Файл: Воркут А.И. Автомобильные перевозки партионных грузов учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где

 

 

 

l’n — расстояние доставки

партии

 

 

 

 

 

груза,

вывозимой

из

по­

 

 

 

 

 

следнего (п3) пункта, км;

lr cl =

V

(/+1) -f- 1п — расстояние

перевозки

i-й

г -

( Ж )

 

 

партии

вывозимого

груза,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

км.

 

 

 

 

 

Общая работа в тонно-километрах, выполняемая на

развозочно-сборном маршруте за одну ездку,

 

 

 

 

^ е

2 ( § Р ^ Г-Р‘

§ci^r.ci)

-— <7Уст^г

 

(8)

 

 

 

 

i= 1

 

 

 

 

 

где

/г — среднее расстояние перевозки

1 т груза, км.

 

 

Эта же работа может быть рассчитана по формуле

 

 

 

 

 

Г е = Р Ср/г.е,

 

 

 

 

где

/г.е — расстояние груженого пробега за ездку, км;

пути

 

Рср — средняя

загрузка

автомобиля

на всем

 

 

движения с грузом, т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рср =

<7Уд,

 

 

 

(9)

где уд — коэффициент динамического использования грузо­ подъемности автомобиля.

Поэтому

= < 7 У Л ,. (Ю )

Из приведенных зависимостей для одного цикла опре­

деляем среднее расстояние перевозки

1 т грузов

 

з

 

We

У tepi^r.pi

S ci^r.ci)

Ы\

 

К

 

(П)

^ ci)

£=1

коэффициент статического использования грузоподъемности

2

<<8p^+& <)

i=i

( 12)

У ст =

28


коэффициент динамического использования грузоподъ­ емности

Из уравнений (12) и (13) следует, что

L

Уст

(14)

~уГ

 

Приведенное соотношение определяет коэффициент смен­ ности грузов:

'Чем — 7~

или

Чем --

ф II 1

(15)

Ре

. Об)

QYa '

29


Истолкуем рассматриваемые показатели и зависимости графически. Пусть перевозка грузов осуществляется на развозочном маршруте, схема и эпюра которого показаны на рис. 8.

Построим два прямоугольника, площади которых равна площади заштрихованной фигуры. В первом случае в ка-

~3pt> 1с

Рис. 9. Схема и эпюра развозочно-сборного маршрута.

честве одного из оснований прямоугольника примем

коли­

чество перевезенных тонн (дуСт),

тогда вторая сторона пря­

моугольника будет равна среднему расстоянию

перевоз­

ки

1

т груза 1Г.

Если же одним основанием

прямоуголь­

ника

будет протяженность

груженого

пробега

за

ездку

(1г.е),

то высота прямоугольника охарактеризует сред­

нюю

загрузку автомобиля

на

всем

пути

следования.

То

же относится

и к развозочно-сборным

маршрутам

(рис. 9).

30

§ 3. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМОБИЛЯ НА РАЗВОЗОЧНЫХ МАРШРУТАХ

Особенностью доставки грузов на развозочных маршрутах является то, что от принимаемой последовательности объез­ да пунктов завоза и вывоза грузов и их числа, включаемого в один транспортный цикл, зависит объем выполняемой работы в тонно-километрах и протяженность пути движе­ ния автомобиля с грузом и без груза. Этим также опреде­

ляются значения

коэффициентов использования пробега

и динамического использования грузоподъемности.

Если г-му потребителю доставляется

gpi тонн груза, то

при перемещении

груза по возможно

кратчайшему пути

на маятниковом маршруте выполняется работа в тоннокилометрах:

Г' д = gpi'A ,

где 1( — расстояние от грузоотправителя А до г-й точки завоза грузов, т. е. расстояние доставки груза.

Эту работу, подлежащую выполнению и не зависящую от схемы построения развозочного маршрута, будем имено­ вать работой в тонно-километрах по кратчайшему пути доставки.

