Файл: Грачева К.А. Экономические расчеты при проектировании прокатного оборудования и производстве проката.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.07.2024

Просмотров: 200

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Степень механизации и автоматизации операций тех­ нологического процесса выражается коэффициентом ме­ ханизации и автоматизации Км. а, отражающим долю ручного труда в общей трудоемкости процесса и харак­ теризующим достигнутое соотношение между чис­ лом рабочих на ручных и машинных работах. Опреде­ ляется этот коэффициент условно в виде частного от деления объема механизированного труда на объем руч­ ного. При этом учитывается количество рабочих, занятых выполнением машинных и ручных работ. При сравни­ тельной оценке конструкций по рассматриваемому пока­ зателю необходимо сопоставить количество затраченного труда на единицу продукции (операцию), количество ручных приемов в машинных операциях; затраты рабо­ чего времени на наблюдение за машиной во время ее работы; число рабочих, занятых на машине; удельный вес машинных и ручных работ в норме времени на еди­ ницу продукции (операцию).

В е л и ч и н а з а т р а т н а в ы п о л н е н и е

о п е р а ­

ц и й т е х н о л о г и ч е с к о г о п р о ц е с с а

п р и

ис ­

п о л ь з о в а н и и п р о е к т и р у е м о й к о н с т р у к ц и и . К таким затратам относятся:

затраты на двигательную энергию, пар, сжатый воз­ дух, воду и т. д., расходуемые при эксплуатации маши­ ны; амортизационные отчисления, величина которых за­ висит от суммы затрат на приобретение машины и про­ должительности амортизационного периода;

затраты на текущий ремонт, зависящие от долговеч­ ности, эксплуатационной стойкости и надежности проек­

тируемой конструкции;

 

 

 

заработная плата производственных рабочих, а

так­

же вспомогательных рабочих,

обслуживающих

машину;

затраты

на вспомогательные материалы,

быстроиз­

нашиваемые

приспособления,

инструмент, а

также

на

ремонт последних.

Предпочтение следует отдать той конструкции маши­ ны, при эксплуатации которой сумма всех перечисленных затрат, отнесенных к одному часу ее работы (себестои­ мость машино-часа работы машины) и к единице про­ дукции, получаемой с помощью машины, будет наи­ меньшей.

З а т р а т ы н а п р и о б р е т е н и е м а ш и н ы и е е

о с н а щ

е н и е . Как отмечалось выше, общая сумма

за­

трат на

машину (для потребителя) складывается из

оп-

86


товой цены, установленной на нее, а также затрат на транспортировку, монтаж и оснащение машины всеми необходимыми для ее эксплуатации приспособлениями, приборами и устройствами.

.На стадии проектирования определение цены маши­ ны является сложной задачей. Обычно на этой стадии цена рассчитывается укрупненно на основе ориентиро­ вочных нормативов (методы расчета затрат на проекти­ руемые конструкции машин приведены выше).

Некоторые ориентировочные нормативные данные, могущие быть использованными при проектировании прокатного оборудования, приведены в приложении (табл. 55—64). Затраты на транспортировку и монтаж зависят от массы и габаритов машины, количества круп­ ногабаритных деталей и узлов, имеющих большую мас­ су, условий эксплуатации, и требований, предъявляемых

к фундаментам,

а также от дальности расстояния между

поставщиком и

потребителем машины. Общая

сумма

всех этих

затрат

нередко достигает 25% цены

машины.

Затраты

на оснащение машины зависят от характера ра­

бочего процесса,

конструктивной сложности машины и

методов управления ею. Для прокатного оборудования эти затраты составляют до 16% цены машины. Чем меньше затраты на приобретение машины, тем экономич­ нее она в эксплуатации, так как от величины затрат на приобретение машины зависят годовые амортизационные отчисления и некоторые другие затраты, включаемые в

себестоимость единицы

продукции.

 

 

С е б е с т о и м о с т ь

п р о д у к ц и и ,

и з г о т о в л е н ­

н о й с

п о м о щ ь ю с п р о е к т и р о в а н н о й

к о н с т ­

р у к ц и

и . Себестоимость продукции,

производимой ма­

шиной, является одним из наиболее важных показателей экономичности конструкции. В нем находит отражение степень эффективности принятых решений технического и организационно-экономического характера.

Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат на основной материал и полуфабрикаты за выче­ том реализуемых отходов и затрат по переделу. Струк­ тура себестоимости продукции прокатного и трубного производства и методы определения отдельных статей ее изложены выше.

Э к с п л у а т а ц и о н н ы е с в о й с т в а к о н с т р у к ­ ц и и , н е и м е ю щ и е к о л и ч е с т в е н н ы х и з м е р и ­ т е л е й , В данном случае речь идет о безопасности, оздо-

87


ровлении и облегчении труда рабочего, об удобствах об­ служивания машины, улучшении качества выпускаемой продукции и т. д. При прочих равных условиях проекти­ руемая конструкция по сравнению с имеющимися кон­ струкциями аналогичного назначения оказывается более экономичной в эксплуатации в случаях, когда при ее применении достигается наиболее высокий уровень ре­ шения перечисленных выше задач.

Методика определения экономической эффективности проектируемой конструкции. Наиболее точно экономиче­ скую эффективность проектируемой конструкции можно определить только на основе сравнительного анализа производственно-технологических и эксплуатационных показателей этой конструкции и наиболее совершенных конструкций машин аналогичного назначения. При этом расчет и сопоставление абсолютных значений всех рас­ смотренных выше показателей (например, всего переч­ ня эксплуатационных расходов) по каждому из сравни­ ваемых вариантов конструкций не является обязатель­ ным. Можно ограничиться расчетом тех показателей, которые различаются в сравниваемых конструкциях.

Итогом таких расчетов является определение суммар­ ной величины сэкономленных А Э или перерасходованных А Я средств:

 

д з = 2 д 5 < - ;

(112)

 

Д Л = 2 дЛг ;

(113)

здесь АЭІ и

Д Я І соответственно экономия

и перерас­

ход средств

по отдельной статье затрат; п — количество

неодинаковых элементов затрат у сравниваемых конст­ рукций.

В результате сравнительного анализа производствен­ но-технологических и эксплуатационных показателей кон­ струкции могут быть получены следующие выводы:

1. Спроектированная конструкция требует по сравне­ нию с существующей меньших затрат на ее производство и приобретение и позволяет изготовлять продукцию с бо­ лее низкой себестоимостью. Применение такой конструк­ ции позволяет уменьшить капитальные вложения и полу­ чить определенную сумму годовой экономии за счет снижения себестоимости продукции. Следовательно,

88


спроектированная конструкция оказывается экономичной как при ее изготовлении, так и при эксплуатации.

2. Спроектированная конструкция по сравнению с су­ ществующей требует больших капитальных вложений и не позволяет снизить себестоимость изготовленной с ее помощью продукции. В этом случае конструкция не яв­ ляется экономически эффективной. Проектирование ее, изготовление и применение возможны лишь в исключи­ тельных случаях, например, если требуется значительно улучшить условия труда рабочих или необходима про­ дукция специального назначения с весьма высокими ка­ чественными параметрами, которые не представляется возможным получить с помощью имеющегося оборудо­ вания и т. д.

3. Спроектированная конструкция по сравнению с су­ ществующей позволяет изготовлять более дешевую про­ дукцию, но требует больших капитальных вложений. Экономическая эффективность такой конструкции опре­ деляется исходя из срока окупаемости дополнительных капитальных вложений экономией, получаемой от сниже­ ния себестоимости изготовляемой продукции і .

Срок окупаемости дополнительных капитальных вло­ жений в годах определяется по формуле

Т « =

(114)

где КІ и К і — капитальные

вложения в сравниваемые

конструкции машин; Су и С2

•—себестоимость годового

выпуска продукции, произведенной сравниваемыми кон­ струкциями машин, в р.

Величина, обратная сроку

окупаемости,

называется

коэффициентом сравнительной

эффективности

 

С х - С 2

_

1

(115)

к2К\

 

т0

 

 

При выборе наилучшего варианта конструкции преи­

мущество должно быть отдано

той из них,

по кото­

рой дополнительные капитальные вложения

окупаются

за более короткий срок. При сравнении нескольких ва­

риантов конструкций

машин

аналогичного

назначения

целесообразно экономическую

эффективность

каждой

из

1 В тех случаях, когда

спроектированная машина

заменяет

руч­

ной труд,

определяется срок окупаемости фактических капитальных

вложений

Кф по формуле Т=

Кф/(Сі—С2).

89