Файл: Шишков А.А. Газодинамика пороховых ракетных двигателей. Инженерные методы расчета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.07.2024

Просмотров: 209

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.3. УДЕЛЬНЫЙ ИМПУЛЬС

Удельным импульсом ракетного двигателя на твердом топли­ ве называется отношение тяги к секундному расходу продуктов сгорания /oo=i/?oo/G. В случае, если рабочим телом является иде­ альный газ, пустотный (рп = 0 ) удельный импульс равен

/ . = /CTC* = £ ± ^ a KPz(Xe).

(100)

k

Для точного определения теоретической величины удельного импульса необходимо учитывать изменения состава и свойств продуктов сгорания в процессе их расширения в сопле. Эти из­ менения становятся существенными в случае топлив с высокими энергетическими характеристиками. Теоретические значения

/ °°т==УдRgТ'дІ'^а

И С*т= Рокр/Ркр \ ^кр^кр/^кр>

ГДе

сѴа=

—] / 2 (//т —Н а),

в зависимости от рецептуры твердого топлива

и степени расширения сопла определяются в результате

термо­

динамического расчета (на ЭВМ) [4, 68]. Вследствие высоких температур затвердевания (см. табл. 20) окислов АІ2О3, Вео, на­ ходящихся в продуктах сгорания высокоимпульсных топлив, возможно переохлаждение жидких частиц при расширении двух­ фазного потока в сопле до температур Та= 1500-4-2000 К. При этом не происходит выделения теплоты кристаллизации и возни­ кают потери удельной тяги [68].

 

 

 

Таблица 20

Вещество

Температура

Теплота кристал­

Потеря удельной тяги

отвердевания,

лизации,

в % при 25% твердых

 

К

кДж/моль

частиц ( / теТ=3000 м/с)

ВеО

2823

58,5

3,6

Beo03

723

25,6

5,6

AI0O3

2315

118

2,9

Расчеты показывают, что потери пустотной тяги из-за отсут­ ствия кристаллизации достигают для двигателей первых ступе­ ней 1,0% и для двигателей верхних ступеней — 1,5% [4]. Следова­ тельно, из термодинамического расчета удельной тяги металли­ зированных твердых ракетных топлив можно исключить теплоту кристаллизации конденсата при расширении в сопле.

Реальный пустотный удельный импульс /«, отличается от значения, полученного в результате термодинамического расче­ та, на некоторый коэффициент импульса <р: / о о= ср/оотОн являет­ ся энергетической характеристикой двигательной установки и за­ висит от термодинамических свойств топлива, коэффициента им­ пульса <р, степени расширения сопла (daMiP)2[58, 81].

4 *

83


Соотношение между теоретическими значениями удельного импульса в пустоте /<*> и в условиях расчетного истечения у зем­ ли /„ (при ра= Р іі= 1 рабочее тело — идеальный газ) имеет вид

/ Н

Здесь

Лі ^icp^i'крЛрасч>

Ярасч — приведенная скорость на выходе из сопла, обеспечиваю­ щего расчетную степень расширения газа в сопле от р0 до ра =

— ЛаРоі(р= Рн; значение ХраСч определяется по таблицам газоди­ намических функций Ярасч = Ра/ро кр = РпІРо кр.

Для удельного импульса двигателя при РаФРаФО применяет­ ся следующая формула:

( 101)

В случае малого изменения степени расширения сопла dJdKV относительное изменение удельного импульса тяги в пустоте Л/»//«, можно определить с помощью первого члена разложения взаимозависимости z(7,a) и q (К) = (dKV/da)2 в ряд. В самом деле

d z __— 1

d i

dg _____________ 1 —

Х2_______

rfX_

г ~ Х 2

+ і Т

д ~ 1 _ Х 2 ( * _

!)/ ( £ + 1)

X

Сравнивая эти дифференциальные соотношения, получим

 

1 -X 2 ( é -

!)/(&+ 1)

Дд_ = _

г

Ад_

Z

I +

Х2

q

У

q '

откуда следует, что относительное изменение удельного импуль­ са тяги в пустоте при изменении расширения A q al q a равно

( 102)

Если в процессе испытаний изменяется от двигателя к двига­ телю теплоотдача, калорийность или температура порохового за­ ряда, то отклонения До или /„ от среднего определяются с помо­ щью первых частных производных {4].

