Файл: Живов Л.Г. Привод и автоматика самоходных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

— 200 = 40 А и п = 1480 — 1390 = 90 об/мин

6 = —

= — 0 445

 

90

 

Для нижней характеристики |3=-------- —— =

— 1,72;

для нашей

70— 46,5

 

 

характеристики с учетом уменьшения числа оборотов дизеля при увеличении нагрузки f5 = оо. Таким образом, для каждой из ха­ рактеристик жесткость и плавность иные.

Установлено, что при уменьшении числа оборотов дизеля с возрастанием нагрузки жесткость характеристик изменяется. В

1070

связи с этим диапазон регулирования при 1 = 0 равен ——= 9 85

200

’ ’

для I = 240 А (с учетом уменьшения числа оборотов дизеля)

1390

А = - ^ = 13>90 (Для / = 100 А А = 17, для I = 150 А А = 16).

Фактически диапазон регулирования не превышает 10. Остаточ­ ный магнетизм генератора не' дает возможности снизить обороты менее 100, снижение же оборотов дизеля с увеличением нагрузки

значительно уменьшает жесткость

характеристик. Однако при

А — 1-0 и максимальной скорости

каната подъемной

лебедки

7,5 м/мин минимальная скорость каната nmin = 0,0125

м/с.

Если бы можно было получить А = 30, то Пщы = 0,004 м/с. При такой скорости полностью достигаются любые скорости дотяжки и посадки груза, и поэтому диапазон регулирования, равный 30, обеспечивает любые режимы регулирования. Однако при увели­ чении Ушах до 15 или 20 м/мин диапазон регулирования должен быть существенно увеличен по максимальной скорости.

 

На рис. 9 показаны механические характеристики асинхрон­

ного двигателя МТБ

611-10 (ПВ 25%,

Р = 45 кВт, 575 об/£ин,

и

,Юо кгс-м)

при управлении

силовым контролле­

23


ром типа ККТ-68А.

При

М =

Ми (характеристика 2)

диапазон

Д = 580: 300 = 1,93,

при М =

1,2 Ми А = 580 : 220 =

2,63.

Желательно частоту вращения двигателя иметь равной 20— 30 об/мин, т. е. диапазон регулирования должен быть равен 30— 20. Жесткость характеристики 1 при Д = 50 — 38,2 = 11,8 и Дя =

=

300-— 180 =

120 (3 =

— 11,8:120 = — 0,0098 (весьма мала);

жесткость

естественной

характеристики (3 = 11,8: (590 — 575) =

=

— 0,785.

Из

анализа

характеристик 16 видно, что незначи­

тельное изменение момента на характеристиках /, 2, 3 вызывает относительно большие колебания скорости, что является весьма характерным для асинхронных двигателей с реостатным регули­ рованием.

Таким образом, краны на переменном токе имеют малый диа­ пазон регулирования и (при изменяющейся нагрузке, ветре и ук­ лоне) колебания скорости в цикле, что во многих случаях недо­ пустимо, особенно при работе по установке груза в заданную точку. Диапазон регулирования требует от существующих систем электропривода кранов значительных корректировок, чтобы по­ лучить более глубокое и устойчивое регулирование скорости.

Следующим основным параметром является эксплуатацион­ ный к. п. д. электропривода, определяемый за смену Тс. Опти­ мальный (максимальный) к. п. д. обеспечивается при нагрузке

х =

где Р — мощность на валу двигателя.

Оптимальный к. п. д. необходимо выбирать при средней квад­ ратичной нагрузке привода за эксплуатационный период, причем ее не следует смешивать со среднеквадратичной мощностью, так как последняя выбирается по наиболее тяжелому участку рабо­ ты за время, равное трем постоянным времени нагрева. Здесь же рассматривается среднеквадратичная нагрузка за продолжитель­ ное время — смену.

Электроприводы самоходных стреловых кранов работают в области малых нагрузок. Из нагрузочных диаграмм (см. рис. 1, 2 и 3) видно, что при максимальной нагрузке (Р„ — 50 кВт) электропривод работает 0,01 Тс, при 0,59 Рв период работы его в смене составляет 0,99 Тс, тогда

т. е. наивысший к. п. д. должен быть при нагрузке 0,6 Рк.

