Файл: Домбровская М.М. Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ложения, затяга штифта, посадки втулки на вал, размера соеди­ нений, материала втулки, формы штифта.

В процессе измерения штифтовое соединение нагружалось моментом MBV = 0-f-Mmax- Интервал измерения был равен 0,27Wmax. Максимальная нагрузка определялась из условия посто­ янства максимального напряжения среза в штифте для всех раз­ меров соединений: т Ш а х ~ 5 кГ/мм2.

А- А

Рис. 1. Конструкции опытных образцов соединений коническим штиф­ том (а) и цилиндрической (б), призматической (в) и сегментной (г)

шпонками.

Для соединений разных размеров (табл. 1)

величина

Мтах

соответственно принималась равной 50, 230 и 900

кГмм.

 

Измерения

производились

при плавном

и

скачкообразном

изменении нагрузки.

 

 

 

 

 

 

Давление на поверхности штифта от усилия его запрессовки

определяется

формулой

 

 

 

 

 

 

 

P = n d

P ,

f> кГ\мм2,

 

 

(3)

где Р—усилие

запрессовки;

/ — коэффициент

 

трения при

за­

прессовке (/ = 0,2); гішт диаметр

штифта; / Ш т

рабочая длина

штифта, равная диаметру втулки:

/ щ Т — £ > в т .

 

 

 


 

 

 

 

 

Таблица

1

Размер соединения

°вт

 

В'А'

ТА'

1'А'

 

 

 

 

 

 

 

 

К о н и ч е с к и е ш т и ф т ы

 

 

 

I

5

10

1,5

3,5

3,5

5,5

I I

10

20

2,5

7,0

7,0

9

 

I I I

15

30

4,0

10,5

10,5

12,5

 

Ц и л и н д р и ч е с к и е ш т и ф т ы

 

 

 

I

6

12

1,5

4

5,5

6

 

I I

10

20

2,5

8

9,5

10

 

I I I

15

30

4,0

11

12,5

13

 

Измерения

производились при

начальных

давлениях

на

по­

верхности штифта 1, 3 и 5

кГ/мм2.

 

 

 

 

 

Для сборки соединений с заданным затягом штифта было создано специальное приспособление (см. § 2).

Для сопряжения втулки и вала применяли скользящую, на­ пряженную и плотную посадки, выполненные по второму классу точности.

 

Размеры соединения в миллиметрах приведены в табл. 1.

 

Соединения

 

коническими

штифтами

варианта I I были

изго­

товлены с различными

соотношениями между

диаметрами вала

1

J.

,

^шт

 

1 1 . .

 

 

 

dB

и штифта

dmT:

——=——

 

 

 

 

 

 

 

а в

 

о

5

 

 

 

 

и

При диаметре вала

d B =1 0 мм

штифты имели диаметр

2; 2,5

3 мм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалом

валиков

служила

сталь

40,

материалом

штиф­

тов — сталь У8А. Втулки

изготовлялись

из материалов,

приме­

няемых в приборостроении для зубчатых колес: стали 40, латуни ЛС59-1, дюралюминия Д1, текстолита.

Испытанию было подвергнуто 30 образцов штифтовых соеди­ нений коническими штифтами, 72 — цилиндрическими. Каждый

вариант

соединения

коническими штифтами был изготовлен

в пяти

экземплярах,

цилиндрическими — в двенадцати. Мини­

мальное количество образцов при варьировании трех переменных

в р , dB, dmT

— для штифтовых соединений, М в р , dB,

b—для

шпоночных)

составляло 23 = 8 (см. [26]).

 

В шпоночных соединениях суммарная деформация <р2

вызы­

вается закручиванием вала и втулки на угол <рк в пределах

длины

их сопряжения, смятием контактных поверхностей шпонки и паза

и сплющиванием шпонки

(основная составляющая

<р), смятием

в контакте вал—втулка (<рВт) •

перечисленных

деформаций,

Для сегментной шпонки, кроме

существенным оказывается

также

изгиб сегмента

в плоскости

поперечного сечения соединения.


Основной целью экспериментального исследования шпоноч­

ных соединений было

определение зависимости

их деформации

от размеров деталей

и нагрузки при

прочих постоянных

пара­

метрах.

 

 

 

 

 

Материалом валов, втулок, призматических и сегментных

шпонок была выбрана сталь 40. Цилиндрические

шпонки

изго­

товлялись

из калиброванного прутка

инструментальной

стали

У8А *.

 

 

 

 

 

Чистота

обработки

поверхности всех шпонок соответствовала

7-му классу, для чего призматические и сегментные шпонки под­

вергались шлифованию. Шпоночные пазы имели

чистоту обра­

ботки поверхности не грубее 5-го

класса.

