Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 202

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дель течения газа в РДТТ с секционными зарядами (см. § 1.9

и2. 4). Метод гидродинамической аналогии применяется для мо­ делирования не только дозвуковых внутрикамерных потоков, но

исверхзвуковых течений газа.

Продувки модели РДТТ холодным и подогретым газом, а также продуктами сгорания воспламенителя и воспламенитель­ ного порохового двигателя предприняты с целью исследования течения в канале основного заряда и теплопередачи к поверх­ ности топлива в период, предшествующий его воспламенению

Рис. 12. Схема подачи горячего газа для исследования теп­ лообмена в РДТТ при воспламенении:

/—подвод холодного газа; 2—нагреватель; 3—клапан горячего газа; А—воспламеняющий двигатель; 5—опытная секция с соплом; 6—вос­ пламенение со стороны сопла

[42, 92, 97]. При этом испытаны две схемы расположения вос­ пламенительного двигателя: у переднего дна и со стороны ос­ новного сопла (рис. 12).

В первом случае течение газов аналогично течению в двух­ камерном РДТТ; давление в канале

РіДкр.п

где рз и Д (р. в — давление и площадь критического сечения вос­ пламенительного двигателя. Конвективную теплопередачу в се­ чении, удаленном от переднего дна на ^ 1 0 4 - ап, удается скорре­ лировать известной зависимостью [3]

N u ^ 0,023 Re^8 ■Pr°>4.

В более близких сечениях

« (1-4-2) с?І!ан интенсивность тепло­

вого потока в 2—3 раза выше

(а в начальный момент превыше­

ние может достигнуть значений 4—5, т. е. имеет место нестацио­

нарный характер теплоотдачи).

Если

воспламенительный

двигатель расположен внутри раструба,

то струя

проникает

сравнительно неглубоко, на (3-4-4) Д-ан, и

течение

аналогично

потоку

в тупике [2]. Давление в основном РДТТ оценивается,

исходя

из уравнения импульса

pFKp^ 2 p BFup. B (рис. 13). За

42


пределами участка (3—4)с1.кяп теплопередача пренебрежимо ма­ ла, а на нем коррелируется зависимостью

Nu = C Re°/'5-Pr°’4)

Ат

где Red

(JT^/Kan!-L)

т — расход газов из воспламенительного двигателя; С — коэффициент, равный 3—4 в начале периода, затем

уменьшающийся до 1,5—2.

Установки для исследования газодинамических характеристик сопл и органов управления вектором тяги (газовых рулей, пово-

Р^кр

Ро^кр.в

Обозначения:

 

V

!

 

1.9

і<о

о

.. -СГ -2Г"

1.7

 

 

Гкр

F как

Отчосчпозлонаяпло-

<

 

шдоьхольиебзаиіели

 

^кр. В

Fкр

1,3

1,55

1,3

*° ...

 

--ГІ

17,4

3

О

д

О

Г

ОУУ' '•о

17,4

1,3

 

-0-

“Е

0

 

Д □

23,3

3

о

А

 

в

 

 

35

 

$

 

 

 

1,3

!

+

УрМПа

Рис. ІЗ. Давление в РДТТ при работе воспламенительного двигателя, расположенного в раструбе основного сопла

ротных насадков, поперечных струй в закритической части соп­ ла), использующие в качестве рабочего тела воздух или другие газы, поступающие от присоединенного газопровода, содержат на выходе из него гибкое или шарнирное уплотнение, позволя­ ющее измерять осевую и боковую составляющие реактивной си­ лы [82] (рис. 14).

Экспериментальные исследования боковой управляющей си­ лы, возникающей при вдуве горячего газа в закритическую часть ракетного сопла, выполнены с помощью жидкостных газогенера­ торов, установленных на горизонтальном двухкомпонентном стенде (рис. 15) [40]. В задаче о турбулентном отрыве сверхзву­ кового потока при вдуве поперечной газовой струи в качестве системы размерных определяющих параметров могут быть вы­ браны следующие: q, р, v, qb, рв, ив •— плотность, давление и ско­ рость основного потока и вдуваемой струи в месте вдува; d — диаметр отверстия вдува; L — расстояние от критического сече­ ния сопла до центра отверстия вдува. При этом учитывается, что условия турбулентного размыва тангенциального разрыва при отрыве сверхзвукового потока не зависят от способа его созда­ ния и числа Rei>ReIip и слабо зависят от k (см. гл. IV). В числе

43


характерных параметров только три (например, g, v, L) имеют независимые размерности.

Согласно П-теореме явление может быть описано с помощью системы пяти безразмерных комплексов

М =

Ф = 0.

Е”

L_

PL2 Р

d

Анализ относительного влияния различных комплексов позво­ ляет предположить [19], что при Мв=1 определяющим является комплекс Ф= GBv/(pL2), пропор­ циональный отношению потерян­ ного основным потоком количе­ ства движения G0v к начальному количеству движения взаимодей-

 

 

 

 

7

 

 

л л

 

 

 

 

 

л_______ Z S S i r 8

Рнс. 14. Экспериментальная уста­

Рис. 15. Схема установки для ис­

новка для «холодных» испытаний

следования

управления

вектором

моделей сопловых аппаратов с из­

тяги

ракетного

двигателя

путем

мерением осевой и боковой состав­

вдува горячего

газа

в

закритиче-

ляющей

реактивной силы:

 

 

скую часть сопла:

 

/—датчик осевой

силы R ; 2—датчик

/—упругая стойка; 2—датчик боковой

давления в камере рк; 3—датчик боко­

силы;

3—жидкостный газогенератор;

 

вой силы R

 

•/—подшипник опоры; 5—газогенератор

 

 

 

 

здува; 6— подвижная платформа;

7—дат­

 

 

 

 

чик осевой тяги; 8—основание стенда

ствующей

со

струей

части

основного

потока

/?M2(L2/M2)

(L/\> М2— 1~L/M — линейный размер области

взаимодействия).

