Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 132

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В большинстве случаев торговые грузы перевозят на поддонах, в контейнерах, в инвентарной (являющейся собственностью поставщика) или обезличенной таре. Вес тары (табл. 3) может быть значителен, например, перевозка молока в бутылках.

Весовые характеристики

некоторых видов тары

 

Таблица 3

 

 

 

 

 

Вид тары

 

Вес това­

Вес тары,

Я

Товар

 

*

к 3

 

ра нетто,

 

кг

 

 

 

 

 

 

кг

 

 

S £ а

Масло животное

Ящик деревянный

25,4

 

3,6

0,141

Сырки творожные

»

»

 

 

 

9

 

4

0,440

Яйца

»

»

 

 

72

28

0,388

»

Полуящик деревян-

(1440 шт.)

 

 

 

36

 

14

0,388

У>

ный

 

 

 

(720

шт.)

 

Коробка

 

 

18

 

5

0,277

Котлеты мясные

Ящик деревянный

(360

шт.)

 

(160

8

 

14

1,750

Крупа фасованная

Ящик алюминиевый

шт.)

 

3,5

0,200

17,5

 

Сахар-песок фасо-

»

»

 

 

17,5

 

3,5

0,200

ванный

Сетка

металличе-

10

 

 

 

Молоко

6 )

 

 

ская

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

15

1,500

 

Бутылки 0,5

(20

 

 

 

Молоко в тетропа-

бутылок)

 

 

 

9

91

 

Сетка

металличе-

 

2

л

 

ках

ская

 

 

 

 

 

 

2,36

0,262

 

Бумажный

пакет

 

 

 

 

 

 

0,3б)

 

Молоко

(18

шт.)

 

 

36

0,280

Фляга

 

 

ло­

 

10

Батоны нарезные

Кондитерский

 

4,5

 

3,5

0,777

(вес единицы 0,5 кг)

ток

 

(вместимость

 

 

 

 

 

 

9 шт.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Возврат тары

организуется

различными

способами.

При завозе, например, хлебобулочных изделий одновремен­ но вывозят лотки, в которых доставляют продукты. Молоч­ ную оборотную тару, как правило, возвращают поставщику обратной ездкой на автомобиле, доставившем продукты. Сбор деревянных и картонных ящиков организуют обычно самостоятельно.

Для большинства торговых предприятий устанавливают постоянные графики вывоза тары. Объемный вес тары край­ не незначителен и составляет 0,08—0,10 т!мэ, т. е. на каж­

20


дую тонну тары необходим объем кузова 10—12 м3. При до­ ставке ее универсальным автомобилем грузоподъемность последнего используется всего лишь на 30—35%. В связи с этим тару целесообразно перевозить на автомобилях с увеличенными кузовами.

Не менее 60% картонных ящиков получатели товаров обязаны возвращать промышленным предприятиям для повторного использования. Чтобы лучше использовалась грузоподъемность автомобилей, картонные ящики воз­ вращают в сложенном виде. Картонную тару собирают те же организации и тем же порядком, что и деревянную.

При торговых перевозках широко применяется мягкая тара. В тканевых мешках перевозят крупу, сахар и дру­ гие сыпучие грузы. Мягкую тару возвращают сборными маршрутами.

Отличительной особенностью торговли промышленными товарами является большой ассортимент товаров. Для каж­ дого торгового предприятия, в зависимости от его профиля, устанавливают ассортимент товаров, который должен быть в продаже. Предварительный подбор ассортимента на базах организуют в сборных секциях. Товары в магазины отправ­ ляют с баз не только в фабричной упаковке полными тар­ ными местами, но и отдельными предметами. В последнем случае товары нужно упаковывать в инвентарную тару.

Партионные перевозки в коммунальном хозяйстве

Партионные перевозки в коммунальном хозяйстве вклю­ чают вывоз мусора из населенных пунктов, перевозки тех­ нических и хозяйственных грузов при обслуживании пред­ приятий коммунального хозяйства (бань, прачечных), жи­ лищного фонда. Наиболее значительный объем составляют перевозки бытового мусора, собираемого ограниченными партиями.

