Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 1
дель течения газа в РДТТ с секционными зарядами (см. § 1.9
и2. 4). Метод гидродинамической аналогии применяется для мо делирования не только дозвуковых внутрикамерных потоков, но
исверхзвуковых течений газа.
Продувки модели РДТТ холодным и подогретым газом, а также продуктами сгорания воспламенителя и воспламенитель ного порохового двигателя предприняты с целью исследования течения в канале основного заряда и теплопередачи к поверх ности топлива в период, предшествующий его воспламенению
Рис. 12. Схема подачи горячего газа для исследования теп лообмена в РДТТ при воспламенении:
/—подвод холодного газа; 2—нагреватель; 3—клапан горячего газа; А—воспламеняющий двигатель; 5—опытная секция с соплом; 6—вос пламенение со стороны сопла
[42, 92, 97]. При этом испытаны две схемы расположения вос пламенительного двигателя: у переднего дна и со стороны ос новного сопла (рис. 12).
В первом случае течение газов аналогично течению в двух камерном РДТТ; давление в канале
РіДкр.п
где рз и Д (р. в — давление и площадь критического сечения вос пламенительного двигателя. Конвективную теплопередачу в се чении, удаленном от переднего дна на ^ 1 0 4 - ап, удается скорре лировать известной зависимостью [3]
N u ^ 0,023 Re^8 ■Pr°>4.
В более близких сечениях |
« (1-4-2) с?І!ан интенсивность тепло |
вого потока в 2—3 раза выше |
(а в начальный момент превыше |
ние может достигнуть значений 4—5, т. е. имеет место нестацио
нарный характер теплоотдачи). |
Если |
воспламенительный |
||
двигатель расположен внутри раструба, |
то струя |
проникает |
||
сравнительно неглубоко, на (3-4-4) Д-ан, и |
течение |
аналогично |
||
потоку |
в тупике [2]. Давление в основном РДТТ оценивается, |
|||
исходя |
из уравнения импульса |
pFKp^ 2 p BFup. B (рис. 13). За |
42
пределами участка (3—4)с1.кяп теплопередача пренебрежимо ма ла, а на нем коррелируется зависимостью
Nu = C Re°/'5-Pr°’4)
Ат
где Red
(JT^/Kan!-L)
т — расход газов из воспламенительного двигателя; С — коэффициент, равный 3—4 в начале периода, затем
уменьшающийся до 1,5—2.
Установки для исследования газодинамических характеристик сопл и органов управления вектором тяги (газовых рулей, пово-
Р^кр
Ро^кр.в |
Обозначения: |
|
V |
! |
|
1.9 |
і<о |
о |
.. -СГ -2Г"
□
1.7
|
|
Гкр |
F как |
Отчосчпозлонаяпло- |
|||
< |
|
шдоьхольиебзаиіели |
|||||
|
^кр. В |
Fкр |
1,3 |
1,55 |
1,3 |
||
*° ... |
|
||||||
--ГІ |
17,4 |
3 |
О |
д |
О |
||
Г |
ОУУ' '•о |
17,4 |
1,3 |
|
-О |
-0- |
|
“Е |
0 |
||||||
|
|||||||
□ |
Д □ |
23,3 |
3 |
о |
А |
|
|
в |
■ |
||||||
|
|
35 |
|
$ |
|
||
|
|
1,3 |
! |
+ |
УрМПа
Рис. ІЗ. Давление в РДТТ при работе воспламенительного двигателя, расположенного в раструбе основного сопла
ротных насадков, поперечных струй в закритической части соп ла), использующие в качестве рабочего тела воздух или другие газы, поступающие от присоединенного газопровода, содержат на выходе из него гибкое или шарнирное уплотнение, позволя ющее измерять осевую и боковую составляющие реактивной си лы [82] (рис. 14).