 

 

 

 

 

Сопряжение вала и втулки выполнялось

по плотной

посадке

2-го класса точности,

призматических

и

сегментных

шпонок

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

 

 

Размер­

 

Размер

соединения

Параметр соединения

Обозначение

 

 

 

 

 

ность

 

I

 

П

i n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диаметр: вала

MM

 

5

 

10

15

втулки

DBT

MM

10

 

20

30

Длина втулки

L

MM

 

7

 

13

25

Момент

Мвр

кГмм

50

 

250

1000

П р и з м а т и ч е е к а я ш п о H к a

 

 

 

Ширина

Ъ

MM

2

 

 

3

5

Высота

h

MM

2

 

 

3

5

Длина

1

MM

7,0

 

13,0

20,0

Координаты

 

MM

1,4

 

3

4,5

 

MM

3,4

 

6

9,5

 

 

 

Ц и л и н д р и ч е е к а я ш п о н к a

 

 

 

Диаметр

d

MM

1,5

 

2,5

4,0

Длина

1

MM

5,0

 

10,0

15,0

Координаты

хх

MM

1,7

 

3,7

5,2

 

MM

3,2

 

6,2

9,2

 

 

 

С е г м е н т и а я ш п о и к a

 

 

 

 

Ширина

b

MM

1,5

 

3

5

Высота

h

MM

2,6

 

5

9

Длина

I

MM

6,8

 

12,6

21,6

Радиус

P

MM

3,5

-

6,5

11,0

Координаты

 

MM

0,6

 

1,0

0,5

•*2

MM

3,2

 

6,0

9,5

 

 

* ГОСТ Зі28—60 предусматривает для штифтов более дешевую сталь 45. Однако для точного механизма требование высокой жесткости часто является более важным, чем низкая стоимость изделия, поэтому приборостроительные нормали рекомендуют для изготовления штифтов сталь У8А.



конце съемный диск 4, посредством которого на валу создается нагрузочный момент. Диск имеет канавку под гибкую нить, точно центрированную по его посадочному отверстию. Это обес­ печивает неизменность плеча приложенных сил при закручива­ нии валика.

Гибкие связи 2, 8, 9 и 1, прикрепленные к диску 4 и перекину­ тые через вспомогательные ролики, несут на свободных концах грузы соответственно 13, 12, 11 и 14.

В качестве гибкой связи использовались шелковые и капроно­ вые нити (для малых и средних соединений), а также стальные струны (для крупных соединений).

С помощью грузов 12 и 13 прикладывался момент вращения, образованный парой сил. Это направление момента условно счи­

талось положительным. Для

удобства

учета

нагрузки М в

р мо­

мент Мп,

вызванный

весом нагрузочных подвесов

10,

компенси­

ровался

моментом

противоположного

знака

с помощью грузов

И и 14.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На уровне

сечения / — /

валика

3

закреплялось

узкое

зер­

кало 6

(3X18

мм).

Поворот

его при

нагружении

образца

конт­

ролировался

автоколлиматором.

 

 

 

 

 

 

В поле зрения автоколлиматора находилась горизонтальная шкала с ценой деления 30". Блик, представляющий собой верти­ кальный штрих на светлом пятне, перемещался вдоль шкалы. Отсчет снимался с оценкой 0,1 деления, т. е. с точностью 3".

Угол поворота зеркала 6 можно считать суммарной деформа­ цией штифтового соединения, так как сечение втулки 2—2 (см. рис. 1) при всех нагрузках остается неподвижным. Последнее было установлено с помощью измерений, в процессе которых зеркало было закреплено на поверхности 2—2 втулки. Для опре­ деления распределения суммарной деформации по элементам соединения зеркало устанавливали на торцевой поверхности втулки В—В и выступающих концах штифта.

На рис. 3 показано приспособление для запрессовки штиф­ тов, позволяющее контролировать усилие запрессовки. В нем ис­

пользован рычаг второго рода с отношением плеч

1 :4. На

боль­

шом плече рычага подвешен груз, на расстоянии

малого

плеча

от оси запрессован шарик диаметром 3 мм, передающий усилие запрессовки на штифт через промежуточную латунную про­ кладку.

При запрессовке штифта весь узел свободно лежит на призме, установленной неподвижно на основании и центрированной отно­ сительно конца малого рычага.

Приспособление позволяет выполнять сборку соединений ко­ ническим штифтом с заданным затягом.

Максимальный предварительный затяг конических штифтов для соединений всех размеров соответствовал давлению на их