Файл: Букаев П.Т. Устройство и обслуживание автоматических ткацких станков (хлопчатобумажная промышленность) учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Общее устройство автоматических ткацких станков

Автоматические одночелночные ткацкие станки, получившие наибольшее распространение в хлопчатобумажной промышленно­ сти, имеют следующие основные механизмы.

Ос т о в с танка .

Состоит из двух рам, соединенных между

собой поперечными и

продольными связями.

На остове монтируются все механизмы и детали станка. Он придает конструкции станка необходимую прочность и устойчи­ вость.

П р и в о д с танка : На автоматическом ткацком станке пере­ дача движения от электродвигателя ко всем механизмам осущест­ вляется через фрикционный механизм к главному валу. Затем от главного вала станка движение передается среднему (простуд­ ному) валу и другим механизмам станка.

Пуск станка производится при помощи пусковой ручки. Оста­ нов станка может осуществляться от пусковой ручки, а также от действия автоматических устройств: основонаблюдателя, уточной вилочки и замочного механизма.

Ос н о в н ы й р е г у л я т о р . Служит для отпуска основы с на­ воя на заданную величину и для поддержания необходимого по­ стоянного натяжения нитей основы за весь период их срабатыва­ ния. На некоторых типах автоматических станков устанавливаются а в т о м а т и ч е с к и е т о р м о з а .

Т о в а р н ы й р е г у л я т о р . Предназначен для отвода и нама­ тывания в рулон наработанной ткани с определенной скоростью, зависящей от плотности ткани по утку.

З е в о о б р а з о в а т е л ь н ы й м е х а н и з м . Служит для обра­ зования зева. При образовании зева нити основы перемещаются в вертикальном направлении в определенной последовательности, что и обеспечивает тот или иной рисунок ткани — вид переплете­ ния. Подъем и опускание нитей производится группами (ремизное ткачество) или по одной или несколько нитей (жаккардовое тка­ чество) .

Ба т а н н ы й м е х а н и з м . Выполняет несколько важных фун­ кций: направляет челнок через зев и удерживает его в челночных коробках в момент прибоя уточной нити. На батане также распо­ ложено бердо, которое прибивает уток к опушке ткани и равно­ мерно распределяет нити основы по ширине заправки станка.

Бо е в о й м е х а н и з м . Служит для сообщения движения чел­ ноку, прокладывающему уточную нить в зев. Челнок попеременно влетает в зев с обеих сторон станка, что обеспечивает хорошее закрепление крайних нитей основы.

При помощи челнока уточная нить перемещается поперек ос­ новы, а бердом при прибое вдоль основы.

У т о ч н а я вило чка . Служит для останова станка при об­ рыве или доработке утка. Вилочка в зависимости от вырабатывае­ мых тканей может также включать механизм автоматической смены уточных шпуль.

12


М е х а н и з м

а в т о м а т и ч е с к о й

с м е н ы

у т о ч н ы х

шпуль. Предназначен для автоматической замены

в челноке

сработанных шпуль на полные початки. Механизм включается от сигнализирующих устройств — щупла или вилочки. Имеется меха­ низм запаса уточных шпуль батарейного типа. Смена шпуль проис­ ходит на ходу станка; сработанные шпули собираются в специаль­ ный ящик.

О с н о в о н а б л ю д а т е л ь . Служит для останова станка при обрыве основной нити, что предупреждает ее запутывание и нара­ ботку ткани с пороком.

Н е д о с е ч н ы й м е х а н и з м . Служит для отпуска ткани то­ варным регулятором на определенную, заранее заданную величину при останове станка от уточной вилочки. Действие недосечного ме­ ханизма предотвращает наработку порока ткани— недосеки.

З а м о ч н ы й м е х а н и з м . Предотвращает массовый обрыв основных нитей при недолете челнока в челночную коробку. Этот механизм должен мгновенно остановить станок.

Шп а р у т к и . Препятствуют сужению сформированной ткани по отношению к ширине проборки нитей основы в бердо, снижают перекос крайних нитей и перетирание их бердом.

П р е д у п р е д и т е л ь . Служит для выключения механизма ав­ томатической смены шпуль при неправильной посадке челнока в правой челночной коробке в момент смены шпули. Этим предот­ вращается поломка шпули, челнока и механизма смены.

Н и т е у л о в и т е л ь с н о ж н и ц а м и . Предназначен для удержания и обрезания конца уточной нити при смене утка и пред­ отвращения порока ткани— затаска.

У т о ч н о е щупло . Контролирует наличие уточной нити в чел­ ноке и включает автомат смены шпуль перед доработкой нити.

Применяется при выработке высококачественных тканей.

 

П р е д о х р а н и т е л ь .

Препятствует вылету челнока из зева,

предохраняя работающего от несчастного случая.

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы

1.

Как

осуществляется

технологический

процесс ткачества на

ткацком

станке?

 

 

 

 

2.

На какие типы делятся все ткацкие станки?

станок?

