Файл: Домбровская М.М. Жесткость штифтовых и шпоночных соединений вала и втулки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

посадка втулки на вал плотная, удельное давление на поверхно­ сти штифта от запрессовки равно 5 кГ/мм2.

Внутренняя ветвь OA является характеристикой первого нагружения. Она имеет вид степенной функции и при увеличении нагрузки становится близкой по характеру к линейной.

При уменьшении нагрузки, а затем и изменении ее направле­ ния, соответствующее изменение деформации выражается уча­ стком АА'В. Цикл нагружения завершается ветвью ВВ'А.

При многократном повторении полного цикла нагружения кривая, начиная с пятого или шестого цикла, становилась прак­ тически замкнутой и почти не меняла своего положения.

Характер приложения нагрузки не влияет

на

деформацию.

При скачкообразной нагрузке (0, + 1 , — 1 , +2,

—2

кГсм и т. д.)

значения

деформации соответствуют внутренней

ветви АОВ

(рис. 4, а),

которая вписывается в петлю плавного

нагружения.

Расхождения восходящей и нисходящей ветвей свидетельст­

вуют о наличии в соединении значительного

поверхностного

трения.

 

 

 

Из графика видно, что уже при самых незначительных на­ грузках суммарная деформация штифтового соединения дости­ гает нескольких угловых минут и становится соизмеримой с сум­ марной инструментальной ошибкой зубчатых колес, изготовлен­ ных по четвертой степени точности.

Затяг штифта

Кривые рис. 4, б характеризуют деформацию соединения раз­ мера I при затягах штифта, соответствующих удельным давле­ ниям на его поверхности pi=l кГ/мм2, р2=3 кГ/мм2, рз = = 5 кГ/мм2.

Зависимость деформации от затяга штифта при максималь­

ных нагрузках для размеров I — I I I соединений

изображена на

рис. 4, е. Из рисунка видно, что с увеличением

затяга деформа­

ция резко уменьшается. При удельных давлениях на поверхно­

сти штифта, близких к р = 5 кГ/мм2,

изменение деформации с уве­

личением затяга становится незначительным.

 

 

Кривые /, / /

и / / /

получены

для соответствующих

размеров

соединений коническими штифтами.

 

 

 

Эксперимент

показал, что при

ручной

запрессовке

штифта

для соединений

всех

размеров

достигается

удельное

давление

р=4 + 5 кГ/мм2. Это

было установлено следующим

образом.

Для

нескольких

соединений

снимались

характеристики,

подобные

изображенным на

рис. 4, е.

При

этом затяг

устанавливали с помощью приспособления. Затем штифты выко­ лачивали и их повторную запрессовку производили вручную. Для вновь собранных соединений измеряли суммарную деформацию в том же силовом режиме.


q.i/глмі/н

s

ер, угл мин

I

n l _

і

1 1 1 1

 

л I

-J

 

І

1—

0

t

2 3

4- р,нГ/ммг

u

 

1

2

 

.3 К

Рис. 4 . Результаты исследования конических штифтовых соединений.

Использовав полученные ранее характеристики, по новому значению деформации определяли значение затяга.

Результаты, приведенные выше, были получены при много­ кратном повторении ручной запрессовки разными сборщиками.

Посадка втулки на вал

Характер сопряжения втулки и вала сильно сказывается на угловом отставании втулки от вала, принятом за суммарную де­ формацию соединения. На рис. 4, г, д даны характеристики де­ формации ф 2 соединения стальной втулки и вала, выполненного по плотной (г) и ходовой (д) посадкам.

Суммарный угол <р2 соединения, характеристика деформаций

которого приведена на рис. 4, г, складывается из упругих

дефор­

маций его деталей. В другом соединении (см. рис. 4, д),

кроме

упругих деформаций, имеются смещения в зазорах.

 

Наличие

зазора в соединении

вала и втулки,

образующегося

в результате

подвижной посадки, объясняется, как правило, тем,

что при запрессовке конического штифта затяг возникает

только

в одной паре деталей: штифт—вал или штифт—втулка.

 

Из графика видно, что упругий мертвый ход соединения (см.

