Файл: Живов Л.Г. Привод и автоматика самоходных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

!

где cQ— машинная постоянная по э. д. с. двигателя; До— сопро­ тивление якоря двигателя (при системе Г-—Д сопротивление

главной

цепи);

/г© = D\

FRk

ть— к.

п.

д.

редуктора;

Mfc = —

 

 

 

ФЧг

 

 

 

 

 

 

 

 

5 = ——------ коэффициент при статическом усилии.

 

 

 

 

СмФЧг

= Da — динамическая

и

IC= SFC— статические

Тогда

составляющие силы тока. Таким образом,

сила

тока

электро­

привода

при разгоне (замедлении) характеризуется только

ус­

корением системы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I = Da + SFC= / д+

/ с-

 

 

 

 

 

(6)

Взяв

производную от

выражения

(6),

будем

иметь

=

Dda

n

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

е. темп

изменения

силы

тока

переходного

= ------ = и р , т.

dt

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

процесса характеризует величину рывка системы. Изменение ускорения в зависимости от вида кривой нарастания сигнала определяет характер кривой нарастания силы тока, обусловли­ вает максимальную силу тока.

Рассмотрим разомкнутую систему Г— Д. Она характеризует­

ся двумя постоянными времени Т и 0. При мгновенной

подаче

полного сигнала на обмотку возбуждения

генератора

системы

Г— Д ускорение

 

 

 

 

а =

—^— (e_i/r— e_i''0),

 

(7)

 

Г—0

'

 

 

где Vo — максимальная

скорость

(скорость

холостого

хода).

Максимальное ускорение наступает, когда время начала раз-

гона

(п = - — -

 

In—

и ап= -f-( —

 

)ic r r = — Щ и а

=

а

 

Г— 0

 

0

 

0

 

 

 

 

0

 

0 ’

 

?.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* - т ^ Я- 1

 

Максимальная

от

 

пика

тока

 

равна

iM= Dan + SFс. Взяв производную

 

выражения (7),

получим

 

 

 

г —0

— е-'<0-----е-

‘■т)

;

 

(8)

 

 

 

0

 

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

взяв

производную

от

выражения

(8)

 

и приравняв ее

нулю,

получим время, за которое рывок достигнет максимума:

 

 

 

 

 

 

IП

те ,

 

т2

 

 

 

(9)

 

 

 

 

------- In —

 

;

 

 

 

 

 

 

 

 

Т — Э

0 2

 

 

 

 

максимальный рывок

 

г

 

 

 

 

е ~

 

 

 

Рм

 

 

J_

 

 

 

 

 

 

 

 

ч0

г_е__L (®i\ т~в

 

 

 

 

Г— 0

0 VТ2 J

 

 

т [ г )

 

 

 


Таким образом, величина рывка и время наступления пики рывка целиком зависят от соотношения постоянных времени Т и 0 системы электропривода. Если Т > 0, максимум рывка на­ ступит позже максимума ускорения (силы тока), но начальная пика рывка (при t = 0) будет иметь значение, пропорцнональ-

Т 2

ное In----- . Однако при различной форме нарастания сигнала

управления рывок будет иметь разные начальные значения,

di

вплоть до нуля, следовательно, темп нарастания силы тока — d*

будет различный. Для позиционных механизмов

(например,

электроприводов вращения) крана нарастание —

должно

dt

 

быть плавным (чтобы, например, резко снизить, как будет по­ казано ниже, амплитуду раскачивания груза при повороте), т. е. для получения максимальной производительности необходимо

dt

плавное (оптимальное) нарастание — = Dp. Поэтому ско- dt

ростные диаграммы всегда конкретны, и их надо рассматривать только для данного электропривода (поворота, подъемной ле­

бедки, стрелы, передвижения) исходя из выражения — = Dp dt

при плавном его изменении как в периоды разгона, так и в пе­ риоды замедления, вообще в переходных режимах.

1 Однако после плавного и мягкого страгивания груза с на­ чальной точки ,(рывок нарастает с нулевого значения) ускорение должно быть максимально возможным по технологическим и эксплуатационным условиям. В конце разгона при переходе на равномерную скорость ускорение должно плавно приближаться к нулю. Темп изменения силы тока по определенным заданным законам дает возможность добиться пуска привода и механиз­

ма

без толчков, исключить

толчок в начале

процесса (при

t =

0) и получить такое распределение рывка на всю

площадь

диаграммы разгона, которое

ббеспечивает малую

его

величину

и относительно малую силу пускового тока. Соблюдение точной наперед заданной формы кривой скорости в целях получения максимальной для данных параметров производительности оп­ ределяет рывок как один из главнейших параметров скоростной диаграммы и в конечном итоге обусловливает необходимость применения для электропривода кранов автоматических систем управления, отрабатывающих оптимальный рывок.

