Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

грузопотоков, специфическими требованиями к перевоз­ кам и другими факторами.

Партионные перевозки наиболее распространены в тор­ говле, общественном питании, коммунальном хозяйстве, связи, промышленности и строительстве. Приведем краткую характеристику партионных перевозок в некоторых отрас­ лях народного хозяйства.

Партионные перевозки в торговле и общественном питании

Основная цель общественного производства при социализ­ ме — все более полное удовлетворение потребностей народа; коммунистическое строительство и подъем народного бла­ госостояния неотделимы. Товарооборот — важнейший по­ казатель роста благосостояния народа — из года в год возрастает.

Торговые перевозки разделяются на перевозки грузов на базисные склады и развоз товаров по торговой и распре­ делительной сети.

Товарооборот общественного питания является состав­ ной частью розничного товарооборота, однако по своему содержанию деятельность предприятий общественного пи­ тания значительно отличается от деятельности предприя­ тий торговли. В предприятиях общественного питания функции торговли неотделимы от функций производства. Крупные специализированные предприятия общественного питания — фабрики-кухни, фабрики-заготовочные и дру­ гие — по оснащенности и объему производства аналогичны промышленным пищевым предприятиям.

Грузооборот торговой сети включает большой и разно­ образный ассортимент продовольственных и промышлен­ ных товаров.

Грузооборот продовольственных грузов распределяется примерно следующим образом:

Продукт

Удельный

вес, %

 

Овощи

35

Хлеб

12

Молочные продукты

13

Мясо и рыба

10

Мука, крупа и мучные изделия

11

Прочие

19

И т о г о

100

16


Такие грузы, как хлеб, молоко, мясные и рыбные про­ дукты, завозят регулярно. Размер завозимой партии этих грузов определяется главным образом размером потребле­ ния за определенный период времени, обычно не превы­ шающий суток.

По большинству товаров, отпускаемых для непосред­ ственного завоза в торговую сеть, размер завоза, как пра­ вило, не обеспечивает полной загрузки даже автомобилей малой грузоподъемности. Так, по мясным продуктам обыч­ ная норма завоза колеблется в пределах 170—400 кг, по

маслу

животному

— 75—100,. по сахару — 140—340 кг

и т. д.

При доставке

хлеба в крупных городах количество

завозов до 250 кг составляет около 20%, до 500 кг — свыше половины^ всех завозов.

В связи с необходимостью доставки ряда торговых гру­ зов мелкими партиями широко применяются развозочные

маршруты

(табл.

2).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

2

Структура перевозок

некоторых видов грузов в г.

Минске

 

 

 

 

 

 

 

 

На развозочных маршрутах, %

 

 

 

 

Процент

На маят­

 

Число

заездов

 

 

Груз

 

 

к общему

никовых

 

 

 

 

 

 

 

 

маршру­

Всего

 

 

 

5 и

 

 

 

 

объему, тп

тах, %

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3—4 более

Хлеб и

хлебобулочные

12

17

83

46

 

22

15

изделия

и

молочные

 

Молоко

10

15

85

6

 

28

51

продукты

 

 

 

Овощи и фрукты

 

10

73

27

6

 

11

10

Бакалейные товары

 

9

77

23

10

 

13

Грузы,

доставляемые

7

100

 

_

 

_

_

на хлебозаводы

 

 

 

Мясо и мясные про­

6

9

91

11

.

8

72

дукты

 

 

 

Напитки и пиво

 

5

17

83

8

 

54

21

Вино-водочные изделия

4

81

19

19

 

Хозяйственные товары

0,5

58

42

23

 

10

19

Прочие

 

 

 

36,5

78

22

7

 

10

5

На развозочных маршрутах преобладают перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных про­ дуктов, мяса и мясных продуктов, напитков и других грузов.

17


Нормы единовременного завоза хлебобулочных изделий устанавливают с таким расчетом, чтобы обеспечить их про­ дажу в свежем виде, что и определяет периодичность и раз­ меры завоза в течение суток.

