Файл: Кузнецов О.А. Информационные системы для руководителей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.07.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
Все это позволило наладить регулярное снабжение всех предприятий и организаций страны необходимой им науч но-технической информацией.
В настоящее время эта сеть органов научно-техниче ской информации превращается в подсистему общегосудар ственной автоматизированной системы управления народ ным хозяйством, где каждая отраслевая автоматизирован ная система управления (ОАСУ) имеет подсистему научно-технической информации, которая призвана вы полнять многообразные функции в науке и технике. Основ ными ее задачами являются оптимизация условий даль нейшего развития самой науки, ускорение внедрения ее открытий в народное хозяйство.
Необходимость создания автоматизированной подсисте мы научно-технической информации объясняется тем, что существовавшие органы информации не обеспечивали растущих потребностей науки, техники, практики. Если до последнего времени каждый руководитель сам справлялся с отбором и переработкой научно-технической информации, необходимой ему для организационного управления, то в современных условиях с ростом производства росла и по требность в регулярном информационном обслуживании работников сферы управления.
Для системы НТИ такая задача является новой и особен но сложной. Опыта подобной работы у информационных служб пока еще очень мало. Информационные потребности руководителей почти совсем не исследованы. Да и сам ха рактер использования научно-технической информации в процессе управления далеко еще не ясен. Вот почему эта задача становится первостепенной.
Существующие формы научно-информационной дея тельности создавались в расчете на обслуживание главным образом ученых и инженеров. Они не учитывали специфи ческий характер и условия творческой работы руководите лей в процессе принятия организационных решений.
Нужно сказать, что сам факт создания подсистемы НТИ в структуре ОАСУ еще не решает задачи информаци онного обеспечения руководителей. Как отмечает профес сор А. И. Михайлов [43], о конкретных функциях такой подсистемы обычно говорится очень мало, хотя неустанно подчеркивается все более острая потребность в надлежа щем обеспечении научно-технической информацией процес сов принятия управляющих решений.
По-видимому, в таких случаях предполагается, что именно эта подсистема НТИ и должна обеспечивать руко водителей, принимающих управляющие решения, нужной им информацией. При этом обычно не разъясняется, какая именно информация нужна для принятия тех или иных управляющих решений. Создается впечатление, что эта научно-техническая информация в принципе ничем не от личается от той, которая требуется для решения научноисследовательских, проектно-конструкторских задач.
Такая точка зрения является глубоко ошибочной. Она служит одной из причин того, что созданные подсистемы НТИ в некоторых ОАСУ фактически не выполняют такой исключительно важной функции, как обеспечение научнотехнической информацией руководителей министерств, ведомств, объединений и предприятий.
При обсуждении структуры и функций ОАСУ и ее под системы НТИ определенную путаницу вносит также не четкость используемой терминологии. Часто термином «управление» обозначается как организационное управле-
хние, так и регулирование, автоматическое управление технологическими объектами. Нужно постоянно помнить,
''\< что когда мы говорим об ОАСУ, то мы имеем в виду орга- ;-Г низационное управление, осуществляемое людьми, руководителями, а не автоматическое управление, не регули рование. Организационное управление требует специфиче ского информационного обеспечения. Вычислительные машины в ОАСУ призваны лишь помогать руководителям принимать более обоснованные, более правильные реше ния. Но вычислительные машины не заменяют и никогда
не смогут заменить руководителей.
