Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.07.2024
Просмотров: 209
Скачиваний: 1
3.3. УДЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС
Удельным импульсом ракетного двигателя на твердом топли ве называется отношение тяги к секундному расходу продуктов сгорания /oo=i/?oo/G. В случае, если рабочим телом является иде альный газ, пустотный (рп = 0 ) удельный импульс равен
/ . = /CTC* = £ ± ^ a KPz(Xe). |
(100) |
k
Для точного определения теоретической величины удельного импульса необходимо учитывать изменения состава и свойств продуктов сгорания в процессе их расширения в сопле. Эти из менения становятся существенными в случае топлив с высокими энергетическими характеристиками. Теоретические значения
/ °°т==Уд~Ь RgТ'дІ'^а |
И С*т= Рокр/Ркр \ ^кр^кр/^кр> |
ГДе |
сѴа= |
—] / 2 (//т —Н а), |
в зависимости от рецептуры твердого топлива |
||
и степени расширения сопла определяются в результате |
термо |
динамического расчета (на ЭВМ) [4, 68]. Вследствие высоких температур затвердевания (см. табл. 20) окислов АІ2О3, Вео, на ходящихся в продуктах сгорания высокоимпульсных топлив, возможно переохлаждение жидких частиц при расширении двух фазного потока в сопле до температур Та= 1500-4-2000 К. При этом не происходит выделения теплоты кристаллизации и возни кают потери удельной тяги [68].
|
|
|
Таблица 20 |
Вещество |
Температура |
Теплота кристал |
Потеря удельной тяги |
отвердевания, |
лизации, |
в % при 25% твердых |
|
|
К |
кДж/моль |
частиц ( / теТ=3000 м/с) |
ВеО |
2823 |
58,5 |
3,6 |
Beo03 |
723 |
25,6 |
5,6 |
AI0O3 |
2315 |
118 |
2,9 |
Расчеты показывают, что потери пустотной тяги из-за отсут ствия кристаллизации достигают для двигателей первых ступе ней 1,0% и для двигателей верхних ступеней — 1,5% [4]. Следова тельно, из термодинамического расчета удельной тяги металли зированных твердых ракетных топлив можно исключить теплоту кристаллизации конденсата при расширении в сопле.
Реальный пустотный удельный импульс /«, отличается от значения, полученного в результате термодинамического расче та, на некоторый коэффициент импульса <р: / о о= ср/оотОн являет ся энергетической характеристикой двигательной установки и за висит от термодинамических свойств топлива, коэффициента им пульса <р, степени расширения сопла (daMiP)2[58, 81].
4 * |
83 |
Соотношение между теоретическими значениями удельного импульса в пустоте /<*> и в условиях расчетного истечения у зем ли /„ (при ра= Р іі= 1 рабочее тело — идеальный газ) имеет вид
/ Н
Здесь
Лі ^icp^i'крЛрасч>
Ярасч — приведенная скорость на выходе из сопла, обеспечиваю щего расчетную степень расширения газа в сопле от р0 до ра =
— ЛаРоі(р= Рн; значение ХраСч определяется по таблицам газоди намических функций Ярасч = Ра/ро кр = РпІРо кр.
Для удельного импульса двигателя при РаФРаФО применяет ся следующая формула:
( 101)
В случае малого изменения степени расширения сопла dJdKV относительное изменение удельного импульса тяги в пустоте Л/»//«, можно определить с помощью первого члена разложения взаимозависимости z(7,a) и q (К) = (dKV/da)2 в ряд. В самом деле
d z __— 1 |
d i |
dg _____________ 1 — |
Х2_______ |
rfX_ |
г ~ Х 2 |
+ і Т |
д ~ 1 _ Х 2 ( * _ |
!)/ ( £ + 1) |
X |
Сравнивая эти дифференциальные соотношения, получим
|
1 -X 2 ( é - |
!)/(&+ 1) |
Дд_ = _ |
г „ |
Ад_ |
Z |
I + |
Х2 |
q |
У |
q ' |
откуда следует, что относительное изменение удельного импуль са тяги в пустоте при изменении расширения A q al q a равно
( 102)
Если в процессе испытаний изменяется от двигателя к двига телю теплоотдача, калорийность или температура порохового за ряда, то отклонения До или /„ от среднего определяются с помо щью первых частных производных {4].
