Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 84

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Краны

Башенные ...............................................

Стреловые автомобильные, пневмоко-

лесные, гусеничные, железнодорожные

То ж е ........................................................

Таблица 7

 

 

Климатический

пояс

Грузоподъем­

Южный и

 

 

ность,

тс

Северный

 

 

средний

 

 

 

 

До

10

400

 

300

До

7 ,5

300

 

250

Более

7 ,5

400

 

350

П р и м е ч а н и е . Для башенных кранов грузоподъемностью более 10 т и козловых кранов число смен работы в году равно 400.

мость машино-смены. Число смен работы кранов в году приве­ дено в табл. 7.

НИИСП Госстроя УССР рекомендует при выборе крана прини­ мать следующие рациональные сроки работы кранов различных типов без перебазировки:

несамомонтирующиеся башенные краны на рельсовом ходу

сверхним расположением противовеса — не менее 250—300 смен; мобильные башенные самомонтирующиеся краны на рельсовом

ходу— не менее 125—150 смен; тяжелые стреловые и башенно-стреловые краны на гусеничном

ходу, требующие демонтажа при транспортировании с объекта на объект,— нс менее 100—150 смен.

Трудоемкость. Трудоемкость единицы продукции процесса мон­

тажа конструкций определяется по формуле

 

 

 

Qo6m

'

 

 

 

<7ед = ~

 

 

Здесь величина трудоемкости монтажа конструкции Q0бщ

мо­

жет быть рассчитана по формуле

 

 

 

 

Qoбщ ^ Тм.с I (®мех "Ь ТНруч); "Т" <7пер Н- ‘Упут

9э.к>

 

где Тм.с — число машино-смен работы кранов;

 

 

777мех

— количество рабочих, занятых на управлении кранами;

m руч

— количество рабочих в звене при монтаже соответству­

<7пср

ющего вида конструкций;

 

площадку,

их

— затраты труда по доставке кранов на

 

монтажу и демонтажу, а также возведению вспомога­

тельных устройств; упут — затраты труда на устройство, содержание и разборку

подкрановых путей; <7э.к — затраты труда на техническое обслуживание и ремон­

ты (кроме капитального).

Количество рабочих в звене ( т руч), работающем с одним кра­ ном при монтаже различных групп стальных и сборных железо­ бетонных конструкций, в зависимости от удельной машиноемкос-

137


тн процесса ц (маш.-ч/т) и удельной трудоемкости процесса к (чел.-ч/т) можно определить по графику (рис. 53, табл. 8).

Капитальные вложения. Краны обычно имеют различную годо­ вую производительность, поэтому для сопоставления их по

Рис. 53. График для определения количества рабочих в зве­ не, работающем с одним краном, (условные обозначения см. в табл 8).

данному показателю целесообразно пользоваться величиной удельных капитальных вложений

где См.р — расчетная стоимость крана; Пгод — годовая выработка крана.

138

Группа конструкций

Листовые Г азовоздухопроводы Каркасные

Площадки и лестницы Стальное литье Сборные железобетонные

конструкции несущего каркаса Ограждающие железо-

бетонные конструкции зданий

Блочный монтаж

А

А

Б

Б

Зона

 

Поэлеме­ нтный монтаж

Р-.

 

м а ш .-ч іт п

1

 

Б 0 ,8 9 — 1,1-8

В0 ,9 7 — 1,22

Г , Д

1 ,3 1 — 1,85

Е

1,58 — 1,74

А

0 ,5 5

- 0 ,8

Ж

 

 

 

1 ,1 7

- 1 ,4 5

Ж 0 ,9 5 - 1 ,0 5

Таблица 8 f , ч е л .-njm

Блочный мон­ Поэлементный таж монтаж

9 ,6 — 12,7

1 6 .9 —2 1 ,6

11,4 — 13,2

18,5 —23

16,7 —21

2 7 - 3 5

1 8 ,2 - 2 0 ,6

33—3 5 ,2

6 ,2 - 1 1

 

4 , 5 - 6 , 8

 

6 , 7 - 7 , 5

 

В расчетах принимается средняя балансовая стоимость одно­ типных кранов (по данным бухгалтерского учета) или их расчет­ ная стоимость, которая определяется по оптово-отпускным ценам плюс дополнительные расходы (на первоначальную доставку ма­ шин до базы транспортной организации, заготовительно-склад­ ские и снабженческие расходы).

