Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

противовеса. Приложение к башне обратного момента уменьша­ ет величину горизонтального перемещения верха башни, в ре­ зультате чего уменьшаются горизонтальные колебания и ускоре­ ния, действующие на машиниста.

На кранах серии КБ унифицированы основные узлы, что позво­ ляет: повысить надежность работы механизмов, снизить стои­ мость узлов, внедрить агрегатный метод ремонта, сокращающий сроки нахождения крана в ремонте и снижающий трудоемкость работ, ускорить сроки проектирования, изготовления опытных об­ разцов и освоения серийного производства новых конструкций башенных кранов.

Благодаря унификации узлов все башенные краны укомплек­ тованы четырьмя типоразмерами лебедок, тремя типами меха­ низмов поворота и двумя типами ходовых устройств. Для всех башенных кранов разработана единая конструкция кабины, вы­ полненная с учетом современных требований гигиены труда. Ша­ риковые опорно-поворотные круги, которыми оснащены все ба­ шенные краны единого ряда, унифицированы с аналогичными кругами экскаваторов, погрузчиков и других строительных ма­ шин.

Башенные краны серии КБ изготовлены в соответствии с ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные». В табл. 2 приведены их основные технические характеристики.

Башенные краны серии КБ имеют ограниченное количество ти­ поразмеров, однако технические данные этих кранов позволяют использовать их для всех основных строительно-монтажных ра­ бот.

Для всех кранов этой серии, кроме КБ-4 и КБ-160.2, предусмот­ рена однотипная схема монтажа и перевозок. Демонтаж крана ведется в такой последовательности: опускают грузовой блок, стрелу и складывают в шарнире, опускают в горизонтальное по­ ложение башню, снимают балласт, подкатывают транспортную ось. На кране КБ-160.2 перед опусканием башни производят де­ монтаж ее дополнительных секций.

Транспортные габариты поезда с краном не превышают 25 м за исключением крана КБ-4, который целиком погружают на ав­ томобиль с прицепом. Краны серии КБ перевозят на специальных транспортных осях в прицепе к автомашине. Пневмоколесный ход поезда с краном позвОляёт быстро перевезти его с одного объек­ та на другой, а использование при этом механизма поворота кра­ на дает возможность разворачиваться в узких проездах.

На всех кранах, кроме КБ-4, установлены унифицированные ка­ бины, отличающиеся одна от другой только электрооборудовани­ ем. Площадь каждой кабины около 2 м2, кабины остеклены, что обеспечивает хороший обзор зоны действия крана.

На кранах КБ-60, КБ-100 и К.Б-160 применена особая схема запасовки каната стрелового полиспаста, разработанная ВНИИстройдормашем, благодаря чему уменьшается раскачивание баш-

15


 

Единица измерения

 

16-КБ

25-КБ

40-КБ

60-КБ

100.0-КБ

Марка

Параметры

4-КБ

100.1-КБ

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузовой

момент

т с - м

4

16

25

40

60

100

100

Г рузоподъемность

тс

0 ,5 — 1

1 - 2 1 ,5 — 3

2 - 3

3— 5

5

5

Вылет крюка

 

м

8 - 4

16— 8

1 8 - 9

20— 10 2 0 - 1 0 20— 10 2 0 - 1 0

Высота подъема

"

8— 13 13— 23 2 1 - 3 1

21— 33 21—33 2 1 - 3 3 21— 33

Наибольший

радиус

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2 ,5

2 ,8

3

 

3 ,5

3 ,5

поворотной части

*

3,1

Рабочие скорости:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

подъема

и

опускания

 

16

20

20

20

19

20

20

груза

 

 

 

м/ мин

плавной посадки

и

6

6

5

5

5

5

передвижения

 

15

20

20

30

2 7 ,2

30

30

поворота

 

 

 

о б і м и н

0 ,8

0 ,7

0 ,8 6

0 ,8

0 ,7

0 ,7

0 ,7

изменения

 

вылета

 

15

15

15

15

15

стрелы

 

 

 

МІМІІН

Колея

 

 

 

м

2 ,5

2 ,8

3 ,2

3 ,5

4

4 ,5

4 ,5

База

 

 

ходовых

2 ,5

3 ,0

3 ,2 '

3 ,8

4

4 ,5

4 ,5

Количество

 

шт.

4

4

4

4

8

8

8

колес

 

 

 

Мощность электродви­

 

 

 

 

 

 

 

 

гателей:

 

 

 

к е т

3 ,5

7 ;5

11

16

16

16

16

грузовой лебедки

стреловой

лебедки

2 .8

3 ,5

7 .5

7 ,5

7 ,5

7 ,5

механизма

поворота

0 ,6

2 ,2

2 ,2

2 ,2

2 ,2

3 ,5

3 ,5

механизма передвиже-

п

2

2 ,2

3 ,5

2 x 2 ,2

2 X 3 ,5

2 X 3 ,5

2 x 3 ,6

НИН

 

 

 

Вес крана:

конструк­

т

2 ,8

7 ,6 5

12,5

15,7

2 4 ,2

25

2 6 ,8

тивный

 

 

 

 

4 ,4

16,55

27,87

2 7 ,7

3 8 ,2

51

5 1 ,2

общий

баллас­

том)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и м е ч а н и е. При установке на кранах КБ-160.2 и КБ-160.4 электродви-

подъема грузов составляет 20 м/мин.