При небольших изменениях условий горения порохового за ряда и фиксированной геометрии сопла пустотный удельный им пульс тяги является величиной стабильной. Колебания в химиче ском составе порохового заряда, разброс тепловых и газодинами ческих потерь приводят к случайным отклонениям величины /, не более 1 % [35].
Вследствие того, что пустотный удельный импульс /те — вели чина относительно стабильная, а измерение текущего расхода
84
твердого топлива весьма затруднительно, то при определении /от
по результатам стендовых испытаний используются интеграл тя- fа
ги J R{t)dt и суммарный расход рабочего тела u>s на участке
эффективной работы двигателя от ^ до t2 (при малых давлениях в периоды выхода на режим от 0 до и спада давления от t2 до
.?п двигатель работает неэффективно из-за неполноты сгорания топлива и отрыва потока от стенок сопла):
|
t% |
|
J R(t)dt+pKF a(t2 — ti) |
|
to — Atoj — At02 ~Ь |
где |
со — начальная масса заряда твердого топлива; |
Дац; |
Лиг— масса топлива, сгоревшего на участках неэффек |
|
тивной работы; |
|
Дшз — масса выгоревших теплозащитных материалов. |
Экспериментальное значение 1<*> сравнивается с расчетным при той же степени расширения d j d l<v и том же составе услов ного топлива, представляющего собой смесь основного топлива и выгоревшего теплозащитного покрытия [4].
При известном /« тягу РДТТ можно записать в виде
R{t) = I „G(t) — paFа.
3 . 4 . Т Е Ч Е Н И Е Г А З А С Ч А С Т И Ц А М И *
Для решения задачи о влиянии конденсированной фазы про дуктов сгорания на тяговые характеристики РДТТ необходимо:
—определить степень дисперсности частиц при их движении по соплу;
—установить законы трения и теплообмена частиц и запы ленного потока в сопловом аппарате;
—исследовать процесс расширения гетерогенных продуктов сгорания в сверхзвуковом сопле.
Перечисленным вопросам посвящен ряд трудов. Подробный обзор зарубежных исследований дан в работах і[4, 83].
Частицы окиси алюминия, образующиеся при горении смесевых топлив, имеют сферическую форму со среднемассовым ра
диусом гч (если считать их твердыми сферами) порядка 0,5ч- 2 мкм. При этом существует мнение, что размеры частиц изме няются как при движении их по сопловому тракту, так и в про цессе отбора проб смеси газа и частиц. Различные по размерам частицы по-разному увлекаются газом. Более мелкие частицы об гоняют более крупные, сталкиваются с ними. В результате столк новения частиц может произойти их дробление или слияние. Рас четные и опытные данные показывают, что последнее преоблада ет и в соплах частицы укрупняются. Наиболее интенсивно
4* |
3734 |
85 |
процесс коагуляции (укрупнения) протекает в области горлови ны. У среза сопла среднемассовый радиус частиц гч порядка
5-^8 мкм [4].
Формула для зависимости коэффициента сопротивления сфе ры от числа Рейнольдса Re = 2or4/v, удобная с точки зрения ин тегрирования уравнений движения, предложена Клячко (1935 г.) (Re^lOOO; в соплах РДТТ Re~0-=-102):
с , = - |
1 + — Re' |
Re |
6 |
Это соотношение хорошо аппроксимирует опытные данные по обтеканию одиночной сферы равномерным потоком. Однако ус ловия движения твердых частиц в соплах РДТТ заметно отлича ются от условий экспериментов, лежащих в основе приведенной формулы.