В последние годы резко увеличились перевозки для на­ селения баллонов с пропано-бутановыми смесями. Эти пере­ возки осуществляются на развозочно-сборных маршрутах.

Почтовые перевозки

Почтовые грузы перевозят специальными автомобилями преимущественно небольшими партиями. Основными гру­ зообразующими и грузопоглощающими объектами в городах

21

•являются предприятия связи, крупные государственные учреждения, железнодорожные станции, пристани, аэро­ порты.

Особо мелкими партиями доставляют в отделения связи корреспонденцию из почтовых ящиков, газеты и журналы в торговую сеть и т. д.

Районные и областные почтовые перевозки осуществля­ ются также в основном автомобильным транспортом.

Партионные перевозки в промышленности и строительстве

В промышленности широко распространены партионные перевозки. Так, перевозка черных металлов и изделий, осуществляемая в больших количествах, даже в крупных городах характерна значитель­ ным удельным весом малых

партий завоза (табл. 4).

В промышленных центрах перевозят большое количество баллонов со сжатыми газами на развозочно-сборных марш­ рутах. На рис. 7 показано распределение количества за-

Рис. 7. Гистограмма распределения размеров партий баллонов кисло­ рода, доставляемых в г. Киеве на развозочных маршрутах.

возимых потребителям баллонов кислорода при таких перевозках в г. Киеве.

Таблица 4

Партионность перевозок черного металла по данным обследования металлобаз в г. Москве

Перевезено металлоизделий

 

 

Вес партии металла,

т

 

до0,5

0,5—1,5

1,5—2,5

 

4

Всего

ы

свыше

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Всего, % к итогу

11,2

23,7

22,1

21

22

100

В том числе:

7

15,1

11,9

14

52

100

длиной от 5 до 12 м

22


 

По данным обследований

 

крупных баз, проведен-^

 

ных

 

УкргосавтодорНИИ f

 

(табл. 5), количество пред-ю

 

приятий, получающих гру- е-

 

зы

партиями

до

5 т при

R

перевозке

различных

гру-

|

зов,

составляет:

 

химичес-

J

кие

товары — 90%,

ме-

*

талл — 85,2%,

бумага—

96,6%,

лес — 48,7%;

пар-

ё

тиями

до

2

т получают:

«

химические

 

товары —

5

75,1%,

 

металл — 32,4%,

§

бумага — 67,1 %,

 

лес —

7

32,5%.

 

 

 

 

 

 

5

 

Партионности перевозок

«

строительных

грузов

раз-

g-

личны и определяются тех-

я

нологией строительно-мон-

п

тажных

работ. Поданным

£

наблюдений ИКТП на за-

*

водах железобетонных изде-

|

лий

и

домостроительных

g

комбинатах Москвы, Ле-

*

нинграда,

Киева

и Донбас-

|

са, где осуществляется свы-

g

ше

 

20%

общего

объема

§

крупнопанельного

строи-

5

тельства,

грузы

партиями

о

до

 

7 т составляют

около

|

35%

и до

12 т

 

— около

g

75% в общем объеме пе-

5

ревозок.

План

перевозок

§

строительных

материалов

*

по

видам

грузов,

объему

g

и

срокам всецело подчиня-

S

ется

графику производства

и

строительных

работ.

 

£

 

Существует два способа

g

доставки строительных ма-

§

териалов — сквозной

и с

£

перегрузкой на специально

*

S |

%О

са

Я«

О Си

ейS' .

X§я

X с

О)*

с *

S8

Ое S

О

О Си

ч £ ь

о си

X с

 

 

О CU

 

 

t- —vjr

 

 

О; СЪ

 

 

v

 

 

X s* х

 

 

ЧЙН

 

 

X

 

S о

SX

 

X

 

 

V

О Си

_

А

S

*

 

се

2

ю■^

 

 

н ог vp

о я°

S. -

5 с «

ЩЩ«

®а

я

$ I

ад

к .3

►2о

С а

—;I СО о О о

| o' CN^Г со СО

1 О

°0 Г";О OJсо

I 00 С4 СО

1 ——~ LO

^ 00 —„Юсо о ©—*'00 ofтр of —LOСЧ

О О 00 СО1Л

0 01Л-0)СО —'—*СЧО! С4

—^ СО00 00 о

О' о © О СО

04 t>-

^

© 00 04

 

00 00

t - ^ l O OQ

—ILO—

 

 

0 4 ^

© со

 

о О

О

О) ^

 

0DЮ

 

 

04

*-«

со © оо оо © о

^ <£>© С4

О

 

<МCNOJ — —»

©

ООО

8 0 0 0

о о ю

>о О! LO

ю—

04 I оо §

- о о о о й 3 5 о о о и Ысящ —сч U

23.


