Файл: Живов Л.Г. Привод и автоматика самоходных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

минимальным временем выполнения операции механизмами крана при их совмещенной работе; при оптимизации работы крана в целом на основе автоматической системы управления краном.

5.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕШЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ

В1958 г. Л. Б. Гейлер поставил и решил следующую задачу.

Задана

 

высота

подъема

Н, время Тр и скорость ом, причем

Ода = 0

и

;(гр) =

0.

Каким должен быть закон движения, т. е.

v = f(t),

чтобы

на

всем

протяжении Н функция а = dvjdt

наименее уклонялась от нуля. В этом случае график скорости

представляет собой

треугольник. Наименьшее

время рабочей

части цикла

Т'р

=

2 Н/а„

где

amin — наименьшее

ус­

корение.

Оптимум ускорения

а 0пт = 2омДрт1п>

где ом — макси­

мальная скорость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименьшие потери энергии будут при диаграмме в виде

равнобедренного треугольника

 

(at = а3). Оптимальный эквива-

лентный

момент Ма

пропорционален

оптимальной

скорости

ОПТ — 0, /6

«,/

/ "

Мн_

где k =

 

GD®

(для

кранов

£ =

0,2 -н

 

 

--------

0,3),

т.

е.

&м опт

лежит

в

G°lor

 

относительно

высо-

пределах

ких значений. При ограничении по скорости треугольная диаграмма переходит в трапецеидальную. Время Tv определяет­

ся формулой

(3).

Скорость

трапецеидального

графика будет

 

 

 

Г„(трапеция)

г /

ом

будет оптималь-

меньше треугольного и —

------- — = f ( ——

 

 

 

Гр (треугольник)

\ ом0

 

ным, когда

ом _

q s и

Гр(трапеция)

=

j 2

При трапеце-

 

Омо

Гр (треугольник)

 

 

 

идальном графике продолжительность цикла будет на 20% боль­ ше, скорость на 50% меньше, а Мэ на 30% меньше, причем рывок для треугольного и для трапецеидального графиков нара­ стает в момент пуска, что для привода поворота делает эти графики неоптимальными не только из-за физиологических; ощущений машиниста.

На основе вариационного исчисления Ю. П. Петров обобщил некоторые выводы из теории электропривода и сделал попытку определить параметры оптимальной скоростной и нагрузочной токовой диаграмм. Уравнение, связывающее потери энергии, перемещение и время, имеет вид

Q '= - 4 f

+ ^ P-

 

(5>

у р

 

 

 

где А — число, зависящее от формы диаграммы

скорости;

а —

путь, пройденный механизмом

в относительных

единицах,

где

28


за единицу пути принят путь, пройденный за время t = 0 с; 0 — электромеханическая постоянная времени.

Когда начальная и конечные скорости равны, момент сопро-

м

тивления Мс постоянный, [л, = ц0 = -——‘ Основные характерн­

ей

стики оптимальной диаграммы (по Петрову) — это параболиче­

ское нарастание скорости

и линейный спад тока.

Как доказал

Н. И. Ерофеев, скорость

6//

минимальный

v = — (Tptt2), т. е.

момент (минимальные потери) достигаются при разгоне меха­ низма подъема, подчиняющегося параболическому закону.

Для параболической диаграм-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

угольной диаграммы А — 16, т. е.

 

4.5

_______д

 

 

 

А на 33% больше, чем при опти­

 

5,0

 

 

 

 

 

 

 

муме, т. е. полностью отрицаются

 

 

 

/

/

 

 

 

 

2.5

 

 

 

 

 

положения Л. Б.Гейлера. При за­

 

1 Т

1

 

 

 

 

 

7

 

 

коне управления током якоря по

 

" 0LW 15

25

 

 

65

WOQ.T

дуге

окружности А =

17,4

 

(на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

44% больше, чем при оптимуме).

 

Рис.

12.

Зависимость

М с/Мв,

При

законе

управления

током

 

уИс/Мдпп от грузоподъемности для

якоря по закону синуса А =

19,74,

 

двигателей кранов грузоподъемно­

или

потери

увеличиваются

на

 

стью 16, 25, 63 и 100 т:

 

 

1 -

Мс /Мт , вращения;

2

 

65%. Различие между

законами

 

вращения;

3

М* /Мс

подъема;

управления

сглаживается

 

при

 

4 — Мс / ,УдШ1

подъема

 

 

 

статической нагрузке.

 

 

 

 

что потери в якоре склады­

Из анализа формулы (5) видно,

ваются

из двух

частей: из Аа2/Т3— потерь,

затрачиваемых

на

разгон

и торможение

и зависящих

от

закона

управления,

и

p27’

— потерь,

зависящих

от

статической

нагрузки

и не зави­

сящих от законов управления.

 

р. (при

р =

MJMn <С 1)

и

Только при

малом

значении

Мд,,,,

>

Мс скоростная

и токовая

 

диаграммы

приближаются

к оптимальной. Поэтому весьма важно установить возможность применения указанных положений к стреловым самоходным

кранам. Для кранов грузоподъемностью 25, 60 и 100 т (рис.

12)

отношение р = МС/МП для двигателя вращения

(кривая 2)

ле­

жит в пределах 0,5— 0,6;

для двигателя подъема

(кривая <3) —

1,0— 1,2. Отношение

составляет для двигателя

враще­

ния (кривая 1) 1,4; для двигателя подъема (кривая 4)

— 8—Д

Для кранов на переменном токе эти параметры имеют анало­ гичные значения. Из анализа соотношений Мс/Мв и MJMf„щ следует, что второй член выражения (5) является решающим при выборе оптимальной кривой разгона для привода кранов. Таким образом, так называемая оптимальная параболическая диаграмма не обеспечивает электроприводам стреловых само­ ходных кранов каких-либо преимуществ и качественно не может превалировать перед другими очертаниями скоростных диаграмм.