рис. 4, г) составляет при максимальном затяге 8'.

 

 

В соединении (см. рис. 4, д),

кроме упругого

мертвого хода,

равного также 8', имеет место и

кинематический

мертвый ход,

вызванный смещением деталей в зазоре, который равен 28'. Сле­ довательно, суммарный мертвый ход последнего соединения ра­ вен 36'.

Измерения суммарной деформации соединений размера I с латунными втулками для разных посадок втулки на вал дали следующие результаты:

Посадка втулки на вал

Угловое отставание

по второму классу

вала от втулки,

точности

угл. мин

Ходовая

9,0

Скользящая

8,0

Плотная

6,2

Напряженная . . . .

5,4

Приведенные данные получены при нагрузке MBV — bO кГмм и удельном давлении на поверхности штифта, возникающем в ре­ зультате его запрессовки, р = 5 кГ/мм2.

Уменьшение суммарной деформации соединения <р2, вызван­ ное увеличением натяга между втулкой и валом, объясняется тем, что часть нагрузки затрачивается на преодоление трения на поверхности сопряжения этих деталей, и тем самым облегчается работа штифта. Если момент трения между валом и втулкой пре­ вышает нагрузку, то соединение вала и втулки работает как


прессовое, и детали деформируются совместно, как монолитный ступенчатый вал.

Впрессовых соединениях момент трения превышает нагрузку.

Висследованных же соединениях нагрузка превышала момент трения от посадок, поэтому освобождение штифта от нагрузки

было частичным, а суммарная деформация соединения <р2 оста­ валась значительной.

Размеры соединения

С увеличением размеров соединения деформация умень­ шается (рис. 4, г). На рисунке К — масштабный коэффициент.

Чем крупнее соединение, тем точнее изготовлены его детали. Это утверждение относится в равной степени и к форме штифтов и к форме отверстий.

Результаты исследования

формы

конических

и

цилиндриче­

ских штифтов приведены в §

13.

 

 

 

 

 

 

 

 

Уменьшение погрешностей

формы

с увеличением

размеров

в свою очередь приводит к уменьшению удельного веса

контакт­

ных деформаций и соответственно к

общему

уменьшению сум­

марной деформации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотношения диаметров штифта

и вала

. были

выполнены

в трех вариантах. В соединениях

размера I I

были

поставлены

штифты с диаметрами 2; 2,5 и 3

мм.

 

 

 

 

 

 

При измерении деформаций

были

получены

одинаковые ре­

зультаты для всех трех вариантов: ф 2 = 2 , 5 ' . Измерения

произво­

дились при нагрузке М в р = 230 кГмм

и затяге штифта,

соответст­

вующем удельному давлению

на

его

поверхности

р = 5

кГ/мм2.

Материал втулки

і

Влияние материала втулки на суммарную деформацию иссле­ довали на примере соединения коническими (для размера I) и цилиндрическими (для всех размеров) штифтами. Результаты измерений ф 2 соединений коническими штифтами при разном ма­ териале втулок можно проследить по следующим данным:

Материал втулки

Суммарная дефор-

мация, угл. мин

Латунь ЛС59-1 . . . .

5,4

Дюралюминий Д1 . . .

4,0

Сталь 40

4,5

Несущественная разница в значениях деформации объясня­ ется главным образом тем, что втулка испытывает в основном де­ формацию смятия, в то время как главным источником сум­ марной деформации штифтового соединения являются изгиб штифта и смятие вала.


Штифтовые соединения вала и втулки, различающиеся только материалом втулки, должны были бы иметь деформации фх, об­ ратно пропорциональные модулю нормальной упругости матери­ ала: максимальную деформацию для латунных втулок, мини­ мальную для стальных. Низкое значение деформации ф2 для со­ единений с дюралюминиевыми втулками можно объяснить тем,

что в этих соединениях

посадки втулок

оказались более плот­

ными, чем в соединениях

со стальными втулками.

Разница в значениях

практически несущественна, следова­

тельно, влияние материала втулки на ф 2

также' незначительно.

Форма штифта

Из всех способов жесткого крепления втулок на валу наибо­ лее распространенным является крепление коническим штифтом. Это подтверждается опытом приборостроительных предприятий [23, 24].