При небольших изменениях условий горения порохового за­ ряда и фиксированной геометрии сопла пустотный удельный им­ пульс тяги является величиной стабильной. Колебания в химиче­ ском составе порохового заряда, разброс тепловых и газодинами­ ческих потерь приводят к случайным отклонениям величины /, не более 1 % [35].

Вследствие того, что пустотный удельный импульс /те — вели­ чина относительно стабильная, а измерение текущего расхода

84


твердого топлива весьма затруднительно, то при определении /от

по результатам стендовых испытаний используются интеграл тя- fа

ги J R{t)dt и суммарный расход рабочего тела u>s на участке

эффективной работы двигателя от ^ до t2 (при малых давлениях в периоды выхода на режим от 0 до и спада давления от t2 до

.?п двигатель работает неэффективно из-за неполноты сгорания топлива и отрыва потока от стенок сопла):

 

t%

 

J R(t)dt+pKF a(t2 — ti)

 

to — Atoj — At02 ~Ь

где

со — начальная масса заряда твердого топлива;

Дац;

Лиг— масса топлива, сгоревшего на участках неэффек­

 

тивной работы;

 

Дшз — масса выгоревших теплозащитных материалов.

Экспериментальное значение 1<*> сравнивается с расчетным при той же степени расширения d j d l<v и том же составе услов­ ного топлива, представляющего собой смесь основного топлива и выгоревшего теплозащитного покрытия [4].

При известном /« тягу РДТТ можно записать в виде

R{t) = I „G(t) paFа.

3 . 4 . Т Е Ч Е Н И Е Г А З А С Ч А С Т И Ц А М И *

Для решения задачи о влиянии конденсированной фазы про­ дуктов сгорания на тяговые характеристики РДТТ необходимо:

определить степень дисперсности частиц при их движении по соплу;

установить законы трения и теплообмена частиц и запы­ ленного потока в сопловом аппарате;

исследовать процесс расширения гетерогенных продуктов сгорания в сверхзвуковом сопле.

Перечисленным вопросам посвящен ряд трудов. Подробный обзор зарубежных исследований дан в работах і[4, 83].

Частицы окиси алюминия, образующиеся при горении смесевых топлив, имеют сферическую форму со среднемассовым ра­

диусом гч (если считать их твердыми сферами) порядка 0,5ч- 2 мкм. При этом существует мнение, что размеры частиц изме­ няются как при движении их по сопловому тракту, так и в про­ цессе отбора проб смеси газа и частиц. Различные по размерам частицы по-разному увлекаются газом. Более мелкие частицы об­ гоняют более крупные, сталкиваются с ними. В результате столк­ новения частиц может произойти их дробление или слияние. Рас­ четные и опытные данные показывают, что последнее преоблада­ ет и в соплах частицы укрупняются. Наиболее интенсивно

4*

3734

85


процесс коагуляции (укрупнения) протекает в области горлови­ ны. У среза сопла среднемассовый радиус частиц гч порядка

5-^8 мкм [4].

Формула для зависимости коэффициента сопротивления сфе­ ры от числа Рейнольдса Re = 2or4/v, удобная с точки зрения ин­ тегрирования уравнений движения, предложена Клячко (1935 г.) (Re^lOOO; в соплах РДТТ Re~0-=-102):

с , = -

1 + — Re'

Re

6

Это соотношение хорошо аппроксимирует опытные данные по обтеканию одиночной сферы равномерным потоком. Однако ус­ ловия движения твердых частиц в соплах РДТТ заметно отлича­ ются от условий экспериментов, лежащих в основе приведенной формулы.

