Файл: Грачева К.А. Экономические расчеты при проектировании прокатного оборудования и производстве проката.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.07.2024
Просмотров: 200
Скачиваний: 1
Степень механизации и автоматизации операций тех нологического процесса выражается коэффициентом ме ханизации и автоматизации Км. а, отражающим долю ручного труда в общей трудоемкости процесса и харак теризующим достигнутое соотношение между чис лом рабочих на ручных и машинных работах. Опреде ляется этот коэффициент условно в виде частного от деления объема механизированного труда на объем руч ного. При этом учитывается количество рабочих, занятых выполнением машинных и ручных работ. При сравни тельной оценке конструкций по рассматриваемому пока зателю необходимо сопоставить количество затраченного труда на единицу продукции (операцию), количество ручных приемов в машинных операциях; затраты рабо чего времени на наблюдение за машиной во время ее работы; число рабочих, занятых на машине; удельный вес машинных и ручных работ в норме времени на еди ницу продукции (операцию).
В е л и ч и н а з а т р а т н а в ы п о л н е н и е |
о п е р а |
|
ц и й т е х н о л о г и ч е с к о г о п р о ц е с с а |
п р и |
ис |
п о л ь з о в а н и и п р о е к т и р у е м о й к о н с т р у к ц и и . К таким затратам относятся:
затраты на двигательную энергию, пар, сжатый воз дух, воду и т. д., расходуемые при эксплуатации маши ны; амортизационные отчисления, величина которых за висит от суммы затрат на приобретение машины и про должительности амортизационного периода;
затраты на текущий ремонт, зависящие от долговеч ности, эксплуатационной стойкости и надежности проек
тируемой конструкции; |
|
|
|
|
заработная плата производственных рабочих, а |
так |
|||
же вспомогательных рабочих, |
обслуживающих |
машину; |
||
затраты |
на вспомогательные материалы, |
быстроиз |
||
нашиваемые |
приспособления, |
инструмент, а |
также |
на |
ремонт последних.
Предпочтение следует отдать той конструкции маши ны, при эксплуатации которой сумма всех перечисленных затрат, отнесенных к одному часу ее работы (себестои мость машино-часа работы машины) и к единице про дукции, получаемой с помощью машины, будет наи меньшей.
З а т р а т ы н а п р и о б р е т е н и е м а ш и н ы и е е
о с н а щ |
е н и е . Как отмечалось выше, общая сумма |
за |
трат на |
машину (для потребителя) складывается из |
оп- |
86
товой цены, установленной на нее, а также затрат на транспортировку, монтаж и оснащение машины всеми необходимыми для ее эксплуатации приспособлениями, приборами и устройствами.
.На стадии проектирования определение цены маши ны является сложной задачей. Обычно на этой стадии цена рассчитывается укрупненно на основе ориентиро вочных нормативов (методы расчета затрат на проекти руемые конструкции машин приведены выше).
Некоторые ориентировочные нормативные данные, могущие быть использованными при проектировании прокатного оборудования, приведены в приложении (табл. 55—64). Затраты на транспортировку и монтаж зависят от массы и габаритов машины, количества круп ногабаритных деталей и узлов, имеющих большую мас су, условий эксплуатации, и требований, предъявляемых
к фундаментам, |
а также от дальности расстояния между |
||
поставщиком и |
потребителем машины. Общая |
сумма |
|
всех этих |
затрат |
нередко достигает 25% цены |
машины. |
Затраты |
на оснащение машины зависят от характера ра |
||
бочего процесса, |
конструктивной сложности машины и |
методов управления ею. Для прокатного оборудования эти затраты составляют до 16% цены машины. Чем меньше затраты на приобретение машины, тем экономич нее она в эксплуатации, так как от величины затрат на приобретение машины зависят годовые амортизационные отчисления и некоторые другие затраты, включаемые в
себестоимость единицы |
продукции. |
|
|
|
С е б е с т о и м о с т ь |
п р о д у к ц и и , |
и з г о т о в л е н |
||
н о й с |
п о м о щ ь ю с п р о е к т и р о в а н н о й |
к о н с т |
||
р у к ц и |
и . Себестоимость продукции, |
производимой ма |
шиной, является одним из наиболее важных показателей экономичности конструкции. В нем находит отражение степень эффективности принятых решений технического и организационно-экономического характера.
Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат на основной материал и полуфабрикаты за выче том реализуемых отходов и затрат по переделу. Струк тура себестоимости продукции прокатного и трубного производства и методы определения отдельных статей ее изложены выше.
Э к с п л у а т а ц и о н н ы е с в о й с т в а к о н с т р у к ц и и , н е и м е ю щ и е к о л и ч е с т в е н н ы х и з м е р и т е л е й , В данном случае речь идет о безопасности, оздо-
87
ровлении и облегчении труда рабочего, об удобствах об служивания машины, улучшении качества выпускаемой продукции и т. д. При прочих равных условиях проекти руемая конструкция по сравнению с имеющимися кон струкциями аналогичного назначения оказывается более экономичной в эксплуатации в случаях, когда при ее применении достигается наиболее высокий уровень ре шения перечисленных выше задач.
Методика определения экономической эффективности проектируемой конструкции. Наиболее точно экономиче скую эффективность проектируемой конструкции можно определить только на основе сравнительного анализа производственно-технологических и эксплуатационных показателей этой конструкции и наиболее совершенных конструкций машин аналогичного назначения. При этом расчет и сопоставление абсолютных значений всех рас смотренных выше показателей (например, всего переч ня эксплуатационных расходов) по каждому из сравни ваемых вариантов конструкций не является обязатель ным. Можно ограничиться расчетом тех показателей, которые различаются в сравниваемых конструкциях.
Итогом таких расчетов является определение суммар ной величины сэкономленных А Э или перерасходованных А Я средств:
|
д з = 2 д 5 < - ; |
(112) |
|
Д Л = 2 дЛг ; |
(113) |
здесь АЭІ и |
Д Я І — соответственно экономия |
и перерас |
ход средств |
по отдельной статье затрат; п — количество |
неодинаковых элементов затрат у сравниваемых конст рукций.
В результате сравнительного анализа производствен но-технологических и эксплуатационных показателей кон струкции могут быть получены следующие выводы:
1. Спроектированная конструкция требует по сравне нию с существующей меньших затрат на ее производство и приобретение и позволяет изготовлять продукцию с бо лее низкой себестоимостью. Применение такой конструк ции позволяет уменьшить капитальные вложения и полу чить определенную сумму годовой экономии за счет снижения себестоимости продукции. Следовательно,
88
спроектированная конструкция оказывается экономичной как при ее изготовлении, так и при эксплуатации.
2. Спроектированная конструкция по сравнению с су ществующей требует больших капитальных вложений и не позволяет снизить себестоимость изготовленной с ее помощью продукции. В этом случае конструкция не яв ляется экономически эффективной. Проектирование ее, изготовление и применение возможны лишь в исключи тельных случаях, например, если требуется значительно улучшить условия труда рабочих или необходима про дукция специального назначения с весьма высокими ка чественными параметрами, которые не представляется возможным получить с помощью имеющегося оборудо вания и т. д.
3. Спроектированная конструкция по сравнению с су ществующей позволяет изготовлять более дешевую про дукцию, но требует больших капитальных вложений. Экономическая эффективность такой конструкции опре деляется исходя из срока окупаемости дополнительных капитальных вложений экономией, получаемой от сниже ния себестоимости изготовляемой продукции і .
Срок окупаемости дополнительных капитальных вло жений в годах определяется по формуле
Т « = |
(114) |
где КІ и К і — капитальные |
вложения в сравниваемые |
конструкции машин; Су и С2 |
•—себестоимость годового |
выпуска продукции, произведенной сравниваемыми кон струкциями машин, в р.
Величина, обратная сроку |
окупаемости, |
называется |
|
коэффициентом сравнительной |
эффективности |
|
|
С х - С 2 |
_ |
1 |
(115) |
к2—К\ |
|
т0 |
|
|
|
||
При выборе наилучшего варианта конструкции преи |
|||
мущество должно быть отдано |
той из них, |
по кото |
|
рой дополнительные капитальные вложения |
окупаются |
за более короткий срок. При сравнении нескольких ва
риантов конструкций |
машин |
аналогичного |
назначения |
|
целесообразно экономическую |
эффективность |
каждой |
из |
|
1 В тех случаях, когда |
спроектированная машина |
заменяет |
руч |
ной труд, |
определяется срок окупаемости фактических капитальных |
|
вложений |
Кф по формуле Т0К = |
Кф/(Сі—С2). |
89