создаваемых складах. Кроме того, на строительном объекте осуществляются технологические перевозки.

При сквозном способе доставки материалы поступают от поставщиков непосредственно на строительную площад­ ку. Сквозные перевозки применяются преимущественно при доставке на строительство крупных партий однородных материалов (кирпич, блочные изделия, цемент, балки и т. п.).

При снабжении строительства небольшими партиями разнородных материалов обычно осуществляется доставка материалов с перегрузкой их через промежуточные склады снабженческих организаций, которые разделяются на спе­ циальные (для одного рода материалов) и универсальные (для разнородных материалов).

Технологические перевозки заключаются в перемещении продукции, изготовленной на вспомогательных участках данного строительства. Обычно при этих перевозках авто­ мобильный транспорт участвует в технологическом процес­ се строительства, доставляя строительные материалы не­ посредственно на рабочие места.

Для организации строительных перевозок решающее значение имеет фактическая реализация планов снабжения

идоставки грузов на объект строительства. Наиболее целе­ сообразны централизованные перевозки грузов, освобож­ дающие строительные организации от несвойственных им функций доставки грузов и отличающиеся регулярностью

инизкой стоимостью.

Поскольку, вследствие разных причин, партии строи­ тельных материалов не всегда поставляются равномерно в соответствии с графиком строительства, возникает необ­ ходимость в организации складов краткосрочного хране­ ния. Такие склады способствуют равномерности перевозок.

Размеры необходимого запаса материалов, выбор спо­ соба доставки и транспортных средств надо определять с учетом расстояния между пунктами отправления и пунк­ тами назначения, рода и характера материалов' и воз­ можной неравномерности их потребления и поставки. При необходимости доставки небольших количеств разно­ родных грузов надо тщательно изучить возможность со­ вмещения этих перевозок рациональным комплектованием партий разнородных грузов, с тем чтобы использовать наи­ более эффективный подвижной состав.

24

Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении различными видами транспорта

Смешанные перевозки мелких отправок осуществляются с участием автомобильного транспорта при доставке грузов на станции (порты) и со станций. Наиболее значительный объем партионных перевозок осуществляется в смешанном железнодорожно-автомобильном сообщении. По данным

Таблица 6

Структура перевозок грузов мелкими отправками в смешанном сообщении

 

Процент к общему

 

весу

Группа груза

Железные

Внутрен­

 

 

дороги

ние авиа­

 

 

линии

Продукция металлообрабатывающей и машино­

48,9

49,9

строительной промышленности

Продукция сельского хозяйства

4,9

10

Продукция лесной и деревообрабатывающей про­

4

0,9

мышленности

Продукция металлургической промышленности

0,6

10,1

Минерально-строительные материалы

0,4

3,2

Продукция химической промышленности

14,5

11,1

Продукция легкой промышленности

20,1

3,9

Продукция пищевой промышленности

0,3

4,5

Прочие

6,3

6,4

Всего

100

100

ЦНИИ МПС в стране перевозится около 30—40 млн. мел­ ких отправок общим весом около 20—25 млн. т. Количество отправок с каждым годом возрастает. Номенклатура грузов, перевозимых мелкими отправками, весьма разнообразна.

Как видно из данных табл. 6, в грузообороте мелких отправок преобладают грузы металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности.

Анализ размерности мелких отправок показывает, что более 70% их составляют отправки весом до 500 кг, средний вес мелких отправок имеет значительные колебания по отдельным станциям, а также по отправлению и прибы­ тию.

