Файл: Вашец Н.И. Монтаж и эксплуатация башенных кранов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эксплуатационно-производственный отдел управления механи­ зации организует правильные эксплуатацию, техническое обслу­ живание и ремонт кранов и других строительных машин и обес­ печивает их бесперебойную и безаварийную работу на основе вне­ дрения системы технического обслуживания и планово-предупре­ дительных ремонтов; разрабатывает и осуществляет мероприя­ тия по ликвидации аварийности и исполнительные графики пла­ ново-предупредительных ремонтов машин, контролирует их. вы­ полнение; разрабатывает годовые планы ремонта и составляет расчеты и заявки на оборудование, механизмы, материалы, за­ пасные части и т. д., представляет в трест сведения о выполнении планов ремонта и составляет акты на списание машин и оборудо­ вания; разрабатывает производственные планы участков ППР и ремонтных мастерских и контролирует их выполнение; обеспечи­ вает ремонтные подразделения управления технической докумен­

те

тацией и нормативными материалами, а также разрабатывает мероприятия по технике безопасности и подготовке кадров, вклю­ чая контроль за их выполнением.

Текущие ремонты кранов организует и выполняет участок пла­ ново-предупредительного ремонта на местах работы машин.

Участок ППР для проведения ремонтов располагает необходи­ мым количеством автомобилей технической помощи, оснащенных оборудованием, приспособлениями, инструментом, материалами и запасными частями. Организация работы бригад слесарей-ре- монтников, их материальное обеспечение и контроль за своевре­ менностью и качеством ремонта осуществляют линейные механи­ ки. Для проведения ремонта в стационарных условиях участок ППР имеет ремонтные мастерские.

Ремонтно-механические мастерские осуществляют текущие ре­ монты строительных машин, выполняют заказы линейных меха­ ников на изготовление крепежных и других деталей, необходимых при выполнении текущих ремонтов, а также ремонт таких дета­ лей, заменяемых при текущих ремонтах, которые не могут быть отремонтированы в полевых условиях ремонтной бригадой. Ре­ монт башенных кранов осуществляется обычно на месте их ра­ боты.

В составе строительных министерств имеются главные управ­ ления (управления), которые руководят механизацией строитель­ ных процессов, правильной эксплуатацией машин и организаци­ ей технических уходов и ремонтов строительных машин.

Главное управление механизации занимается также разработ­ кой перспективных планов развития ремонтной базы с учетом специализации и кооперирования ремонтных предприятий; участ­ вует в утверждении проектных заданий, а также проектов строи­ тельства и реконструкции ремонтных предприятий; составляет сводные планы капитальных ремонтов (по всему парку машин); контролирует работу ремонтных предприятий с внедрением про­ грессивных мероприятий по улучшению качества, сокращению сроков и удешевлению стоимости ремонтов; определяет фактичес­ кую потребность в запасных частях и материалах для всех видов ремонтов; составляет план изготовления запасных частей на соб­ ственных ремонтных предприятиях; распределяет запасные час­ ти и материалы среди подчиненных организаций и контролирует их правильное расходование, соблюдение системы планово-пре­ дупредительных ремонтов машин и оборудования, осуществляет техническое руководство деятельностью трестов и управлений ме­ ханизации.

В общестроительных и специализированных трестах, где нет (объединенных управлений) механизации, организацией техни­ ческого обслуживания и ремонта машин занимается служба глав­ ного механика.

Служба главного механика общестроительного треста органи­ зовывает правильное техническое обслуживание и ремонт налич­

127


ного парка машин в соответствии с требованиями системы ППР, обеспечивает подчиненные управления, участки и производствен­ ные предприятия треста инструктивными и нормативными мате­ риалами по ремонту машин; контролирует своевременное выпол­ нение графиков технического обслуживания и ремонтов, следит за качеством ремонта; осуществляет оперативное и техническое руководство работой подчиненных управлений механизации; кон­ тролирует выполнение ремонтными мастерскими планов ремонта и внедрения прогрессивных мероприятий по улучшению качества, сокращению сроков и удешевлению стоимости технических ухо­ дов и ремонтов, участвует в составлении заявок на запасные час­ ти и материалы и распределение их по организациям треста; ор­ ганизует обмен передовым опытом по техническому обслужива­ нию и ремонту машин.

