Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лесообразно вести по двум группам ремонтов: проводящихся в условиях ремонтных мастерских (рабочие, работающие в мастер­ ских) и проводящихся на местах работы машин (рабочие, выез­ жающие на автомобилях технической помощи, и-дежурные ре­ монтные слесари).

Количество рабочих, необходимых для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту машин, определяется пу­ тем деления данных о соответствующей трудоемкости на действи­ тельный фонд времени работы рабочего.

При определении количества рабочих, потребных для выполне­ ния плана технических обслуживаний и ремонтов, следует учи­ тывать, что в выполнении этих работ участвуют машинисты (мо­ тористы) и их помощники.

НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ РАБОТЕ МАШИН И ПРИЧИНЫ их в о з н и к н о в е н и я

При эксплуатации кранов вследствие нарушения регулировки, изнашивания и разрушения деталей возникают неисправности. Если несвоевременно не устранить, кран может выйти из строя. Неисправности вызывают изменение рабочих параметров крана. Так, в передаточных механизмах падает коэффициент полезного действия, возрастает шум в передачах; у двигателя падает мощ­ ность, увеличивается расход топлива и смазки, появляются стуки

иненормальные шумы.

Впроцессе эксплуатации крана изменяются формы и геометри­ ческие размеры его деталей, вследствие чего изменяются посад­ ки, зазоры и т. п. Например, падение мощности двигателя может быть следствием увеличения зазоров между поршнем и цилинд­ ром.

Для поддержания машины в работоспособном состоянии необ­ ходимо своевременно предупреждать и быстро устранять возни­ кающие неисправности. При техническом обслуживании и ремон­

те необходимо тщательно анализировать причины, вызвавшие неисправности, критически оценивать условия эксплуатации ма­ шины. В результате такого анализа могут быть предложены но­ вые эксплуатационные приемы и рекомендации по улучшению конструкции отдельных деталей и узлов.

Неисправности машин могут быть разделены на следующие группы:

неисправности, возникающие в результате естественного изно­ са деталей;

аварийные неисправности, возникающие в результате непра­ вильного технического обслуживания машин и нарушения правил эксплуатации ее;

неисправности, связанные с конструкцией детали или узла; неисправности, связанные с нарушениями технологии изготов­

ления детали или узла.

132


Неисправности, возникающие в машине в результате естествен­ ного износа деталей, должны устраняться своевременно. При нарушении этого правила зазоры деталей начинают резко воз­ растать, в результате чего износ может перейти в аварийный, что повлечет за собой выход машины из строя. Аварийные неисправ­ ности, возникающие как следствие неправильной эксплуатации и усталости металла, очень опасны. Поломки деталей под дей­ ствием повторной знакопеременной нагрузки вследствие усталос­ ти металла происходят неожиданно: причина их заключается в отсутствии периодического надзора за такими деталями. Самыми распространенными являются аварийные неисправности, явля­ ющиеся результатом нарушения правил эксплуатации машин, вследствие чего усилия в отдельных деталях превышают допусти­ мые и приводят к авариям.

Неисправности, связанные с конструкцией и технологией изго­ товления детали, встречаются редко и являются в основном ре­ зультатом:

неправильного назначения размеров деталей; неправильного выбора марки металла и режима термообра­

ботки; неправильного выбора посадок и допусков для сопряженных

деталей и отступлений от размеров, обозначенных на чертеже; несоблюдения установленного технологического процесса обра­

ботки или ремонта детали; нарушения технических условий при сборке машины.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ БАШЕННЫХ КРАНОВ [4]

Выбирают и сравнивают краны, используемые для строитель­ но-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, на основании основных и дополнительных технико-экономических показателей.

К основным показателям относятся:

себестоимость продукции механизированного процесса — опре­ деляется либо на единицу измерения монтажных работ, либо на единицу измерения зданий и сооружений (их частей) в целом;

трудоемкость — определяется на единицу продукции, принятую для исчисления себестоимости;

капитальные вложения — стоимость кранов; продолжительность производства работ.

Дополнительные показатели — металлоемкость и энергоем­ кость единицы продукции.

Решающее значение имеет показатель себёстоимости, так как в нем находят отражение размеры трудоемкости и продолжитель­ ности работ (соответственно путем учета зарплаты рабочих и ве­ личины накладных расходов). Основные и дополнительные пока­ затели предназначены для выбора и сравнения вариантов схем комплексной механизации строительно-монтажных работ при разработке проектов организации строительства.

