Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 207

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

случае принципиальное значение (с точки зрения измерения тяговых характеристик) имеет узел присоединения диффузора к двигателю. Давление разрежения в барокамере или вокруг со­ плового блока определяется характером натекания границ струи на стенку входной части диффузора; для запуска диффу­ зора необходим определенный уровень давления в двигателе

(см. §3.7).

Рис.

18. Схема экспериментальном установки

для «холод-

пых»

испытаний моделей

сопловых блоков

в высотных

 

 

условиях:

 

/—подогреватель воздуха; 2—рабочая камера; 3 —выхлопной диффу­

зор с эжекторами; -/—система

охлаждения выхлопных

газов: 5—на­

 

 

сос; 6—вакуумированная емкость = 103 м3

3.

Высотные стенды с дополнительными эжекторами в газо­

отводной

системе. В них с помощью дополнительных (обычно,

паровых) эжекторов обеспечивается разрежение в период вос­ пламенения и окончания горения топлива, уменьшаются пуско­ вое и рабочее давления диффузора. Иногда для снижения про­ тиводавления на выходе из системы устанавливается вакуум-

камера (рис. 18) [94].

Искусство газодинамического эксперимента состоит в выборе методики, наиболее эффективной для оценки конкретных харак­ теристик потока. Нередко оказывается необходимым выполнить комплекс экспериментов (метод последовательных приближе­ ний); например, с целью изучения распределения давления и теплового потока по наружной поверхности многосопловой крышки в космосе было проведено три вида испытаний в высот­ ных условиях: «холодные» продувки модели соплового блока в масштабе 1:27,7 натуральной величины на установке типа, пока­ занной на рис. 18; «горячие» испытания модели Ж РД в мас­ штабе 1:10; испытания модели соплового блока в масштабе 1:10 при истечении продуктов сгорания газообразных водорода и кислорода в барокамеру первого типа после разрыва диаф­ рагмы в критическом сечении сопла (схема ударной трубы); во

всех

видах испытаний сохранялся постоянным параметр.

- >

М° =idem [94].

УМ’ --!


Г л а в а II

ДВИЖЕНИЕ ГАЗОВ В РАКЕТНОЙ КАМЕРЕ

Вракетной камере газы движутся, главным образом, по ци­ линдрическим (с постоянной площадью проходного сечения) ка­ налам, через боковые стенки которых поступают продукты сго­ рания, и по участкам с резкой деформацией потока (местным сопротивлениям).

Врезультате газодинамического расчета ракетной камеры определяются распределения скорости потока, статического и полного давлений.

2.1.МЕСТНЫЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

Вракетной камере и газопроводах имеются участки, где вне­ запно изменяется или площадь проходного сечения, или направ­ ление потока, или и то и другое вместе. Такие участки канала

называются м е с т н ы м и с о п р о т п в л е н и я м и.

Течение газа по местным сопротивлениям сопровождается потерями механической энергии па вихреобразование и на сме­ шение потоков. В гидравлике (т. е. при изучении течений несжи­ маемой жидкости) вместо величины потерянной энергии ДЕ вво­ дят в рассмотрение безразмерный коэффициент местного сопро­ тивления £ = Д£/(п2/2) [24].

Характерным примером местного сопротивления является внезапное расширение канала, рассмотренное ранее. Потери полного давления газового потока при внезапном расширении определяются формулой (41), либо приближенным соотношени­ ем (42), обладающим высокой степенью точности вплоть до ско­ ростей в узкой части канала, близких к скорости звука (см. табл. 4). Соотношение (42) является точным для определения потерь механической энергии при течении несжимаемой жидко­ сти по каналу с внезапным расширением. В самом деле, в этом случае (Qi = Q2= e = const). Из законов сохранения массы и пол­ ного импульса потока имеем

Q<^i/r1 = ew2Jp2;

ІРі + Q^) + Pi (F 2— F i )=(P2 + e^)

48


откуда после преобразований получаем следующее значение ко­ эффициента местного сопротивления:

г. .

_ А(jg/Q + уа/2) __

(ух- у2Т-/2

Л

ѵо \

 

1

ѵ \ / 2

v \ ß

v \ / 2

V

v i )

\

F o )(5.6)

Соотношение Д£ = (1/2)'(У|— o2)2 выражает собой теорему Бор- да-Карно, согласно которой потерянная энергия при ударе (вне­ запном расширении сечения) пропорциональна квадрату поте­ рянной скорости.

В случае несжимаемой жидкости давление торможения рав­

но

po= p + QV2/2

[это соотношение можно также

получить, раз­

лагая в ряд

 

газодинамическую функцию

л:(А):

р/ро =

=

1— /г/(/г+1)А2

пли po= p + k'k2p/ (іі+\) = p + qv2/2].

Коэффи­

циент восстановления полного давления в случае несжимаемой жидкости выражается через коэффициент местного сопротивле­ ния £ следующим образом:

Р(і2 _ [

 

 

I _ j, Ѵ1 _ I

ѵ\

(57)

Pq\

E i

 

 

2Ey

 

2E\

 

 

 

 

Выражение (57)

совпадает с формулой

(42), так как в слу­

чае сжимаемой жидкости

 

 

 

 

 

к

X2 =

_ J___*'і

_

Н ...

