Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 208

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Коэффициент гидравлического сопротивления в зависимости от выбранного относительного расстояния между торцом заряда и входом в сопло £=0,15 (1/сікан) {37]. Таким образом, в данном случае гидравлическое сопротивление предсоплового объема не­ велико — порядка десятых долей скоростного напора.

Деформация потока в предсопловом объеме РДТТ с много­ сопловым блоком и диафрагмой существенно сложней, чем рас­ смотренная выше, и сопровождается интенсивным вихреобразованием, необратимым рассеянием энергии направленного дви­ жения в тепло; гидравлическое сопротивление при этом

Рис. 19. Схемы течения газа в предсопловом объеме РДТТ:

а—при одном центральном сопле; б—при четырехсопловом блоке

возрастает и может быть равно (по порядку величины) скоро­ стному напору на выходе из канала .{79]. В случае предсоплового объема двигателя с зарядом внутриканалыіого горения и четы­ рехсопловым блоком (рис. 19,6) струя, вытекающая из канала, набегает на внутреннюю поверхность сопловой крышки и расте­ кается по ней. Газовый поток поступает в сопла РДТТ лишь пос­ ле расширения, сжатия, разделения и двухкратного поворота. Как показывают опыты по изучению натекания струн на экран, расположенный вблизи выхода из трубы, величина коэффициен­ та гидравлических потерь увеличивается при уменьшении отно­ сительного расстояния между срезом трубы и экраном [37, 90]: £=1,4; 1,1 и 1 при //г/=0,5; 0,7 и ^ 1 соответственно. Следова­ тельно, скоростной напор (£=1) рассеивается почти весь лишь при достаточном расстоянии между выходным срезом и экра­ ном l / d ^ 1; при меньших расстояниях потерн существенно воз­ растают.

При известном коэффициенте гидравлических потерь £ в предсопловом объеме приведенная скорость XL на выходе из ка­ нала заряда определяется по уравнению неразрывности

G L + G тор = ° к р

52

или

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

?(хі)=11,

^кр 1-

'тор

!—

[I

<j\Ah)\

1 -

'TOP

(59)

 

Ql ,

F

Jк’Р

F

l

 

 

 

 

где

Gkp и GTup — количество газов,

проходящих через

 

 

 

 

сечения L L и критическое

и отте­

 

 

 

 

кающих от горящей торцовой по­

 

 

 

 

верхности

площадью 5 тор;

 

л\ — Рйкѵ!Pül= 1— C/o(^i) —коэффициент восстановления полного давления в предсопловом объеме;

/о (X) = Qtfflpb ä ;kjk + 1X2;

F ~ площадь проходного сечения канала.

Если поверхность заднего торца забронирована (5ТОр = 0), то GTop = 0, Gb= GKp, и уравнение неразрывности принимает более простой вид:

Ч()'і.)= ~ ~ [1 C/oОч)]•

(60)

В случае С= 0

Р,<р

9(h) (61)

F

Приведенная скорость XL = vL/aKV на выходе из канала является корнем трансцендентного уравнения неразрывности (59), (60) или (61), которое обычно решается графически с использова­ нием таблиц газодинамических функций. При £ = 0 приведенная скорость Хь находится непосредственно по таблицам газодина­ мической функции q(XL) = FKV/F. При £=1 полное давление в критическом сечении р0цР почти равно статическому давлению на выходе из канала pL, и уравнение (59) можно приближенно записать в виде

j,(»t )= ^ ( l - ^ l

(62)

В этом случае (£=1) оценка Хь дается непосредственно по таблице у(Х).

Наибольшее значение приведенной скорости на выходе из канала равно единице, т. е. наибольшая скорость потока в се­ чении L L равна критической. Такое значение XL=l имеет ме­ сто при q(XL) = 1, т. е.

“ П - О , (Ч>](> - - j * ) = L

В процессе работы двигателя увеличивается диаметр кана­ ла и, следовательно, уменьшается Х/„.

53


2.3. ТЕЧЕНИЕ ГАЗА В ЦИЛИНДРИЧЕСКОМ КАНАЛЕ ПОРОХОВОГО ЗАРЯДА

Рассмотрим ракетный двигатель с пороховым зарядом, горя­ щим только по поверхности внутреннего канала [9] (рнс. 20). Площадь проходного сечения канала F постоянна по всей дли­ не L.

