Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.07.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
грузопотоков, специфическими требованиями к перевоз кам и другими факторами.
Партионные перевозки наиболее распространены в тор говле, общественном питании, коммунальном хозяйстве, связи, промышленности и строительстве. Приведем краткую характеристику партионных перевозок в некоторых отрас лях народного хозяйства.
Партионные перевозки в торговле и общественном питании
Основная цель общественного производства при социализ ме — все более полное удовлетворение потребностей народа; коммунистическое строительство и подъем народного бла госостояния неотделимы. Товарооборот — важнейший по казатель роста благосостояния народа — из года в год возрастает.
Торговые перевозки разделяются на перевозки грузов на базисные склады и развоз товаров по торговой и распре делительной сети.
Товарооборот общественного питания является состав ной частью розничного товарооборота, однако по своему содержанию деятельность предприятий общественного пи тания значительно отличается от деятельности предприя тий торговли. В предприятиях общественного питания функции торговли неотделимы от функций производства. Крупные специализированные предприятия общественного питания — фабрики-кухни, фабрики-заготовочные и дру гие — по оснащенности и объему производства аналогичны промышленным пищевым предприятиям.
Грузооборот торговой сети включает большой и разно образный ассортимент продовольственных и промышлен ных товаров.
Грузооборот продовольственных грузов распределяется примерно следующим образом:
Продукт |
Удельный |
|
вес, % |
||
|
||
Овощи |
35 |
|
Хлеб |
12 |
|
Молочные продукты |
13 |
|
Мясо и рыба |
10 |
|
Мука, крупа и мучные изделия |
11 |
|
Прочие |
19 |
|
И т о г о |
100 |
16
Такие грузы, как хлеб, молоко, мясные и рыбные про дукты, завозят регулярно. Размер завозимой партии этих грузов определяется главным образом размером потребле ния за определенный период времени, обычно не превы шающий суток.
По большинству товаров, отпускаемых для непосред ственного завоза в торговую сеть, размер завоза, как пра вило, не обеспечивает полной загрузки даже автомобилей малой грузоподъемности. Так, по мясным продуктам обыч ная норма завоза колеблется в пределах 170—400 кг, по
маслу |
животному |
— 75—100,. по сахару — 140—340 кг |
и т. д. |
При доставке |
хлеба в крупных городах количество |
завозов до 250 кг составляет около 20%, до 500 кг — свыше половины^ всех завозов.
В связи с необходимостью доставки ряда торговых гру зов мелкими партиями широко применяются развозочные
маршруты |
(табл. |
2). |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
2 |
|
Структура перевозок |
некоторых видов грузов в г. |
Минске |
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
На развозочных маршрутах, % |
||||
|
|
|
|
Процент |
На маят |
|
Число |
заездов |
|
|
|
Груз |
|
|
к общему |
никовых |
|
|
|
|
|
|
|
|
маршру |
Всего |
|
|
|
5 и |
||
|
|
|
|
объему, тп |
тах, % |
2 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
3—4 более |
|||
Хлеб и |
хлебобулочные |
12 |
17 |
83 |
46 |
|
22 |
15 |
||
изделия |
и |
молочные |
|
|||||||
Молоко |
10 |
15 |
85 |
6 |
|
28 |
51 |
|||
продукты |
|
|
|
|||||||
Овощи и фрукты |
|
10 |
73 |
27 |
6 |
|
11 |
10 |
||
Бакалейные товары |
|
9 |
77 |
23 |
10 |
|
13 |
— |
||
Грузы, |
доставляемые |
7 |
100 |
|
_ |
|
_ |
_ |
||
на хлебозаводы |
|
|
|
|||||||
Мясо и мясные про |
6 |
9 |
91 |
11 |
. |
8 |
72 |
|||
дукты |
|
|
|
|||||||
Напитки и пиво |
|
5 |
17 |
83 |
8 |
|
54 |
21 |
||
Вино-водочные изделия |
4 |
81 |
19 |
19 |
|
— |
— |
|||
Хозяйственные товары |
0,5 |
58 |
42 |
23 |
|
10 |
19 |
|||
Прочие |
|
|
|
36,5 |
78 |
22 |
7 |
|
10 |
5 |
На развозочных маршрутах преобладают перевозки хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочных про дуктов, мяса и мясных продуктов, напитков и других грузов.
