Файл: Грачева К.А. Экономические расчеты при проектировании прокатного оборудования и производстве проката.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 1
Для проектируемых конструкций такие зависимости устанавливаются по аналогии с зависимостями, имею
щими место в существующих конструкциях того же |
типа. |
|||
К о э ф ф и ц и е н т |
у н и ф и к а ц и и . |
Величина |
этого |
|
коэффицента зависит |
от |
количества |
взаимозаменяемых |
|
/Ѵи, стандартных ІѴст И конструктивно-преемственных Nn |
||||
деталей в проектируемой |
конструкции. |
|
|
|
В общем виде формула для определения коэффици |
ента унификации представляет собой следующее выра жение:
pyn=(NB + NCT + Nn)/N0, |
(102) |
где ІѴ0 — общее количество деталей в конструкции.
Следует отметить, что коэффициент унификации, рас считанный по указанной формуле, не во всех случаях ха рактеризует в достаточной мере прогрессивность и эконо мичность конструкций машин прокатных и трубных це хов. Дело в том, что прокатное и трубное оборудование состоит из деталей, значительно отличающихся как по своей массе и габаритным размерам, так и по трудо емкости изготовления. Применение в указанных конст рукциях небольшого количества унифицированных весь ма трудоемких деталей не приводит к существенному увеличению коэффициента унификации. Однако трудо емкость конструкции резко сокращается, повышается уровень ее экономичности.
Другое положение наблюдается при применении в конструкции сравнительно большого количества унифи цированных деталей малой трудоемкости. В данном слу чае коэффициент унификации заметно увеличивается, а трудоемкость изготовления конструкции и уровень ее экономичности изменяются незначительно.
В связи с изложенным особое внимание |
заслужива |
|||
ет более точный способ |
расчета |
коэффициента |
унифика |
|
ции по формуле |
|
|
|
|
m m |
|
m |
|
|
8 y . = - |
к |
1 |
. |
(103) |
2 NoôQcp
ï
где QB , QCT И Q N — количество нормо-часов (в среднем), затрачиваемых на изготовление единицы соответственно взаимозаменяемых, стандартных и конструктивно-преем ственных деталей определенного наименования; NB, JVC T
81
и Nn — количество |
соответственно |
взаимозаменяемых, |
|||
стандартных и конструктивно-преемственных |
деталей |
||||
данного наименования; |
m — количество |
наименований |
|||
(типоразмеров) деталей; |
УѴ0б — общее количество дета |
||||
лей в конструкции |
определенного |
наименования |
(типо |
||
размера); Qcp — количество нормо-часов |
(в среднем), за |
трачиваемых на изготовление определенного наименова ния детали проектируемой конструкции.
В данном случае учитывается трудоемкость деталей
(узлов), являющаяся одним из важнейших |
показателей |
|
экономичности конструкции |
в процессе ее изготовления. |
|
Т е х н о л о г и ч н о с т ь |
к о н с т р у к ц и и . |
Техноло |
гичность конструкции характеризуется следующими фак торами:
технологичностью ее деталей, т. е. возможностью из
готовления их с применением экономически |
эффективных |
||
технологических процессов; |
|
|
|
технологичностью ее |
в процессе |
сборки, |
достигаемой |
в результате тщательной |
отработки |
размерных парамет |
ров конструктивных элементов, сокращающей до мини мума пригоночные работы;
соответствием конструкции типу производства (кон струкцию, спроектированную для массового или крупно серийного производства, нерационально изготовлять в единичном производстве и наоборот);
величиной денежных затрат на изготовление конст рукции.
Следует отметить, что технологичность конструкции должна рассматриваться дифференцированно, т. е. на каждом этапе ее изготовления и с учетом специфических особенностей каждого из этих этапов, а также серийно сти производства.
Перечень показателей технологичности конструкции, необходимых для технико-экономического анализа, при веден в табл. 26.
С е б е с т о и м о с т ь к о н с т р у к ц и и . Себестои мость конструкции /Сп.к может быть определена следую щими методами укрупненного расчета:
1) исходя из ее ориентировочной массы |
Gn . к и себе |
стоимости 1 т (1 кг) массы готовой машины |
аналогично |
го типа Сг : |
|
tfn.K=Gn.KCr; |
(104) |
2) по средней себестоимости деталей существующей аналогичной конструкции Са , С р; Сб, ср и т, д. и количест82
Таблица 26
Показатели технологичности конструкции
Показатели технологичности |
Порядок расчета |
Коэффициент конструктив ной преемственности ß„p
Коэффициент конструктив
ной повторяемости р І 1 0 в
Коэффициент конструктивнон взаимозаменяемости fB
Коэффициент оснащенно сти Эосн
Коэффициент |
применяемо |
сти материалов |
р „ р . м |
Отношение числа деталей, заимст вованных из ранее освоенных кон струкций N3 к общему числу деталей проектируемой конструкции:
ß*.p=r Л У ^ о б щ
Отношение |
числа |
повторяющихся |
|||
деталей ЛГІ І 0 В к общему |
числу |
дета |
|||
лей в конструкции |
- і Ѵ 0 б Щ : |
|
|
||
ßnOB-» = ^ п о ч / ^ о б щ |
|
|
|||
Отношение |
числа |
взаимозаменяемых |