Из опытных данных следует, что [19]

 

 

 

 

 

 

 

 

Ky = RylRK= a\g[Gnvl[pL4 + b,

 

 

 

где а= —1,87;

ö= l,12, а

/Су= 1^-3

в исследованной

области

GBu/(pL2) = 0,94-0,06.

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание и запуски экспериментальных твердотопливных ра­ кетных двигателей целесообразны, когда на первый план высту­ пают процессы вспышки, горения и гашения твердых топлив,

44


их энергетические характеристики, влияние уноса теплозащит­ ных материалов [9, 22, 38]. В этих случаях, как правило, двига­ тель имеет небольшие размеры и предусматривается большой объем различных измерений. Большое распространение полу­ чил способ измерения импульсных характеристик РДТТ с помо­ щью баллистического маятника [35]. Импульс реактивной силы / пропорционален отклонению платформы с закрепленным на ней экспериментальным двигателем:

 

/:

2пМ I,

 

 

 

 

где М ■ масса платформы с дви­

 

 

 

/•

гателем;

 

 

 

 

 

центра

масс от верти-

 

 

 

•>

 

 

 

 

кали;

 

 

маят­

 

 

 

То — период колебаний

 

 

 

 

ника.

 

эксперимен­

 

 

 

Нередко запуски

 

 

 

тальных

двигателей и ракет про­

 

 

 

водятся с целью исследования га­

 

 

 

зодинамических

процессов.

На­

Рис.

16. Рассеивание в зависи­

пример,

данные

о

рассеивании

мости от длины расширяющейся

ракет с соплами различной длины

 

части

сопла:

подтверждают линейную теорию

-------- -теория:

XX — эксперимент

эксцентриситета

реактивной силы

 

(рис. 16)

(29].

нз-за асимметрии входной части сопла

Огневые стендовые испытания натурного РДТТ проводятся с целью определить [9, 22, 62]:

состояние и работоспособность конструкции и материалов:

зависимость р(і) и ее характерные точки (времена за­ держки воспламенения, выхода на режим, установившейся ра­

боты, спада давления; максимальное и минимальное давление);

энергетические характеристики двигательной установки;

характеристики органов управления вектором тяги и от­ сечки тяги.

В программу огневых стендовых испытаний РДТТ обычно включается измерение следующих параметров: тяги; давления в камере; деформаций и перемещений днища, крышки и корпуса; давления в гидросистеме рулевой машины; давления в питаю­ щей установке; перемещения штоков рулевой машинки и усилия на них; разновременности вскрытия сопел отсечки [15].

Высокие давления и температура газов в РДТТ, быстрое про­ текание переходных процессов при включении двигателя и не­ нормальности в работе конструкции, теплозащиты и заряда вызвали необходимость разработки специальной технологии про­ ведения стендовых испытаний [9]. Необходимо обеспечить высо­

45


кую точность измерения внутрнбаллнстических и тяговых харак­ теристик двигателя; немаловажное значение имеет также безо­ пасность и удобство обслуживания стенда, технологичность монтажных и восстановительных работ.

Существенным для горизонтальной (вертикальной или на­ клонной— в зависимости от направления истекающей струн) стендовой установки является способ передачи усилий от дви­ гателя, закрепленного на подвижной платформе, к неподвижным элементам основания стенда. Подвижная платформа 6 может быть установлена на упругих элементах 1 (см. рис. 15); в этом случае датчик 7 воспринимает лишь часть усилия тяги, а объе­

 

диненная измерительная

си­

 

стема

стендовой

установки

 

нуждается

в

статической,

 

динамической,

а

иногда

и

 

«горячей» (в период работы

 

РДТТ) тарировке. Специаль­

 

ная система тарировки осо­

 

бенно необходима для

мно­

 

гокомпонентного

стенда

с

 

тем,, чтобы исключить вся­

 

кое взаимовлияние измеряе­

Рис. 17. Стендовая установка на опорах

мых

компонентов

друг

на

с малым трением:

друга (96]. Большое распро­

/ —роликовые опоры; 2—платформа; 3—РДТТ;

странение

получили

также

•/—датчик тяги

стендовые установки со сво­

бодными платформами, опи­ рающимися на призмы пли подшипники [9] (рис. 17).

Сложность современных ракетных систем и большое число трудноучитываемых факторов, возникающих при полете на больших высотах, заставляет проводить стендовые испытания верхних ступеней ракет в высотных условиях, без чего не уда­ ется ни достичь основных целей стендовых испытаний, ни иссле­ довать специфические проблемы, связанные с высотными поле­ тами (донный нагрев, остаточная тяга после отсечки, запуск двигателей). Стенды для высотных испытаний РДТТ выпол­ няются следующих типов [22, 39, 94].

1. Простейшим стендом является предварительно вакуумиро­ ванная барокамера, в которую истекают газы из РДТТ, повы­ шая давление в ней. Поэтому в таком стенде могут быть испы­ таны сравнительно небольшие двигатели с массой заряда <в<рГ)йъ'/(ДТб) (ра— допустимое давление в барокамере объе­ ма Wfj при температуре газов Та).

2. Барокамера, где разрежение создается эжектирующим дей­ ствием струи, истекающей из испытуемого РДТТ, соосно с соп­ лом которого установлен выхлопной диффузор барокамеры. При этом двигатель может располагаться в барокамере либо цели­ ком, либо только сопловой частью (см. рис. 35). В последнем

46