Скоропортящиеся продукты в теплое время нужно пере­ возить в условиях, исключающих повышение температуры продуктов выше + 8° С. Сроки хранения таких продуктов исчисляются с момента окончания их изготовления до мо­ мента непосредственной продажи покупателю.

Для скоропортящихся продуктов установлены сроки хранения от 12 до 72 ч. Большинство из этих продуктов вообще не подлежит реализации при отсутствии охлаждае­ мых хранилищ, а также повторной перевозке. Поэтому скоропортящиеся продукты перевозят небольшими пар­ тиями непосредственно от поставщиков на предприятия торговли и общественного питания. Получателей особо мелких партий грузов на получение продуктов прикрепляют к крупным предприятиям торговли и общественного пита­ ния, расположенным в непосредственной близости к ним.

Объем завоза скоропортящихся продуктов по периодам суток должен определяться их потреблением (спросом). Например, наибольшая реализация молока и молочных продуктов в торговой сети приходится на ранние утренние и вечерние часы.

Предельная продолжительность хранения молока в

зависимости от его температуры

характеризуется

приво­

димыми ниже данными:

 

 

 

 

 

Температура молока, °С

10

8

6

5

4

Продолжительность хранения мо­

6

12

18

24

36

лока, ч

Крупные продовольственные магазины, где реализуется значительное количество молока, как правило, не распола­ гают охлаждаемыми помещениями, обеспечивающими хра­ нение молока в количествах, необходимых для бесперебой­ ной торговли в течение суток. Для таких предприятий неиз­ бежен двукратный, а по специализированным молочным магазинам — даже трехкратный завоз на протяжении су­ ток. Ночной завоз молока наиболее благоприятный для обеспечения бесперебойной торговли в утренние часы.

Для предприятий общественного питания характерна неравномерность в реализации продукции на протяжении дня. Транспортное обслуживание таких предприятий вклю­ чает завоз продуктов с продовольственных баз и перевозку

18


с предприятий готовой пищи, кулинарных изделий и полу­ фабрикатов. Особое место занимает доставка горячих завт­ раков и буфетной продукции в сеть школьных буфетов.

Небольшие предприятия общественного питания снаб­ жаются товарами, как правило, из мелкооптовых про­ довольственных баз, отпускающих продукты преимущест­ венно в нераспакованной стандартной таре.

Товары для предприятий общественного питания отпус­ кают в специальной оборотной таре, однотипной по каждой группе товаров. Стоимость амортизации оборотной тары возмещается предприятиями общественного питания.

Чтобы автомобили длительно не простаивали, на про­ довольственных базах следует организовывать сборные камеры, где к моменту прибытия автомобилей должны со­ средоточиваться товары, предварительно подготовленные к отправке каждому потребителю.

Особого внимания заслуживает перевозка готовой пищи и полуфабрикатов. При доставке готовой пищи должны строго соблюдаться установленные требования:

пища должна быть отправлена не позднее чем через час после ее приготовления;

при подаче пищи потребителю первые блюда должны иметь температуру не ниже +75° С, вторые — не ниже

65° С;

в столовых и буфетах запрещается хранение пищи сверх

времени, необходимого для ее раздачи.

 

Готовая пища должна перевозиться только

в термосах

с соблюдением установленных санитарных

требований.

Эти перевозки осуществляются по графику, который должен строго выполняться.

При перевозках пищи для школьных буфетов необхо­ димо учитывать, что отпуск горячих завтраков и обедов строго ограничен установленным временем приема пищи — обычно во время большой перемены. Поэтому время заво­ за грузов, независимо от количества обслуживаемых буфе­ тов, ограничивается 1—1,5 ч.

Общий вес продуктов, доставляемых в школьный буфет одновременно, незначителен, но разнообразен по ассорти­ менту. Доставляются преимущественно легковесные про­ дукты с объемным весом 0,20—0,25 т/м3.

Для таких перевозок целесообразно применять автомо­ били-фургоны малой грузоподъемности, но с достаточно большим удельным объемом кузова (7—9 м31т).

19