Как же должны строиться системы информационного обеспечения для руководителей? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо найти ответ на вопрос: какова специфика научно-технической информации, в которой нуждаются руководящие кадры для Принятия организа ционных решений? Накопленный опыт позволяет считать, что к такой научно-технической информации должны предъявляться следующие основные требования: высокая степень анализа и синтеза, которым должна быть под вергнута информация; минимальный объем и максималь ная полнота информации; ее надежность и достоверность; прогностический характер информации; ее поступление в нужные моменты времени. V ^ -
Необходимо признать, что подсистемы НТИ, существу ющие в ОАСУ, еще не в полной мере учитывают специфи ку научно-технической информации, в которой нуждаются органы управления отраслями народного хозяйства. Ве домство соединяется с подсистемой НТИ одним или не сколькими каналами связи, которым придаются наивысшие приоритеты срочности обслуживания. Это дает возмож ность руководителям ведомства получать нужную им на учно-техническую информацию в кратчайшие сроки. Но часто ли пользуются такие руководители предоставлен ными им возможностями? К сожалению, это происходит отнюдь не часто. По-видимому, руководителям данного ведомства нужна совсем не та или не совсем та научнотехническая информация, которой обычно располагает в готовом виде подсистема НТИ ОАСУ. В связи с этим в последние годы в нашей стране предпринимаются попытки расширения функций систем информационного обеспече
ния. Так, например, |
предполагается |
подсистему |
НТИ |
||
ОАСУ дополнить |
сетью |
центров |
информационного |
||
анализа и синтеза, подготавливающих |
научно-техническую |
||||
информацию |
для органов управления |
отраслью. |
Причем |
||
под центрами |
понимаются |
постоянно |
действующие или |
создаваемые для решения конкретных задач немногочис ленные группы специалистов высокой квалификации, ко торые работают в соответствующих головных научно-ис следовательских или проектно-конструкторских организа циях данной отрасли. Такие специалисты сами занимаются исследованиями и разработками и поэтому наилучшим образом осведомлены об особенностях той или иной про блемы, тенденциях ее развития и т. д. Задачи подсистемы НТИ ОАСУ должны заключаться лишь в организации такой работы и в исчерпывающем обеспечении каждой задачи нужными исходными документами [43].
Одним из интересных направлений развития научнотехнической информации является разработка и внедрение интегральных информационных систем (ИИС). Появление их вызвано особенностями развития современной науки и техники [56].
Определение «интегральный» означает, что в автомати зированную информационную систему вводится всесторон няя информация о каком-либо документе, дающая целост ное (интегральное) описание его содержания. На основе данного описания автоматизированная информационная
система подготавливает все виды информационных изданий и осуществляет все виды информационного обслуживания. Таким образом, ИИС — это многофункциональная система, тогда как все другие информационные системы, как прави ло, предназначены для выполнения какой-то одной функции.
В основу построения ИИС положен принцип однократ ной исчерпывающей аналитико-синтетической обработки
каждого |
документа — журнальной |
статьи, |
технического |
отчета, |
описания к авторскому |
свидетельству и т. д. — |
|
высококвалифицированными специалистами, |
однократного |
ввода результатов такой обработки в вычислительную ма шину и многократного использования этих результатов в дальнейшем.
Таким образом, ИИС осуществляет избирательное рас пространение информации, подготовку различных инфор мационных изданий и ретроспективный поиск документов и информации. Иначе говоря, ИИС производит «расфасов ку» информационных материалов в зависимости от типа потребностей.
В ИИС находит свое воплощение принципиально новый подход к созданию автоматизированных информационных систем, который имеет целью обеспечить максимальную экономию интеллектуального труда, затрачиваемого на обработку научных документов, за счет исключения всех повторных операций. Это достигается путем создания воз можности многократно использовать в различных сочета ниях одни и те же элементы информации, однократно введенные в ЭЦВМ и постоянно сохраняемые в ней для автоматической подготовки разных информационных изда ний и для осуществления разных видов информационного обслуживания.
Создание ИИС предполагает гораздо более совершен ную организацию труда в органах научно-технической информации. На входе в систему максимально концентруются высококвалифицированные кадры научных работ ников и выполняется весь творческий труд по реферирова нию, аннотированию и индексированию научных докумен тов. В настоящее время ИИС разрабатываются в нашей стране — в ВИНИТИ — по всем основным отраслям точ ных, естественных и технических наук, а также в ряде центральных отраслевых институтов научно-технической информации.