ѵі

/г + 1 *

к

+ 1

д2

ЗДоі/Ѳоі

2£01

 

 

 

 

кр

 

 

 

Из допущений,

сделанных

при выводе формул (42) и (57)

следует, что коэффициент местного сопротивления при внезап­ ном расширении канала в случае движения газа определяется

формулой С= (А)і ~ Ро2^I ^ ^ х/Ѵ ч) и приближенно (с точ­

ностью до членов порядка А,2) равен гидравлическому коэффи­ циенту местного сопротивления І = і\Е/(ѵ2/2). Этот вывод можно

распространить и на другие местные сопротивления. В самом деле, местное сопротивление с известным коэффициентом £ можно рассматривать как внезапное расширение канала от сече­

ния Рсж= F1 — F2( 1— |/С)до сечения F2.

Площадь сжатого сечения FCm зависит от профиля входной части местного сопротивления, а также от сжимаемости. При плавной входной части Fсж совпадает с площадью минимального проходного сечения канала 7min (для газа и жидкости). В слу­

чае внезапного сужения канала от Fвх до

7min относительная

площадь сжатого сечения равна (§ 3. 2):

 

 

1+0,637

/

М - 1

Е„

F min

1

л (Асж) V '

 

где Асж — приведенная скорость в сжатом сечении.

49


Таким образом, при течении газа по местному сопротивлению площадь сжатого сечения находится в пределах (исключая вход­ ные части типа насадки Борда):

 

1 +

0,637 /

^2(1 —Ус)

<

1—F2 ( } - /С)

 

1+0,637

/

(Хсж) - 1

 

 

1

Л (Хсж)

 

где коэффициент гидравлического сопротивления £ определяет­ ся по величине потерь механической энергии при движении не­ сжимаемой жидкости по данному местному сопротивлению

(С = 2 д/Г/в?)-

Рассматривая местное сопротивление как внезапное расши­ рение и используя формулу (42), можно коэффициент восста­ новления полного давления при движении газа в нем рассчи­ тать по соотношению

Рп2

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

Р01

 

 

 

 

k “Ь 1> с

 

 

(58)

где

0 <

8 < 0 64 ~

' f (^сж) л (^сж)

1 4/

I _ Fi (1

V О

 

 

 

^

^ ’

1 — л (Хсж)

У

 

F nx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 10

Вход в канал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\E

h /d

0 , 1

0,125

0,15

0,2

0,4 lo,6

 

 

 

_^L

 

 

 

 

 

1

 

 

 

r / d = 0,2

0,8

0/15

0,19

0,07 0,05

S ~ J l _

2

У

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I—

I

 

I*,

4

 

 

 

 

 

 

 

 

r / d = 0,5

0,65

0,36

0,25

0,10

0,04 0,03

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Плавное

суже­

£ = £ ^ 1 —~ jf lI '■'1—коэффициент смягчения входа

 

ние

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

 

Д£

l/d2

0,025

0,05

0,10

0,15

0,60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

T

9

a=60°

0,40

0,30

0,18

0,15

0,12

 

 

 

 

_ 4 _

■С

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ci

a=140°

0,45

0,42

0,38

0,37

0,36

Л1

Ö

OO

О

1!

О

 

0,5

50


Этот вывод имеет важное практическое значение, так как в результате обширных исследований накоплены данные о коэф­ фициентах местных сопротивлений при движении несжимаемой жидкости [37], а формула (58) дает возможность использовать эти данные при расчете газовых течений по этим сопротивле­ ниям.

Значения коэффициентов некоторых местных сопротивлений приведены в табл. 10 по результатам многочисленных гидравли­ ческих исследований, обобщенных в работе [37].

Важнейшим местным сопротивлением в камере ракетного двигателя на твердом топливе является предсопловой объем (задиафрагменное пространство) [50]. Имеются и другие участки деформации газового потока: вход в канал у дна двигателя, внезапное расширение при переходе из канала в щелевую часть, внезапное сжатие при переходе из щелевой части в канал (если заряд обращен щелями ко дну).

2.2. ТЕЧЕНИЕ ГАЗА В ПРЕДСОПЛОВОМ ОБЪЕМЕ

Предсопловой объем является важнейшим местным сопро­ тивлением в ракетной камере. Многочисленными опытами было установлено существенное влияние диафрагмы и задиафрагмениого (предсоплового) объема на работу пороховых ракетных двигателей с зарядами (одношашечными или многошашечными), горящими по внешней и внутренней поверхностям. Диафрагма является источником вихреобразования. Величина гидравличе­ ских потерь в предсопловом объеме зависит от соотношения форм диафрагмы и порохового заряда, взаимного расположения

проходных сечений

заряда, диафрагмы и

сопел

двигателя

[50, 69]. Обтекание

ребер сопловой решетки

может

сопровож­

даться образованием периодических вихрей и звуковых колеба­ ний, некоторые частоты которых могут усилиться в ракетной камере и привести к аномальному повышению давления в дви­ гателе (резонансное горение). Замечено, что отсутствие задних диафрагм способствует нормальному горению порохового заря­ да [9]. В случае порохового заряда, горящего по всем поверхно­ стям (наружным и внутренним), целесообразно наличие кольце­ вого зазора между внутренней поверхностью камеры и внешним контуром диафрагмы; ширина зазора (0,05ч-0,1)<4ам [50].

Рассмотрим начальный период работы двигателей с порохо­ вым зарядом внутреннего горения и одним центральным соплом (рис. 19, а). В этом случае течение газа на участке от выхода из канала до входа в сопло аналогично в первом приближения течению в ячейке лабиринтного уплотнения и представляет со­ бой начальный участок турбулентной струи [2]. Потери полного

давления, обусловленные вихреобразованием на границе

струи

и застойной зоны, можно ориентировочно оценить как

потери

на начальном участке струи постоянной массы [37].

 

51