Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
случае принципиальное значение (с точки зрения измерения тяговых характеристик) имеет узел присоединения диффузора к двигателю. Давление разрежения в барокамере или вокруг со плового блока определяется характером натекания границ струи на стенку входной части диффузора; для запуска диффу зора необходим определенный уровень давления в двигателе
(см. §3.7).
Рис. |
18. Схема экспериментальном установки |
для «холод- |
||
пых» |
испытаний моделей |
сопловых блоков |
в высотных |
|
|
|
условиях: |
|
|
/—подогреватель воздуха; 2—рабочая камера; 3 —выхлопной диффу |
||||
зор с эжекторами; -/—система |
охлаждения выхлопных |
газов: 5—на |
||
|
|
сос; 6—вакуумированная емкость = 103 м3 |
||
3. |
Высотные стенды с дополнительными эжекторами в газо |
|||
отводной |
системе. В них с помощью дополнительных (обычно, |
паровых) эжекторов обеспечивается разрежение в период вос пламенения и окончания горения топлива, уменьшаются пуско вое и рабочее давления диффузора. Иногда для снижения про тиводавления на выходе из системы устанавливается вакуум-
камера (рис. 18) [94].
Искусство газодинамического эксперимента состоит в выборе методики, наиболее эффективной для оценки конкретных харак теристик потока. Нередко оказывается необходимым выполнить комплекс экспериментов (метод последовательных приближе ний); например, с целью изучения распределения давления и теплового потока по наружной поверхности многосопловой крышки в космосе было проведено три вида испытаний в высот ных условиях: «холодные» продувки модели соплового блока в масштабе 1:27,7 натуральной величины на установке типа, пока занной на рис. 18; «горячие» испытания модели Ж РД в мас штабе 1:10; испытания модели соплового блока в масштабе 1:10 при истечении продуктов сгорания газообразных водорода и кислорода в барокамеру первого типа после разрыва диаф рагмы в критическом сечении сопла (схема ударной трубы); во
всех |
видах испытаний сохранялся постоянным параметр. |
- > |
М° =idem [94]. |
УМ’ --!
Г л а в а II
ДВИЖЕНИЕ ГАЗОВ В РАКЕТНОЙ КАМЕРЕ
Вракетной камере газы движутся, главным образом, по ци линдрическим (с постоянной площадью проходного сечения) ка налам, через боковые стенки которых поступают продукты сго рания, и по участкам с резкой деформацией потока (местным сопротивлениям).
Врезультате газодинамического расчета ракетной камеры определяются распределения скорости потока, статического и полного давлений.
2.1.МЕСТНЫЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ
Вракетной камере и газопроводах имеются участки, где вне запно изменяется или площадь проходного сечения, или направ ление потока, или и то и другое вместе. Такие участки канала
называются м е с т н ы м и с о п р о т п в л е н и я м и.
Течение газа по местным сопротивлениям сопровождается потерями механической энергии па вихреобразование и на сме шение потоков. В гидравлике (т. е. при изучении течений несжи маемой жидкости) вместо величины потерянной энергии ДЕ вво дят в рассмотрение безразмерный коэффициент местного сопро тивления £ = Д£/(п2/2) [24].
Характерным примером местного сопротивления является внезапное расширение канала, рассмотренное ранее. Потери полного давления газового потока при внезапном расширении определяются формулой (41), либо приближенным соотношени ем (42), обладающим высокой степенью точности вплоть до ско ростей в узкой части канала, близких к скорости звука (см. табл. 4). Соотношение (42) является точным для определения потерь механической энергии при течении несжимаемой жидко сти по каналу с внезапным расширением. В самом деле, в этом случае (Qi = Q2= e = const). Из законов сохранения массы и пол ного импульса потока имеем
Q<^i/r1 = ew2Jp2;
ІРі + Q^) + Pi (F 2— F i )=(P2 + e^)
48
откуда после преобразований получаем следующее значение ко эффициента местного сопротивления:
г. . |
_ А(jg/Q + уа/2) __ |
(ух- у2Т-/2 |
Л |
ѵо \ |
|
1 |
ѵ \ / 2 |
v \ ß |
v \ / 2 |
V |
v i ) |
\ |
F o )(5.6) |
Соотношение Д£ = (1/2)'(У|— o2)2 выражает собой теорему Бор- да-Карно, согласно которой потерянная энергия при ударе (вне запном расширении сечения) пропорциональна квадрату поте рянной скорости.