Для двигателей переменного тока, установленных на кранах грузоподъемностью 16— 100 т, при номинальной нагрузке т) = 0,8;

24


для двигателей постоянного тока, установленных на кранах гру­ зоподъемностью 25 т и более г|н = 0.85 ч- 0,88. Таким образом, при среднесменной нагрузке реальный к. п. д. гораздо ниже пас­ портного. Отсюда удельные потери электроэнергии в электропри­ воде превышают номинальные.

Удельный расход электроэнергии в кВт-ч/т является функци­ ей производительности крана:

У

Э_

+ Эа,

Д д

 

 

где Э&= РХТЦ+ Зд — постоянная

составляющая расхода элек­

троэнергии; Р.с — мощность холостого хода, включая мощность на

собственные

нужды

элек­

 

 

 

 

троприводов;

ЭА — рас­

 

 

 

 

ход энергии

на маневры,

 

 

 

 

опускание пустого крюка,

 

 

 

 

поворот крана

без груза;

 

 

 

 

Эв— переменная

часть

 

 

 

 

расхода

электроэнергии,

 

 

 

 

состоящая

из

Э'в — по­

 

 

 

 

лезной переменной

части

 

 

 

 

расхода электроэнергии и

 

 

 

 

Э"

— нагрузочных

по­

 

 

 

 

терь.

2 гл. 1

доказано,

 

 

 

 

что

В §

 

 

 

 

производительность

 

 

 

 

пропорциональна

уско­

 

 

 

 

рению груза

и, следова­ Рис.

10. Зависимость расхода

электроэнер­

тельно,

у =

/(а ).

 

гии и удельного расхода электроэнергии от

 

производительности крана Д

 

 

 

При

ускорении

ниже

 

 

 

 

 

 

 

расчетного (см. рис. 4)

 

 

на

2(J—

удельные расходы

электроэнергии возрастают почти

40% (рис. 10,

заштрихованный

участок — возможное

уменьше­

ние удельного

расхода электроэнергии). Уменьшение

у

может

быть обеспечено только автоматическими системами управления электроприводом.

Весьма важным параметром является коэффициент качества электропривода, позволяющий оценить электропривод в эксплу­ атационном отношении.

Очевидно, что среднесменная скорость цикла определяется помимо других указанных причин тем, что машинист крана в не­ которых случаях при разгоне задерживает быстрое нарастание скорости при подъеме груза, затем резко увеличивает скорость и далее снижает ее, приноравливаясь к определенным внешним возмущающим факторам — ветру, уклону и т. д.

В связи с этим эксплуатационную оценку электроприводу на­ до давать исходя из соотношения фактически затраченных по-

25


терь й?ф и потерь номинальных Wa, т. е. W$jWs. В этом соотно­ шении в скрытом виде отображены глубина регулирования, за­ грузка электропривода, потери на регулирование и т. д.

Коэффициент качества электропривода

 

 

 

 

 

 

 

Щ № * \ /

G

 

 

 

 

(4)

 

 

 

 

 

 

 

ОД

Д

Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В левой части правого члена уравнения Q, Д, №ф/1Уи— вели­

чины переменные. Назовем

эту часть динамической

составляю­

 

 

 

 

 

 

 

 

щей и обозначим ад. Но вели­

пг/(иВгп-л1)

 

 

 

 

 

чина G/Р не может изменяться

 

 

 

 

 

 

 

 

( G — масса

электродвигателя)

 

 

 

 

 

 

 

 

при данной выбранной мощно­

го

 

 

 

 

 

 

 

сти Рп. Назовем эту часть ста­

 

ьмк>1-20

 

 

 

 

тической составляющей и обоз­

 

 

 

 

 

 

 

 

начим 'ас.

 

ад характе­

 

 

 

 

 

 

 

 

Составляющая

16

 

 

 

 

 

 

 

ризует эксплуатационные

дан­

 

 

 

 

 

 

 

 

ные во всем их аспекте, состав­

 

 

I

 

 

 

 

 

ляющая ас — стоимостные дан­

п

о> 42

 

 

 

 

 

ные электропривода. При про­

р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ектировании надо

принимать

 

С

МКГ-16

 

 

 

 

наиболее

реальные

(макси­

 

 

 

 

 

 

8,0

 

 

 

 

 

 

 

мальные) значения

указанных

 

ш -з о \

 

 

 

 

 

параметров для данного крана.