IS
Однако следует отметить, что интегральные информаци онные системы удовлетворяют только часть информацион ных потребностей руководителей. Системы этого типа не дают руководителю обзорно-аналитическую и прогностиче скую информацию. Поэтому нам представляется целесооб разным следующее структурное построение систем инфор мационного обеспечения руководителей. Напоминаем читателям, что мы ограничиваемся рассмотрением руковод ства на уровне предприятия, промышленного объединения, отрасли. Рассмотрение вопросов информационного обеспе чения высших руководителей выходят за рамки настоящей работы.
Как известно, в Советском Союзе принят отраслевой принцип построения системы НТИ. В соответствии с этим можно считать целесообразным создание в рамках отрас левой системы НТИ подсистемы информационного обеспе чения руководителей (ПИОР).
ПИОР связана со всеми другими подсистемами НТИ своей отрасли, а также с системами НТИ других отраслей и всесоюзных информационных центров (ВИНИТИ, ВТИЦ, Г П Т Б СССР и др.).
Можно сформулировать следующие основные принципы построения подсистемы информационного обеспечения руководителей.
1.ПИОР должна помогать руководителям принимать решения по определению: научной и научно-технической политики в масштабе отрасли, подотрасли, объединения, предприятия; направлений исследования и разработок; комплекса организационно-технических мероприятий для повышения эффективности производства и эксплуатации.
2.ПИОР обеспечивает поиск, оперативное и полное доведение до потребителей научно-технической информа ции в виде: первичных документов; вторичных документов (рефератов, аннотаций, библиографических описаний); сведений (фактов), извлеченных из первичных докумен тов: синтезированной научно-технической информации (обзоры, экспресс-информации, справки, а также доклады
ит. д . ) .
Основной базой, на которой строится содержательная переработка документов и фактов, должна являться отрас левая интегральная информационная система.
3. В подсистеме информационного обеспечения руково дящих работников должна существовать горизонтальная
и вертикальная интеграция обработки информации с раз личной степенью ее обобщения.
Горизонтальная интеграция обработки позволяет рас ширить поток информации, прошедшей первичную ступень обобщений (библиографическая карточка с аннотацией или кратким рефератом, подборка рефератов или рефера тивная справка, указатели новых поступлений и другая сигнальная информация). При этом у потребителя инфор мации создается общее систематизированное представле ние о потоке информации по теме, потребитель побуждает ся к обращению к тем или иным первоисточникам, содер жащим необходимую ему детализированную информацию. Информационные потребности в данном случае носят ста тический характер и не выходят за рамки нескольких по стоянно интересующих абонента тем. Задача информаци
онного органа — обеспечить потребителя |
документами по |
его запросам, оценка и анализ их — дело |
потребителя. |
При вертикальной интеграции обеспечивается степень обобщения вплоть до высших ее форм (аналитико-сопоста- вительный обзор, экспресс-информация с критической оценкой, доклад с различной степенью детализации дан ных) . Высшие формы обобщения представляют собой само стоятельные в информационном отношении законченные документы с выводами и рекомендациями. Такая исследо вательская работа имеет глубоко научный характер. Толь ко при вертикальной интеграции обработки информации возможно удовлетворение информационных потребностей, носящих часто меняющийся, динамический характер. Основной принцип отбора — поиск документов и науковедческий анализ каждого запроса потребителя.
Организационное оформление ПЙОР может иметь раз личные формы в зависимости от конкретных условий и возможностей той или иной организации. Можно рекомен довать следующую примерную схему построения сети информационных служб, участвующих в ПИОР. В цент ральном отраслевом информационном органе — сектор или группа информационного обеспечения руководителей (ИОР). В задачи этого подразделения входит организация отраслевой ПИОР и непосредственное обеспечение инфор мацией руководителей аппарата министерства, ведомства и ведущих специалистов отрасли. В головном научно-ис следовательском или опытно-конструкторском учреждении, промышленном объединении — группа ИОР. Она обеспечи-