3.

Из

каких основных механизмов состоит

автоматический ткацкий

Г л а в а II. УСТРОЙСТВО И РАБОТА АВТОМАТИЧЕСКОГО ТКАЦКОГО СТАНКА

Автоматические челночные ткацкие станки (типа АТ) различ­ ных марок имеют некоторые отличия друг от друга. В частности, наиболее распространенный станок марки АТ-100-5М имеет по сравнению с ранее выпускавшимися станками АТ-100-1, АТ-100-2 и другими следующие отличия.

13


Станок имеет более низкие устойчивые рамы и дополнитель­ ную среднюю связь, что повышает его устойчивость. Электродви­ гатель, установленный на правой раме станка, расположен ниже, чем у обычных станков. Брус батана изготавливается из легкого сплава. Улучшены механизм торможения челнока в челночных коробках, система запирания батареи автомата смены шпуль и тормоз станка, позволяющий останавливать станок в момент за­ ступа. Съем суровья можно осуществлять на ходу станка. Повы­ шена надежность работы шпаруточных ножниц и других механиз­ мов.

Ниже будет описано устройство и работа механизмов станка АТ-100-5М.

 

Техническая характеристика станка AT-I00-5M

Заправочная

ширина

по берду, см . . .

100

Размеры берда, мм:

 

 

 

 

 

ширина

 

...........................................................

 

 

 

 

1035

в ы сота...............................................................

 

 

 

 

 

125

Размеры челнока,

мм

 

 

 

 

 

длина

...............................................................

 

 

 

 

 

410

ширина

 

...........................................................

 

 

 

 

48

высота

передней

ст ен к и .........................

 

34

высота

задней

стенки..................................

 

 

36

Размеры шпули, мм:

 

 

 

 

 

длина

...............................................................

 

 

 

 

 

195

диаметр

намотки ..........................................

 

 

 

32

диаметр

 

колец

..............................................

 

 

 

30

Масса (вес) челнока с полной шпулей, г

475

Радиус кривошипа коленчатого вала, мм

70

Частота вращения коленчатого вала, чис­

 

 

ло оборотов в минуту .............................

 

 

До

240

Размеры товарного валика,

мм

 

 

 

диаметр валика ..............................................

 

 

 

30

наибольший диаметр намотки ткани

300

Плотность

ткани

по утку,

число

нитей

 

 

на 1

см:

 

 

 

 

 

 

 

 

при

планетарном регуляторе основы

От 7,5

до 68

при

червячном

регуляторе основы . .

От 16

до 68

Размеры навоя, мм:

 

 

 

 

 

диаметр

ствола

..............................................

 

 

 

100

диаметр

 

дисков ..........................................

 

 

 

400—500

рассадка дисков ..........................................

 

 

 

1020

Число реек основонаблюдателя.................

 

 

4

Автомат смены шпуль ......................................

 

 

Барабанного типа

 

 

 

 

 

 

 

 

на 28

гнезд

Число одновременно заряженных

шпуль

24

Ш парутки

...............................................................

 

 

 

 

 

Кольцевые на 7 колец

Уточное щупло ..................................................

 

 

 

 

Механического действия

Электродвигатель:

 

 

 

 

 

 

мощность

кВт.................................................

 

 

 

 

0,8

число оборотов

ротора в минуту . . .

916

Пускатель...............................................................

 

 

 

 

 

Типа ПНВ-34

Зевообразовательный

м ехан и зм .................

 

На 4 ремизки

 

 

 

 

 

 

 

 

(по 2 спаренных)

Ремизоподъемная

каретка .............................

 

 

типа RK-12-1

 

 

 

 

 

 

 

 

на 12 ремизок

Масса

станка, кг

 

 

 

 

 

 

с эксцентриковым

механизмом . . . .

1220

14


с кареткой.............................

1380

 

Габаритные размеры станка, мм

2300

ширина с эксцентриковым механизмом

ширина с кареткой.............

2330

 

г л у б и н а .................................

1410

 

высота с к аретк ой ............

1850

 

высота с эксцентриковым

механизмом

1285

1. ОСТОВ СТАНКА

Остов является основанием, на котором крепятся все меха­ низмы станка. Он имеет массивную и прочную конструкцию, чтобы выдерживать все динамические (ударные) нагрузки, возникающие от действия батанного, боевого и других механизмов.

Остов состоит из двух чугунных литых рам: левой 1 (рис. 3) и правой 2, соединенных нижними передней 3 и задней 4 свя­ зями. Вверху рамы соединяются грудницей 5, а в середине — средней круглой связью 6.

Нижние передняя и задняя связи на концах имеют массивные приливы, что придает остову большую устойчивость.

Передняя и задняя связи на кареточных станках соединены между собой поперечной связью (на рисунке не показана). Это придает остову дополнительную жесткость и позволяет закреплять нижнюю каретку.

На эксцентриковых станках к верхним полочкам рам крепятся кронштейны, на которых помещают подшипники для ремизного валика.

