Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.07.2024

Просмотров: 100

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вает информацией своих руководителей, а также руководи­ телей и ведущих специалистов ведомых предприятий и организаций. На предприятиях, в К Б выделяются работни­ ки, ответственные за информационное обеспечение руково­ дителей и специалистов.

Таким образом, подсистема информационного обеспе­ чения руководителей объединяет специальные информа­ ционные подразделения в масштабе отрасли и ставит своей задачей организацию специализированного, направленного информационного обслуживания руководителей всех уров­ ней отрасли. Главная цель, которую преследует организа­ ция ПИОР, — повышение эффективности информационной подготовки принятия решений.

Среди многих проблем, возникающих при организации ПИОР, можно выделить две, которые являются, на наш взгляд, первостепенными, — это определение информа­ ционных потребностей и запросов руководителей и выбор методов и форм представления информации для этой кате­ гории потребителей. Обсуждению этих вопросов и посвя­ щены две следующие главы книги.

Г Л А В А

З

Изучение информационных потребностей

и информационных запросов

Проблема изучения информационных потребно­ стей и информационных запросов встала с особой остротой только в последние годы. Это вызвано многими причина­ ми, и прежде всего созданием национальных и междуна­ родных систем научной и технической информации, все­ возрастающей ролью науки в различных сферах современ­ ной жизни, стремительным ростом количества научной информации и разнородностью служб и каналов для ее передачи. Во всех этих процессах важную роль играет потребитель информации с его индивидуальными особен­ ностями.

Анализ информационных потребностей и запросов ру­ ководящих работников является основой построения ра­ циональной системы информационного обслуживания.

До настоящего времени отсутствуют достаточно точные определения понятий «информационная потребность» и «информационный запрос». Более того, очень часто допус­ кается их смешение. Учитывая важность этих понятий для практической деятельности, разберем их более подробно.

Для определения понятия «информационная потреб­ ность» необходимо рассмотреть ее с трех позиций [7].

Во-первых, информационная потребность является раз­ новидностью человеческих потребностей, и это требует уче­ та ряда психологических факторов. Во-вторых, информа­ ционная потребность является общественной категорией, что предполагает изучение социологических характеристик этого явления. В-третьих, само понятие «потребность» есть экономическая категория, что заставляет его рассматри­ вать с экономических позиций.

Разберем некоторые свойства информационных потреб­ ностей с учетом рассмотренных факторов.


Потребность в самом общем смысле слова — это нужда, надобность субъекта в чем-либо, для удовлетворения кото­ рой необходимы та или иная форма активности, тот или иной предмет. Общая теория потребностей достаточно хорошо известна. Современная психология выделяет че­ тыре основные характерные черты этого явления.

1. Потребность иметь свой предмет всегда есть потреб­ ность в чем-то.

2. Потребность приобретает направленное содержание в зависимости от того, в каких условиях и какими спосо­ бами она удовлетворяется.

3.Одни и те же потребности обладают способностью возникать вновь, восстанавливаться.

4.Развитие потребностей происходит за счет измене­

ния круга предметов, удовлетворяющих

эти потребности,

и изменения в способах их удовлетворения.

Потребности человека субъективно

переживаются в

виде желаний и влечений. То, что отражаясь в сознании человека, побуждает его к деятельности, называется моти­ вами этой деятельности. В свою очередь, мотивы порожда­ ют интересы. Наличие интереса составляет одно из важ­ нейших условий творческого отношения к действитель­ ности.

Процессы творчества, как известно, еще не изучены в достаточной мере, однако можно считать, что научные открытия являются результатами соответствующего удов­ летворения информационных потребностей. Информаци­ онная потребность находится в неразрывном единстве со специфической познавательной направленностью личности. Таким образом, с точки зрения психологии интерес — это потребность, прошедшая стадию мотивации, осознанное

стремление

человека к удовлетворению своих

потребно­

стей

[25].

 

 

 

 

 

 

 

 

Суммируя вышеизложенное, можно дать следующее

определение: информационная

потребность

— это потреб­

ность

в знании, свойственная

каждому

субъекту,

отражаю­

щая

его

индивидуальность

и получающая

конкретное

вы­

ражение

в

форме информационных

запросов.

С

позицией

общественного производства

информационные

потребности

имеют противоречивый характер. Так, объективный харак­ тер потребностей проявляется в том, что в процессе про­ изводства они существуют независимо от сознания челове­ ка, а субъективный характер проявляется через посредст-


во сознательной

человече­

 

 

ской деятельности, направ­

 

 

ленной на познание объек­

 

 

та

исследования.

 

 

 

 

 

 

Для

дальнейшего

рас­

 

 

смотрения свойств

инфор­

 

 

мационных

потребностей

 

 

разделим их

на

три кате­

 

 

гории:

абсолютные,

 

дей­

 

 

ствительные

и

фактически

 

 

удовлетворяемые.

 

 

 

 

 

 

Абсолютные,

или

субъ­

 

 

ективные,

информацион­

Рис. 2. Соотношение между

ные

потребности

— это по­

действительной,

абсолютной и

требности данного

субъек­

фактически удовлетворяемой

та,

необходимые

для

ус­

информационной потребностью

(ИП)

пешного

решения

постав­

 

 

ленных перед ним научных

 

 

или производственных

задач.