В случае несжимаемой жидкости давление торможения рав
но |
po= p + QV2/2 |
[это соотношение можно также |
получить, раз |
||
лагая в ряд |
|
газодинамическую функцию |
л:(А): |
р/ро = |
|
= |
1— /г/(/г+1)А2 |
пли po= p + k'k2p/ (іі+\) = p + qv2/2]. |
Коэффи |
циент восстановления полного давления в случае несжимаемой жидкости выражается через коэффициент местного сопротивле ния £ следующим образом:
Р(і2 _ [ |
|
|
I _ j, Ѵ1 _ I |
ѵ\ |
(57) |
||
Pq\ |
E i |
|
|
2Ey |
|
2E\ |
|
|
|
|
|
||||
Выражение (57) |
совпадает с формулой |
(42), так как в слу |
|||||
чае сжимаемой жидкости |
|
|
|
|
|
||
к |
X2 = |
_ J___*'і |
_ |
Н ... |
ѵі |
||
/г + 1 * |
к |
+ 1 |
д2 |
ЗДоі/Ѳоі |
2£01 |
||
|
|
|
|
кр |
|
|
|
Из допущений, |
сделанных |
при выводе формул (42) и (57) |
следует, что коэффициент местного сопротивления при внезап ном расширении канала в случае движения газа определяется
формулой С= (А)і ~ Ро2^I ^ ^ х/Ѵ ч) и приближенно (с точ
ностью до членов порядка А,2) равен гидравлическому коэффи циенту местного сопротивления І = і\Е/(ѵ2/2). Этот вывод можно
распространить и на другие местные сопротивления. В самом деле, местное сопротивление с известным коэффициентом £ можно рассматривать как внезапное расширение канала от сече
ния Рсж= F1 — F2( 1— |/С)до сечения F2.
Площадь сжатого сечения FCm зависит от профиля входной части местного сопротивления, а также от сжимаемости. При плавной входной части Fсж совпадает с площадью минимального проходного сечения канала 7min (для газа и жидкости). В слу
чае внезапного сужения канала от Fвх до |
7min относительная |
||||
площадь сжатого сечения равна (§ 3. 2): |
|
||||
|
1+0,637 |
/ |
М - 1 |
Е„ |
|
F min |
1 |
л (Асж) V ' |
|||
|
где Асж — приведенная скорость в сжатом сечении.