Для увеличения прочности остова рамы и связи имеют корыто­ образное сечение, причем наружные их стороны гладкие, а укреп­

15

ляющие бортики 7

(ребра жесткости)

обращены

 

внутрь

станка,

что повышает его устойчивость.

 

 

 

 

Концы (лапы)

рам, опирающиеся

на пол и

прикрепляемые

к нему, расширены.

В местах соединения деталей

остова,

а также

в местах крепления к остову других деталей имеются платики, по­ верхность которых тщательно обработана (отфрезерована).

Рамы имеют отверстия для расположения в них валов станка, крепления различных деталей и соединения их со связями станка. Правая рама имеет также круглое отверстие для размещения элек­ тродвигателя станка.

Контрольные вопросы

1.Каково назначение остова станка?

2.Из каких основных частей состоит остов?

2. ПРИВОД СТАНКА

Привод станка состоит из механизма передачи движения от электродвигателя к главному валу станка и другим механизмам,

атакже механизмов пуска, останова и тормоза главного вала. Привод станка служит для включения электродвигателя и

станка в работу, передачи движения от электродвигателя к меха­ низмам станка и для выключения главного вала станка. К приводу станка предъявляются следующие требования: пуск станка должен происходить быстро и плавно, а останов станка — в возможно ко­ роткий срок; скорость станка должна быть равномерной и соот­ ветствовать расчетной.

Механизм передачи движения главному валу станка и другим механизмам

На автоматическом ткацком станке передача движения от элек­ тродвигателя к главному валу станка передается через пару зуб­ чатых шестерен. При этом электродвигатель 1 (рис. 4) включается в работу при помощи контактного выключателя 2. При длитель­ ном останове станка (наладка, ремонт, заправка, чистка и т. д.) электродвигатель выключается из работы, а при кратковременных перерывах не выключается. Пуск и останов станка производится пусковыми ручками.

Выключатель крепится к кронштейну 3, установленному на полке 4 правой рамы станка. Он имеет две кнопки, из которых верхняя (черная) служит для включения электродвигателя, а ниж­ няя (красная) — для выключения.

От электродвигателя через шестеренную передачу и фрикцион­ ную муфту происходит передача движения главному валу станка. Для этого на валу электродвигателя крепится ведущая шестерня 5 (сменная), которая может иметь различное число зубьев. От числа зубьев ведущей шестерни зависит скорость работы станка.

16


Ведущая шестерня соединяется с фрикционной шестерней 6 (ве­ домой), имеющей 138 зубьев и свободно сидящей на главном валу. При включенном электродвигателе обе шестерни постоянно вра­ щаются.

Пуск и останов станка при помощи рукояток 7 происходит при включенном электродвигателе замыканием фрикциона. В этот мо­

мент движение от вала электродвигателя

через шестерни 5 и 6

передается

 

главному

ва­

 

 

лу 8, так как фрикцион­

 

 

ное устройство

соединяет

 

 

шестерню 6 с валом.

 

 

 

 

Через

ходовые

ше­

 

 

стерни 9 и 10 движение

 

 

передается

 

среднему

ва­

 

 

лу

11.

Ходовая

 

шестерня

 

 

9 имеет 38 зубьев и жест­

 

 

ко

крепится

на

главном

 

 

валу

станка.

 

Шестер­

 

 

ня

10,

насаженная

на

 

 

средний вал, имеет вдвое

 

 

большее

число

зубьев

 

 

(76), поэтому средний вал

 

 

вращается

 

в

два

раза

 

 

медленнее, чем главный.

 

 

Для плавного

включения

 

 

станка

в

 

работу

при

 

 

включенном

электродви­

 

 

гателе служит фрикцион­

 

 

ный механизм (фрик­

Рис. 4. Схема механизма передачи движения

цион). При этом фрикци­

главному и

среднему валам станка

он

предохраняет зубья

 

 

шестерен от поломок, а обмотки электродвигателя — от перегрева­ ния при быстром изменении нагрузки во время пуска и останова станка. При пуске станка ускоряется разгон главного вала из-за вращающихся масс вала электродвигателя и шестерен. В связи с этим главный вал набирает требуемую скорость за более корот­ кий промежуток времени, что обеспечивает возможность пуска станка из положения заступа. При останове станка главный вал можно затормозить быстрее, так как электродвигатель продолжает работать и отпадает необходимость в останове ротора электродви­ гателя и шестерен.

Недостатком этого механизма является то, что фрикцион рабо­ тает вхолостую при остановленном станке.

Схема фрикционного механизма показана на рис. 5. На главном валу 1 шпонкой 2 закреплена малая ходовая шестерня 3 (z = 38 зубьев). Эта шестерня соединена с большой ходовой шестерней 4 (г = 76 зубьев), сидящей на среднем валу 5. На удлиненной тумбе ходовой шестерни 3 свободно вращается фрикционная шестерня 6, которая получнет вращение от шееі-ерни электродвигателя (на

17