 

 

\ о СНГ-60

 

 

 

Уменьшение а с увеличени­

¥

 

\ K -W 1

 

 

 

 

ем

Q

нарастает

значительно

 

I \ С К Г -63

МКГ-100

 

для

электроприводов

перемен­

 

 

 

 

К -259К -Ш К-631

°П-Ю01

 

ного

тока

(так,

для

крана

 

 

К -162

Q =

16 т,

Р =

16 кВт,

 

0 -9 --------------- JT®-1----- 0

___ I

J

о

 

^

I

 

для

крана

СКГ-100 Q =

100 т,

 

60

Н-632 80

 

ПО

Q,T

Рис. 11. .Зависимость оценки качества

Р = 45 кВт, т. е. Q увеличилось

в 6 раз, мощность

двигателя в

электропривода а

от грузоподъемно­

3 раза, а в 6 раз);

для приво­

сти крана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

дов же постоянного тока — не­

 

Выражение

 

 

 

 

значительно (рис. 11).

 

 

 

(1Уф/1Ун), отнесенное к диапазону регулирования

Д, характеризует распределение потерь на единицу

диапазона,

из

которого

видны

 

отрицательные качества

асинхронного

дви­

гателя при реостатном и любом способе регулирования и поло­ жительные качества при большом диапазоне регулирования

,системы Г— Д или системы тиристорный преобразователь — двигатель.

Чем больше а, тем ниже качество работы данной системы электропривода. Коэффициент оценки тем больше, чем ниже качественный комплекс параметров электропривода (меньше диапазон, больше расход электроэнергии, больше масса при

26


малой установленной мощности Р), поэтому при сравнении си­ стем электропривода коэффициент а различен (щ, « 2, ап).

Качество работы выше у того электропривода, у которого при основных сравниваемых равных параметрах G, Р, Q и Д меньше а, причем, если принять, что последние параметры сред­ несменные, то их должен быть также среднесменный, и он, оче­ видно, будет больше, чем при номинальных (паспортных) значениях G, Р, Q и Д.

4.КРИТЕРИИ ОПТИМАЛЬНОСТИ РАБОТЫ

Оптимальный режим работы механизма стрелового самоход­ ного крана ограничен следующими условиями: высота подъема

г.р

Н считается заданной и равной Н = j vdt, V(0 ) = 0, v^p) = 0.

о

Оптимальный режим работы кранового механизма опреде­ ляется оптимальным управлением, которое обеспечивает мини­ мально возможные потери в якоре электропривода при выполне­

нии заданного перемещения = Язад)

исполнительного меха­

низма за время

Тр при соблюдении

v — vM и I ^

/ м, где

пм — предельная

(максимальная)

скорость движения

груза

(крюка) и / м — максимальная сила

тока; или выполнение за­

данного перемещения за наименьшее время при заданном уров­ не потерь в якоре и при v — и I / м.

Конкретизация этих определений обусловливает:

1) оптимальный график скорости, ускорения и рывка. Для

механизма

поворота нужно иметь

такую

форму ускорения

(такой

темп

нарастания ускорения

da/dt,

т.

е. такой рывок),

чтобы

была

обеспечена плавность разгона

и

замедления. Для

механизма подъема необходимо весьма плавное и все увеличи­ вающееся нарастание скорости при подъеме груза;

2) минимум времени выполнения операции.

Это требование

обусловливает повышение

производительности,

причем только

благодаря оптимальному

времени переходного

процесса, так

как скорость при окончании периода разгона должна быть максимальной. С другой стороны, минимальное время процесса разгона и замедления (оптимальная скоростная диаграмма) может не обеспечить минимальных усилий и потерь энергии

вякоре;

3)максимальные усилия при минимальной мощности элек­ тродвигателя и наименьшем расходе электроэнергии;

4)оптимальное передаточное число редуктора из условия

минимума потерь в якоре (роторе) электродвигателя. Оптимальные режимы системы крана должны быть обуслов­

лены: оптимальными соотношениями рабочих скоростей при совмещенной работе механизмов (наименьшим путем или наименьшим временем); максимальной производительностью и

27