Существенное влияние на сопротивление сферы оказывают высокая степень турбулентности потока в сопле (облако частиц само является турбулпзатором, и масштаб турбулентности срав ним с размерами частиц) и разреженность течения (за начало
области течения со скольжением принимается |
J/Re/M sü ІО2) |
||
[43]. Оба этих фактора |
(причем достаточно точно можно |
учесть |
|
только второй) приводят к уменьшению сопротивления и, |
следо |
||
вательно, к увеличению |
скоростного запаздывания и |
потерь |
удельного импульса. Кроме того, на силу сопротивления частиц в ракетных соплах влияют также сжимаемость потока и ускоре ние движения [43]. Слабо исследовано влияние на коэффициент сопротивления Сх и /«, взаимодействия частиц между собой и со стенками сопла. Все перечисленные параметры оказывают влия ние как на сопротивление, так и на конвективный теплообмен ча стиц [43]. Большая часть в энергетическом балансе частиц принадлежит переносу тепла излучением. Однако роль тепло вого запаздывания в потерях тяги РДТТ сравнительно невели ка [4].
Приближенное аналитическое решение задачи об одномерном движении газа с частицами осуществляется методом возмуще ний. В нулевом приближении газ и конденсированная фаза име ют одинаковые скорость и температуру. Такое «невозмущенное» течение двухфазной смеси эквивалентно движению газа с эффек тивными теплоемкостями и, следовательно, с эффективными га зовой постоянной и показателем изэнтропы [67]:
(ср)э = ( 1 - £) с р+ гс; с„ = ( 1 - б) с„ + 6 С ;
^ э = ( сЛ |
- ( ск)э= (1 - е)(ср - ск )= (1- £)^; |
||
( с р ) э |
= /г |
1 - « ( 1 -с/ср) |
tc .. |
(Й4 |
1 — е (1— к с / С р ) |
— (/е- |
|
|
с р |
86
где е — доля конденсированных частиц в смеси; с — теплоемкость частиц.
Это означает, что все формулы для определения параметров невозмущенного течения двухфазной смеси совпадают с соответ ствующими формулами для идеального газа с эффективной га зовой постоянной /?:1 и показателем кэ. В частности, скорость тече
ния смеси в критическом сечении равнаг;кр = і/(2Аэ/^э+ 1)/^э7’0и
меньше скорости звука в чистом газе |
aKP= V{2klk-^-\)RTa |
||
при той же температуре в камере Т0. |
Отношения коэффициента |
||
истечения Л0, удельного |
импульса |
/«> |
и коэффициента тяги |
СR3 = Rj{püF Kр)в случае |
невозмущенного движения смеси к со |
ответствующим величинам для чистого идеального газа при той же температуре в камере Т0 определяются формулами:
А э _____ /пкр.э |
( / . ) , |
/кр.э^ Оа)э ягкр I g. |
А тКѴ / 1 — Е |
Ісо |
/кр 2 (Ха) /кКр.э |
С /?э /кр.э2 О^а)э
С/? /крг О'а)
Эти отношения приведены в табл. 21 в зависимости от доли кон денсированной фазы е при с= ср\ d j d liv= 3 и отношении тепло емкостей для чистого идеального газа &=1,25; приближенно
(/со)я//«>= 1■— 0,4 е.
|
|
|
|
|
Таблица 21 |
г |
0 |
0 , 1 |
0 , 2 |
0,3 |
0,4 |
|
1,25 |
1 , 2 2 |
1,19 |
1,16 |
1,14 |
Аэ/А |
1 , 0 0 0 |
1,045 |
1,099 |
1,163 |
1,249 |
К |
2,29 |
2,33 |
2,37 |
2,42 |
2,45 |
( O s / / „ |
1 , 0 0 0 |
0,965 |
0,926 |
0,883 |
0,830 |
CrJ C r |
1 , 0 0 0 |
1,009 |
1,017 |
1,029 |
1,036 |
|
|
|
|
|
|
1—0 ,4е |
1 , 0 0 |
0,96 |
0,92 |
0 , 8 8 |
0,84 |
В следующем приближении из уравнений движения газа, дви жения частицы и теплообмена частицы с газом определяются отклонения скорости и температуры газа и частиц от рассмот ренного невозмущенного течения смеси. Отклонения скорости частиц относительно невозмущенного течения всегда имеют от рицательный знак, а отклонения температуры — положительный. Скорость газа вблизи критического сечения больше скорости невозмущенного течения смеси; однако по мере продвижения газа по раструбу отклонение скорости газа от Хэакр уменьшается и может изменить знак вследствие перехода части кинетической энергии газа в тепло в процессе трения потока о частицы.
4** |
87 |