25

у


Г л а в а

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

АВТОМОБИЛЯ ПРИ ПАРТИОННЫХ ПЕРЕВОЗКАХ

§ 1. ТРАНСПОРТНЫЙ ц и к л и е г о э л е м е н т ы

Для осуществления транспортного процесса необходимо обеспечить подачу подвижного состава к меступогрузки и выполнить погрузку, перемещение и разгрузку грузов. Совокупность этих элементов, образующих законченную операцию, называется транспортным циклом. При пере­ возке грузов транспортный цикл обычно называют ездкой.

Обязательными элементами транспортного цикла яв­ ляются: погрузка, перемещение и разгрузка грузов; не­ обязательным — подача подвижного состава к месту по­ грузки, она отсутствует, если новый цикл начинается с по­ грузки, происходящей на том же месте, где происходила разгрузка в предыдущем транспортном цикле, например при перевозках на развозочно-сборных маршрутах.

Полная разгрузка кузова автомобиля характеризует конец транспортного цикла и возможность начала следую­ щего цикла. Промежуточные заезды для частичной догрузки или разгрузки нового цикла не образуют.

Пробег негруженого автомобиля от места его стоянки до места первой погрузки и от места последней разгрузки до места стоянки называется нулевым пробегом. Нулевой

пробег относится

не к отдельному транспортному циклу,

а ко дню работы

автомобиля в целом.

§ 2. ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА, ВЫПОЛНЯЕМАЯ НА РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТАХ, И ЕЕ ПОКАЗАТЕЛИ

Отличительной особенностью транспортного производства является то, что его полезный эффект нераздельно связан со средствами транспорта. Полезная работа транспорта определяется объективной необходимостью перемещения определенных количеств груза на заданное расстояние.

Транспортный процесс на развозочных маршрутах скла­ дывается из отдельных циклов, которые, в отличие от пере­ возок грузов на маятниковых маршрутах, последовательно не повторяются.

Процесс погрузки и выгрузки грузов находит свое от­ ражение в количестве перевезенных тонн груза. Если в

26

i-ю точку

завозится

и из

нее

вывозится соответственно

gvi и gd

тонн груза,

то всего за

одну ездку,

включающую

п3 пунктов завоза и вывоза

грузов,

перевозится следующее

количество

груза,

т:

пэ

 

 

 

 

 

 

 

Р е =

+ ^ri) =

 

 

 

 

 

2

9 Т с т ,

(5 >

 

 

 

 

 

/= 1

 

 

 

 

 

 

 

3

t + get)

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

где

уст =

--------------коэффициент статического ис­

 

 

 

 

 

 

пользования грузоподъемнос­

 

 

 

 

 

 

ти

автомобиля;

 

 

 

 

 

 

q — номинальная

грузоподъем­

 

 

 

 

 

 

ность

автомобиля, т.

Процесс перемещения грузов находит отражение в коли­ честве выполняемых тонно-километров.

При доставке gpi тонн грузов i-му потребителю на развозочном маршруте выполняется следующее количество тон­ но-километров:

/

(/- и - /

\

 

Wpi = gpi ^ 1

“f"

О—ij ~ gpdr.pl,

(6 )

где

 

 

 

— расстояние

доставки

груза

 

 

(/-I)-/

 

в первый пункт завоза, км\

lT pi =

 

h - n - i

 

 

 

 

 

+

2

— расстояние

перевозки

t-й

 

 

1-2

 

партии

завозимого

груза *,

 

 

 

 

 

 

 

 

КМ',

автомобиля

между

 

 

 

l(i-\)-i — пробег

 

 

 

 

смежными

пунктами

завоза

 

 

 

 

грузов,

км.

 

 

 

При наличии сопутствующего сбора грузов для того же

пункта выполняется тонно-километров:

 

 

 

 

 

gel I

1 п - 1 ) - п 3

, \

 

 

 

Wet =

2

4 — (<+1) +

4г3

= gc.ilr.ci,

 

(7)

_______

 

V

/ - ( / - и )

 

/

 

 

 

(/-1)-/

 

 

 

 

 

 

 

* Символ 2

4>—1) —/ означает, что суммирование распространяется на

1—2

 

 

 

 

3-4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

все 4/ —

кроме /0_ Jj которое равно lv

Например, 2

4/—Ц—/ —

= 4 -2 + /а—з + 4 -4