Течение продуктов сгорания в цилиндрическом канале с под­ водом массы определяется системой уравнений:

-)- gif1)F = pF — const

(уравнение движения);

СрТ +-^-г>2 =

Ср7’о = const

(уравнение

энергии);

 

 

 

[63)

P= qRT

 

[уравнение

состояния);

äO Q ^ p 4

(ц) П (Ix

[уравнение

неразрывности),.

где П — периметр горящего контура.

Система уравнений (63) является первым интегралом систе­

мы квазистационарного

течения газа (11) при предположении

о постоянстве площади

проходного сечения

F.

Кроме

того,

^

в уравнении непрерывности исполь­

зована степенная

зависимость (3)

1

скорости горения

пороха

от

давле­

и= мі/9ѵфі(г>).

 

 

 

чтобы

нияЗадача состоит в том,

 

найти решение системы (63), удов­

 

летворяющее

следующим

гранич­

 

ным условиям:

 

 

 

 

 

при

л' = 0

ц =

0;

I

(б4^

Рис. 20. Схема РДТТ с зарядом внутреннего горения, имеющим постоянную площадь проход­ ного сечения

при х - L V— V/L. I

Метод решения системы алгеб­ раических и дифференциального уравнений (63) изложен в работе

[79]и заключается в следующем:

система (63) предварительно разрешается относительно параметра v2/RT= £М2;

затем определяется изменение v2/RT=kМ2 по длине кана­ ла: AM2=f(x/L);

■— на основе зависимостей параметров потока от /гМ2 и за­ висимости AM2=/(x/L) получается решение задачи в виде функ­ ций всех параметров от длины канала.

Выбор параметра /гМ2 (в качестве промежуточного) нельзя признать удовлетворительным с точки зрения последующих эта­ пов решения, основывающихся на взаимосвязи дифференциаль­ ного уравнения неразрывности с алгебраическими уравнениями импульса, энергии и состояния [91].

54


Если систему уравнений (63) предварительно разрешить от­

носительно \ = ѵ/акр

 

= const1 и таким

обра­

зом ввести газодинамические функции, то получим

 

+ е®2) F — Q z (А)

а = p 0f (А) F =

= PkF = const;

 

 

k

r { l )

 

T = T0X(iy, л(А) = е(А)т(А);

(65)

dO = Q^iP^ [r (A)]v ?! (А) П dx.

Следует отметить, что уравнение состояния p = qRT испольг зуется прежде всего при введении газодинамических функций, поэтому третье уравнение системы (65) является тривиальным и в дальнейшем не применяется. При выводе уравнения нераз­ рывности (65) учтено третье из соотношений (68).

Граничные условия (64) преобразуются так:

 

 

при

х = 0

А=

0;

 

(66)

 

 

при

x = L

X = \ L

 

 

 

 

 

Значение XL на выходе из канала определяется по уравне­

нию неразрывности (59).

 

 

 

 

 

 

Из уравнений (63) и (65) и первого граничного условия

(64)

или (66) следует, что на донном конце заряда (х = 0)

 

 

Р= Ро= Рк\

Т = Т0;

Q= Qo =

Kl о

(67)

 

 

 

 

 

 

 

 

Из

первого уравнения системы

(65) и граничного условия

(х = 0)

следует ряд соотношений,

связывающих параметры

по­

тока в сечении, характеризуемом

 

приведенной скоростью X

(0< А

1), с давлением рк и температурой Т0 в донной части

двигателя:

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

РкГ/і

.

Po _

I .

 

 

 

(/г -г

1)г(Х )акр ’

р к

 

/(X )

 

 

 

-^ =

r(A);

 

 

 

 

 

( 68)

 

Рк

 

 

 

 

 

 

 

 

_q_ =

± W _ = ___L _ .