Преимущество конических штифтов перед цилиндрическими при использовании их на практике заключается в том, что первые

позволяют обеспечить

предварительный

натяг штифта за

счет

усилия его запрессовки

и глубины

посадки в отверстии, а вто­

рые— только

за счет разницы в размерах штифта

и отверстия,

т. е. только

благодаря

фактическому натягу в соединении

ци­

линдрическими штифтами. Обеспечение

заданного

натяга

для

штифтов с диаметром

Ш т<6 мм

ограничивается

трудностями

изготовления

и невозможностью точного

контроля

размера и

формы отверстий.

При лабораторном исследовании жесткости соединений с ци­ линдрическими штифтами наиболее доступным методом нахож­

дения предварительного

натяга штифта

оказалось

определение

его по усилию

выпрессовки

штифта

Рв,

которое,

по

данным

Г. В. Добровольской [8], превышает

в

1,2-=-1,3 раза

усилие

за­

прессовки Р, используемое в формуле

(3), т. е. Р ^ 0 , 8 Р В .

 

 

В табл. 3 приведены экспериментальные данные

исследования

соединений

цилиндрическими

штифтами

(с?шт = 4 мм).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

3

Номер

р,

кГ1ммг

Мт

кГмм

 

Ж в р > кГмм

 

<РЕ,

угл.

мин

образца

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

15,6

 

350

 

900

 

 

ы

 

 

2

 

5,2

 

1000

 

900

 

 

1,25

 

 

3

 

5,2

 

500

 

900

 

 

1,47

 

 

Штифты изготовляли в учебно-производственных

мастерских

ЛИТМО из стали У8А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Момент

трения Мт

определяли после исследования

и

рас-

штифтовки соединений путем прокручивания вала

относительно

втулки на установке, приведенной на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

* * /

..

 

 

17

 

 

 

 

 

 

 

э к з е м п л я р

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА


Значения деформаций соединений не являются неожидан­ ными. Получив для соединений коническими штифтами того же размера ср2 = 2 / при р = 5 кГ/мм2 и М т = 130 кГмм, можно было рассчитывать на получение меньших значений <pz (табл. 3).

В табл. 4 приведены технологические параметры и опытные значения деформации для соединений цилиндрическими штиф­ тами размера I I I . В данном случае использовали штифты завод­ ского изготовления, а момент трения Мт определяли прокручи­ ванием вала во втулке до рассверливания и штифтовки.

 

 

 

 

 

Таблица 4

Номер

у0 , мкм

1и мм

М7, кГмм

/И„_, кГмм

<p,s угл. мин

образца

 

 

 

вр

 

9

0,33

10,5

0

900

1,77

10

0,30

10,5

0

900

2,08

12

0,39

10,5

250

900

1,09

В табл. 4 U — расстояние от оси штифта до торцевой поверх­ ности втулки со стороны приложенной нагрузки; уо — смятие микропрофиля в штифтовом отверстии от запрессовки штифта.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Размер

Номер

Материал

 

 

мт,

Опытные

кГ/мм^

у0 , мкм

значения

соединения

образца

втулки

р,

кГмм

 

 

 

9j,

угл. мин

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Сталь

40

13,6

0,97

100

 

1,14

I

15

 

 

2,1

0,4

0

 

2,3

13

Дюралюми­

2,5

0,7

0

 

9

 

 

 

14

ний Д1

5,5

1,0

0

 

8

 

17

 

 

1,58

0,25

0

 

6,9

I I

18

Сталь

40

4,94

0,46

300

 

1,5

 

19

 

 

6,4

0,52

100

 

1,6

В табл. 5 приведены экспериментальные данные некоторых соединений цилиндрическими штифтами для размеров 1 (dB =

= 5 мм) и I I {dB= 10 мм).

На основании данных табл. 5 нельзя судить о сколько-нибудь заметном влиянии на жесткость соединений одной только формы штифта. С другой стороны, можно утверждать, что получение за­ ранее намеченного значения <р2 в соединениях цилиндрическими штифтами чрезвычайно затруднительно.