49
Таким образом, при течении газа по местному сопротивлению площадь сжатого сечения находится в пределах (исключая вход ные части типа насадки Борда):
|
1 + |
0,637 / |
^2(1 —Ус) |
|
< |
1—F2 ( } - /С) |
|||
|
1+0,637 |
/ |
(Хсж) - 1 |
|
|
|
1 |
Л (Хсж) |
|
где коэффициент гидравлического сопротивления £ определяет ся по величине потерь механической энергии при движении не сжимаемой жидкости по данному местному сопротивлению
(С = 2 д/Г/в?)-
Рассматривая местное сопротивление как внезапное расши рение и используя формулу (42), можно коэффициент восста новления полного давления при движении газа в нем рассчи тать по соотношению
Рп2 |
|
|
|
|
k |
|
|
|
|
|
Р01 |
|
|
|
|
k “Ь 1> с |
|
|
(58) |
||
где |
0 < |
8 < 0 64 ~ |
' f (^сж) л (^сж) |
1 4/ |
I _ Fi (1 |
V О |
|
|||
|
|
^ |
^ ’ |
1 — л (Хсж) |
У |
|
F nx |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 10 |
|
Вход в канал |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
\E |
h /d |
0 , 1 |
0,125 |
0,15 |
0,2 |
0,4 lo,6 |
|
|
|
_^L |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
r / d = 0,2 |
— |
0,8 |
0/15 |
0,19 |
0,07 0,05 |
||
S ~ J l _ |
2 |
|||||||||
У |
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I— |
I |
|
I*, |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
r / d = 0,5 |
0,65 |
0,36 |
0,25 |
0,10 |
0,04 0,03 |
|||
|
|
|
0 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Плавное |
суже |
£ = £ ^ 1 —~ jf lI '■'1—коэффициент смягчения входа |
||||||||
|
ние |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
|
Д£ |
l/d2 |
0,025 |
0,05 |
0,10 |
0,15 |
0,60 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
T |
9 |
a=60° |
0,40 |
0,30 |
0,18 |
0,15 |
0,12 |
|
|
|
|
_ 4 _ |
||||||
■С |
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ci |
a=140° |
0,45 |
0,42 |
0,38 |
0,37 |
0,36 |
Л1
Ö |
OO |
О |
1! |
О |
|
0,5
50
Этот вывод имеет важное практическое значение, так как в результате обширных исследований накоплены данные о коэф фициентах местных сопротивлений при движении несжимаемой жидкости [37], а формула (58) дает возможность использовать эти данные при расчете газовых течений по этим сопротивле ниям.
Значения коэффициентов некоторых местных сопротивлений приведены в табл. 10 по результатам многочисленных гидравли ческих исследований, обобщенных в работе [37].
Важнейшим местным сопротивлением в камере ракетного двигателя на твердом топливе является предсопловой объем (задиафрагменное пространство) [50]. Имеются и другие участки деформации газового потока: вход в канал у дна двигателя, внезапное расширение при переходе из канала в щелевую часть, внезапное сжатие при переходе из щелевой части в канал (если заряд обращен щелями ко дну).
2.2. ТЕЧЕНИЕ ГАЗА В ПРЕДСОПЛОВОМ ОБЪЕМЕ
Предсопловой объем является важнейшим местным сопро тивлением в ракетной камере. Многочисленными опытами было установлено существенное влияние диафрагмы и задиафрагмениого (предсоплового) объема на работу пороховых ракетных двигателей с зарядами (одношашечными или многошашечными), горящими по внешней и внутренней поверхностям. Диафрагма является источником вихреобразования. Величина гидравличе ских потерь в предсопловом объеме зависит от соотношения форм диафрагмы и порохового заряда, взаимного расположения
проходных сечений |
заряда, диафрагмы и |
сопел |
двигателя |
[50, 69]. Обтекание |
ребер сопловой решетки |
может |
сопровож |
даться образованием периодических вихрей и звуковых колеба ний, некоторые частоты которых могут усилиться в ракетной камере и привести к аномальному повышению давления в дви гателе (резонансное горение). Замечено, что отсутствие задних диафрагм способствует нормальному горению порохового заря да [9]. В случае порохового заряда, горящего по всем поверхно стям (наружным и внутренним), целесообразно наличие кольце вого зазора между внутренней поверхностью камеры и внешним контуром диафрагмы; ширина зазора (0,05ч-0,1)<4ам [50].
Рассмотрим начальный период работы двигателей с порохо вым зарядом внутреннего горения и одним центральным соплом (рис. 19, а). В этом случае течение газа на участке от выхода из канала до входа в сопло аналогично в первом приближения течению в ячейке лабиринтного уплотнения и представляет со бой начальный участок турбулентной струи [2]. Потери полного
давления, обусловленные вихреобразованием на границе |
струи |
и застойной зоны, можно ориентировочно оценить как |
потери |
на начальном участке струи постоянной массы [37]. |
|
51