Файл: Грачева К.А. Экономические расчеты при проектировании прокатного оборудования и производстве проката.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 197

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для проектируемых конструкций такие зависимости устанавливаются по аналогии с зависимостями, имею­

щими место в существующих конструкциях того же

типа.

К о э ф ф и ц и е н т

у н и ф и к а ц и и .

Величина

этого

коэффицента зависит

от

количества

взаимозаменяемых

и, стандартных ІѴст И конструктивно-преемственных Nn

деталей в проектируемой

конструкции.

 

 

В общем виде формула для определения коэффици­

ента унификации представляет собой следующее выра­ жение:

pyn=(NB + NCT + Nn)/N0,

(102)

где ІѴ0 общее количество деталей в конструкции.

Следует отметить, что коэффициент унификации, рас­ считанный по указанной формуле, не во всех случаях ха­ рактеризует в достаточной мере прогрессивность и эконо­ мичность конструкций машин прокатных и трубных це­ хов. Дело в том, что прокатное и трубное оборудование состоит из деталей, значительно отличающихся как по своей массе и габаритным размерам, так и по трудо­ емкости изготовления. Применение в указанных конст­ рукциях небольшого количества унифицированных весь­ ма трудоемких деталей не приводит к существенному увеличению коэффициента унификации. Однако трудо­ емкость конструкции резко сокращается, повышается уровень ее экономичности.

Другое положение наблюдается при применении в конструкции сравнительно большого количества унифи­ цированных деталей малой трудоемкости. В данном слу­ чае коэффициент унификации заметно увеличивается, а трудоемкость изготовления конструкции и уровень ее экономичности изменяются незначительно.

В связи с изложенным особое внимание

заслужива­

ет более точный способ

расчета

коэффициента

унифика­

ции по формуле

 

 

 

 

m m

 

m

 

 

8 y . = -

к

1

.

(103)

2 NoôQcp

ï

где QB , QCT И Q N количество нормо-часов (в среднем), затрачиваемых на изготовление единицы соответственно взаимозаменяемых, стандартных и конструктивно-преем­ ственных деталей определенного наименования; NB, JVC T

81


и Nn — количество

соответственно

взаимозаменяемых,

стандартных и конструктивно-преемственных

деталей

данного наименования;

m — количество

наименований

(типоразмеров) деталей;

УѴ0б — общее количество дета­

лей в конструкции

определенного

наименования

(типо­

размера); Qcp количество нормо-часов

(в среднем), за­

трачиваемых на изготовление определенного наименова­ ния детали проектируемой конструкции.

В данном случае учитывается трудоемкость деталей

(узлов), являющаяся одним из важнейших

показателей

экономичности конструкции

в процессе ее изготовления.

Т е х н о л о г и ч н о с т ь

к о н с т р у к ц и и .

Техноло­

гичность конструкции характеризуется следующими фак­ торами:

технологичностью ее деталей, т. е. возможностью из­

готовления их с применением экономически

эффективных

технологических процессов;

 

 

технологичностью ее

в процессе

сборки,

достигаемой

в результате тщательной

отработки

размерных парамет­

ров конструктивных элементов, сокращающей до мини­ мума пригоночные работы;

соответствием конструкции типу производства (кон­ струкцию, спроектированную для массового или крупно­ серийного производства, нерационально изготовлять в единичном производстве и наоборот);

величиной денежных затрат на изготовление конст­ рукции.

Следует отметить, что технологичность конструкции должна рассматриваться дифференцированно, т. е. на каждом этапе ее изготовления и с учетом специфических особенностей каждого из этих этапов, а также серийно­ сти производства.

Перечень показателей технологичности конструкции, необходимых для технико-экономического анализа, при­ веден в табл. 26.

С е б е с т о и м о с т ь к о н с т р у к ц и и . Себестои­ мость конструкции /Сп.к может быть определена следую­ щими методами укрупненного расчета:

1) исходя из ее ориентировочной массы

Gn . к и себе­

стоимости 1 т (1 кг) массы готовой машины

аналогично­

го типа Сг :

 

tfn.K=Gn.KCr;

(104)

2) по средней себестоимости деталей существующей аналогичной конструкции Са , С р; Сб, ср и т, д. и количест82


Таблица 26

Показатели технологичности конструкции

Показатели технологичности

Порядок расчета

Коэффициент конструктив­ ной преемственности ß„p

Коэффициент конструктив­

ной повторяемости р І 1 0 в

Коэффициент конструктивнон взаимозаменяемости fB

Коэффициент оснащенно­ сти Эосн

Коэффициент

применяемо­

сти материалов

р „ р . м

Отношение числа деталей, заимст­ вованных из ранее освоенных кон­ струкций N3 к общему числу деталей проектируемой конструкции:

ß*.p=r Л У ^ о б щ

Отношение

числа

повторяющихся

деталей ЛГІ І 0 В к общему

числу

дета­

лей в конструкции

- і Ѵ 0 б Щ :

 

 

ßnOB-» = ^ п о ч / ^ о б щ

 

 

Отношение

числа

взаимозаменяемых

деталей N„ к общему числу деталей в

конструкции

No5m:

 

 

 

 

ß* =

NJNo6m

 

 