В любых случаях качество рывка зависит от системы управления электроприводом. В настоящее время регулирова­ ние скорости на отечественных кранах, а также некоторых кранах зарубежных фирм осуществляется ступенчатым выклю­ чением сопротивлений в цепи обмотки возбуждения генератора дизель-электрической станции или в роторной цепи асинхронных двигателей.

2 Зак. 801

33


Рассмотрим разомкнутую систему регулирования Г-Д. При­ нимаем, что кривые намагничивания генератора и возбудителя генератора линейны. Нарастание скорости вращения двигателя рассматриваем с момента, когда сила тока в цепи двигателя равна силе тока статической нагрузки (t = 0, v = 0, / = / с) и, кроме того, когда привод под нагрузкой имеет установившуюся

линейную скорость v0, а без нагрузки у0 +

Лас, где Днс — умень­

шение скорости под влиянием нагрузки.

Время

запаздывания

t3 определяет время нарастания силы

тока от I — 0 до /

= / с.

Такое условие равносильно переносу

координат

из точки

t = О

и /

= 0 в точку, когда I = / с, и t — t3, так как принимаем окон­

чание периода t3 за начало отсчета времени

(t = 0,

v = 0 и

/ =

/с).

 

 

 

Уравнения скорости для &-й ступени

 

( 10)

 

vk= v0k+ AlkeP^ + A2ktP^,

 

 

ускорения

 

 

 

ak = -7T = A\kPi eP,i + AikPz epsi;

 

( П )

 

at

 

 

 

рывка

 

 

 

p = р\АкеР>< + p\Ak&J\

 

( 12)

 

ощущения

 

 

 

О= p\Akep>*+ p\AkePj(.

 

(13)

 

Постоянные интегрирования равны:

 

 

 

P2(P 0 k ~ a k - l .

 

 

 

Р г ~ Р \

 

(14)

 

P i< P o k ~ a k - i

 

 

 

Aik

 

 

 

Pi— P2

 

 

где <p0fc = Vk-i voh\ для первой ступени nfe_i =

0, ak-1

= 0.

 

Уравнению (10) соответствует характеристическое урав­

нение

 

 

 

(1 + ^р) (1 + ®р) = 0;

 

(15)

корни уравнения

 

 

При исследовании и расчете системы важно определить оптимальное число ступеней сопротивлений, выключаемых из цепи обмотки возбуждения генератора. Как показали исследо­ вания, для системы Г— Д в диапазоне мощностей 20— 70 кВт оптимальное число ступеней сопротивлений q = ti/tq, где t\— время разгона, tq — время работы системы на ступени, причем для всех ступеней разгона tq принимается одинаковым. Для оте­

34


чественных кранов с электроприводом постоянного тока значе­ ния Г и 0 стабильны, поэтому величина t\ почти постоянна и равна 0,6— 0,7, количество ступеней при времени разгона t\ составляет 10— 11, а не 5, как принято на кранах.

Рис. 14. Зависимость пути, скорости, ускорения, рывка,

ощуще­

 

ния, силы тока от времени:

 

 

 

 

 

1 — заданная скорость; 2 — фактическая

скорость;

3 — а = Ц1)\

4 —

р = f(f); 5 - Х = nt)

(Г = 1,5; 0 =

0,2

с); S - 0

= Ht):

7 - J =

i(t)

при Q = 25 000 кг; S

то же, при Q =

10 000 кг; 9 — то же,

при Q = 0 кг

На рис. 14 показаны зависимости пути, скорости, ускорения, рывка и ощущения от времени для четырех (при пяти ступенях командоконтроллера) ступеней разгона электропривода подъ­ емной лебедки крана грузоподъемностью 25 т. Зависимости рассчитаны для вариаций Т и 0 по формулам (10) — (13) на ЭВМ «Раздан-3» (все дальнейшие расчеты произведены на этой машине). Чем больше Т при данном 0, тем меньше рывок р, ощущение О и меньшее число ступеней q при постоянных вели-.

2* 35

чинах ускорения.