29



На рис. 13 показаны параболическая диаграмма 1 (100% — линия абсцисс), треугольные диаграммы 2, 5, а также диаграм-»

мы 3, 6, описанные

по дуге

окружности,

 

и 4,

7 — по

закону

синуса для двух маховых масс поворотного

механизма

GD2 =

= 0,85 кг - м2

(кривые 2, 3, 4)

и GD2 =

3,12 кг •м2

(кривые 5, 6, 7).

При Мс/Мп = 0,585 разница

в затрате энергии составляет всего

oL у

 

 

 

 

 

 

 

 

лишь 10%; при Мс/М„ =

1 эта раз­

 

 

 

 

 

 

 

 

ница не превышает 3%. При GD2 =

7,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

= 0,85 кг-м2

преимущество

так

1

*

 

 

 

 

 

 

 

 

называемой

 

оптимальной

диа­

wo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

граммы исчезает гораздо быстрее.

wo

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

 

трапецеидальную диа­

 

 

 

$

 

 

 

 

 

грамму

максимально

приблизить

\ V 5 \

\7

 

 

 

 

 

к оптимальной, то при ц = 0, со­

no

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

7

 

гласно Ю.

П.

Петрову,

потери в

100 1 ^

^ < 4

 

 

якоре всего на 12,5% больше, чем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

при

оптимальном

управлении.

о

 

о,г

 

ол

о,б

 

0.8м -

Однако

при ц = МС/МИФ 0 для

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стреловых

самоходных

 

кранов

Рис.

13.

Зависимость

Q'/Qa

от

ц =

0,5 н- 1,0 н разница будет со­

М е/М„

при

различных

способах

ставлять

1—2%.

 

 

 

 

 

разгона и замедления

электропри­

 

При управлении (при наличии

вода поворота крана К-255

 

ограничения по скорости) время

ti/2,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гр

состоит

из

участков разгона

торможения t j 2 и равномерного хода

 

Гр — 1\. Тогда потери

энергии при максимальной скорости |Зо = со/сон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q 1 =

 

Ро + 1-1бГр

 

 

 

 

 

 

 

 

При р, =

Мс/Мн = 0,5 4-1,0,

а

также

при

отсутствии

огра­

ничения по скорости

исчезает разница

между

параболической

диаграммой

(q 'a)

 

и другими,

отличными

от нее

по начерта­

нию

диаграммами

 

(Q')

для

р = 0,5 -г-

0,6 8— 10%;

для

р =

= 0,84-1,0 — не

более 1%.

Поэтому

оптимальная

диаграмма

для диапазона нагрузок

рассматриваемых

кранов

мало

 

отли­

чается

от

 

других

 

диаграмм,,

не

оптимальных,

по

мнению

Б. П. Петрова. В связи с этим

надо

отметить,

что

и выводы

Н. И.

Ерофеева

о том,

что

параболическая

диаграмма

 

опти­

мальна,— неправильны, так же как и его выводы об оптималь­ ном законе изменения величины сопротивления при работе электродвигателя в период разгона. Они основываются на выводах Ю. П. Петрова, которые для электропривода кранов не могут, как доказано, быть применены.

При уточнении вопросов, относящихся к оптимальной скоростной диаграмме треугольного (МТ) или параболического (МП) начертания доказано, что путь сомт = 0,85мп , потери

30


в якоре при трапецеидальной диаграмме на 22,5% меньше, чем при позиционировании по параболической диаграмме.

Параболическая диаграмма не является оптимальной исходя из того, что, во-первых, ускорение двигателя при использовании параболической диаграммы является ограниченным, во-вторых, оптимизация цикла требует максимальной производительности, что обусловливает полное использование двигателя по ускоре­ нию, т. е. минимизация цикла по времени требует, чтобы при а = «max применялась трапецеидальная диаграмма. При пара­ болической диаграмме ускорение а должно быть меньше птах,

КОГДа Тр )> T’pmin-

6.ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ КРАНА ПРИ СТУПЕНЧАТОМ НАРАСТАНИИ СИГНАЛА УПРАВЛЕНИЯ

Ускорение характеризует темп изменения скорости при раз­ гоне (замедлении), так же как темп изменения ускорения обу­

словливает рывок

В некоторых случаях необходимо

знать темп изменения

рывка, который назовем ощущением

( 0 = - ^ - = - ^ - = ^ - ) .

В период разгона (замедления) уско­

рение в общем случае возрастает до определенной величины, а

затем,

когда сигнал управления снимается,— спадает. Такой

режим характеризует номинальный рывок.

Среднее ускорение

пСр =

п„/2, время разгона t = 2~о/ап, причем

пн = M/J — номи­

нальное ускорение, развиваемое двигателем при разгоне вхоло­ стую под действием номинального момента /Ии(/ — момент Ингр­

ам

------ >

где

ции двигателя). Номинальный рывок рн = — •=

шн

Ясон

 

сон — угловая частота.

Остановимся несколько подробнее на определении рывка. Сила тока в переходном режиме

GD2

с!п

| Мс

 

 

3/ 5см

dt

см

 

 

где си — машинная постоянная

по

 

dn

30mdv

моменту; •— •= — -— = а

 

 

 

dt

nR6dt

ускорение (замедление) системы;

а =

■ — линейная ско-

рость каната; Дд —•радиус

барабана

ЗОф

 

подъемной лебедки;

Ф — передаточное число.

 

 

 

 

Таким образом,

 

 

 

 

/ = _30фс^ 0 а

= kQa + SF

 

URcRo

см

 

 

 

31