Существенное влияние на сопротивление сферы оказывают высокая степень турбулентности потока в сопле (облако частиц само является турбулпзатором, и масштаб турбулентности срав­ ним с размерами частиц) и разреженность течения (за начало

области течения со скольжением принимается

J/Re/M ІО2)

[43]. Оба этих фактора

(причем достаточно точно можно

учесть

только второй) приводят к уменьшению сопротивления и,

следо­

вательно, к увеличению

скоростного запаздывания и

потерь

удельного импульса. Кроме того, на силу сопротивления частиц в ракетных соплах влияют также сжимаемость потока и ускоре­ ние движения [43]. Слабо исследовано влияние на коэффициент сопротивления Сх и /«, взаимодействия частиц между собой и со стенками сопла. Все перечисленные параметры оказывают влия­ ние как на сопротивление, так и на конвективный теплообмен ча­ стиц [43]. Большая часть в энергетическом балансе частиц принадлежит переносу тепла излучением. Однако роль тепло­ вого запаздывания в потерях тяги РДТТ сравнительно невели­ ка [4].

Приближенное аналитическое решение задачи об одномерном движении газа с частицами осуществляется методом возмуще­ ний. В нулевом приближении газ и конденсированная фаза име­ ют одинаковые скорость и температуру. Такое «невозмущенное» течение двухфазной смеси эквивалентно движению газа с эффек­ тивными теплоемкостями и, следовательно, с эффективными га­ зовой постоянной и показателем изэнтропы [67]:

(ср)э = ( 1 - £) с р+ гс; с„ = ( 1 - б) с„ + 6 С ;

^ э = ( сЛ

- ( ск)э= (1 - е)(ср - ск )= (1- £)^;

( с р ) э

= /г

1 - « ( 1 -с/ср)

tc ..

(Й4

1 — е (1— к с / С р )

— (/е-

 

с р

86


где е — доля конденсированных частиц в смеси; с — теплоемкость частиц.

Это означает, что все формулы для определения параметров невозмущенного течения двухфазной смеси совпадают с соответ­ ствующими формулами для идеального газа с эффективной га­ зовой постоянной /?:1 и показателем кэ. В частности, скорость тече­

ния смеси в критическом сечении равнаг;кр = і/(2Аэ/^э+ 1)/^э7’0и

меньше скорости звука в чистом газе

aKP= V{2klk-^-\)RTa

при той же температуре в камере Т0.

Отношения коэффициента

истечения Л0, удельного

импульса

/«>

и коэффициента тяги

СR3 = Rj{püF Kр)в случае

невозмущенного движения смеси к со­

ответствующим величинам для чистого идеального газа при той же температуре в камере Т0 определяются формулами:

А э _____ /пкр.э

( / . ) ,

/кр.э^ Оа)э ягкр I g.

А тКѴ / 1 — Е

Ісо

/кр 2 (Ха) /кКр.э

С /?э /кр.э2 О^а

С/? /крг О'а)

Эти отношения приведены в табл. 21 в зависимости от доли кон­ денсированной фазы е при с= ср\ d j d liv= 3 и отношении тепло­ емкостей для чистого идеального газа &=1,25; приближенно

(/со)я//«>= 1■— 0,4 е.

 

 

 

 

 

Таблица 21

г

0

0 , 1

0 , 2

0,3

0,4

 

1,25

1 , 2 2

1,19

1,16

1,14

Аэ/А

1 , 0 0 0

1,045

1,099

1,163

1,249

К

2,29

2,33

2,37

2,42

2,45

( O s / / „

1 , 0 0 0

0,965

0,926

0,883

0,830

CrJ C r

1 , 0 0 0

1,009

1,017

1,029

1,036

 

 

 

 

 

10 ,4е

1 , 0 0

0,96

0,92

0 , 8 8

0,84

В следующем приближении из уравнений движения газа, дви­ жения частицы и теплообмена частицы с газом определяются отклонения скорости и температуры газа и частиц от рассмот­ ренного невозмущенного течения смеси. Отклонения скорости частиц относительно невозмущенного течения всегда имеют от­ рицательный знак, а отклонения температуры — положительный. Скорость газа вблизи критического сечения больше скорости невозмущенного течения смеси; однако по мере продвижения газа по раструбу отклонение скорости газа от Хэакр уменьшается и может изменить знак вследствие перехода части кинетической энергии газа в тепло в процессе трения потока о частицы.

4**

87