 

 

 

 

 

 

ни при подъеме грузов. Все краны обеспечивают плавную посад­ ку грузов. На кранах КБ-60, КБ-100.0, КБ-100.1, КБ-160.2 и КБ160.4 плавная посадка осуществляется с помощью вихревого тор­

мозного генератора.

Кран КБ-4 предназначен для подъемно-транспортных работ при постройке зданий высотой до двух этажей включительно из кирпича и легких панелей.

Поворотная платформа крана соединена с ходовой рамой че­ рез опорно-поворотный круг. На платформе размещены грузовая лебедка, механизм поворота, колонна со стрелой, противовес и приборы управления. Колонна, стрела и ходовая рама изготовле­ ны из трубчатых элементов. Вылет стрелы можно изменять с помощью ручной стреловой или грузовой лебедки с перепасовкой на нее стрелового каната. Монтаж, демонтаж и погрузку крана на автомашину производят с помощью грузовой лебедки и стре-

16

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

крана

 

 

 

 

 

 

 

-КБ160.1

-КБ160.2

КБ160.4

-КС100

-КЕ306 981)-(С

981-С А

БкК-250

с прямой

с подстрсл-

 

 

стрелой

ком

 

 

 

 

160

160

160

160

100

100

100

250

8

сл сл со

5—8

2 - 3

5

4 - 8

4 - 8

8 -2 5

 

1

 

 

 

 

 

 

20—10

25—13

25—13

25—13

18—10

25-12,5

25-12,5

30-12

26—36

40,5-55

41-55

57-65

5 ,5 -1 7

35—48

40-53

40-59

3,8

3,8

3,8

3,8

3,5

3,6

5,25

14,2

15

15

30

20

20

20

10-13,5

5

5

3,8

3—8

5

2—5

2 - 5

1,5—2,5

18

19,7

18

18

30

31,4

20

10

0,6

0,6

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,3

15

15

15

15

6

6

6

6

4,5

4,5

4,5

7,5

6

6

6

6

4,5

4,5

8

8

8

8

8

8

8

8

12

 

 

 

 

 

 

35,5

49,5

 

16

16

16

16

16

16

3

46

11

16

16

16

7,5

7,5

7,5

___

5

5

6

6

8,5

5

5

2X3,51

2X3,5

2X3,5

2X3,5

2X3,5

2X3,5

7

7

4X2,2

37,6

48

47,4

48,7

22,1

32,6

34,5

135

62,6

78

72,4

73,6

46,5

76,6

86,9

135

гателей мощностью 30 кет с увеличенным количеством оборотов скорость

; лового каната. Кран перевозят в собранном виде на автомобиле

!с прицепом.

Кран КБ-16 — самоходный полноповоротный башенный кран I предназначен для подъемно-транспортных работ при стро-

іительстве зданий высотой до трех этажей.

Все механизмы крана, а также аппаратура управления, башня со стрелой и противовес смонтированы на поворотной платформе, соединенной с помощью шарикового опорно-поворотного устрой­ ства с ходовой рамой, опирающейся на четыре колеса, два из ко-

'торых являются приводными.

I Конструкция ходовой части обеспечивает прохождение крана по закруглениям с радиусом кривизны по внутреннему рельсу 7 м. Башня и стрела решетчатые, прямоугольного сечения. Стрела при перевозке складывается.

2—1640

17


Все механизмы крана приводятся в действие от индивидуаль­ ных электродвигателей с фланцевым креплением.

Тормоз грузовой лебедки снабжен гидротолкателем, обеспечи­ вающим Минимальные монтажные скорости опускания груза. Уп­ равление краном осуществляется из навесной кабины, установ­ ленной на башне. В кабине размещёна электроаппаратура управ­ ления. Кран оборудован ограничителями грузоподъемности, вы­ соты подъема груза, поворота и передвижения.

Монтаж и демонтаж крана выполняют с помощью механизмов крана и автокрана. Перевозят кран в сложенном виде на пневмо­ колесах в прицепе к автомобилю.

Кран КБ-25 предназначен для строительства зданий высотой до пяти этажей, а также для подъема различных строительных материалов и монтажа конструкций весом до 3 т.

Ходовая рама сварная, из двутавровой и швеллерной стали, имеет в плане Н-образную форму и опирается на четыре ходовых колеса, два из которых приводные. По бокам рамы укладываются два блока центрального балласта. В средней части приварено кольцеобразное основание для крепления шарикового опорио-по- воротного круга. К подвижной обойме шарикового круга болтами крепится поворотная платформа, представляющая собой плоскую раму, сваренную из листовой и швеллерной стали.

К средней части рамы приварена двуногая стойка, служащая для крепления подкосов колонны и монтажной стойки. К верхней плоскости рамы приварены проушины для крепления колонны. В центральной части рамы установлены грузовая и стреловая ле­ бедки, механизм поворота и электроаппаратура управления. За двуногой стойкой расположены железобетонные плиты балласта, которые с помощью анкерных болтов и швеллеров крепятся к ра­ ме платформы.