|||
деталей N„ к общему числу деталей в |
|||||
конструкции |
No5m: |
|
|
|
|
ß* = |
NJNo6m |
|
|
||
Отношение |
числа |
единиц специаль |
|||
ной технологической |
оснастки |
С о с н к |
|||
числу оригинальных деталей |
в |
кон |
|||
струкции ЛГ о р и г : |
|
|
|
|
|
Роса = Сосн/'^ориг |
|
|
|||
Отношение |
числа |
применяемых |
ти |
||
поразмеров материалов |
С 1 і р . „ к обще |
му числу оригинальных деталей в конструкции Л Г о е щ , о р :
Рпр. м= ^пр. м/^обш. ор
* Эти к о э ф ф и ц и е н т ы должны определяться с учетом трудоемкости изго- товтения деталей и узлов конструкции,
ва деталей того же типа в проектируемой конструкции
Л^а.п, JVR.„H т. д.:
Кн. к = Ся. cpjVa. п + С б . срЛ^б. п • • -J |
(105) |
3) по себестоимости существующей аналогичной кон струкции Ксущ с внесением в нее соответствующих кор ректив, обусловленных конструктивно-технологическим усложнением или упрощением вновь создаваемой конст рукции. Обычно усложнения или упрощения проектируе-
83
мой конструкции учитываются коэффициентом усложне ния (упрощения) (Хусл (ссупр):
|
^Сп. к= |
^СсущОусл. (упр)! |
(106) |
|
4) суммированием расходов по всем статьям кальку |
||
ляции: |
|
|
|
|
|
|
, (107) |
где |
К о . м — затраты |
на основной материал, |
потребный |
для |
изготовления деталей конструкции; 3 0 С н |
— основная |
заработная плата производственных рабочих с доплата ми к тарифу (последние учитываются через коэффициент
доплат Ѵ доп); а, b и d — процент соответственно |
цеховых, |
||
общезаводских |
и |
внепроизводственных |
расходов; |
Кщ> — затраты |
на проектирование и освоение |
конструк |
|
ции; JVb — масштаб |
выпуска. |
К о . м оп |
|
Затраты на основной материал конструкции |
|||
ределяются по формуле |
|
m
1
где /См.дет-—затраты на материал детали определенного наименования (типоразмера); m — количество наимено ваний деталей, входящих в конструкцию.
Затраты на материал детали можно рассчитать по формуле
Км. |
дет = С д е Т Я м — 0 0 Д 0 , |
|
|
( 1 0 9 ) |
||
где б д е т — масса |
(норма расхода) материала, идущего на |
|||||
деталь; Цм — цена единицы массы этого |
материала |
(це |
||||
на материала устанавливается с учетом |
затрат на |
его |
||||
приобретение) ; G0 — масса реализуемых |
отходов; |
Ц0 |
— |
|||
цена единицы массы этих отходов. |
|
|
|
|
||
Основная заработная плата производственных рабо |
||||||
чих с доплатами |
к тарифу 3 0 С н |
определяется |
по формуле |
|||
|
m |
|
|
|
|
|
|
3 0 С „ = 2 ^ т а р Ѵ с р Ѵ д о п . |
|
|
( П О ) |
||
|
1 |
|
|
|
|
|
где <2д — трудоемкость детали |
данного |
наименования; |
||||
m — количество |
наименований |
деталей; |
qTap |
— часовая |
||
тарифная ставка |
рабочего 1-го разряда; |
Yep — средний |
81
тарифный коэффициент; уяои — коэффициент, учитываю щий доплаты к тарифу.
Эксплуатационные |
показатели. Экономичность проек |
|
тируемой конструкции |
в эксплуатации |
характеризуется |
рядом перечисленных ниже показателей. |
|
|
П р о и з в о д и т е л ь н о с т ь , т. е. |
к о л и ч е с т в о |
п р о д у к ц и и , п р о и з в о д и м о й м а ш и н о й в е д и н и ц у в р е м е н и . При анализе этого показателя приме нительно к прокатным станам следует иметь в виду, что производительность прокатных станов определяется не только мощностью собственно стана, но и мощностью других видов оборудования технологической цепочки (мощностью нагревательных устройств, ножниц, прессов, правильных машин, холодильников и других агрегатов).
Производительность |
прокатных |
станов рассчитывает |
ся в единицу времени |
(обычно за |
один час работы ста |
на). Расчет ведется по формулам |
(7) — (37). На произ |
|
водительность прокатных станов |
оказывают влияние: |
масса заготовки, коэффициент выхода годного металла, продолжительность прокатки заготовки и коэффициент использования стана.
Производительность нагревательных устройств изме няется в зависимости от массы заготовки, полезной дли ны печи, продолжительности операции нагрева, завися щей от сечения заготовки.
Производительность ножниц, прессов, пил для горя чей и холодной резки металла, правильных машин и дру
гого оборудования П рассчитывается по |
формуле |
|||
|
„ |
3600 |
|
/1 г 1 \ |
|
|
1 ц |
|
|
где q3 — масса 1 |
шт. (партии) |
в кг; С-г о д |
— |
коэффициент |
выхода годного; |
Гц — продолжительность |
цикла резки |
(правки) 1 шт. (партии) в с.
С т е п е н ь м е х а н и з а ц и и и а в т о м а т и з а ц и и о п е р а ц и й т е х н о л о г и ч е с к о г о п р о ц е с с а , д о с т и г а е м а я п р и п р и м е н е н и и п р о е к т и р у е
м о й к о н с т р у к ц и и |
м а ш и н ы . |
Этот показатель яв |
|||
ляется одним из наиболее |
важных |
показателей, характе |
|||
ризующих |
экономичность |
конструкции |
в эксплуатации. |
||
От него в |
значительной |
мере зависят |
производственная |
мощность машины, производительность труда, трудоем кость, качество и себестоимость выпускаемой продукции.
85