Для железнодорожных кранов дополнительные расходы можно принимать в размере 3—5%; для всех остальных кранов — 7— 12% от отпускной цены.

Продолжительность производства работ. Продолжительность работ на объекте определяется проектом производства работ. В большинстве случаев замена одного крана другим (при прочих равных условиях) незначительно влияет на продолжительность монтажных работ. В тех же случаях, когда продолжительность сокращается, снижается стоимость строительства за счет сокра­ щения размера условно-постоянной части накладных расходов Э.

Н

э=м(І- ч ) ’ -

долю условно­

где k = 0,5—0,6 — коэффициент, учитывающий

 

постоянных расходов в составе накладных рас­

 

ходов;

 

 

сумма накладных расходов;

зависимости от

Т01 и Тог— сроки производства работ в

принятого типа (модели) крана; Т02> Т0Ѵ

Экономию от снижения накладных расходов следует учитывать при определении общей себестоимости работ.

Общая оценка технико-экономических показателей. При сравнительной оценке различных вариантов механизации мон­ тажных работ основные технико-экономические показатели иног­ да могут приводить к разноречивым выводам об эффективности

139


отдельных кранов. В подобных случаях можно воспользоваться следующими рекомендациями проф. С. Е. Канторера.

Если при значительном снижении трудоемкости единицы мон­ тажных-работ повышается себестоимость (или наоборот), сравни­ тельную оценку следует выполнять путем определения и сопо­ ставления условной полной стоимости вариантов (себестоимость единицы продукции, увеличенная на стоимость, создаваемую тру­ дом для общества — принимается в размере 100% от суммы зара­ ботной платы, учтенной в составе себестоимости).

При сравнении вариантов механизации монтажа, характеризу­ ющихся различными показателями по себестоимости и капиталь­ ным вложениям, сравнительную оценку следует выполнять по приведенным удельным затратам Эуж.

ЭУд = С -j- /?уд Е„,

"

где /?уД — удельные капитальные вложения, рассчитанные

на

единицу годового объема работ;

 

Е„=0,17— нормативный коэффициент эффективности дополни­ тельных капитальных вложений.

Предпочтительным является вариант с наименьшими приведен­ ными удельными затратами.

Источники исходных данных для расчета основных технико-эко­ номических показателей приведены в табл. 9.'

Дополнительные технико-экономические показатели

Показатель удельной металлоемкости Р„ет, характеризующий расход металла на единицу конечной продукции крана (комплек­ та кранов), может быть рассчитан по формуле

 

^м ет .к

^кр "I" ^ м ет .р *рем

' м е т

гі

 

 

норм

ср.гед

где В мет.к — вес металла крана; Вщет.р — вес деталей и узлов, устанавливаемых на кране при

выполнении ремонта за весь срок службы крана; Акр= 1 ,5 — коэффициент перехода от-прямых к полным затра­

там на изготовление крана;

kKp—1,7— коэффициент перехода от прямых к полным затра­ там металла на изготовление крана;

Тнорм — нормативный срок службы крана, принятый в осно­ ву расчета амортизационных отчислений;

Пор.год— среднегодовая выработка крана в единицах конеч­ ной продукции.

Показатель удельной энергоемкости Эуд, характеризующий расход энергоресурсов на единицу продукции, определяется по формуле

уд

1 э

П э ’

140


Исходные данные

С м етн ая сто и м ость м аш ш ю -см ены Р а с х о д ы по д о с т а в к е к р ан а на стр о и тел ьн ую п лощ адку

 

 

 

 

 

Таблица 9

Обоз­

Название источника

начение

— Стр С Н и П

1Ѵ -5 — 65, р азд . I

 

П р ей ску р ан т

13— 01 — 01

тар и ф о в

на п еревозки

гр у зо в авто тр ан сп о р ­

том . Ц ен ни к

№ 3

см етн ы х цен на

перевозки

гр у зо в

д л я

стр о и тел ь ­

с т в а

 

 

 

 

 

Ц ен ни к

на

м он таж об о р уд о ван и я

№ 15

 

 

 

 

 

Р а с х о д ы

по

п ереб ази ро вани ю к р а ­

на в

п р ед ел ах территории стр о я щ е­

го ся

о б ъ ек та

 