 

 

 

Действительные,

или объективные,

информационные

потребности

— это

потребности, имеющиеся

у общества и

отражающие весь комплекс научных, технических и соци­ альных проблем, который является необходимым для дан­

ного периода

развития общества.

 

Фактически

удовлетворяемые

информационные

потреб­

ности — это часть абсолютных

потребностей, удовлетворя­

емых конкретной информационной системой. Эти потреб­ ности вследствие ограниченных возможностей человека в восприятии и переработке информации, а также несовер­ шенства существующих информационных систем не соот­ ветствуют абсолютным потребностям, так же как сумма абсолютных потребностей членов общества не соответст­ вует действительным информационным потребностям общества.

На рис. 2 показано соотношение между действитель­ ной, абсолютной и фактически удовлетворяемой информа­ ционной потребностью, которое наглядно иллюстрирует установленные выше закономерности. Из этого рисунка видно, что задача информационных систем и служб долж­ на заключаться в том, чтобы обеспечить приближение фак­ тически удовлетворяемых информационных потребностей к абсолютным, а суммы абсолютных потребностей членов общества к действительным потребностям всего общества.


Означает ли это, что совершенствование справочно-инфор- мационного обслуживания приведет к слиянию абсолют­ ных и фактически удовлетворяемых информационных потребностей в единое целое, а их суммы в действитель­ ные информационные потребности. Думается, что нет. В самом деле, наличие информационных потребностей является важнейшим движущим фактором, определяющим прогресс науки и техники, ибо, как мы определили выше, информационная потребность — это потребность в знании. Таким образом, можно считать, что общество, в котором все информационные потребности удовлетворены, неспо­ собно к прогрессу. Итак, с одной стороны, удовлетворение информационных потребностей должно совершенствовать­ ся с развитием информационных систем и служб, с дру­ гой — их полное удовлетворение может привести к сниже­ нию темпов научно-технического прогресса. Однако это противоречие не является неожиданным, ибо, рассматри­ вая его, с гносеологических позиций, мы видим здесь про­ явление одного из основных законов материалистической диалектики — закона единства и борьбы противополож­ ностей.

Рассмотрим специфику информационных потребностей руководителей.

Положение руководителя отличается от положения не­ посредственного исследователя прежде всего широтой те­ матических рамок профессиональных интересов. Чем вы­ ше уровень руководителя, тем шире рамки его профессио­ нальных интересов. Но, помимо этой, чисто количественной характеристики разнообразия интересов руководителей, существует качественное различие их интересов, вытекаю­ щее из функциональной структуры органов управления (прогнозирование и планирование, координация и твор­ ческие связи, техническое перевооружение, внедрение но­ вой техники, стандартизация и унификация, социальное развитие коллективов, научная организация труда, совер­ шенствование технико-экономических показателей дея­

тельности

руководимых

коллективов).

 

 

Таким

образом,

для

характеристики

информационных

потребностей

различных

категорий руководителей следует

учитывать

их

положение

на

иерархической

лестнице

управления

(по

вертикали)

и место в

функциональной

структуре,

в

деятельности

рассматриваемого

коллектива

(по горизонтали).

 

 

 

 

 

 


Знание шпроты тематических интересов конкретного руководителя позволяет установить оптимальный объем потребной информации в первоисточниках, а значит, и степень необходимой обобщенности информации, соответ­ ствующей возможностям его восприятия, личной «пропуск­ ной» способности.

По мере увеличения степени обобщенности потребной информации соответственно снижается значение деталей. Именно поэтому руководители на уровне главка, мини­ стерства считают детали основной помехой для восприятия значимой для них информации.

Учет функциональных особенностей творческой дея­ тельности руководителей позволяет обеспечить необходи­ мую тематическую направленность при организации их информационного обеспечения. Важной особенностью информационных потребностей руководителя является то, что по мере роста административного уровня руководителя растет потребность в информации межотраслевого харак­ тера. С повышением уровня руководства увеличивается значение внешних факторов, их влияние на принятие ру­ ководящих решений. Положение руководителя усложня­ ется в связи с растущим общим значением межотраслевой информации, вытекающей из усиливающегося взаимного влияния различных областей науки и техники. Следует признать, что наши представления о межотраслевой ин­ формации очень бедны.

Долгие годы подчеркивался отраслевой принцип пост­ роения нашей общегосударственной информационной си­ стемы и недооценивалась роль межотраслевых информа­ ционных связей [57].

Существующая система весьма активно влияет на про­ цесс специализации и дифференциации в науке, но мы по­

ка

не умеем таким

же образом содействовать развитию

еще более важной

в науке закономерности — интеграции

и

взаимовлияния.

 

 

Говоря об особенностях информационных потребностей

іруководителей, следует подчеркнуть, что они располагают меньшим временем на изучение информации, чем рядовые исследователи. Это лишний раз подчеркивает необходи­ мость строгого учета конкретных информационных потреб­ ностей руководителей, освоения методов уплотнения ин­ формации в соответствии с содержанием и уровнем решае­ мых руководителем задач.