Экспериментальные исследования боковой управляющей си лы, возникающей при вдуве горячего газа в закритическую часть ракетного сопла, выполнены с помощью жидкостных газогенера торов, установленных на горизонтальном двухкомпонентном стенде (рис. 15) [40]. В задаче о турбулентном отрыве сверхзву кового потока при вдуве поперечной газовой струи в качестве системы размерных определяющих параметров могут быть вы браны следующие: q, р, v, qb, рв, ив •— плотность, давление и ско рость основного потока и вдуваемой струи в месте вдува; d — диаметр отверстия вдува; L — расстояние от критического сече ния сопла до центра отверстия вдува. При этом учитывается, что условия турбулентного размыва тангенциального разрыва при отрыве сверхзвукового потока не зависят от способа его созда ния и числа Rei>ReIip и слабо зависят от k (см. гл. IV). В числе
43
характерных параметров только три (например, g, v, L) имеют независимые размерности.
Согласно П-теореме явление может быть описано с помощью системы пяти безразмерных комплексов
М = |
Ф = 0. |
Е” |
L_ |
PL2 Р |
d |
Анализ относительного влияния различных комплексов позво ляет предположить [19], что при Мв=1 определяющим является комплекс Ф= GBv/(pL2), пропор циональный отношению потерян ного основным потоком количе ства движения G0v к начальному количеству движения взаимодей-
|
|
|
|
7 |
|
|
л л |
|
||
|
|
|
|
л_______ Z S S i r 8 |
||||||
Рнс. 14. Экспериментальная уста |
Рис. 15. Схема установки для ис |
|||||||||
новка для «холодных» испытаний |
следования |
управления |
вектором |
|||||||
моделей сопловых аппаратов с из |
тяги |
ракетного |
двигателя |
путем |
||||||
мерением осевой и боковой состав |
вдува горячего |
газа |
в |
закритиче- |
||||||
ляющей |
реактивной силы: |
|
|
скую часть сопла: |
|
|||||
/—датчик осевой |
силы R ; 2—датчик |
/—упругая стойка; 2—датчик боковой |
||||||||
давления в камере рк; 3—датчик боко |
силы; |
3—жидкостный газогенератор; |
||||||||
|
вой силы R |
|
•/—подшипник опоры; 5—газогенератор |
|||||||
|
|
|
|
здува; 6— подвижная платформа; |
7—дат |
|||||
|
|
|
|
чик осевой тяги; 8—основание стенда |
||||||
ствующей |
со |
струей |
части |
основного |
потока |
/?M2(L2/M2) |
||||
(L/\> М2— 1~L/M — линейный размер области |
взаимодействия). |
|||||||||
Из опытных данных следует, что [19] |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
Ky = RylRK= a\g[Gnvl[pL4 + b, |
|
|
|
|||||
где а= —1,87; |
ö= l,12, а |
/Су= 1^-3 |
в исследованной |
области |
||||||
GBu/(pL2) = 0,94-0,06. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Создание и запуски экспериментальных твердотопливных ра кетных двигателей целесообразны, когда на первый план высту пают процессы вспышки, горения и гашения твердых топлив,
44
их энергетические характеристики, влияние уноса теплозащит ных материалов [9, 22, 38]. В этих случаях, как правило, двига тель имеет небольшие размеры и предусматривается большой объем различных измерений. Большое распространение полу чил способ измерения импульсных характеристик РДТТ с помо щью баллистического маятника [35]. Импульс реактивной силы / пропорционален отклонению платформы с закрепленным на ней экспериментальным двигателем:
|
/: |
2пМ I, |
|
|
|
|
|
где М ■ масса платформы с дви |
|
|
|
||||
/• |
гателем; |
|
|
|
|
|
|
центра |
масс от верти- |
|
|
|
|||
•> |
|
|
|
||||
|
кали; |
|
|
маят |
|
|
|
То — период колебаний |
|
|
|
||||
|
ника. |
|
эксперимен |
|
|
|
|
Нередко запуски |
|
|
|
||||
тальных |
двигателей и ракет про |
|
|
|
|||
водятся с целью исследования га |
|
|
|
||||
зодинамических |
процессов. |
На |
Рис. |
16. Рассеивание в зависи |
|||
пример, |
данные |
о |
рассеивании |
мости от длины расширяющейся |
|||
ракет с соплами различной длины |
|
части |
сопла: |
||||
подтверждают линейную теорию |
-------- -теория: |
XX — эксперимент |
|||||
эксцентриситета |
реактивной силы |
|
(рис. 16) |
(29]. |
|||
нз-за асимметрии входной части сопла |
Огневые стендовые испытания натурного РДТТ проводятся с целью определить [9, 22, 62]:
—состояние и работоспособность конструкции и материалов:
—зависимость р(і) и ее характерные точки (времена за держки воспламенения, выхода на режим, установившейся ра
боты, спада давления; максимальное и минимальное давление);
—энергетические характеристики двигательной установки;
—характеристики органов управления вектором тяги и от сечки тяги.
