации. В последние годы предложены разные модели се­ мантической информации. Многие из них уточняются, развиваются. Интересную модель предлагает Ю. А. Шрейдер. Он считает, что семантической информацией обладают все сведения, которые изменяют запас знаний приемника информации. Количество семантической информации за­ висит от подготовки приемника информации. Для людей с разной степенью подготовки в определенной области одно и то же сообщение, один и тот же текст приносит различ­ ное количество семантической информации.

Методы семантической теории информации применяют­ ся при оценке сложности форм логического познания, в ос­ новном самых простых. Делаются также попытки приме­ нять их к сложным лингвистическим, логическим и другим системам.


Информацию можно исследовать и в прагматическом аспекте. Этот аспект выявляет отношение между информа­ цией, приемником и целью, которую ставит приемник ин­ формации. Именно это и есть ценность информации. Одна­ ко, рассматривая ценность информации, надо учитывать всегда ее относительный характер, т. е. одни и те же све­ дения могут быть ценными в разных системах. Кроме того, при определении ценности информации необходимо учиты­ вать некоторые социально-психологические факторы. В частности, особый интерес представляет вопрос о соотно­ шении информации и мышления [26]. Информация и мыш­ ление всегда составляли необходимый комплекс человече­ ской психики. Но соотношение их весов непрерывно изме­ нялось.

Последнее столетие принесло изобретение телеграфа, телефона, радио, телевидения и выдвинуло информацию в число определяющих факторов общественной жизни. Ин­ формация явно теснит мышление. Следует заметить, что избыточность информации вместе с непроверяемостью способна превратить ее в один из сильных факторов дезор­ ганизации мышления. Это усугубляется легкостью произ­ водства, распространения и дешевизной информации, ее доступностью и возможностью пассивного восприятия. Вот почему организацию рациональных информационных систем можно считать одним из методов повышения эф­ фективности работы человеческого мозга. Особое значение приобретают эти вопросы при организации информацион­ ного режима руководителя.

В современных условиях от руководителя требуется большая инициатива, гибкость и оперативность в управле­ нии, способность вовремя учитывать меняющуюся обста­ новку, маневрировать ресурсами, находить в конкретных условиях оптимальные решения. Каждый руководитель для решения поставленных перед ним задач нуждается в объективной, содержательной информации. Этим требова­ ниям и призвана отвечать система информационного обес­ печения руководителей.

Вместе с тем для управления важна не любая, а только полезная, ценная информация. Эффективное управление возможно лишь на основе использования ценной .информа­ ции и блокирования вредной (хотя, кроме ценной и вред­ ной, может быть и «нейтральная» информация). При рас­ смотрении проблем принятия решений важно понимать,

что решение всегда должно быть направлено на разрешение противоречия. Это глубоко верная диалектическая истина должна служить руководством при организации информа­ ционных систем. Из нее вытекает такое следствие: инфор­ мация должна направляться туда, где действительно назре­ вают противоречия, и в форме, наиболее подходящей для обеспечения их разрешения. Можно заметить, что и выяв­ ление противоречий не простое дело. Некоторые решения не выполняются потому, что они были направлены на ликвидацию не самих противоречий, а их следствий.

В последние годы вышло несколько книг, в которых подробно освещены основные аспекты организации инфор­ мационной работы руководителей [10, 11, 14, 17, 19, 47].


Г Л А В А 2

Принципы построения информационных систем для руководителей

Одной из наиболее характерных особенностей научно-технического прогресса второй половины X X в. яв­ ляется широкое использование математических методов и вычислительной техники в системах административного и производственного управления. «Совершенствование сис­ темы планирования и управления народным хозяйством в современных условиях, — говорится в докладе А. Н. Ко­ сыгина на X X I V съезде КПСС по пятилетнему плану раз­ вития народного хозяйства СССР на 1971—1975 гг., — требует широкого применения экономико-математических методов и использования электронно-вычислительной тех­ ники, оргтехники, технически передовых средств связи. Применение электронно-вычислительных машин позволит ускорить получение и обработку информации, разработку различных вариантов плана и нахождение оптимальных плановых решений»

Системы управления, в которых для обработки инфор­ мации используются ЭВМ, получили общее название авто­ матизированных систем управления (АСУ) . В настоящее время в нашей стране разрабатывается общегосударствен­ ная автоматизированная система сбора и обработки инфор­ мации (ОГАС) на базе государственной сети вычислитель­ ных центров, в состав которой наряду с другими элемента­ ми войдут автоматизированная система плановых расчетов, автоматизированные системы ЦСУ, Госснаба, Госкомитета стандартов и другие, а также отраслевые автоматизирован­ ные системы управления (ОАСУ).

1

Материалы XXIV съезда КПСС. М., Политиздат, 1971,

с.

174.

Широкое внедрение автоматизированных систем управ­ ления влечет за собой определенные последствия, в част­ ности социально-психологического характера. В последние годы в нашей стране усиливается интерес к изучению этого направления, без исследования которого невозможно созда­ ние эффективных автоматизированных систем управления.

В июне 1972 г. в Ленинграде проходил семинар, посвя­ щенный социальным и психологическим проблемам управ­ ления. В докладе, прочитанном на этом семинаре, доктор психологических наук, профессор В. Ф. Рубахин отметил три особенности, отличающие деятельность руководителя в условиях АСУ [47]. Во-первых, неизмеримо возрастает роль руководителя. Причем автоматизированной системой управления успешно управлять может лишь тот руководи­ тель, который способен быстро и объективно оценивать обширную информацию, выдаваемую ЭВМ. Во-вторых, АСУ изменяет функциональную структуру управленческо­ го труда, конкретизирует деятельность руководителя, его права, повышает ответственность руководителей низшего звена. В-третьих, с внедрением АСУ в известной степени меняется психология руководителя: повышаются опера­ тивность, организованность, распорядительность, четкость руководства. Увеличивается возможность точнее оценивать проблемные ситуации и принимать рациональные решения.

Современная автоматизированная

система управле­

ния — это комплекс взаимосвязанных

подсистем, куда

неотъемлемой частью входит автоматизированная подсис­ тема научно-технической информации.

В результате проведенной за последние годы работы в нашей стране создана сеть органов научно-технической ин­ формации. В нее входит около 9 тыс. отделов и бюро науч­ но-технической информации на крупных предприятиях, в исследовательских и проектно-конструкторских организа­ циях. Отделы и бюро опираются в своей работе на терри­ ториальные органы информации (около 80), а также на отраслевые (их тоже около 80) и всесоюзные (10) инфор­ мационные центры.

Отраслевые институты информации обеспечивают ком­ плексный сбор, обработку и распространение информации, в которой нуждаются отрасли народного хозяйства. Нако­ нец, всесоюзные информационные центры выполняют за­ крепленные за ними функции в интересах всех ученых и специалистов.