Себестоимость продукции механизированного процесса. Себе­ стоимость единицы продукции С может быть определена по фор­

муле С= . Здесь Р — объем работ в соответствующих едини­

цах измерения; Смех — себестоимость механизированных работ по монтажу конструкций, рассчитывается по формуле

 

Смех = 1 >08 (Сед Е См.с Т0) -)- 1,5 Е Зм То,

 

где Сед

— единовременные затраты, связанные с организацией

 

монтажных работ, не учтенные в себестоимости

ма-

 

шино-смены;

 

См.с— себестоимость машино-смены для кранов каждого ти­

Т0

поразмера;

 

— количество машино-смен работы кранов каждого ти­

 

поразмера без перебазировки, исчисленное на

весь

З м

объем работ;

 

—’Заработная плата монтажников за смену работы кра­

 

на каждого типоразмера;

 

1,5 и 1,08 — соответственно коэффициент накладных расходов на заработную плату монтажников и на прочие прямые затраты.

134


К единовременным затратам обычно относятся расходы на устройство и разборку рельсовых путей. Количество машино-смен Т 0 принимается исходя из объема работ и сменной эксплуатаци­ онной производительности крана, которая рассчитывается по об­

щеизвестным формулам либо

по

производственным нормам

ЕНиР.

 

 

 

 

определяется по формуле

Себестоимость машино-смены См.с

п

__

Сс

,

гам + спут t п

^м .с

г

Г '-'т.э,

 

 

1о

 

1г.см

где С е — единовременные расходы на перебазирование крана с объекта на объект;

Гам — годовые амортизационные отчисления; СПут — годовые затраты на содержание и ремонт подкрановых

путей; Тг.см — число смен работы крана в году в соответствии с уста­

новленным режимом работы; Ст.э — сменные эксплуатационные затраты, исчисленные при­

менительно к принятой сменной производительности кранов.

Единовременные расходы Сс равны

Се —- СТр ~х' СМід -}- Gn /zn,

где Стр — расходы по доставке кранов на строительную пло­ щадку;

См.д— расходы по монтажу и демонтажу кранов; С„ — расходы по перебазированию кранов в пределах тер­

ритории строящегося объекта; п а— число перебазирований кранов за время работы их на

данной площадке.

Годовые амортизационные отчисления Гам находят так:

Он

р__ W i.p " п ам

ам ~

100

где См.р— балансовая либо расчетная стоимость крана; Нам — норма ежегодных амортизационных отчислений, проц.

Сменные эксплуатационные расходы Ст.э рассчитываются по формуле

С т . э = С э . р + 3 ,

где Сэ.р— эксплуатационно-ремонтные расходы; 3 — заработная плата персонала, управляющего краном и

осуществляющего

внутрисменный технический

уход

за ним.

 

по

Эксплуатационно-ремонтные расходы Сэ.р определяются

формуле

 

 

Сэ.р =

Ср + С0 -f- Сэ,

 

где Ср — затраты на все виды ремонтов, кроме капитального;

135


С0 — затраты на эксплуатационные материалы (канаты, ав­ томашины и т. д.);

Сэ — затраты на электроэнергию и горюче-смазочные мате­ риалы.

, При укрупненных расчетах эксплуатационно-ремонтные расхо­ ды определяются по формуле

Сэ.р = к пЗр,

где к п— переходный коэффициент; Зр — сумма прямой заработной платы рабочих, занятых тех­

ническим обслуживанием и ремонтом кранов; Зр Нв ДІасі

і'час — часовая ставка среднего разряда работы; Нв — норма времени на технические обслуживания и ремонты

на 1 ч эксплуатации

кранов; определяется в соответ­

ствии с нормами планово-предупредительного ремонта

(ППР) по формуле

 

Н, _

S а, Ті

at — количество технических

обслуживаний и ремонтов каждо­

го вида за межремонтный цикл;

Т/ — трудоемкость каждого вида технического обслуживания и ремонта, чвл.-ч.\

Ац — продолжительность межремонтного цикла, маш-ч.

В расчет не включают затраты труда на выполнение капиталь­ ного ремонта, а также среднего, если его межремонтный цикл больше года. Коэффициент перехода от суммы заработной платы к стоимости эксплуатационных материалов и часовые ставки среднего разряда работы по техническому обслуживанию и ре­ монту кранов следующие:

 

 

 

kn

и ,

коп

Краны

с электроприводом .............................

1,7

57,8

 

Краны

с

двигателями

 

 

 

внутреннего

с г о р а н и я ...................................

2,3

60,9

 

Величины Се, Спут, Ст.э подсчитываются с учетом

косвенных

расходов, т. е. накладных расходов управлений и трестов меха­ низации. В расчетах принимают: «і = 1,25 — коэффициент наклад­ ных расходов на заработную плату, «2 = 1 , 1 — коэффициент на­ кладных расходов на прочие прямые затраты.

Приведенные выше зависимости показывают, что на стоимость машино-смены влияют организационно-технические и климати­ ческие факторы. Наиболее существенное влияние оказывает про­ должительность работы крана на объекте, зависящая от объема выполняемых работ.

С увеличением времени нахождения крана на объекте умень­ шается удельный вес единовременных затрат, приходящихся на одну смену и на единицу объема работ, уменьшается себестои-

136