Р а с х о д ы

по

м о н таж у и д ем о н таж у

кр ан а

 

 

З а тр а ты тр у д а по д о с т а в к е кр ан о в на п ло щ адку, и х м о н таж у и д е ­ м о н таж у Р а сч е т н а я сто и м о сть кр ан о в

Г о д о в ы е з а тр а ты на со д ер ж ан и е

и рем онт

п о д кр ан о вы х

путей

З а т р а т ы

тр у д а на у стр о й ство , с о ­

д ер ж ан и е

и р азб о р ку

п о д кр ан о ­

в ы х путей

Н о р м ати вн ы е сроки

сл у ж б ы

к р а ­

н ов

 

 

 

 

 

 

Н орм ы

 

еж его д н ы х

ам орти зац и о н ­

н ы х отчислений

 

 

 

К о л и ч ество

рабочи х, з а н я т ы х

у п ­

равлени ем кр анам и

 

 

 

З а р а б о тн а я

п л ата

п ер со нал а,

уп ­

р авл я ю щ его

кр анам и

 

 

З а т р а т ы

тр у д а на техн и ч еско е о б ­

сл у ж и ван и е

и рем онт

 

 

К о л и ч ество

техн и ч ески х о б сл у ж и ­

ван и и

и

рем онтов

к а ж д о го

ви да

з а м еж рем онтны й цикл

 

 

Т р у д о ем ко сть .к а ж д о го

ви д а т ех н и ­

ч еск о го

о б сл у ж и ван и я

и рем онта

П р о д о л ж и тел ьн о сть

м еж р ем он тн о ­

го цикла

 

 

 

 

 

 

Т а к ел а ж н ы е

работы

Е Н и Р ,

сб .

24.

 

Т а к ел а ж н ы е

рабо ты

Е Н и Р ,

сб .

5.

 

М о н таж

и

и зго то вл ен и е

стал ьн ы х

 

конструкц ий

 

 

 

 

 

 

См.д

Е Н и Р ,

сб . 28, вы п . 1.

 

 

 

 

М о н таж

 

п о д ъем н о -тр ан сп ор тн ого

 

о б о р уд о ван и я

 

 

 

 

 

^пер

Т о ж е,

вы п .

2.

О б о р у д о ван и е пре­

г

р ы вн о го

д ей стви я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чм.р

П р ей скур ан ты

о п то вы х

цен

на

Спут

гр узо п о д ъ ем н о е

о б о р уд о ван и е

 

В р ем ен н ы е

цены за во д о в -и зго т о ви -

 

телей С Н и П

ІѴ -5 — 65, р азд . II

 

 

Е Н и Р ,

сб .

16.

У к л а д к а

вер хн его

?пут

строени я

ж ел езн о д о р о ж н ы х

путей

И нстр укц и я

по

у стр о й ству

и э к с ­

 

плуатац ии

р ел ьсо вы х

путей

н а

д е ­

 

р евя н н ы х

ш п ал ах д л я

стр о и тел ь ­

 

н ы х баш ен н ы х кр ан о в . С Н 7 8 — 67

 

М ето д и ка

оп ределения

величины

 

п л ан о во -р асч етн ы х цен з а э к сп л у а ­

Т1 норм

тац ию

м аш ин

в стр о и тел ьстве

С Н иП

ІѴ -6 — 65

 

 

 

 

 

Haw

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е Н и Р

по

ви д ам рабо т.

З а в о д ск и е

3

инструкции .

 

 

 

 

 

 

Е ди н ы й тар и ф н о -квал и ф и кац и о н ­

Чэк

ный сп р аво чн и к

р або т и проф ессий

рабочи х,

з а н я т ы х в

стр о и тел ьстве

 

и на р ем о н тн о -стр ои тел ьн ы х р аб о ­

 

т а х (Е Т К С ), Е Н н Р

 

 

 

 

Ч

О бщ ая

ч асть

 

 

 

 

 

 

И н стр укц и я

по

проведению

п л ан о ­

 

во -п р ед уп р ед и тел ьн о го рем онта

 

Ті

стр о и тел ьн ы х маш ин

 

 

 

 

С Н 207 — 68

 

 

 

 

 

 

Ац

141