Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
вает информацией своих руководителей, а также руководи телей и ведущих специалистов ведомых предприятий и организаций. На предприятиях, в К Б выделяются работни ки, ответственные за информационное обеспечение руково дителей и специалистов.
Таким образом, подсистема информационного обеспе чения руководителей объединяет специальные информа ционные подразделения в масштабе отрасли и ставит своей задачей организацию специализированного, направленного информационного обслуживания руководителей всех уров ней отрасли. Главная цель, которую преследует организа ция ПИОР, — повышение эффективности информационной подготовки принятия решений.
Среди многих проблем, возникающих при организации ПИОР, можно выделить две, которые являются, на наш взгляд, первостепенными, — это определение информа ционных потребностей и запросов руководителей и выбор методов и форм представления информации для этой кате гории потребителей. Обсуждению этих вопросов и посвя щены две следующие главы книги.
Г Л А В А
З
Изучение информационных потребностей
и информационных запросов
Проблема изучения информационных потребно стей и информационных запросов встала с особой остротой только в последние годы. Это вызвано многими причина ми, и прежде всего созданием национальных и междуна родных систем научной и технической информации, все возрастающей ролью науки в различных сферах современ ной жизни, стремительным ростом количества научной информации и разнородностью служб и каналов для ее передачи. Во всех этих процессах важную роль играет потребитель информации с его индивидуальными особен ностями.
Анализ информационных потребностей и запросов ру ководящих работников является основой построения ра циональной системы информационного обслуживания.
До настоящего времени отсутствуют достаточно точные определения понятий «информационная потребность» и «информационный запрос». Более того, очень часто допус кается их смешение. Учитывая важность этих понятий для практической деятельности, разберем их более подробно.
Для определения понятия «информационная потреб ность» необходимо рассмотреть ее с трех позиций [7].
Во-первых, информационная потребность является раз новидностью человеческих потребностей, и это требует уче та ряда психологических факторов. Во-вторых, информа ционная потребность является общественной категорией, что предполагает изучение социологических характеристик этого явления. В-третьих, само понятие «потребность» есть экономическая категория, что заставляет его рассматри вать с экономических позиций.
Разберем некоторые свойства информационных потреб ностей с учетом рассмотренных факторов.
Потребность в самом общем смысле слова — это нужда, надобность субъекта в чем-либо, для удовлетворения кото рой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Общая теория потребностей достаточно хорошо известна. Современная психология выделяет че тыре основные характерные черты этого явления.
1. Потребность иметь свой предмет всегда есть потреб ность в чем-то.
2. Потребность приобретает направленное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими спосо бами она удовлетворяется.
3.Одни и те же потребности обладают способностью возникать вновь, восстанавливаться.
4.Развитие потребностей происходит за счет измене
ния круга предметов, удовлетворяющих |
эти потребности, |
и изменения в способах их удовлетворения. |
|
Потребности человека субъективно |
переживаются в |
виде желаний и влечений. То, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, называется моти вами этой деятельности. В свою очередь, мотивы порожда ют интересы. Наличие интереса составляет одно из важ нейших условий творческого отношения к действитель ности.
Процессы творчества, как известно, еще не изучены в достаточной мере, однако можно считать, что научные открытия являются результатами соответствующего удов летворения информационных потребностей. Информаци онная потребность находится в неразрывном единстве со специфической познавательной направленностью личности. Таким образом, с точки зрения психологии интерес — это потребность, прошедшая стадию мотивации, осознанное
стремление |
человека к удовлетворению своих |
потребно |
|||||||
стей |
[25]. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее |
|||||||||
определение: информационная |
потребность |
— это потреб |
|||||||
ность |
в знании, свойственная |
каждому |
субъекту, |
отражаю |
|||||
щая |
его |
индивидуальность |
и получающая |
конкретное |
вы |
||||
ражение |
в |
форме информационных |
запросов. |
С |
позицией |
||||
общественного производства |
информационные |
потребности |
имеют противоречивый характер. Так, объективный харак тер потребностей проявляется в том, что в процессе про изводства они существуют независимо от сознания челове ка, а субъективный характер проявляется через посредст-
во сознательной |
человече |
|
|
|||||
ской деятельности, направ |
|
|
||||||
ленной на познание объек |
|
|
||||||
та |
исследования. |
|
|
|
|
|
||
|
Для |
дальнейшего |
рас |
|
|
|||
смотрения свойств |
инфор |
|
|
|||||
мационных |
потребностей |
|
|
|||||
разделим их |
на |
три кате |
|
|
||||
гории: |
абсолютные, |
|
дей |
|
|
|||
ствительные |
и |
фактически |
|
|
||||
удовлетворяемые. |
|
|
|
|
|
|||
|
Абсолютные, |
или |
субъ |
|
|
|||
ективные, |
информацион |
Рис. 2. Соотношение между |
||||||
ные |
потребности |
— это по |
действительной, |
абсолютной и |
||||
требности данного |
субъек |
фактически удовлетворяемой |
||||||
та, |
необходимые |
для |
ус |
информационной потребностью |
||||
(ИП) |
||||||||
пешного |
решения |
постав |
|
|
||||
ленных перед ним научных |
|
|
||||||
или производственных |
задач. |
|
|
|||||
|
Действительные, |
или объективные, |
информационные |
|||||
потребности |
— это |
потребности, имеющиеся |
у общества и |
отражающие весь комплекс научных, технических и соци альных проблем, который является необходимым для дан
ного периода |
развития общества. |
|
|
Фактически |
удовлетворяемые |
информационные |
потреб |
ности — это часть абсолютных |
потребностей, удовлетворя |
емых конкретной информационной системой. Эти потреб ности вследствие ограниченных возможностей человека в восприятии и переработке информации, а также несовер шенства существующих информационных систем не соот ветствуют абсолютным потребностям, так же как сумма абсолютных потребностей членов общества не соответст вует действительным информационным потребностям общества.