Отношение

числа

единиц специаль­

ной технологической

оснастки

С о с н к

числу оригинальных деталей

в

кон­

струкции ЛГ о р и г :

 

 

 

 

Роса = Сосн/'^ориг

 

 

Отношение

числа

применяемых

ти­

поразмеров материалов

С 1 і р . „ к обще­

му числу оригинальных деталей в конструкции Л Г о е щ , о р :

Рпр. м= ^пр. м/^обш. ор

* Эти к о э ф ф и ц и е н т ы должны определяться с учетом трудоемкости изго- товтения деталей и узлов конструкции,

ва деталей того же типа в проектируемой конструкции

Л^а.п, JVR.„H т. д.:

Кн. к = Ся. cpjVa. п + С б . срЛ^б. п • • -J

(105)

3) по себестоимости существующей аналогичной кон­ струкции Ксущ с внесением в нее соответствующих кор­ ректив, обусловленных конструктивно-технологическим усложнением или упрощением вновь создаваемой конст­ рукции. Обычно усложнения или упрощения проектируе-

83


мой конструкции учитываются коэффициентом усложне­ ния (упрощения) (Хусл (ссупр):

 

^Сп. к=

^СсущОусл. (упр)!

(106)

 

4) суммированием расходов по всем статьям кальку­

ляции:

 

 

 

 

 

, (107)

где

К о . м затраты

на основной материал,

потребный

для

изготовления деталей конструкции; 3 0 С н

основная

заработная плата производственных рабочих с доплата­ ми к тарифу (последние учитываются через коэффициент

доплат Ѵ доп); а, b и d — процент соответственно

цеховых,

общезаводских

и

внепроизводственных

расходов;

Кщ> — затраты

на проектирование и освоение

конструк­

ции; JVb масштаб

выпуска.

К о . м оп­

Затраты на основной материал конструкции

ределяются по формуле

 

m

1

где /См.дет-—затраты на материал детали определенного наименования (типоразмера); m — количество наимено­ ваний деталей, входящих в конструкцию.

Затраты на материал детали можно рассчитать по формуле

Км.

дет = С д е Т Я м — 0 0 Д 0 ,

 

 

( 1 0 9 )

где б д е т масса

(норма расхода) материала, идущего на

деталь; Цм — цена единицы массы этого

материала

(це­

на материала устанавливается с учетом

затрат на

его

приобретение) ; G0 — масса реализуемых

отходов;

Ц0

цена единицы массы этих отходов.

 

 

 

 

Основная заработная плата производственных рабо­

чих с доплатами

к тарифу 3 0 С н

определяется

по формуле

 

m

 

 

 

 

 

 

3 0 С „ = 2 ^ т а р Ѵ с р Ѵ д о п .

 

 

( П О )

 

1

 

 

 

 

 

где <2д — трудоемкость детали

данного

наименования;

m — количество

наименований

деталей;

qTap

— часовая

тарифная ставка

рабочего 1-го разряда;

Yep — средний

81


тарифный коэффициент; уяои — коэффициент, учитываю­ щий доплаты к тарифу.

Эксплуатационные

показатели. Экономичность проек­

тируемой конструкции

в эксплуатации

характеризуется

рядом перечисленных ниже показателей.

 

П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь , т. е.

к о л и ч е с т в о

п р о д у к ц и и , п р о и з в о д и м о й м а ш и н о й в е д и ­ н и ц у в р е м е н и . При анализе этого показателя приме­ нительно к прокатным станам следует иметь в виду, что производительность прокатных станов определяется не только мощностью собственно стана, но и мощностью других видов оборудования технологической цепочки (мощностью нагревательных устройств, ножниц, прессов, правильных машин, холодильников и других агрегатов).

Производительность

прокатных

станов рассчитывает­

ся в единицу времени

(обычно за

один час работы ста­

на). Расчет ведется по формулам

(7) — (37). На произ­

водительность прокатных станов

оказывают влияние:

масса заготовки, коэффициент выхода годного металла, продолжительность прокатки заготовки и коэффициент использования стана.

Производительность нагревательных устройств изме­ няется в зависимости от массы заготовки, полезной дли­ ны печи, продолжительности операции нагрева, завися­ щей от сечения заготовки.

Производительность ножниц, прессов, пил для горя­ чей и холодной резки металла, правильных машин и дру­

гого оборудования П рассчитывается по

формуле

 

3600

 

/1 г 1 \

 

 

1 ц

 

 

где q3 — масса 1

шт. (партии)

в кг; С-г о д

коэффициент

выхода годного;

Гц — продолжительность

цикла резки

(правки) 1 шт. (партии) в с.

С т е п е н ь м е х а н и з а ц и и и а в т о м а т и з а ц и и о п е р а ц и й т е х н о л о г и ч е с к о г о п р о ц е с с а , д о ­ с т и г а е м а я п р и п р и м е н е н и и п р о е к т и р у е ­

м о й к о н с т р у к ц и и

м а ш и н ы .

Этот показатель яв­

ляется одним из наиболее

важных

показателей, характе­

ризующих

экономичность

конструкции

в эксплуатации.

От него в

значительной

мере зависят

производственная

мощность машины, производительность труда, трудоем­ кость, качество и себестоимость выпускаемой продукции.

85