Служба главного механика специализированного треста зани­ мается теми же вопросами, что и общестроителыюго треста. Раз­ ница заключается в том, что в общестроительном тресте машины эксплуатируют общестроительные управления, а в специализиро­ ванном— специализированные управления, ремонтируют и в том и в другом базы механизации управлений механизации этих же трестов.

Главные механики строительных управлений руководят про­ ведением технического обслуживания и ремонтов машин в ре­ монтных мастерских; составляет месячные и квартальные планы ремонтов и представляют их главному механику треста; осуще­ ствляют систему планово-предупредительного ремонта и контроль за его качеством; обеспечивают выполнение плана ремонта и контролируют пополнение резерва запасных частей; участвуют в составлении заявок на запасные части и ремонтные материалы, ведут паспорта и учет выполнения ремонтов.

Механик строительного участка организует проведение по гра­ фику технического обслуживания и текущего ремонта и контро­ лирует полноту и качество их выполнения; осматривает машины

иоборудование до проведения технического обслуживания и ре­ монта и обеспечивает необходимыми материалами, инструмен­ том и запасными частями; вносит в первичную документацию записи о проведенном техническом уходе и ремонте; инст­ руктирует рабочих, занимающихся техническим обслуживанием

иремонтом машин, по ходу работ и по технике безопасности, ор­

ганизует социалистическое соревнование среди рабочих за повы­ шение качества технического ухода и ремонта машин и увели­ чение ремонтных циклов.

Линейный (участковый) механик выдает наряд-задание на проведение технического обслуживания машин (машинистам, мо­ тористам или бригадирам специальных бригад). В наряде-зада­ нии указывается наименование машины, ее заводской (инвен­ тарный) номер, номер обслуживания, дата проведения его, кто проводит обслуживание.

128


После проведения технического обслуживания составляется акт, на основании которого линейный (участковый) механик от­ читывается перед управлением механизации о выполнении ме­ сячного плана технического обслуживания.

В зависимости от типа машин, их количества и территориаль­ ного размещения для технического обслуживания и проведения текущих ремонтов создают специальные бригады, выполняющие работы по техническому обслуживанию и ремонту машин в пе­ редвижных мастерских, снабженных необходимым инвентарем, инструментом и оборудованием.

Текущий ремонт строительных машин производят на месте их работы, руководит их выполнением линейный (участковый) ме­ ханик.

Выезды передвижных мастерских технической помощи плани­ руют в соответствии с месячным графиком ремонтов и осущест­ вляют по нарядам-заданиям, выдаваемым бригадиру ремонтной бригады начальником участка ППР управления механизации, от­ делом эксплуатации базы механизации и т. д.

После проведения текущего ремонта линейный (участковый) механик совместно с бригадиром ремонтной бригады и бригади- ром-машинистом составляет акт, в котором отражает состояние узлов машины и описывает основные работы, проведенные при ре­ монте.

При проведении технического обслуживания наибольшее коли­ чество времени затрачивается на работы по смазке и на подгото­ вительно-заключительные работы, на подготовку инструмента, смазочных и обтирочных .материалов, на переходы рабочих от од­ ного узла машины к другому, от одного места смазки или регули­ ровки к другому.

Очень трудоемки подготовительно-заключительные работы, по­ тому что работы по смазке выполняются вручную, а количество точек смазки очень велико. Уменьшить число мест, смазываемых вручную, можно путем введения централизованной и автомати­ ческой систем смазки, внедрения автоматических компенсаторов износа, что позволит значительно сократить затраты времени на технический уход, улучшить техническое состояние строительных машин, увеличить сроки служЬы их деталей и уменьшить затра­

ты на ремонт.

Повышение долговечности быстроизнашивающихся деталей может уменьшить объемы ремонтных работ и сократить межре­ монтные периоды, поэтому очень важно при ремонте деталей ис­ пользовать методы, повышающие износостойкость деталей.

Трудоемкость ремонтов в настоящее время велика и потому на разборочно-сборочные работы приходится затрачивать очень мно­ го времени. Следовательно, при конструировании необходимо особое внимание уделять удобству разборки и сборки узлов и машин.