17
Нормы единовременного завоза хлебобулочных изделий устанавливают с таким расчетом, чтобы обеспечить их про дажу в свежем виде, что и определяет периодичность и раз меры завоза в течение суток.
Скоропортящиеся продукты в теплое время нужно пере возить в условиях, исключающих повышение температуры продуктов выше + 8° С. Сроки хранения таких продуктов исчисляются с момента окончания их изготовления до мо мента непосредственной продажи покупателю.
Для скоропортящихся продуктов установлены сроки хранения от 12 до 72 ч. Большинство из этих продуктов вообще не подлежит реализации при отсутствии охлаждае мых хранилищ, а также повторной перевозке. Поэтому скоропортящиеся продукты перевозят небольшими пар тиями непосредственно от поставщиков на предприятия торговли и общественного питания. Получателей особо мелких партий грузов на получение продуктов прикрепляют к крупным предприятиям торговли и общественного пита ния, расположенным в непосредственной близости к ним.
Объем завоза скоропортящихся продуктов по периодам суток должен определяться их потреблением (спросом). Например, наибольшая реализация молока и молочных продуктов в торговой сети приходится на ранние утренние и вечерние часы.
Предельная продолжительность хранения молока в
зависимости от его температуры |
характеризуется |
приво |
|||
димыми ниже данными: |
|
|
|
|
|
Температура молока, °С |
10 |
8 |
6 |
5 |
4 |
Продолжительность хранения мо |
6 |
12 |
18 |
24 |
36 |
лока, ч |
Крупные продовольственные магазины, где реализуется значительное количество молока, как правило, не распола гают охлаждаемыми помещениями, обеспечивающими хра нение молока в количествах, необходимых для бесперебой ной торговли в течение суток. Для таких предприятий неиз бежен двукратный, а по специализированным молочным магазинам — даже трехкратный завоз на протяжении су ток. Ночной завоз молока наиболее благоприятный для обеспечения бесперебойной торговли в утренние часы.
Для предприятий общественного питания характерна неравномерность в реализации продукции на протяжении дня. Транспортное обслуживание таких предприятий вклю чает завоз продуктов с продовольственных баз и перевозку
18
с предприятий готовой пищи, кулинарных изделий и полу фабрикатов. Особое место занимает доставка горячих завт раков и буфетной продукции в сеть школьных буфетов.
Небольшие предприятия общественного питания снаб жаются товарами, как правило, из мелкооптовых про довольственных баз, отпускающих продукты преимущест венно в нераспакованной стандартной таре.
Товары для предприятий общественного питания отпус кают в специальной оборотной таре, однотипной по каждой группе товаров. Стоимость амортизации оборотной тары возмещается предприятиями общественного питания.
Чтобы автомобили длительно не простаивали, на про довольственных базах следует организовывать сборные камеры, где к моменту прибытия автомобилей должны со средоточиваться товары, предварительно подготовленные к отправке каждому потребителю.
Особого внимания заслуживает перевозка готовой пищи и полуфабрикатов. При доставке готовой пищи должны строго соблюдаться установленные требования:
пища должна быть отправлена не позднее чем через час после ее приготовления;
при подаче пищи потребителю первые блюда должны иметь температуру не ниже +75° С, вторые — не ниже
65° С;
в столовых и буфетах запрещается хранение пищи сверх
времени, необходимого для ее раздачи. |
|
Готовая пища должна перевозиться только |
в термосах |
с соблюдением установленных санитарных |
требований. |
Эти перевозки осуществляются по графику, который должен строго выполняться.
При перевозках пищи для школьных буфетов необхо димо учитывать, что отпуск горячих завтраков и обедов строго ограничен установленным временем приема пищи — обычно во время большой перемены. Поэтому время заво за грузов, независимо от количества обслуживаемых буфе тов, ограничивается 1—1,5 ч.
Общий вес продуктов, доставляемых в школьный буфет одновременно, незначителен, но разнообразен по ассорти менту. Доставляются преимущественно легковесные про дукты с объемным весом 0,20—0,25 т/м3.
Для таких перевозок целесообразно применять автомо били-фургоны малой грузоподъемности, но с достаточно большим удельным объемом кузова (7—9 м31т).
19