В программу огневых стендовых испытаний РДТТ обычно включается измерение следующих параметров: тяги; давления в камере; деформаций и перемещений днища, крышки и корпуса; давления в гидросистеме рулевой машины; давления в питаю щей установке; перемещения штоков рулевой машинки и усилия на них; разновременности вскрытия сопел отсечки [15].
Высокие давления и температура газов в РДТТ, быстрое про текание переходных процессов при включении двигателя и не нормальности в работе конструкции, теплозащиты и заряда вызвали необходимость разработки специальной технологии про ведения стендовых испытаний [9]. Необходимо обеспечить высо
45
кую точность измерения внутрнбаллнстических и тяговых харак теристик двигателя; немаловажное значение имеет также безо пасность и удобство обслуживания стенда, технологичность монтажных и восстановительных работ.
Существенным для горизонтальной (вертикальной или на клонной— в зависимости от направления истекающей струн) стендовой установки является способ передачи усилий от дви гателя, закрепленного на подвижной платформе, к неподвижным элементам основания стенда. Подвижная платформа 6 может быть установлена на упругих элементах 1 (см. рис. 15); в этом случае датчик 7 воспринимает лишь часть усилия тяги, а объе
|
диненная измерительная |
си |
|||||
|
стема |
стендовой |
установки |
||||
|
нуждается |
в |
статической, |
||||
|
динамической, |
а |
иногда |
и |
|||
|
«горячей» (в период работы |
||||||
|
РДТТ) тарировке. Специаль |
||||||
|
ная система тарировки осо |
||||||
|
бенно необходима для |
мно |
|||||
|
гокомпонентного |
стенда |
с |
||||
|
тем,, чтобы исключить вся |
||||||
|
кое взаимовлияние измеряе |
||||||
Рис. 17. Стендовая установка на опорах |
мых |
компонентов |
друг |
на |
|||
с малым трением: |
друга (96]. Большое распро |
||||||
/ —роликовые опоры; 2—платформа; 3—РДТТ; |
странение |
получили |
также |
||||
•/—датчик тяги |
стендовые установки со сво |
бодными платформами, опи рающимися на призмы пли подшипники [9] (рис. 17).
Сложность современных ракетных систем и большое число трудноучитываемых факторов, возникающих при полете на больших высотах, заставляет проводить стендовые испытания верхних ступеней ракет в высотных условиях, без чего не уда ется ни достичь основных целей стендовых испытаний, ни иссле довать специфические проблемы, связанные с высотными поле тами (донный нагрев, остаточная тяга после отсечки, запуск двигателей). Стенды для высотных испытаний РДТТ выпол няются следующих типов [22, 39, 94].
1. Простейшим стендом является предварительно вакуумиро ванная барокамера, в которую истекают газы из РДТТ, повы шая давление в ней. Поэтому в таком стенде могут быть испы таны сравнительно небольшие двигатели с массой заряда <в<рГ)йъ'/(ДТб) (ра— допустимое давление в барокамере объе ма Wfj при температуре газов Та).
2. Барокамера, где разрежение создается эжектирующим дей ствием струи, истекающей из испытуемого РДТТ, соосно с соп лом которого установлен выхлопной диффузор барокамеры. При этом двигатель может располагаться в барокамере либо цели ком, либо только сопловой частью (см. рис. 35). В последнем
46