На рис. 2 показано соотношение между действитель ной, абсолютной и фактически удовлетворяемой информа ционной потребностью, которое наглядно иллюстрирует установленные выше закономерности. Из этого рисунка видно, что задача информационных систем и служб долж на заключаться в том, чтобы обеспечить приближение фак тически удовлетворяемых информационных потребностей к абсолютным, а суммы абсолютных потребностей членов общества к действительным потребностям всего общества.
Означает ли это, что совершенствование справочно-инфор- мационного обслуживания приведет к слиянию абсолют ных и фактически удовлетворяемых информационных потребностей в единое целое, а их суммы в действитель ные информационные потребности. Думается, что нет. В самом деле, наличие информационных потребностей является важнейшим движущим фактором, определяющим прогресс науки и техники, ибо, как мы определили выше, информационная потребность — это потребность в знании. Таким образом, можно считать, что общество, в котором все информационные потребности удовлетворены, неспо собно к прогрессу. Итак, с одной стороны, удовлетворение информационных потребностей должно совершенствовать ся с развитием информационных систем и служб, с дру гой — их полное удовлетворение может привести к сниже нию темпов научно-технического прогресса. Однако это противоречие не является неожиданным, ибо, рассматри вая его, с гносеологических позиций, мы видим здесь про явление одного из основных законов материалистической диалектики — закона единства и борьбы противополож ностей.
Рассмотрим специфику информационных потребностей руководителей.
Положение руководителя отличается от положения не посредственного исследователя прежде всего широтой те матических рамок профессиональных интересов. Чем вы ше уровень руководителя, тем шире рамки его профессио нальных интересов. Но, помимо этой, чисто количественной характеристики разнообразия интересов руководителей, существует качественное различие их интересов, вытекаю щее из функциональной структуры органов управления (прогнозирование и планирование, координация и твор ческие связи, техническое перевооружение, внедрение но вой техники, стандартизация и унификация, социальное развитие коллективов, научная организация труда, совер шенствование технико-экономических показателей дея
тельности |
руководимых |
коллективов). |
|
|
||||
Таким |
образом, |
для |
характеристики |
информационных |
||||
потребностей |
различных |
категорий руководителей следует |
||||||
учитывать |
их |
положение |
на |
иерархической |
лестнице |
|||
управления |
(по |
вертикали) |
и место в |
функциональной |
||||
структуре, |
в |
деятельности |
рассматриваемого |
коллектива |
||||
(по горизонтали). |
|
|
|
|
|
|
Знание шпроты тематических интересов конкретного руководителя позволяет установить оптимальный объем потребной информации в первоисточниках, а значит, и степень необходимой обобщенности информации, соответ ствующей возможностям его восприятия, личной «пропуск ной» способности.
По мере увеличения степени обобщенности потребной информации соответственно снижается значение деталей. Именно поэтому руководители на уровне главка, мини стерства считают детали основной помехой для восприятия значимой для них информации.
Учет функциональных особенностей творческой дея тельности руководителей позволяет обеспечить необходи мую тематическую направленность при организации их информационного обеспечения. Важной особенностью информационных потребностей руководителя является то, что по мере роста административного уровня руководителя растет потребность в информации межотраслевого харак тера. С повышением уровня руководства увеличивается значение внешних факторов, их влияние на принятие ру ководящих решений. Положение руководителя усложня ется в связи с растущим общим значением межотраслевой информации, вытекающей из усиливающегося взаимного влияния различных областей науки и техники. Следует признать, что наши представления о межотраслевой ин формации очень бедны.
Долгие годы подчеркивался отраслевой принцип пост роения нашей общегосударственной информационной си стемы и недооценивалась роль межотраслевых информа ционных связей [57].
Существующая система весьма активно влияет на про цесс специализации и дифференциации в науке, но мы по
ка |
не умеем таким |
же образом содействовать развитию |
еще более важной |
в науке закономерности — интеграции |
|
и |
взаимовлияния. |
|
|
Говоря об особенностях информационных потребностей |
іруководителей, следует подчеркнуть, что они располагают меньшим временем на изучение информации, чем рядовые исследователи. Это лишний раз подчеркивает необходи мость строгого учета конкретных информационных потреб ностей руководителей, освоения методов уплотнения ин формации в соответствии с содержанием и уровнем решае мых руководителем задач.