Фактически выполняемая на развозочном маршруте работа в тонно-километрах при доставке груза i-го потре­ бителя

~ gpi'A .pi = g p .i ( А А" 2

А '—1) — I

\1 - 2

(1-1) -i

 

В общем случае /г- < А + ^

поэтому 1Е*'Д <

1 - 2

 

< Wt. Это обстоятельство необходимо учитывать при оцен­ ке эффективности использования автомобилей.

Для характеристики использования пробега автомобиля в качестве основного показателя принят коэффициент ис­ пользования пробега, представляющий собой отношение груженого пробега автомобиля к общему.

Большой интерес для оценки эффективности использо­ вания пробега для выполнения транспортной работы пред­ ставляет показатель — выработка автомобиля в тоннокилометрах на 1 км общего пробега. Он определяет, на­ сколько производительно используется каждый километр

31


I

пробега для выполнения транспортной работы в тоннокилометрах.

Выработка в тонно-километрах на 1 км общего пробега характеризует среднюю нагрузку в тоннах на 1 км про­ бега. Ее можно определить по формуле

W ткм/км = <7ТдР>

( 1 7 )

где р — коэффициент использования пробега.

 

 

 

 

Таблица

7

 

Пункт

А

I

2

3

 

А

0

8

и

10

 

1

8

0

9

4

 

2

11

9

0

6

Рис. 10. Расположение грузопостав-

 

10

 

6

0

щика и грузополучателей и расстояния

3

4

между ними.

Профессор Л. А. Бронштейн указал на важное значение повышения выработки в тонно-километрах на 1 км пробега, так как это снижает себестоимость 1 ткм. Исследуя произ­ водительность подвижного состава, Л. А. Бронштейн [5]

Показатели использования пробега и грузоподъемности автомобиля

Маршрут

■'со<7 П11м1

б Л — 3 — 2 — 1— Л

Па Л — 1 — 3 — 2 — «Л' б Л — 2 — 3 — 1— Л

Ша Л — 3 — 1— 2 — А 6 Л — 2 — 1 — 3 — Л

^м» км

W, ткм

/р р, КМ

 

 

ткм

33

56

23

 

37

-

76

25

29

46

18

70

37

 

21

34

61

23

75

37

 

24

82


пришел к выводу, что в ряде случаев коэффициенты исполь­ зования пробега и динамического использования грузоподъ­ емности, учитываемые раздельно, не позволяют опреде­ лить степень использования автомобиля для выполнения транспортной работы.

Л. А. Бронштейн рекомендует пользоваться сводным показателем — коэффициентом полезной работы

К = ТдР-

( 18)

Коэффициент полезной работы — это отношение коли­ чества фактически выполненных тонно-километров к тому количеству, которое могло быть выполнено, если бы авто­ мобиль был полностью загружен на всем пути его движе­ ния.

Рассмотрим на конкретном примере возможность при­ менения принятых в настоящее время показателей исполь­ зования пробега для оценки эффективности автомобиля на развозочных маршрутах.

Пример. Пусть необходимо доставить грузы из пункта А в три пункта. В первый пункт завозится 2 т груза, во второй — 1 т и в третий — 1т.

Для доставки грузов на развозочном маршруте используется авто­ мобиль ГАЗ-53А. Расстояние от склада до грузополучателей и между грузополучателями показано на схеме (рис. 10) и в табл. 7 (матрице рас­ стояний).

Рассмотрим показатели работы автомобиля на различных маршрутах

(табл. 8).

Маршрут II а наилучший, так как на нем перевозка выполняется с наименьшим пробегом автомобиля и наименьшей работой в тоннокилометрах. Это не отражается коэффициентами использования пробега

р

 

 

^ ткм/км,

 

 

ткм/км

 

 

 

0,697

0,610

0,425

1,70

0,757

0,760

0,575

2,30

0,620

0,640

0,396

1,58

0,725

0,834

0,605

2,42

0,677

0,665

0,450

1,79

0,705

0,780

0,550

2,20

Таблица 8

^К.Д.

ткм/км, ткм/км

1,12

1,28

1,09

2 3-3110

33