9— 1640

129


РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ЗАВОДЫ И МАСТЕРСКИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИИ

Капитальный ремонт основных строительных машин, в том числе башенных кранов, производят централизовано специализи­ рованные ремонтно-механические заводы строительных мини­ стерств Украинской ССР.

Текущий ремонт машин и средств малой механизации осуще­ ствляется в ремонтно-механических мастерских управлений меха­ низации.

Ремонтно-механические мастерские состоят из следующих про­ изводственных отделений: кузнечного с термическим отделением, сварочного механического, слесарно-сборочного, моечного, мото­ роремонтного и электроремонтного.

Участковые ремонтно-механические мастерские состоят из куз­ нечного, сварочного, механического, котельного, слесарно-сбороч­ ного, электроремонтного производственных отделений.

Характер ремонтируемого оборудования и виды выполняемых ремонтов определяют программу ремонтного предприятия, состав его отделений, габариты производственных помещений, характер подъемно-транспортных устройств и состав оборудования ремонт­ ного предприятия. Объем ремонтных работ определяется коли­ чеством и трудоемкостью ремонтов строительных машин. Коли­ чество ремонтов определяется их периодичностью, количеством эксплуатируемых машин, длительностью работы машин и сте­ пенью изношенности их.

При определении мощности ремонтного предприятия количест­ во ремонтов определяется по формулам:

К;

AM

к

_

N A

L K

» *\т

---

,

 

 

 

Ь т

где Кк и Кт — количество капитальных и текущих ремонтов; N — количество машин;

А— количество часов работы одной машины, планиру­ емой на год;

£ки І т '— межремонтные периоды капитального и текущего ремонтов.

Потребность в ремонтных площадях определяется на основании норм продолжительности нахождения машин в ремонте н площа­ ди, приходящейся на одну ремонтную машину.

Применение агрегатно-узлового метода ремонта значительно сокращает время нахождения машин в ремонте и потребность в площадях для разборочно-сборочных работ.

Агрегатно-узловой метод широко применяется в основном при ремонте экскаваторов, бульдозеров и кранов, где значительно со­ кращается время нахождения машин в текущем ремонте.

Длительность нахождения башенных кранов в ремонте (по инс­ трукции ППР) показана в табл. 6:

130


 

 

Таблица 6

Краны

 

Ремонт, сутки

текущий

капитальный

 

Башенные грузоподъемностью, тс

 

 

3— 5

5

21

10— 20

6

22

50

9

33

75— 100

10

36

15— 25

 

 

Железнодорожные (без ходовой

час­

 

ти) грузоподъемностью, тс:

 

 

15— 25

10

22

30

11

25

50

11

30

Потребность в площадях для сборки и разборки машин рас­ считывают по форме, представленной ниже.

Потребность в рабочей силе определяется на основе данных о трудоемкости технических обслуживаний и ремонтов. Расчет це-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форма

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность работы

Количество ремонтов

Ремонтируемые

 

Количество

 

 

 

 

 

 

 

 

машины

 

 

одной машины

всех машин в

капиталь­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

текущих

 

 

 

 

 

 

 

 

в году, ч

 

году, Ч (Гр.

ных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2х гр. 3)

 

 

 

 

 

1

 

 

2

 

 

 

3

 

4

5

 

6

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

Продолжительность

нахождения

 

 

 

 

 

 

Площадь на разборку

 

машин в ремонте

 

 

 

 

 

 

 

и сборку

на один

ре­

на

количество

 

Всего

дней

на­

Количество од­

 

 

 

монт

 

ремонтов, ука­

 

хождения во

 

новременно

 

 

 

 

 

 

занных в гр.

 

всех видах

ре­

 

ремонтирую­

одной

 

всех машин

 

 

 

 

 

5, 6

 

монта (гр. 9

+

 

щихся машин

 

капи­

 

 

 

 

 

 

+

гр. 10)

 

 

(гр. 11 : 365)

маши­

(гр. 12х гр. 13)

.теку­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ны

 

 

таль­

(гр. 5х

(гр. бх

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

щий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ный

 

8

гр.

7)

гр. 8)

 

. и

 

 

 

 

 

7 Г

1

9

1

1

 

12

13

 

14 .

 

1

 

1

 

1

1

 

 

 

 

1

 

9*

131