Колонна крана решетчатая, прямоугольного сечения, в нижней части расширена для восприятия боковых нагрузок и соединена с Поворотной платформой двумя осями. От опрокидывания колоТГна удерживается подкосами. Колонна заканчивается оголовком, в верхней части которого расположены отводные блоки расчального и грузового канатов, а также ограничитель грузоподъем­ ности. Координаты оси блоков выбраны таким образом, что изги­ бающий момент, действующий на колойну от вертикальных уси­ лий, сведен до минимума.

Ниже оголовка, в месте перегиба основных поясных уголков, приварена обвязка из швеллеров, к которой с одной стороны кре­ пится стрела, а с противоположной — распорка.

'Распорка колонны выполнена из швеллеров в виде плоской сварной рамы, удерживаемой в горизонтальном положении ка­ натной петлей, прикрепленной к оголовку колонны. На конце рас­ порки установлены блоки расчального каната и отводной блок для каната стрелового полиспаста.

Стрела крана прямоугольного сечения сварена из уголковой

18


стали, в плане имеет форму сильно вытянутой трапеции. Л'іеталлоконструкция стрелы состоит из трех секций, причем средняя секция соединяется с головкой с помощью шарнира и откидных болтов, что позволяет складывать стрелу при демонтаже крана. На кране сбоку верхней части колонны установлена унифициро­ ванная кабина с площадкой, на которую ведет лестница, располо­ женная снаружи колонны. При демонтаже кран складывают, не разбирая, с помощью его собственных механизмов и автокрана. Кран перевозят автомобилем на буксире, при этом ходовую раму крана устанавливают на транспортную ось.

Кран КБ-40 предназначен для строительства жилых и граждан­ ских зданий высотой до пяти этажей.

Ходовая рама крана представляет собой плоскую сварную кон­ струкцию Н-образной формы, опирающуюся на четыре колеса, два из которых — приводные. Центральная часть рамы соедине­ на с двумя продольными балками с помощью болтов.

Центральная часть выполнена из двух двутавровых балок, сва­ ренных между собой листами. К верхней плоскости рамы прива­ рен «кольцевой» стакан, к которому крепится шариковый опорно­ поворотный круг.

Поворотная платформа крана выполнена в виде плоской пря­ моугольной рамы. К центральной ее части, имеющей в плане фор­ му квадрата, приваривается П-образная консоль из двутавровой и швеллерной стали, на которой крепится двуногая стойка. На платформе установлены грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота и плиты противовеса. Спереди на платформу опирается колонна решетчатой конструкции сечением 1X1 м. От опрокиды­ вания колонну удерживают подкосы, связанные с ее кронштей­ нами.

Наверху колонна заканчивается оголовком, несколько отогну­ тым, причем его размеры таковы, что изгибающий момент от вер­ тикальных сил, действующих на колонну, сведен до минимума.

Вверху колонны на специальной раме с площадкой располо­ жена кабина машиниста. Лестница для подъема на площадку проходит внутри колонны.

Стрела решетчатой конструкции в плане имеет вид трапеции, расширяющейся к основанию. Соединение головной секции с кор­ невой с помощью шарнира и откидных болтов дает возможность складывать стрелу при демонтаже и перевозке крана. Перевозят кран без разборки на подкатной оси в прицепе к тягачу.

Кран КБ-60 (рис. 6, 7) предназначен для механизации подъем­ но-транспортных работ при строительстве зданий высотой до пяти этажей.

Решетчатая стрела прямоугольного сечения шарнирно соеди­ нена с башней. При перевозке крана стрелу складывают. Башня крана решетчатая, прямоугольного сечения, шарнирно соединена

споворотной платформой и удерживается в ра^еаем^рлржении

спомощью подкосов, опирающихся на двуногук| стоццу.. п-/Сллч~

2*

I бкЗлкотзка сГё


На поворотной платформе размещены грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота и балласт. Платформа через шари­ ковое опорно-поворотное устройство соединена с опорной рамой, которая через флюгеры опирается на ходовые тележки. Такая конструкция позволяет крану проходить по закруглениям с мини­ мальным радиусом 6 м. Две тележки, расположенные на одном

рельсе, оборудованы двумя раздельными механизмами передви­ жения. На кране установлена навесная кабина, в которой разме­ щена электроаппаратура управления. Плавная посадка груза осу­ ществляется за счет применения в схеме грузовой лебедки тор­ мозного генератора. На кране смонтированы ограничители грузо­ подъемности, высоты подъема груза, изменения вылета стрелы, передвижения и поворота. Монтаж и демонтаж крана выполняют

спомощью его же механизмов и автокрана. Транспортируют кран

всложенном виде на пневмоколесах в прицепе к автомобилю.

Кран башенный КБ-100.0 (рис. 8) грузоподъемностью 5 г пред­ назначен для строительства пятиэтажных многопролетных про­ мышленных и жилищно-гражданских зданий.

20