 

 

 

 

 

Qo

/ (А)

1 -Г Х2

 

 

J

 

В частности, из уравнений (68) следует, что перепад статическо­ го давления по длине заряда Ар/рк= (рк Рь)/Рк и коэффициент восстановления полного давления в канале т\к&п = РоьІРк (а так­ же изменение других газодинамических характеристик) не зави­ сят от распределения массоприхода по длине канала и равны1

1 г (Ад);

тікан = і ^

= j ± - .

(69)

Рк

Рк

J \кй

 

55


Рассеяние полной энергии в канале обусловлено смешением двух потоков, имеющих различные скорости в осевом направ­ лении: основного течения у= Алкр и притока газа от горящей поверхности со скоростью и+г»0.

С помощью первого соотношения (68) уравнение неразрыв­ ности (65) приводится к виду обыкновенного дифференциаль­ ного уравнения с разделяющимися переменными х и X, решение которого при заданном законе подвода массы н= «1рѵср1(ц) име­ ет такой вид:

X -

р\Г'П

 

dz

 

l > j

Р

) [ г (>1Х )(X)] ѴѴ

 

 

+ 1)ніСтПякр \

 

 

 

 

kF

 

dl

 

2 (к +

„1 —V

г 2

( Х ) [ г ( X ) ] v(l)T

 

1) «іОт П aKp-Mi-']

(70)

 

 

 

 

Зависимость (70) вместе с соотношениями і(68) является реше­ нием задачи о распространении параметров газового потока в цилиндрическом канале. Значение Т0 определяется термодина­ мическим расчетом [4]. Неопределенность по р К устраняется с помощью граничного условия на сопловом конце заряда x=L, X = Xl:

РІ ѵ 2 (k 4 - 1) MiOTS- a Kp' \

jCz ~(X)f[rdl-( X -) ] V?1)1 (X)

(71)

где S = YIL.

Используя уравнение неразрывности для сопловой части дви­ гателя

РккР

Ч А ркР ккрI - : (72)

(к + 1) г (lL)a

запишем соотношение для рК в обычном виде уравнения Бори:

 

Рк =

4QTiiiS у —ѵ

 

(73)

 

Ѵ1/7кр

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f

 

 

dl

G(Xi)

(74)

? W = 2 \ z ( h ) \

 

^ 2 ( X )

(/- ( X ) ] ^ ! (X) j

q,uiP'kS

Iо

коэффициент средней по каналу скорости горения пороха;

Р о к р

Р о к р P0L __ 1

О’о(Х^)

(75)

■п(XJ

Pol Рк

f ( х л )

Рк

 

56


— коэффициент восстановления полного давления в двига­ теле.

В первом приближении скорость горения одинакова по всему каналу: грі(^) « 1; [г(Я)]”« 1. При этом имеем

<Р(М

 

 

*(ХД

 

РІ ѵ kF

7

dz

Pк v kF

(k + l) и ^ 1 І а кp

J

г 2

( 4 + 1 ) иірт1ІаК!,г (К)

г(Х)

 

откуда

 

 

 

х(/г +

 

 

д:

Следовательно, приведенный импульс z(Ä,) = (1/2)!(Л,+ 1Д) из­ меняется обратно пропорционально длине канала, при этом ско­ рость газового потока увеличивается с ростом х приблизительно линейно:

Приближенные зависимости z(\) ~ 1 / х и \ ~ х могут быть ис­ пользованы для последующего расчета изменения скорости го­ рения по длине канала вследствие падения статического дав­

ления р = ркг(Х) и увеличения эрозионной составляющей

фі =

= 1 + /гх(Я — І п), где 7^=Ѵп/акр— приведенная пороговая

ско­

рость потока.

 

Для давления у переднего дна рк получаем в предположении постоянной по длине канала скорости горения:

/бтЩS у ~ ѵ Рк= ѴИ^Кр/

Таким образом, распределение характеристик газового по­ тока в цилиндрическом канале порохового заряда описывается зависимостью Х{х) (70) и газодинамическими функциями (68).

2.4. ТЕЧЕНИЕ ГАЗА В КАНАЛАХ ПОРОХОВЫХ ЗАРЯДОВ НЕЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ

В ракетной технике используются заряды твердого топлива

различных форм:

•— горящие почти по всем боковым поверхностям (например, небронированные трубчатые шашки);

57