Для Т =

1,5 с и 0 = 0,02

с, р = 0,16 м/с3,

для

Т = 0,5 м/с2 и © =

0,02 с р =

0,21

м/с3. При переключении

с од­

ной ступени на другую рывок и ощущение имеют пики,

причем

наибольшая

пика

отмечается

в начале

разгона. Ускорение

колеблется от 0,23

до 0,16 м/с2

(расчетное

0,0188 м/с2).

Внизу

рисунка показаны значения силы тока / =

/ 0 + / дага для

нагру­

зок, равных 0,

10 000 и 25 000 кгс. Кривые силы тока полностью

Рис. 15. Зависимость скорости, ускорения, рывка, ощущения, силы тока, пути от времени при включении двигателя на полное напряжение:

1 — V =

/(<); 2 - а ~ f(t); 3 — р - /(*); 4 - х =

f(t);

5 — О = f(t); 6 - I -

!(t)

при Q =

25 т; 7 — то же. при Q = 10 т; в — то же,

при Q = О

 

повторяют очертания кривых ускорения.

Осциллограммы

пол­

ностью подтверждают расчетные кривые. При уменьшении общего времени разгона при тех же значениях Г и в пики уско­

рения и рывка увеличатся. При количестве 'ступеней

10— 11 и

тех же величинах Г и 0, но при времени ступени Т =

tx кривая

скорости

нарастает более плавно. Зависимости

v — f(x);

а =

= f(u );

р = f{a)

показывают на ступенчатый

(пикообразный)

характер ускорения, значительный пик рывка

(при

/ = 0)

на

первой ступени

и почти постоянный пикообразный

характер

рывка на последующих ступенях.

 

 

 

36


Несмотря на то, что скорость на каждой ступени, особенно на первой, носит S-образный характер, рывок имеет максималь­ ную пику при t = 0, большую, чем при других способах пуска.

Интересно проанализировать процесс разгона при подаче максимального (одноступенчатого) импульса. Процесс описы­ вается уравнением, в котором t\— полное время разгона. Урав­

нение показывает характер изменения рывка

(для

Г =

1,2 и

0

= 0,1 с) (рис.

15). Время t\ обусловливается величинами

Т и

0.

Рывок при 0

= 0,1 с больше,

чем при © =

0,2 с.

чем

при

 

При Т = 0,5

пика ускорения

наступает

раньше,

Т =

1,2 с.

 

при t = 0 равно нулю,

но рывок при £ =

Ускорение (усилие)

= 0 максимален и в 2,5

раза

больше,

чем

при

ступенчатом

разгоне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У значительного числа кранов электропривод работает на

переменном токе.

При ступенчатом управлении процесс описы­

вается следующими уравнениями:

 

 

 

 

 

 

скорость

 

/

2mt

\

 

 

 

 

 

 

 

 

v =

 

 

 

 

 

(16)

 

 

 

2mt

(»с— Чс)-+°к,

 

 

 

 

 

Л В е 0* — A j

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л + В е6к

 

 

 

 

 

 

 

• где

 

р

 

 

 

статическое усилие;/*^—

 

— \Fс — номинальное

опрокидывающее

F к

 

В = т + х'\

х’ =

1— s;

5 — скольже­

усилие;

ние;

0 К— электромеханическая

постоянная

времени

на любой

ступени сопротивлений; А = т х'\ vc — синхронная

скорость;

vK= v0 (1 — sK) — скорость движения

груза,

соответствующая

критическому скольжению sK;

 

 

 

 

 

 

 

ускорение

 

 

 

2mt

 

 

 

 

 

 

 

dv = а

 

 

 

 

 

 

 

(17)

 

 

4 т М В е 0к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

dt

 

/

2m*N2 ^

c

k)’

 

 

 

 

 

0 К \A + В e 0K /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2mf

 

2mt

 

 

 

 

 

d2v

8/n3

 

B e 0* — 2 e2 В

 

 

 

A +

(18)

 

 

dt2

 

- Л В е 0к

 

 

 

 

J

 

 

9 2

 

(

 

& Y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\A + Be

 

 

На рис. 16 показаны для двух первых пусковых ступеней (при пятиступенчатом контроллере) двигателя подъемной ле­ бедки крана К-162 =16 кВт, п = 750 об/мин) расчетные ско­ рость, ускорение и рывок, равные соответственно v — 0,401 м/с, а = 0,33 м/с2, р = 0,276 м/с3. Начальное ускорение на первой

37